Вибрация на скрипке
методическая разработка

Данная методическая разработка посвящена вибрации на скрипке. В ней освещены такие аспекты как: виды и параметры вибрации, необходимость непрерывной вибрации, перспективы и сроки работы над вибрацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vibratsiya_na_skripke.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОСНЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Вибрация на скрипке

Методическая разработка

Разработал:

Севастьянов Александр Владимирович,

преподаватель по классу скрипки

Ленинградская область, г. Тосно

2020

Оглавление

Введение        3

Разновидности скрипичной вибрации        3

Параметры скрипичной вибрации        4

Непрерывность вибрации        6

Перспективы и сроки работы над вибрацией        7

Список использованной литературы        10


Введение

Вибрато является важнейшим исполнительским навыком, составной частью пальцевой техники, придающим звучанию певучий, выразительный, красочный оттенки, в широких рамках меняющий тембровые, динамические, агогические и даже звуковысотные качества. Вибрато, пожалуй, в наибольшей степени связано с интуитивной стороной деятельности, непосредственным, тонким воплощением живого дыхания музыки, личными художественными представлениями и переживаниями. Именно в нём ярче всего проявляется индивидуальная сущность исполнительского таланта скрипача, его инструментальный «голос».

В технологическом отношении вибрато представляет собой автоматизированное колебательное движение частей левой руки, передающееся пальцу, в результате которого периодически с определенной частотой и амплитудой изменяется высота взятого звука, что обогащает его качественные характеристики. Зонная природа нашего слуха позволяет при этом, несмотря на порой весьма широкие границы колебаний высоты звучания (у оркестра или басового голоса эта зона может достигать тона и более), сохранять ощущение выразительной точности, художественности звучания. Разнообразное и выразительное вибрато находится в прямой зависимости от совершенства многих элементов скрипичной игры. Но наиболее тесно оно связано со звукообразованием и звуковедением, с действиями правой руки со смычком в едином координационном процессе.

С художественной же точки зрения - важное значение имеет сложный, синтетический характер вибрационного модулирования скрипичного тона, то есть органическая слитность вибрато высоты с микроколебаниями тембра и громкости. Индивидуальный характер ощущения этих сложных модуляций скрипичного тона, отражающий трепетность и тонкость внутренних душевных «вибраторов», обусловливает неповторимую выразительность тона каждого большого артиста. В результате множественности своих структурных зависимостей, вибрато влияет на развитие других компонентов звукового мастерства. Среди этих связей еще раз подчеркнем особую важность устойчивой координации со звукообразующими действиями смычковой руки скрипача, со всеми элементами штриховой культуры.

Разновидности скрипичной вибрации

Вибрато, в зависимости от включенности в него тех или иных частей руки, имеет различные формы. Различают четыре основных формы вибрато: кистевую, локтевую, пальцевую, смешанную.

При кистевой форме амплитуда вибрато наиболее широкая, разнообразная, палец может стоять на струне относительно легко, мягко, поперечная составляющая его движения достаточно велика. Здесь ведущее движение принадлежит кисти, вовлекающей в двигательный процесс суставы прижатого к грифу пальца. Кисть способствует развитию мягкости и эластичности пальцевых суставов, что помогает образованию необходимых игровых навыков.

При локтевой вибрации активную, ведущую роль выполняет предплечье, а ведомыми являются кисть и суставы пальцев, амплитуда уже, а частота выше, звучание интенсивнее, в нем больше высоких обертонов. Фаланги пальцев участвуют в этой форме вибрато меньше, палец должен более плотно стоять на струне, поперечная составляющая движения пальца менее выражена. Как основной вид вибрации локтевая форма нежелательна. Она образуется, как правило, в результате недостаточной эластичности кисти и пальцевых суставов, возникает стихийно по вине педагогической пассивности, когда необходимый прием усваивается учеником самостоятельно. Локтевая вибрация обычно ведет к зажатости левой руки и, следовательно, отрицательно сказывается на свободе всего игрового процесса, ибо при ее применении значительно перерасходуется мышечная энергия.

Пальцевая вибрация употребляется в качестве самостоятельной относительно редко - в основном на вибрационном акценте, при аккордах, - движение пальца может происходить даже поперек струны. Давление пальца на струну наиболее значительно, что и вызывает необходимое напряжение для автоматизированного движения. Такой тип вибрации чаще всего возникает стихийно в результате зажатости суставов и мышц левой руки. Как основной вид вибрации тоже нежелателен.

