Мультимедийные презентации
презентация к уроку

Жабуева Очирма Жамсуевна

Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kargopolskaya_igrushka.pptx2.56 МБ
Файл fedoskinskaya_lakovaya_miniatyura_dpi.pptx839.57 КБ
Файл dostoyanie_respubliki.pptx842.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каргопольская игрушка Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло. Подготовила: преподаватель КТИНЗ Жабуева О.Ж

Слайд 2

История каргопольского промысла Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Слайд 3

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Слайд 7

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Слайд 8

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века

Слайд 9

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Слайд 10

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Слайд 13

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан , или Полихан , некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных .

Слайд 14

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай , похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Слайд 15

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Слайд 16

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

Слайд 19

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Слайд 20

Угасание и возрождение каргопольского промысла Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать: спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось еще раньше

Слайд 21

Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево . Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.

Слайд 24

В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество

Слайд 25

Благодаря интересу к работам Ульяны Бабкиной в 60-х годах ХХ века началось возрождение каргопольского промысла. В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который вскоре стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв — потомственный гончар из деревни Токарево . Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Для росписи стали использовать масляные краски и темперу, чтобы сделать фигурки ярче, но по-прежнему старались использовать цвета умеренно — иначе готовое изделие выглядело бы аляповато.

Слайд 26

В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федоскино. Лаковая миниатюра Подготовила : преподаватель КТИНЗ Жабуева О.Ж

Слайд 2

Четыре школы лаковой миниатюры были и есть в России: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Подмосковное Федоскино — родина русских лаков. С федоскинских шкатулок пошел на Руси новый промысел

Слайд 4

В подмосковном селе в конце ХVIII века взялись за папье-маше. Московский купец Петр Коробов подрядился делать козырьки для армейских киверов: государственный шляпный завод не справлялся. Вот и позвали на подмогу мастеров из ближайших деревень. Были в их числе и федоскинцы .

Слайд 5

Все изменила мода на табак и путешествие в Германию. Предприимчивый купец побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге . Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство. Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы .

Слайд 6

Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения.

Слайд 7

Настоящего расцвета достиг промысел благодаря… купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина . От него-то и пошли нововведения: мастеров учить в Строгановке . Покорили шкатулками Европу и получили право ставить на лаковых изделиях клеймо — золотого двуглавого орла.

Слайд 8

Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.

Слайд 9

Лукутины — купцы просвещенные, состояли в учредителях МХАТа , были меценатами, за что получили дворянский титул. И на Федоскинской фабрике уже в ХIХ веке мастерам предоставляли своеобразный соцпакет : бесплатные квартиры, дрова, керосин, товарные кредиты и обучение.

Слайд 10

Хрупкая с виду шкатулочка из папье-маше запросто выдерживала кипяток. На свои изделия мастера давали столетнюю гарантию. Залог прочности — в особом лаке. Перед тем как взять в работу, лак выдерживали несколько лет на солнце. Работали неспешно, одну шкатулку мастер мог делать полгода.

Слайд 13

Наследники Лукутина в начале ХХ века фабрику закрыли, и мастера объединились в артель. При помощи мецената Саввы Морозова промысел удалось сохранить. Смену растили в школе миниатюрной живописи. С 1930 года здесь хранится коллекция лаковой миниатюры ХIХ века.

Слайд 14

В послевоенные годы федоскинцы вписывают в старый стиль новые образы: Кремль, портреты вождей, космонавтов. Но для подарков все же используют традиционные сюжеты. К примеру, по случаю рождения дочери Николя Саркози получил от Дмитрия Медведева шкатулку по мотивам сказки «Садко».

Слайд 15

А самая известная федоскинская табакерка принадлежала Ивану Тургеневу. Уезжая из России в Париж, писатель подарил любимую лаковую вещицу своему другу — поэту Якову Полонскому. Сейчас раритет можно увидеть в экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома.

Слайд 16

Музей народных художественных промыслов

Слайд 17

Это место принято называть родиной русской лаковой миниатюры, поскольку в 20-х годах XX века федоскинская технология изготовления шкатулок послужила основой возникновения таких всемирно известных центров, как Палех, Мстёра и Холуй. Музей размещается в памятнике истории и культуры XIX века – в Доме Лукутиных .

Слайд 18

Музей посвящен истории возникновения и развития народных художественных промыслов Подмосковья. Расположен в с. Федоскино, где в 1795 году было основано производство лаковых изделий с миниатюрной живописью в реалистической манере. Здание построено Николаем Александровичем Лукутиным , последним представителем династии московских купцов, потомственных почетных граждан и общественных деятелей, специально для размещения производственных мастерских.

