Статья
статья

Анастасия Витальевна Эпп

Статья на тему: "Использование песенного материала уральских композиторов как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_epp.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка 40 группы

Эпп Анастасия

Статья на тему: «Использование песенного материала уральских композиторов как средство формирования познавательных УУД на уроках музыки»

Жизнь в современном обществе предъявляет уже младшему школьнику ряд конкретных требований: уметь эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, быстро ориентироваться в потоках информации, быть эмоционально устойчивым. Это и заявлено во всех нормативных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

Перед школой и учеником задача состоит не просто в изучении основ различных предметов, а в способности обобщать, понимать новые знания, связывать их с жизненным опытом ребенка на основе формирования основного навыка - учиться.

Научить учиться - вот в чем проблема, в решении которой школа сегодня должна помочь. Учитель в современной школе становится квалифицированным проводником для детей в учебном процессе. Каждый ученик должен сам стать проектировщиком своего образовательного процесса. Достижение этой цели станет возможным благодаря формированию универсальных учебных действий. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия формируют мотивацию для обучения и позволяют учащимся ориентироваться в разных предметных областях знаний.

Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе системно-деятельностного подхода. Основная идея заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Создатели концепции выделяют четыре вида универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Все эти виды способствуют успешному формированию умений, знаний, создают условия для развития личности в полной мере, дают возможность реализовать самостоятельно деятельность учения, планирования, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Именно в школе ребенок должен овладеть системой научных понятий, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В процессе формирования УУД у младших школьников целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать способы их выполнения, контролировать и оценивать свои успехи.

Предмет «Музыка» полностью обеспечивает формирование всех видов универсальных учебных действий.

Музыкальное образование способствует полному развитию интеллектуальных и социальных способностей, а также единому развитию детей таким образом, которое не может быть достигнуто никакими другими способами.

Изучение музыкальной культуры Южного Урала, в частности города Челябинска, знакомство с песенным творчеством уральских композиторов -всё это является одной из приоритетных задач музыкального образования. Нельзя любить свой край и не знать его талантливых представителей, их музыкальные произведения, основные направления и жанры их музыкальных сочинений.

Начиная с XI по XXI вв. Музыкальная культура Урала отличается многообразием национальных традиций, она представлена русскими, башкирскими, удмуртскими и другими народами. Южноуральская земля взрастила огромное количество музыкантов, таких как В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), С.Г.Эйдинов – музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы) и др. Многие из них внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки. Конец 1980-х и 1990-е гг. изменили музыкальную жизнь южноуральцев. Ценители классической музыки получили возможность наслаждаться любимым жанром в Органном зале Челябинска, открывшемся в 1986 году. Для любителей народной музыки проводились ежегодные фестивали, успешно работал центр «Гармонь», руководителем которого являлся Виталий Абрамович Вольфович. По несколько тысяч человек, отдающих предпочтение бардовской песне, ежегодно собирал и продолжает собирать Ильменский фестиваль.

В 1990-е годы в регионе формируются новые высшие учебные заведения в сфере искусства: Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт им. М.И,Глинки (ныне консерватория им. М.И.Глинки), Челябинское высшее музыкальное училище им. П.И.Чайковского (сегодня – Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И.Чайковского) и другие.

Творчество композиторов-любителей начинает активно развиваться в послевоенные годы. Четко прослеживается одна тема, которая роднит всех композиторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу.

Уральские композиторы внесли значительный вклад в создание музыки для детей и их творчество- яркая страница в музыкальной жизни региона и страны.

Подробнее остановимся на некоторых из них:

Елена Михайловна Поплянова. Известный композитор и педагог Владислав Александрович Успенский так сказал о Елене Попляновой: «Она -  замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Сделала огромные успехи, стала настоящим композитором, педагогом, музыкально-общественным деятелем. Она прекрасно понимает свое предназначение: служить своей музыкой людям, воспитывать детей – наших будущих слушателей…Её музыка яркА, театральна, образна, ее сочинения высокопрофессиональны»

Анатолий Давидович Кривошей. Многочисленны и востребованы его сочинения для детей и юношества. Особое внимание А.Д.Кривошей уделяет произведениям для детского хора, к примеру «Мама, школа, Родина, Москва» (сл. В.Приходько), «Карусельные кони» (сл. В.Орлова), «Автомобиль» (сл. Мирослава Валека), «Песенка о болезнях» (сл. Боро Павловича) и другие.

Татьяна Юрьевна Шкербина – один из ярких и перспективных композиторов. Её пером движет любовь. Не всегда это чувство ответное, но важно, чтобы оно было. Татьяна Юрьевна говорит: «Творчеству всегда предшествует любовь. Когда же наступают критические ситуации и приходит боль, идет колоссальный выплеск творческой энергии. Я выражаю это в музыке. А когда все в жизни замечательно, творчество спит. Я не могу писать про цветочки и ягодки. Я всегда пишу, когда мне больно. Больно может быть по-разному за все, что происходит вокруг. Как ни странно, но от боли в душе могут рождаться самые светлые темы».

Сочинения Т. Шкербиной отличаются яркой образностью. Присущие многим из них драматизм и психологическая глубина, эмоциональное наполнение, разнообразная композиторская техника свидетельствуют о больших творческих возможностях композитора.

Лариса Валерьевна Долганова. Ее музыка отличается естественностью, теплотой, своеобразием интонационного наполнения. Два важнейших составляющих мастерства: школа, знания, основы ремесла, полученные в период обучения; и собственно личностные качества: дарование, работоспособность, увлеченность профессией – находятся у Ларисы Долгановой в органическом сочетании.

Владимир Павлович Веккер. Творчество Владимира Веккера – одна из самобытных страниц отечественной музыкальной культуры. Многочисленными нитями его композиторская, педагогическая и исполнительская деятельность связана с Уралом. Основные направления его творческой деятельности – это симфоническая, камерно-инструментальная, народно-инструментальная музыка, вокальный жанр, представленный многочисленными песнями и романсами.

Людмила Алексеевна Семенова. Одной из главных тем ее творчества остается любовь к родному краю. Песни о Челябинске и уральских красотах – Аркаиме, Тургояке, Таганае часто исполняют школьные творческие коллективы. На ее творчество откликается публика самых разных возрастов – ведь в основу ее песен закладываются высокие нравственно-эстетические понятия, такие как любовь, добро, благородство, верность, целомудрие, красота, гармония.

В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению и становлению личности.

 В результате формирования познавательных универсальных учебных действий через использование песенного материала уральских композиторов и прикосновение к музыкальной культуре своего края у учащихся формируются духовность, патриотизм, воспитывается любовь к родному краю, учащиеся учатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....