В смешанном типе вибрации различаются два подтипа:

  1. в первом случае предплечье заставляет колебаться кисть и пальцы; данный тип вибрации является разновидностью локтевой вибрации. Поэтому как основной вид вибрации он неприемлем, так как в нем мелкие кистевые движения заменяются крупными;
  2. во втором - активная кисть вовлекает в движение предплечье. Именно такой тип вибрации наиболее желателен.

Каждый крупный скрипач вырабатывает в связи со своими слуховыми художественными представлениями наиболее близкую его идеалу форму вибрато, опираясь, в основном, на смешанную вибрацию, но не ограничиваясь ей.

Параметры скрипичной вибрации

Вибрато имеет несколько параметров, определяющих его качественные характеристики. Один из них - частота колебаний, зависящая от скорости автоматизированных колебательных движений групп мышц, участвующих в процессе, подобно колебаниям голосовых связок при пении. И в пении, и в скрипичном вибрато частота колебаний имеет определенную зону - от 5 до 8 периодов колебаний в секунду. Нормальная средняя частота вибрато - 6-7 периодов, что придает наибольшую красоту и выразительность звучанию, в то же время индивидуальные границы вибрато у разных скрипачей неодинаковы. Наибольшую широту имеет вибрато Ф. Крейслера. Исследования показали, что она охватывает диапазон от 5 до 9 периодов в секунду при средней частоте 6,6 периодов.

Второй параметр - амплитуда колебаний звуковысотности или размах движения пальца на струне. Она у скрипачей относительно невелика — от 1/6 до 1/4 тона (у вокалистов в среднем гораздо шире - от величины чуть меньше 1/2 тона до 3/4 тона, а у басов и более). Однако если на частоту вибрато в силу ее автоматизированного характера сознательно влиять весьма сложно, то амплитуда поддается в целом определенной регулировке как в отношении увеличения и уменьшения размаховых движений руки, так и смещения (в сторону повышения или понижения) центральной (средней) звуковысотной точки, то есть придания движению несимметричного характера.

Определять вибрато как повторяемое уклонение от истинной высоты звука на одинаковое расстояние вверх и вниз не совсем верно. Такое определение явно узко, ибо это лишь один из возможных случаев, да и то не основной. Ведь смещение средней точки заметно влияет на окраску и другие характеристики звучания. Большее размаховое движение пальца вверх от средней точки, чем вниз, придает звуку светлую, серебристую окраску, а наоборот - темную, густую. Я. Хейфец даже утверждал: «Я вибрирую лишь половину периода - только вверх, вверх». Именно поэтому от самого первого импульса движения пальца на вибрато, идущего или вверх, или вниз, во многом зависит и общий колорит звучания. Во втором случае звук получается более тусклый, менее выразительный (ведь слух воспринимающего расшифровывает звучание по его началу, а первое уклонение пальца вниз связано с понижением тесситуры звучания, субъективным ощущением потемнения тембра). К сожалению, педагоги зачастую мало обращают внимания на начальный импульс вибрато.

Третьим параметром вибрато является его форма, то есть протекающий во времени процесс комплексных изменений не только звуковысотности, но и динамики, тембра, которые заметно отличаются от ровного, волнообразного вида. Сложная, нелинейная форма вибрационного процесса определяет неповторимый, индивидуальный характер вибрато скрипача, его звук. Здесь важную роль играет в первую очередь форма движения пальца, обычно колеблющегося не только вдоль струны, но в определенной степени и в косом, поперечном направлении, а также энергия первичного импульса. Значимы в этом процессе и задержки пальца в высшей точке движения (а также внизу), степень прижима струны, площадь действующей подушечки пальца, его гибкость, способствующая передаче движений кисти и предплечья на струну, и другие факторы, создающие в совокупности богатую звуковую картину. Разумеется, вибрато, тесно связанное со звукоизвлечением, требует несколько более активного проведения смычка, позволяет усилить его давление на струну и замедлить в определенной степени скорость, получая при необходимости более терпкое, колористическое звучание.