Слайд 19

Самая полная в России коллекция произведений народного художественного промысла Федоскино, представленная в месте его возникновения и исторического бытования, снабжена уникальными мемориальными предметами, фотографиями и документами. В ходе экскурсии посетители могут узнать о том, как в течение двух веков формировалась культура создания и оформления различных по своему назначению лаковых предметов, познакомятся с приемами живописи и технологией производства, попробуют свои силы в творчестве. В музейном киоске можно приобрести изделия знаменитых подмосковных народных художественных промыслов

Слайд 20

Выполнить не менее 10 форэскизов однофигурной композиции на фоне городского или деревенского пейзажа со стаффажем на заднем плане. Стаффаж – это изображение маленьких фигур людей или животных на дальнем (заднем) плане, на первом плане фигура человека на фоне городского или деревенского пейзажа. Эскиз на формате Ф4 в материале. Итоговая композиция на формате А3 в материале (темпера, акварель, пастель) Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мир стареет в былых надеждах, Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе Мастера!» Роберт Рождественский Достояние Республики: Гобелены Татьяны Дашиевой

Слайд 2

Татьяна Цыреновна Дашиева

Слайд 3

Дашиева Татьяна Цыреновна - художник-прикладник, член Союза художников России, заслуженный художник Республики Бурятия. Закончила педагогическое училище ( худ.-граф . отделение) в 1975 г. Участница всесоюзных, российских выставок: Москва. 1984, 1989, 1990. Выставка автономных республик: Москва, 1989. Зональных выставок: Чита, 1980: Владивосток, 1985; Якутск, 1990; Хабаровск, 1997. Зарубежных : Индия, Япония, Франция, Сирия, Германия, Монголия, Кипр, Англия. Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц. Сампилова , историческом и этнографическом музеях г. Улан-Удэ, Министерстве культуры России (г. Москва). В художественных музеях Кемерова , Новосибирска, Читы. Частных коллекциях США, Японии, Франции.

Слайд 4

Татьяна Дашиева родилась в 1953 г в с.Холтосон Закаменского района Бурятии. Ее родина является неиссякаемым источником вдохновения, природа и люди горного края – это главные образы гобеленов, с такими простыми и душевными названиями «Бурятия» (1983), «Край мой – Закамна » (1987), «Бабушка с внуком» (1987), « Хатар » (1989) и т.д

Слайд 5

Гобелен - это удивительное произведение искусства. Можно сказать, что гобелен - это плетено-тканая картина. Гобелены из конского волоса - это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи (их делали ещё в Древнем Египте) Гобелен любит намеки и недосказанность, создавая в помещении атмосферу таинственности, комфорта и уюта. Гобелен - штучная вещь, обладающая своим характером, мастер, соткавший его, вложил частицу своего мира, каждая ниточка подчинена общему замыслу. В руках мастера волосы как бы оживают второй раз, приобретая одушевленность творческого замысла. На изготовление одного, даже небольшого гобелена необходимо остричь несколько десятков лошадей.

Слайд 7

Чтобы оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. Шероховатая фактура гобелена из конского волоса создает свою игру света и тени, изменяя свои оттенки, на протяжении всего дня при разном освещении каждая работа приобретает свою индивидуальность. Искусство плетения из конского волоса известно бурятам издавна. Умельцы плели сети для ловли рыбы, верхнюю обувь, вожжи, подпруги для сёдел, половики. В изделиях естественный тёплый свет волоса из гривы жеребёнка с плавными переходами от белого до чёрного, его нежность и мягкость, позволяют создавать произведения с довольно обширной световой гаммой, которая, как нельзя точно, ложится в цветовую философию мировосприятия народа Бурятии.

Слайд 9

Настойчивая целеустремленность, огромная работоспособность и творческая увлеченность Татьяны дали возможность ей вырасти в самобытного мастера своего дела, творчество которого всегда сохраняет присущую только ей авторскую индивидуальность. Ее гобелены сохраняют в своей основе законы старого настенного ковра: закрытое пространство композиций, плоскостное и декоративное их решение. Особый образный мир, создаваемый художницей во многих гобеленах, сродни собственному душевному складу автора, не устающего воспевать самое дорогое и близкое для нее — красоту родного края, традиции и быт своего народа, любовь ко всему сущему, что и составляет обаяние и цепкость творчества Татьяны Дашиевой .

Слайд 11

Сегодня, Татьяна Цыреновна Дашиева является уникальным мастером гобелена, работающая в технике ручного ткачества из натурального конского, коровьего, сарлычьего волоса. Ее работы легко узнаваемы, так как отличаются авторской манерой, самобытностью образов и сюжетов. Весь свой опыт и умение она стремиться передать ученикам, содействуя развитию искусства гобелена в Бурятии.

Слайд 12

Гобелены из конского волоса неподвластны времени, а благодаря природному цвету волос они не потеряют своей яркости на многие века, сохраняя свой первозданный цвет и вид.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация как методический прием

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся н...

мультимедийная презентация к уроку технической механики. тема:Силовые факторы механики.

Презентация 1 выполнена для демонстрации на первом уроке технической механики. На слайдах в конспективной форме приводятся определения силы, момента силы относительно точки, пары сил. Средс...

Создание и демонстрация мультимедийной презентации в программе OpenOffice.org Impress

Данная методическая разработка- конспект урока производственного обучения по теме "Создание и демонстрация мультимедийной презентации в программе  OpenOffice.org Impress", расчитанная на одно зан...

Применение мультимедийных презентаций на учебных занятиях в системе СПО

Ни одно современное учебное занятие сегодня не обходится  без использования компьютерные технологии. Мультимедийная презентация - самый распространенный на сегодняшний день способ представле...

Требования к мультимедийной презентации в рамках ГИА

Познакомить студентов выпускных групп с требованиями к докладу и презентации при защите ВКР...

Курсовая работа на тему : "Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроках"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Институт развития образования Кафедра профессионального образования        КУРС...

Мультимедийная презентация "Крыши гражданских зданий"

Разработка  учебного занятия по теме " Крыши гражданских зданий"  ...