Статья
методическая разработка

Даукенова Виолетта Сериковна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Даукенова Виолетта Сериковна
Челябинский педагогический колледж  №1
Научный руководитель: И. Н. Арсентьева, г. Челябинска, Россия


МИР ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ В ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ АЛЬБОМАХ

Тема детства волновалась и вдохновляла многих, художников, поэтов, архитекторов, и особенно композиторов. Множество композиторов выражали свою любовь к детям через свои произведения. Начиная с Р. Шумана и П. И. Чайковского, возник самостоятельный жанр "Детский альбом" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребёнка во всем её многообразии.
К проблеме исследования данного вида музыки для детей обращались Арнольд Александрович Альшванг, Борис Владимирович Асафьев, Дмитрий Благой, Татьяна Александровна Рзянкина, Елена Александровна Шефова.

Альбом, как культурное явление, берет свою историю создания и развития ещё с древнего Рима. У древних римлян альбомом называлась белая, покрытая гипсом доска объявлений, выставлявшаяся в публичных местах. В позднее средневековье слово «альбом» обозначало книгу из белых листов, предназначенных для собственноручной записи. При этом название альбома носили не только списки, которые велись в университетах, но также и родословные книги [4].

В XVIII веке альбом приобретает новое значение, в связи с активизацией путешествий с научными или художественными целями. Путешественник, заносит в них путевые записки, заметки и зарисовки. С появлением фотографии и цветной полиграфии, альбом опять становится украшением гостиной. Благодаря высокому качеству, «Альбом для фотографий» становится хорошим подарком. Итак, альбом представляет собой культурное явление, он становится активным предметом демонстрации жизни общества [6].

«Детский альбом» в творчестве композиторов появляется впервые у Р. Шумана как самостоятельный жанр и своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем его многообразии.

По тематике циклов к нему относятся события, случившиеся в детской жизни: игры, сказки, эмоционально-психологические состояния, фольклорные образы. Большинство авторов определяют детский альбом музыкального искусства, однако анализ научных работ Е.А. Шефовой определил иной взгляд на форму альбома как наджанрового вида, она обосновывает это тем, что в альбоме уже есть жанры танца, песни, марша [5].

В дальнейшем это направление разрабатывали и продолжали зарубежные композиторы – Ж. Бизе, Э. Григ, Ф. Лист. На рубиже XIX -XX столетий – отечественные композиторы – Г.О. Карганов, А.А. Копылов, Ц.А. Кюи, С.Н. Ляпунов, Г.А. Пахульский, В.И. Ребиков и др.

Ни один композитор, художник, литератор – по мнению Д. Кабалевского, - ни имеет права забывать о детях! Если каждый из нас своего таланта посвятит детям, тем самым он воплотит человеческий долг!

По мнению исскуствоведов, существует два подхода к созданию детского фортепианного альбома: Первый как у Р.Шумана, а второй – как у П. И. Чайковского. Шумановский «Альбом для юношества» передает мир ребенка, но исполнить эти «детские произведения» под силу только взрослому человеку [3].

Его «Альбом для юношества» стал необходимым явлением для дальнейшего формирования педагогической литературы для фортепиано. Все ново было в его «альбоме» - это гармония, фортепианное изложение, ритмы, пульсация, психологизм пьес. Но главным явилось – программное содержание Р. Шуман ставит своей целью раскрыть мир ребенка и сочиняет психологические миниатюры. Музыковеды отмечают, что для каждого образа композитор выбирает свои средства выразительности, свои звуковые эффекты: хоровые, оркестровые, то гомофонию, то полифонию или фактуру богатую подголосками каноническими движениями [2].

У П.И. Чайковского «Детский альбом» пишется о ребенке и для ребенка. Он написан, исходя из мира ребенка и для детских рук, от самых простых до развернутых произведений в «Детском альбоме» 24 пьесы, и они отражают день ребенка. Каждая из них – маленькая живая детская сценка, а все пьесы, взятые вместе, составляют рассказ о его дне.

Б. Асафьев так отзывался о детском фортепианном альбоме П.И. Чайковского: «…в этой книжке – лирическая музыка. Она иллюстрирует и рассказывает, думает и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент…петь и беседовать, веселится, изображая некоторые забавные сценки, и сказывать сказки» [1].

Что же роднит эти два подхода у Р. Шумана и П.И. Чайковского? Анализ пьес в этих альбомах показал, что их объединяет то, что:

- каждая пьеса представляет собой сюжет из мира ребенка;

- последовательность пьес отличается контрастностью, способствуя сохранения внимания, активности восприятия;

- программность позволяет настроить ребенка на готовность к восприятию, пробудить интерес.

Традиции заложенные Шумананом и Чайковским в «Детский альбом» продолжают развиваться в творчестве современных композиторов. Такие авторы как С.С. Прокофьев и В. Коровицин по-новому претворяют их в жизнь. Меняется содержание миниатюр и его музыкально-интонационное воплощение и варьируются временные границы: от микро-циклов до макро-циклов. Но всегда авторы придерживаются принципа альбома (обо всем что близко конкретному ребенку). Содержание циклов обращено теперь не к одному малышу, а к массе новых исполнителей и слушателей.

Чаще всего сохраняется последовательность пьес по принципу: от простого к сложному, тематическая стройность. Как правило, композиторы берут за основу день с утра и до вечера.

В заключении подчеркнем, что создание музыки для детей – одна из почетнейших задач для каждого композитора.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....