Характеристики вибрато зависят от таких факторов, как регистр, темп и динамика звучания. В нижнем диапазоне (струна Соль) вибрато имеет наиболее широкую амплитуду и меньшую часто», в верхнем диапазоне амплитуда заметно уменьшается, а частота несколько возрастает. Это происходит неосознанно и в чем-то связано с аналогичным процессом, происходящим в голосовых связках при пении. А. Ямпольский советовал повибрировать ноту на баске в самом низу, а затем, не изменяя формы вибрато, сделать тоже в верхнем регистре струны Ми (и наоборот). Он считал это упражнение весьма полезным для приобретения умения разнообразить вибрато, обогащения звукового мастерства скрипача.

Понятно, что чем быстрее темп музыки, тем на меньшем количестве звуков можно успеть осуществить вибрато. В пассажах это будут опорные ноты (нередко чуть удлиненные), в аккордах - лишь верхняя их половина. Практика показывает, что, начиная с восьмых нот и медленнее, вибрато может быть осуществлено достаточно свободно на всех нотах. Необходимо учитывать, что воспринимаемая слухом минимальная продолжительность вибрато равна, по крайней мере, двум периодам, то есть в темпе четверть равна 120 реально провибрировать полноценно все восьмые ноты, а в темпе четверть равна 60 - все шестнадцатые. Вибрационный «всплеск» в одно колебание пальца возможен, но не всегда легко осуществим, и воспринимается, только когда он единичен в ряду невибрированных звуков.

Непрерывность вибрации

Существуют различные мнения о необходимости непрерывного вибрато в мелодических местах. Ю. Янкелевич говорил, что «в настоящее время постоянная вибрация применяется, во всяком случае, значительно чаще, чем раньше. Но, следовательно, она должна быть разнообразной, иначе она станет навязчивой и не будет выполнять художественную функцию». Именно поэтому механическая привычка вибрировать малозначима, и сам по себе «красивый» звук быстро надоедает. Недаром американская критика отмечала, что Л. Коган «вибрирует не в силу привычки, а в силу художественного чувства».

Необходимо учитывать, что если в мелодии не вибрируются отдельные ноты, то это должно быть содержательно оправдано. Ведь невибрированная нота становится очень заметной, выделяется на общем фоне вибрированных звуков, ибо отличается по тембру (менее насыщенному), выразительности и динамике (воспринимается как более тихая). Если такой «провал» тембра, динамики заранее художественно не запланирован, что случается весьма часто, это приводит к нарушению певучести, плавности выражения, единства мелодической линии. Необходимо учитывать и то, что невибрированная нота имеет гораздо более узкую зону «чистого» интонирования и может серьезно портить интонационную картину.

Д. Ойстрах считал, что непрерывно вибрирующая рука дает большую свободу движению левой руки, ибо здесь смена статики и динамики, разного положения кисти, переключения движения с импульса на торможение инерции отсутствуют, и при этом создается единая система движений, а не две системы (движение пальцев и вибрационные колебания на отдельных нотах с некоторым изменением положения кисти). Он пользовался обобщенным образом «теплой левой руки» и разъяснял, что «вибрато надо начинать от фаланги пальца, играя в более медленном темпе, и соединять ноты в мелодии таким образом, что при движении мелодии вверх последнее движение пальца тоже должно быть в этом же направлении (равно как и при движении мелодии вниз). Такое движение должна делать именно фаланга пальца, так как рука в быстром темпе не успеет повибрировать в нужном направлении кистью. Данный прием порождает гораздо более содержательную связь звуков, движение пальцев и кисти оказывается более тесно связанным с направлением мелодического развертывания». Этот способ он особенно рекомендовал при начальном обучении вибрато, утверждая, что тогда развивается плавное вибрато, а левая рука становится «теплой, исполненной мелодией».

Перспективы и сроки работы над вибрацией

До сих пор среди педагогов-инструменталистов существует точка зрения о врожденной способности к вибрации. В скрипичной педагогике еще не утвердилась детально разработанная методика формирования и развития вибрационного навыка, что во многих случаях происходит стихийно.

О. Агарков в своей книге «Вибрато в игре на скрипке» (1956) считает, что для начала работы над вибрацией необходимо наличие двух непременных условий:

  1. возникновения у учащегося активной слуховой потребности в вибрато, оживляющему звук скрипки и придающему ему разнообразную окраску;
  2. отсутствия излишних мышечных напряжений в игровом аппарате.

