Открытый урок по предмету Рисунок "Зарисовки фигуры человека" 1 класс
план-конспект урока

Открытый урок с учащимися 1 класса ДПП "Живопись" Цель: познакомиться с особенностями рисования человека; выполнить зарисовки схемы фигуры человека взрослого и ребенка Задачи урока: -обучающие: • познакомить обучающихся с особенностями изображения пропорциональных зарисовок фигуры человека; • познакомить с пропорциями человеческой фигуры; проанализировать пропорции фигур разных людей (в зависимости от возраста, типажа, конституции и др.) • научить анализировать фигуру человека; -развивающие: • развивать глазомер учащихся, • совершенствовать навыки рисования, координацию руки и быстрой ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_risunku1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету рисунок

1 класс- 14.01.2020 г.

Преподаватель : Цибизова Галина Николаевна

Тема: « Зарисовки фигуры человека »

Тип урока: мастер-класс

Цель: познакомиться с особенностями рисования человека; выполнить зарисовки схемы фигуры человека взрослого и ребенка

Задачи урока:

-обучающие:

  • познакомить обучающихся с особенностями изображения пропорциональных зарисовок фигуры человека;
  • познакомить с пропорциями человеческой фигуры;

проанализировать пропорции фигур разных людей (в зависимости от возраста, типажа, конституции и др.)

  • научить анализировать фигуру человека;

-развивающие:

  • развивать глазомер учащихся,
  • совершенствовать навыки рисования, координацию руки и быстрой ориентации.

Демонстрационные и рабочие материалы:   учебные пособия и таблицы, учебные рисунки фигуры человека.    

Инструменты и материалы для выполнения задания:

  • бумага А3 один лист
  • простой карандаш ТМ, ластик

Краткий план урока:

Организация класса

  • Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку,
  • подготовка рабочего места

Тема сегодняшнего урока – зарисовки фигуры человека. Фигуру человека вам часто приходится рисовать на уроках станковой композиции, когда  нужно придумать собственные сюжеты на различные темы.

Поэтому очень важно научиться грамотно изображать фигуру человека , наблюдать за особенностями в строении фигур разных людей.

Вы, конечно, замечали, что у всех людей разные пропорции: кто-то высокий, кто-то небольшого роста, коренастый. Есть люди худые и полные, у кого-то ноги длинные, у кого-то короткие и т. д. Также пропорции зависят от возраста человека: так, у детей большая голова. Слово «пропорция» происходит от латинского «proportio» – «соразмерность» – и обозначает определенное соотношение частей предмета между собой по величине. Говорят, вот человек пропорционально сложенный. Значит, все части его тела имеют гармоничное соотношение. Не может быть одинаковых пропорций у всех людей. Например, у людей маленького роста часто бывает крупная голова, а у высоких – небольшая.

Иногда мы сталкиваемся с понятием «зарисовка». Что же это такое?

Ответы детей.

Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или

как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска

исполнение зарисовки может быть очень детализированным. Таким образом,

зарисовка - это более длительный по времени исполнения рисунок с акцентом на какую-то деталь.

Уже на заре цивилизации человек стремился отобразить действительность в своих рисунках. Вспомните наскальные рисунки пещерных людей.

Как здесь изображен человек? Схематически, условно, то есть художник  убрал все лишнее, оставив лишь идею. Согласитесь, рисунки очень эмоциональны, по ним буквально можно читать историю, сопереживать героям, так мастерски автор выполнил рисунки. Фигуры наполнены жизнью, движением.

Обратите внимание, не смотря на кажущуюся примитивность изображения, насколько пропорциональны фигуры человека. Постичь это искусство – первоочередная наша задача.

Для художников очень важно первое впечатление от увиденного. Чтобы верно изобразить человека, необходимо знать несколько основных правил.

Пропорции.  Подумайте, почему нам одни люди кажутся наиболее красивыми? Чью фигуру называют пропорциональной?

Соразмерность частей образует красоту формы. Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела.

Вы уже знаете, что пропорции взрослого человека и ребенка отличаются, как и пропорции мужчины и женщины. Обратите внимание на таблицу пропорций.

При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка — 7 раз. У младенца размер головы укладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника — 5 раз. Руки доходят до середины бедра, а локти находятся на уровне талии, колени — посередине ноги.

У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах — 2 раза. Ширина таза мужчины — полторы головы. Длина ног — четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опущенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота стопы равна высоте носа, а длина стопы — длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у мужчин равна половине ширины плеч, а у женщин — расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна длине среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи.

