Азбука танца.
методическая разработка

Китаева Ирина Алексеевна

Ритмика как средство коррекции для детей с ЗПР для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмика как средство коррекции в специальной (коррекционной) школе.

1 год обучения.

    Ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, а следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

     Важнейшее значение для музыкально – ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкальных произведений, что, несомненно, способствует развитию и воспитанию музыкального вкуса детей.

Первый год работы идет интуитивное восприятие материала, поэтому тщательно отобранные музыкальные произведения должны быть просты и доступны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и, как правило, быть квадратным по форме.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время урока. Здесь детям объясняются анатомические особенности строения лица, работа мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т.д.)

Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно – грустно, вкусно – невкусно, весело – страшно, интересно – неинтересно, любопытно – безразлично, а так же игровые растанцовки, предложенные в данной методической разработке (Комплекс практических материалов).

    Самое главное во время занятий следить за правильной постановкой корпуса, за четким исполнением движений, за раскованностью, эмоциональностью, выразительностью.

Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не переутомлять учащихся большим количеством нового материала, избегать однообразных заданий.

        Урок ритмики должен приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.      

Цель – формирование основных танцевальных навыков, развитие музыкального слуха и ритма, воспитание интереса к занятиям ритмики.

Задачи: 

  • Познакомить с  основными шагами: ходы и бег, переступания, притопы, галоп, шаг – подскок.
  • Задания на ощущение пространства.
  • Познакомить  с упражнениями игровой партерной гимнастики; способствовать формированию интереса к танцу.
  • Учить различать динамичные оттенки музыки (громко, умеренно, тихо, громче, тише).
  • Учить определять начало и окончание музыкальной фразы, выполнять движения
  • Работа над образностью движения, танцевальные игры чётко под музыку.                                                                                                  

 Занятия для 1 класса проводятся 1 раз в неделю по 40 минут по следующему плану.

  • ритмопластика и ритмическая гимнастика,
  • корригирующие игры с пением,
  • коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
  • хореографические этюды,
  • импровизация,
  • эвритмия,
  • ритмодекламация,
  • творческие этюды.

Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Ожидаемые результаты.

  1. дети должны знать исходное положение (постановка корпуса перед началом движения).
  2. исполнять простейшие элементы танцев (по программе).
  3. эмоционально передавать игровые образы, свободно ориентироваться в пространстве.
  4. двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
  5. начинать двигаться после вступления, реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.
  6. легко и непринуждённо исполнять ходьбу, бег на полупальцах, прыжки, подскоки.

Комплекс практических материалов.

ТИК-ТАК

(упражнение для головы)

Тик                                        Наклон головы вправо

Так                                        Наклон головы влево

(повторить 2 раза)

Я умею делать так               Наклоны головы вправо-влево, вправо-влево

Вправо — тик                      Наклон вправо

Влево — так                         Наклон влево

Тик-так, тик-так                   Наклоны головы вправо-влево, вправо-влево.

Всё упражнение повторить с поворотами головы.

БУРАТИНО

(упражнение для плеч)

И.п. - 6 позиция ног, руки отведены в стороны, пальцы растопырены.

1-4 такты

Раз, два — поднять правое плечо и опустить

три, четыре - поднять левое плечо и опустить

раз, два — поднять оба плеча и опустить

три, четыре - поднять оба плеча и опустить

(Повторить 2 раза)

5-6такты

раз — согнуть в локте правую руку

два — разогнуть правую руку

три, четыре — повторить раз, два левой рукой

(Повторить 2 раза)

7 такт

раз, два — дразнилка (приложить руки к носу, и шевелить пальцами) вправо

три, четыре — дразнилка влево

8 такт

раз, два - «Мальвина ругается». Грозит пальцем вправо.

Три, четыре - «Мальвина ругается» влево

                   ЛОШАДКА

(проучивание бега с высоко поднятыми коленями)

Бежит, бежит лошадка          Бег с высоко поднятыми коленями перед собой

                                                        (следить чтобы был вытянут носок)

Повторить 3 раза

А у лошадки хвост                Показать рукой хвост

Коричневый ушки                 Приложить руки к голове (изображая уши)

Коричневые ножки                Выставить правую ногу вперёд на пятку

Коричневые ножки                Выставить левую ногу вперёд на пятку

Скачет по дорожке                 Бег с высоко поднятыми коленями перед собой  

(Следить за тем, чтобы носок был вытянут)

ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ.

(проучивание правой и левой рук и ног)

Это правая рука                        вытянуть правую руку вперёд

Это левая рука                          вытянуть левую руку вперёд

Мы опустим правую                опускаем правую руку

А затем и левую                       опускаем левую руку

Это правая нога                        поставить правую ногу вперёд на пятку

Это левая нога                          поставить левую ногу вперёд на пятку

Мы шагнём на правую            шаг вперёд правой ногой

А затем на левую                     приставить левую ногу к правой

ПОЛЬКА ДЛЯ РУК

раз — правая рука кладется на пояс

два — левая рука на пояс

три — правая рука на плечо

четыре — левая рука на плечо

раз — правая рука вытягивается на верх

два — левая рука вытягивается на верх

три-четыре — два хлопка наверху

раз - правая рука на плечо

два — левая рука на плечо

три — правая рука кладётся на пояс

четыре— левая рука на пояс

раз — правая рука опускается вниз

три — левая рука опускается вниз

три-четыре — два хлопка перед собой.

