Вопросы подготовки учащихся к поступлению в музыкальное училище в условиях пандемии COVID-19
статья

Статья написана на основе личного опыта подготовки учащихся к поступлению в музыкальные училища в 2019-2020 учебном году

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Преподаватель по классу кларнета и саксофона Александр Геннадьевич Малиновский

Вопросы подготовки учащихся к поступлению в музыкальное училище в условиях пандемии COVID-19

Статья написана на основе личного опыта подготовки учащихся к поступлению в музыкальные училища в 2019-2020 учебном году.

В конце 2019-2020 учебного года неожиданно изменились условия работы с учащимися. Все вынужденно перешли на удаленный вариант обучения. Технические проблемы удалось решить довольно быстро, чего не скажешь о затруднениях связанных с отсутствием личного контакта преподавателя и ученика. Многие трудности удаленного обучения игре на духовых музыкальных инструментах, как оказалось, сложно решать в полной мере. Это связано со спецификой обучения. Преподаватель должен очень хорошо слышать натуральный звук инструмента, для этого необходимо находится в непосредственной близости от ученика. Это требуется для своевременной корректировки ошибок звучания инструмента, ритма, штрихов, постановки и др. Удаленный процесс не обеспечивает полного контроля. Также преподаватель не может показать пример собственного исполнения, что часто необходимо на уроке. Еще одной проблемой удаленной работы с учеником является скорость реакции ученика на замечания преподавателя. В нормальных условиях преподаватель имеет возможность корректировать игру учащегося непосредственно в процессе игры. Это происходит путем корректирующих слов и жестов, которые ученик хорошо слышит и видит в классе. К сожалению, в удаленном варианте проведения занятия эти возможности практически сведены к нулю. Надо отметить, что онлайн связь запаздывает, что приводит к замедлению процесса восприятия учеником замечаний. И, конечно, качество звука онлайн не может удовлетворять преподавателя духового инструмента.

Другой проблемой явились изменения требований к поступающим. В 2019-2020 учебном году требовалось предоставить видеозаписи программы. Здесь поступающие столкнулись с задачей самостоятельной записи. Сложность заключается в том, что преподаватель не может участвовать в создании видеозаписи непосредственно. Ученик должен сам подготовить помещение, настроить камеру, настроить и включить фонограмму аккомпанемента и, конечно, качественно исполнить программу. Такая многозадачность очень сложна для ученика, так как организационно-технические вопросы создают дополнительную нагрузку. Если что-то не получается, и приходится повторять запись, то ученик быстро устает и теряет уверенность.

Как помочь ученику?

Во время дистанционного обучения мною были определены очевидные недостатки такого обучения. И конечно надо было выработать способы проведения занятия таким образом, чтобы минимизировать негативные стороны. Но для эффективности процесса обучения этого недостаточно. Надо найти положительные стороны. Негатив надо превратить в позитив.

Дистанционные уроки разбил на небольшие части по 5-10 минут. Вначале каждого эпизода ставил очень четкую локальную задачу, после выполнения задания, давал следующее задание. Например предлагал исполнить небольшой фрагмент произведения с конкретными указаниями, или исполнить гамму определенным штрихом и в определенном темпе. Это позволило не терять динамику урока. Я просил учеников записывать и присылать фрагменты программы один раз в неделю. Качество звука на записи намного лучше, чем звук онлайн. Прослушивал, затем на онлайн занятиях просил исправить неточности. Таким образом ученик не только улучшал исполнение, но и учился записывать себя, привыкал к камере. Также ввел регулярную практику присылать ученикам для просмотра специально подобранные видеозаписи примеров исполнения для самостоятельного прослушивания, свои видеозаписи для иллюстрации того или иного исполнительского приема или фрагмента произведения.

Важным моментом является настрой ученика на самостоятельный анализ собственного исполнения. Такая работа позволяет добиться осмысленного исполнения. Такому анализу, конечно, надо научить с помощью совместного обсуждения того или иного исполнения. Со временем, ученик начинает делать правильные выводы и заметно прогрессирует.

Конечно, в трудные моменты надо поддержать ученика морально, показать положительные моменты. В первую очередь это возможность записать несколько раз и выбрать лучший вариант, а также делать записи в домашней обстановке.

Конечно, записей приходится делать много. Ответственность за выбор окончательного варианта лежит на преподавателе. Здесь надо четко оценивать временные рамки, т.е. не оставлять запись всей программы на последние дни. Лучше сделать записи немного раньше окончательного срока предоставления материалов в приемную комиссию. Надо иметь ввиду, что в последний момент могут возникнуть технические проблемы, и окончательный вариант может пострадать. Не надо забывать про конкурс – возможность записать несколько раз дает преимущество тем ученикам, которые не только хорошо подготовлены, но и могут предоставить качественную запись.

Несмотря на ограничения в условиях пандемии, преподаватель обязан создать творческую созидательную среду, которая позволит не только не потерять качество подготовки учащегося к поступлению в музыкальное училище, но постараться найти положительные стороны в онлайн обучении. Важно отработать механизм коммуникации не только с учеником но и с родителями, так как без их помощи трудно решать технические и организационные вопросы подготовки. Для этого надо обладать желанием находить нестандартные решения, овладевать новыми компетенциями.

Результатом проведенной работы явилось поступление в 2020 году двух учеников моего класса в музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Рэгтайм". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальност...

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "Музыкальное искусство эстрады"

"Блюз". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений" для студентов специальности "...

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

Подготовка к поступлению в музыкальную школу

При поступлении в музыкальную школу родители часто не представляют с какими трудностями  предстоит столкнуться их детям в прцессе обучения. Данная статья позволяет морально подготовить, в первую ...

Дистанционное образование в период пандемии Covid-19

В настоящее время вопрос организации дистанционного обучения становится актуальным, как никогда. В мире сложилась уникальная эпидемиологическая ситуация, связанная с пандемией коронавируса.истанционно...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...