Традиционные направления жанра варьете в репертуаре ДМШ (класс баяна, аккордеона)
статья

Клеймёнов Борис Борисович

В статье рассматриваются проблемы репертуара баянистов, аккордеонистов ДМШ. Акцент сделан на традиционных направлениях жанра варьете.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Традиционные направления жанра варьете в репертуаре ДМШ (класс баяна, аккордеона)

Актуальность данной статьи обусловлена противоречием между необходимостью пробуждения интереса к серьезным занятиям на клавишных инструментах (баяне,аккордеоне) у детей, обучающихся в музыкальных заведениях различных уровней, поднятием престижа этих инструментов у слушателей и тем, что в современном обществе формирование музыкальных вкусов и предпочтений подрастающего поколения происходит задолго до  систематических занятий музыкой и ориентировано не столько на традиционное академическое музыкальное искусство, восприятию которого должна предшествовать специальная музыкальная подготовка, сколько на массовое развлекательное музыкальное искусство нередко низкого профессионального уровня, ставшее частью молодежной субкультуры, опирающейся на коммерциализированную шоу-индустрию. Указанная тенденция в формировании первоначального музыкального опыта детей характеризуется стихийностью и неконтролируемостью, происходит вне стен музыкальной школы, что объясняется преобладанием данного вида музыкального искусства в музыкальной жизни и средствах коммуникации современного российского общества.

Тотальное и однобокое увлечение современной молодежи лишь одним из видов массовой развлекательной поп-музыки довольно низкого уровня, отсутствие элементарной музыкальной грамотности и просвещенности в данном направлении оставляют невостребованным богатейшим музыкально-педагогический потенциал такого явления музыкального искусства, как жанр варьете, вошедшего в фонд культурного наследия человечества.

В сферу этого жанра искусства входит довольно широкий и сложный сплав стилей, знакомство с которыми значительно расширяет кругозор начинающих музыкантов, углубляет их знания о музыке различных эпох и направлений, способствует развитию их общих и специальных музыкальных способностей. В контексте традиционного музыкального образования, знакомство начинающих музыкантов с жанром варьете может являться ценным материалом, способствующим решению актуальных общепедагогических, общеэстетических и специальных задач: качественного преобразования музыкальных вкусов и потребностей учащихся, подготовки их к восприятию более сложной, глубокой и серьезной музыки, раскрытия творческо-импровизационного потенциала, который, как правило, остается невостребованным при традиционном подходе к отбору учебного репертуара. При этом освоение жанра варьете не только дополняет и расширяет содержание музыкального образования, но и способствует активизации и оживлению процесса обучения.

Варьете (франц. variété, от лат. varietas — разнообразие, пестрота), вид театра, в представлениях которого сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от театра "Варьете", основанного в Париже в 1720. Спектакли театров Варьете носят преимущественно лёгкий, развлекательный характер. Им свойственны комедийные элементы, ирония, пародия. В программы таких театров  входят одноактные пьесы, отдельные сцены, выступления певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонглёров, фокусников.

В применении к музыкальному жанру варьете может быть охарактеризовано, как разнообразие пьес различных стилей, имеющих легкий, развлекательный характер.

Репертуар – это совокупность музыкальных произведений, исполняемых на эстраде.

Актуальность вышеизложенной проблемы подчеркивается и тем, что в настоящее время начинающие музыканты, в том числе и клавишники, приходят в музыкальную школу с частично сформированными музыкальными вкусами и предпочтениями, основой которых чаще всего является поп-музыка довольно низкого уровня. В связи с этим перед музыкальной школой стоит задача не только качественного преобразования стихийно и неконтролируемо сформированных музыкальных интересов начинающих музыкантов, но и знакомства их со всем спектром репертуарных направлений жанра варьете в целом и на баяне (аккордеоне), в частности. Возникает необходимость использования всего музыкально-педагогического потенциала этого вида искусства, формирования у юных музыкантов целостного представления о явлениях современной музыкальной жизни и подготовки их к восприятию серьезной академической музыки.

Варьете, как жанр, его становление и развитие, особенности и направления, освещены на интернет-сайтах:

- slovari.yandex.ru

- krugosvet.ru

- dic.academic.ru

- classes.ru

- edudic.ru

- odessapassage.com

- onlinedics.ru

Кратко рассмотрим традиционные направления этого жанра.

Блюз

Блюз (англ. blues от blue devils) — жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня» (англ. work song), «спиричуэлс» и холер (англ. Holler). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл».  Блюз является импровизационной формой музыкального жанра.