Если посмотреть на эти условия с практической точки зрения, то могут быть выдвинуты некоторые возражения.

В самом деле, обеспечение первого условия - наличия слуховой потребности раньше, чем будет технически освоен навык вибрации, при буквальном применении может привести к усугублению зажатости мышц левой руки. Поскольку изучение каждого нового двигательного навыка должно начинаться в медленном темпе и по мере его освоения ускоряться, колебательные движения кисти левой руки вначале должны быть широкими и небыстрыми. А такой «прототип» будущего вибрато вряд ли может отвечать слуховой потребности начинающего скрипача. Если же ученик начнет сразу интенсивно вибрировать, пытаясь добиться «настоящих», то есть достаточно быстрых колебательных движений, это неизбежно поведет к лишним усилиям всех мышц левой руки и затруднит полноценное развитие не только вибрации, но и других профессиональных навыков.

Ждать, согласно второму условию, когда в игровом аппарате учащегося будет достигнута достаточная свобода, нецелесообразно, поскольку именно правильно воспитанный навык смешанной кисте-предплечевой вибрации помогает избавляться от хватательного рефлекса, свойственного кисти левой руки, а, следовательно, и достигать свободы движений при работе над различными техническими навыками.

Когда скрипач играет без вибрации, шейка скрипки может опираться на две точки опоры: между пястным суставом указательного пальца и межфаланговым суставом большого пальца левой руки. Для того чтобы было удобно раскачивать кисть, а вместе с ней и находящийся на струне палец, нужно немного отделить кисть от шейки скрипки. Таким образом, во время вибрации большой палей становится единственной опорой кисти и стоящего на струне пальца. При этом движения кисти должны быть непрерывными и плавными, а крайние положения амплитуды размаха пальца не следует фиксировать.

Поскольку повышение и понижение звука относительно основной его высоты производится краем подушечки пальца, находящимся между струной и ногтем, в зависимости от индивидуальных особенностей пальцев (толщины их подушечек) они устанавливаются на струны с небольшим наклоном в сторону порожка скрипки или молоточкообразно.

Начиная с учеником работу над развитием вибрационного навыка, не следует показывать ему настоящую интенсивную вибрацию, чтобы он, подражая педагогу, не стремился сразу вибрировать столь же энергично. Как и любой технический двигательный навык, вибрационные движения сначала должны быть медленными, чтобы кистевой сустав оставался свободным. Только по мере достижения свободы и легкости движений кистевого сустава следует обращать внимание на гибкость крайнего сустава вибрирующего пальца, что позволяет увеличивать скорость колебательных движений и уменьшать размах движений в кистевом суставе.

Работа над вибрацией часто эффективнее, чем другие игровые приемы, сказывается на освобождении рук, улучшении моторности и смены позиций.

В дальнейшем педагог должен научить ученика вибрировать в разных темпах и с разной степенью интенсивности, а также произвольно сокращать вибрацию, которую не следует применять механически, вне связи с содержанием произведения.

Педагог может и должен и должен воспитывать вибрато у каждого ученика, не ожидая, пока этот навык возникнет самостоятельно.

Основным материалом для овладения различными формами вибрато являются, по мнению Ю. Янкелевича, А. Ямпольского, Д. Ойстраха, не упражнения, а художественный материал, заставляющий формировать необходимую характерную звуковую краску (легче всего это делать на миниатюрах).


Список использованной литературы

  1. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. – СПб.,2000
  2. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. – М.: Классика – XXI,2003
  3. Турчанинова Г.С. Маленький скрипач. Серия «Библиотека ЦМШ», книга 2. - М.: Современная музыка, 2014. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная программа по классу скрипки для музыкальных школ

Пояснительная записка      Основные положения современной скрипичной школы нашли отражение в отдельных методических трудах, статьях, докладах. ...

ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (скрипка)

Структура программы учебного предмета I.        Пояснительная записка         - Характеристика учебного предмета, его ме...

Презентация по теме "Влияние вибрации на организм человека". Охрана труда.

Данная презентация используется при изучении темы "Защита от шума и вибрации."На уроке мы знакомимся с классификацией вибраций, источниками вибрации: транспортной, транспортно-технологической и технол...

План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"

В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Вибрация и шум как одна из основополагающих причин производственных заболеваний

Статья, написанная совместно со студентом для участия в конференции....