Упражнение можно повторить с прыжками по шестой позиции.

СОРОКОНОЖКА

 (Песня – игра)

Ритмические задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.

Дети стоят в колонну, взявшись за локти.

Мчится утром по дорожке                      Идут «паровозиком»

Быстрая сороконожка.                          Идут «паровозиком»  

Громко ножками стучит,                      Топающий шаг

По делам она спешит.                                Топающий шаг

Зацепилась за пенек,                             Остановка

И задрала сорок ног                                Одновременно поднять правые ноги,                   затем левые

Хи – хи – хи,                                           Три хлопка справа

Да ха – ха – ха!                                           Три хлопка слева

Вот какая чепуха                                           Четыре раза дрыгнуть правой ногой

Хи – хи – хи,                                           Три хлопка справа

Да ха – ха – ха!                                       Три хлопка слева

Вот какая чепуха                                    Четыре раза дрыгнуть левой ногой

Вот какая чепуха!                                  Легкий бег «паровозиком»

 Можно проводить игру несколькими колоннами. Чья колона быстрее построится и выполнит все движения слаженно, не разорвав «цепочку».

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН

(пальчиковая гимнастика)

Ритмические задачи: Смена динамики и ритма движений по тексту. Активизация детей. Развитие мелкой моторики. Развитие памяти.

Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом.

Мы делили апельсин,                   В руке воображаемый шар

Много нас,                                        Руки в стороны

А он один.                                        По тексту

Эта долька для ежа,                    Одной рукой загибаем мизинец другой руки

Эта долька для чижа,                    Безымянный палец

Эта долька для утят,                    Средний палец

Эта долька для котят,                    Указательный палец

Эта долька для бобра,                     Большой палец

А для волка                               Показать руками «зубы»

Кожура.                                         Опустить кисть пальцами вниз

Волк сердит на нас,                     «зубы»

Беда!                                                   Двумя руками обхватить щеки

Разбежались кто куда!                     Пальцами «убежать»

УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ

раз — хлопок перед собой

два — правая рука прикладывается к виску (отдаём честь), левая рука вытягивается вперёд, кулак сжат, большой палец смотрит наверх.

Три - хлопок перед собой

четыре - левая рука прикладывается к виску (отдаём честь), правая рука вытягивается вперёд кулак сжат, большой палец смотрит наверх.

Повторить несколько раз. Сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

НОСЫ.

(упражнение на дыхание)

(Сидя на полу «по турецки»)

Припев:
У всех людей,                   вытянуть правую руку вперёд.
У всех зверей                    вытянуть левую руку вперёд.
Имеются носы.                 приложить руки к носу и вытянуть обе руки вперёд.
Носы нужны,                    повернуть голову вправо и поднять нос наверх.
Носы нужны                     повернуть голову влево и поднять нос наверх.
Не только для красы!       приложить руки к носу и вытянуть обе руки вперёд.
И ни вздохнуть,                сделать глубокий вдох.
И ни чихнуть                    сказать громко «А-пчхи»
Без носа нам нельзя!        приложить руки к носу и вытянуть обе руки вперёд
Скажу вам я:                     наклон головы вправо
Носы не зря                       наклон головы  влево
Придуманы, друзья!         наклон головы вправо, влево

1
По носам узнать                повернуть голову вправо и поднять нос наверх.
Зазнайку нам легко:
Задирает нос зазнайка      повернуть голову влево и поднять нос наверх.
Высоко!
Очень просто                     наклон корпуса вперёд вправо
Любопытных узнают:      
Любопытные повсюду      наклон корпуса вперёд влево
Нос суют!

Припев.

2
И неряху мы                        правой рукой вытираем нос
Узнаем без труда:               левой рукой вытираем нос
Грязный нос неряху           правую руку вытираем об одежду
Выдаст нам всегда!            левую руку вытираем об одежду

Плаксу видно,                    трём кулачками глаза      
Даже если нету слез:
Обязательно у плаксы       закрыли нос руками
Красный нос!                     Открыли нос, вытянув руки вперёд

Припев.

(Песенка про носы Ева Синельникова, Аркадий Островский)

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001
  2. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. – Волгоград, 2007
  3. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007.
  4.  Коррекционная ритмика. Комплекс  практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. КасицынаМ.А.,БородинаИ.Г.-М.: Гном и Д,2005
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под   ред.Е.А Медведевой. М.:Академия,2002
  6. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М., 1968.
  7. Т.Суворова Танцевальная ритмика для детей.
  8. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: уч. пособ. для детей дошкольного и мдладшего школьного возратса. – М. 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука СЕМЬИ

ОглавлениеСемья. Её принципы и условия создания. 5ИГРА-ПРАКТИКУМ: 8УРОК: 6 цветов любви. Давайте представим цветок ромашки. 9Современные формы семьи. 13Традиционная семья. 13Незарегистрированный брак....

СПОРТИВНАЯ АЗБУКА

Внеклассное мероприятие для детей дошкольного возраста...

Инженерная графика как «азбука конструирования»

Инженерная графика, ее методы и положения применяются почти во всех областях науки и техники. Она изучает вопросы изображения пространственных форм на плоскости и вопросы конструирования графических м...

Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".

В помощь преподавателям хореографических дисциплин....