Джаз

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

 Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Регтайм

Рэ́гта́йм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие рэгтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

Рэгтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от рэгтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой Мировой Войны рэгтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

Как популярная народная музыкальная форма, рэгтайм  получил известность в США примерно с 1870-х. Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуок под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Формирование рэгтайма как самостоятельного музыкального жанра происходило в тесной взаимосвязи афроамериканского музыкального фольклора, преимущественно в области специфических особенностей ритмики кейкуока, и важнейшими элементами европейской музыкальной культуры: композиционной техникой, западными приёмами гармонизации, общей структурой, близкой к танцевальным сюитам XVII—XVIII веков.

Рок-н-ро́лл

Рок-н-ро́лл (англ. rock & roll или rock 'n' roll от Rock and roll — русск. качайся и катись[1]) — жанр популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, и рокабилли и т. п. В данной статье будет рассматриваться именно первое определение.

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки и первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями.

Мюзет

Музыкальный жанр «мюзет» появляется в начале XX века и становится чисто парижским стилем и делается популярным благодаря музыкантам, «зажигающим» на танцплощадках. Пожалуй, именно мера искренности, непосредственности высказывания в передаче тончайших оттенков музыкальной речи придают жанру мюзет особую притягательность. Волнующий французский аккордеонный стиль чаще всего ассоциируется с инструментом специфичного регистра, обладающим своеобразным французским шармом.

Трудно определить причину появления и широкого распространения именно такого тембра: возможно, в нем сокрыты интонационные переливы французской речи. Ведь музыка и речь – «это звуковые процессы с характерными для них общими объективными законами, расчлененностью, звуковой стилистикой, распределением акцентов и кульминаций. В 40 – 50 годы, в период расцвета творчества французских шансонье, грациозный, утонченно-изысканный аккордеонный мюзет достигает особой популярности.  Мелодика вальсов-мюзет отличается обилием мелких длительностей, стремительным развитием мелодии, виртуозностью и блеском пассажей. Одной из характерных черт ритмики мюзета является чередование различных длительностей в пределах одного такта: сочетания восьмых и триолей, триолей и шестнадцатых и т.д., что придает его звучанию декламационную выразительность, спонтанную импровизационность.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод: использование в репертуаре клавишников (баянистов, аккордеонистов) пьес жанра варьете способствует обогащению слухового опыта юных музыкантов, а также  благодаря знакомству с разнообразными музыкальными произведениями композиторов различных стран, направлений и стилей, применению широкого спектра сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, связанных с искусством этого жанра, обогащению эмоциональной активностью, яркостью и эффектностью музыкальных произведений, слуховой активностью исполнителей в процессе использования средств музыкально-художественной выразительности, происходит творческое развитие личности музыканта.

Нотная литература

1. Доренский А. Музыкальный калейдоскоп. Избранные произведения для баяна и аккордеона 2-4 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016

2. Доренский А. Эстрадно-джазовые пьесы для баяна и аккордеона. 2-4 классы ДМШ. Ростов-на-Дону: Феникс,2016

 3. Под небом Парижа. Популярные пьесы для баяна/аккордеона. Для средних классов ДМШ, ДШИ и любителей домашнего музицирования. Санкт-Петербург: Союз художников, 2014

4. Ушенин В. В. Школа художественного мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

5. Эстрадные пьесы для баяна (аккордеона). Выпуск 4. Ростов-на-Дону, 2011

6. Эстрадные пьесы для баяна (аккордеона). Выпуск 5. Ростов-на-Дону, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому занятию на тему: «Техническое развитие обучающихся по классу баяна, аккордеона»

В презентации раскрываются основные принципы и методы работы над   развитием  и совершенствованием технического мастерства  обучающихся по классу баяна, аккордеона....

«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».

Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты....

Воспитание интонационной культуры в классе баяна (аккордеона)

В статье рассматриваются вопросы интонационной культуры, способствующей в развитии исполнительских навыков в классе баяна (аккордеона).Принципы развития музыкального слуха, основы постановки игро...

"Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона" - открытый урок

Представляю открытый урок в классе ансамбль баянов и аккордеонов. Тема урока "Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона". Главной целью урока стало формирование и приминение...

Особенности подбора учебного репертуара в классе эстрадного пения ДШИ

В последнее время в музыкальном образовании при выборе вокального репертуара существует целый ряд проблем, таких, как отсутствие у педагога достаточного знания материала;  несоответствие упражнен...

Статья « Песенки – картинки, обработки русских народных песен в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»

В статье предлагается репертуар на начальном этапе обучения в классе вокала. пояснения к произведениям. Важность выбора такого репертуара.Сохранение традиций русской вокальной школы....

Учебное пособие "Репертуар хорового класса. Народные песни"

Предлагаемая серия сборников сочинений для женского или детского хора предназначена для изучения и практического применения хоровой литературы разных эпох, стилей и направлений учащимися музыкальных у...