Изображение человека считается самым сложным видом рисования. Художники годами учатся передавать чувства и настроения людей, используя мимику лица и выражения глаз. Но мы не ставим перед собой таких целей. Нам просто нужно узнать, как нарисовать человека, не нарушив пропорций тела и сделав его максимально похожим на оригинал. При рисовании фигуры человека важно соблюдать правильные пропорции.

Педагог.

Демонстрация приемов рабты.

Приступая к наброску фигуры  взрослого человека, нужно подумать, как он будет размещен, вписан в формат листа. Изображение должно быть средних размеров – чтобы голова и ноги фигуры не упирались в край листа или тем более не выходили за его границы. С другой стороны, рисунку не должно быть слишком просторно. Расположить фигуру следует примерно посредине листа.

Легкой линией наметьте центральную ось фигуры, обозначьте размер головы. Черточками отметьте на оси промежутки, равные размеру головы. Пропорции тела следует закладывать с самого начала:

  1. проводим ось соотствующую высоте фигуры
  2. Делим ее на 8 частей. (1/8 – голова)
  3. Определим длину ног, разделив высоту фигуры пополам.
  4. Разделив длину ног пополам, находим колени.
  5. Длина стопы равна высоте головы.
  6. На высоте одного деления от середины фигуры проходит пояс.
  7. На втором делении сверху - ширина плечевых суставов помните, что плечевой пояс шире тазового.
  8. Длина рук условно равна длине ног.
  9. Поделив, длину рук пополам находим локтевые суставы.
  10. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.
  11. Локтевой сустав находится на уровне пояса.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Пропорции маленького ребёнка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого ребёнка размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребёнка четырёх-пяти лет – ¼ или 1/5 часть.

  1. проводим ось соотствующую высоте фигуры
  2.  Делим ее на 5 частей
  3. Ширина плеч и расстояние до талии 1 высота головы
  4. 3 высоты головы – длина рук
  5. 4 высоты головы – колени
  6. 5 высот – щиколотка , + стопа
  7. Длина стопы = длине кисти руки = лицевой части

Самостоятельная работа учащихся.

А теперь самостоятельно постарайтесь придать объем фигуре.

Проверка усвоения материала.

(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы для):

1) контроля организации рабочего места;

2) контроля правильности выполнения приемов;

3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроля объема и качества выполненной работы.

4. Подведение итогов занятия.

Ну что ж я, надеюсь, сегодня вы поняли важность и необходимость

выполнения набросков, убедились на опыте, что это сложная, но выполнимая

задача. Рисуйте чаще, накапливайте свои впечатления, фиксируйте их

рисунками, не бойтесь пробовать и ошибаться, ведь только тот не ошибается,

кто ничего не делает.

Выставка и анализ работ.

Рефлексия.

Молодцы, ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, чему вы научились? О чем шла речь на занятии? Что такое пропорция? Что нового узнали? Было ли вам интересно? Какие испытывали трудности? Получилось ли справиться всем с поставленными задачами? Как будете использовать полученные знания?

Домашнее задание.

Чтобы закрепить и сохранить полученные знания, дома еще раз выполните самостоятельно карандашную зарисовку фигуры человека.

5. Организационное завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

Проект открытого урока по предмету:" Английский язык" по теме" США"

Данная разработка пригодится тем , кто работает с первыми  курсами средне - специальных учебных заведений. Но, и для старшей ступени общеобразовательных учреждений, этот проект урока  будет ...

Проект открытого урока по предмету:" Английский язык" по теме" США"

Данная разработка пригодится тем , кто работает с первыми  курсами средне - специальных учебных заведений. Но, и для старшей ступени общеобразовательных учреждений, этот проект урока  будет ...

методическая разработка открытого урока по предмету Информатика и ИКТ

Данная методическая разработка открытого урока актуальна, так как работа со шрифтами в программе MS WORD является тем моментом, который должен освоить каждый обучающийся. В урок включены вводный матер...

методическая разработка открытого урока по предмету Информатика и ИКТ

Данная методическая разработка открытого урока актуальна, так как работа со шрифтами в программе MS WORD является тем моментом, который должен освоить каждый обучающийся. В урок включены вводный матер...

План открытого урока по предмету "Классический танец"

План открытого урока по предмету "Классический танец"....

Открытый урок по предмету "Сольфеджио" для учащихся 5 класса ДМШ.

В данной методической разработке показан нетрадиционный подход работы на уроках сольфеджио с традиционными составляющими урока....