Статья
статья

Мусина Камила Радисовна

РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗАМ ПТИЦ В МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_musina.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗАМ ПТИЦ В МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ

Мусина Камила Радисовна

студентка 3 курса ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 В условиях современной учебной социокультурной ситуации на первый план выходят экономические проблемы, прагматизм, упадок духовных ценностей, утрата нравственных ориентиров, главным преимуществом школы должна быть проблема о духовном развитии детей и подростков. В современном обществе, реальная школа показывает нам о направленности современного образования, в первую очередь, на интеллектуальные способности учащихся, ставя на последний план духовно-нравственное и художественно – эстетическое развитие.

Колоссальные возможности искусства, в том числе и музыкальные в обучении и воспитании школьников  известны всем. Но изменения в функционировании музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия,  изменения сознания современного слушателя несут за собой дальнейшее изучение воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства.

Следует отметить, что из внимания школьного образования выпадают важнейшие процессы, происходящие во взаимосвязи  школьников с музыкой. В этой особенно важной части музыкальной педагогики появляется проблема формирования слушательской музыкальной культуры младших школьников как способности  к обогащению духовно-личностного интереса посредством воспринимаемой музыки.

Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. Важно отметить, что оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. Для многих учителей слушание музыки является одним из источников художественно - эстетической информации. Но с другой стороны, теле - и радиоэфиры, обильность музыкально-технический средств превратили музыкальное искусство в первичный звуковой фон жизни. Можно сказать, что произошла подмена духовно-смысловой значимости музыкально-лидирующего положения в сфере досуга и художественного восприятия.

В современных программах по музыке  процесс восприятия музыки детьми указывается как основная цель. Следовательно, умение слушать и слышать музыку является главной задачей в развитии музыкального восприятия.

Взаимодействие природы и человеческого образа волнуют не только ученых, но и писателей, композиторов. Неповторимая красота природы, в том числе голоса птиц, во все времена побуждали людей искусства на создание новых произведений.

Голоса птиц в произведениях композиторов - это отражение зачастую их реального звучания и отражение конкретных образов. Обращение к музыкальным произведениям позволит проследить, какие изменение происходили в сознании человек в его отношении к природе.

Существует достаточно научных исследований связанных, с развитием отдельных компонентов слушательской культуры: музыкального слуха, восприятия музыки у различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального образования (Н.А. Ветлугина, Г.Н. Кечхуашвили, Н. С. Ломакина, С. В. Казакова).

Формирование слушательской культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях.

Обращение к музыкально-педагогической литературе показало, что эффективность развития слушательской культуры достигается при выполнении следующих условий:

  1. Включение в содержании музыкального обучения образов и звучание голосов птиц;
  2. Освоение в музыкального репертуара, в котором композиторы использовали  имитацию голосов птиц;
  3. Осуществление комплекса разнообразных методов музыкальной педагогики;
  4. Проведение музыкально просветительской деятельности.

Проблему слушательской культуры рассматривали многие ученые, педагоги и композиторы (Д.Б.Кабалевский, А. Бернстайн, А.А. Пиличяускас, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева).

Наиболее широко слушательская культура представлена у Э.Б Абдулина и Е.В. Николаевой. Именно они более глубоко раскрыли структуру слушательской культуры с точки зрения успешности, разделив их на три стадии и определив конкретные задачи развития.

Формирование музыкальной и слушательской культуры позволяет ребенку, ссылаясь на приобретенные ранее знания и умения, научиться понимать музыку. Не случайно композитор Д.Б. Кабалевский ставил на первое место в музыкальной культуре «способность воспринимать музыку, как живое образное искусство»[8, с. 188].

Для успешности развития слушательской культуры мы опираемся на мнение Н. С. Ломакиной которая   разработала условия, способствующие данному процессу. Под условиями мы понимаем устойчивые факторы, влияющие на ход и специфику учебного процесса. Все условия взаимосвязаны и оказывают как прямое, так и опосредованное влияние друг на друга.

К условиям в контексте нашего исследования  мы можем отнести:

- открытость и желание слушать и слышать музыку, готовность усваивать различную  информацию о музыкальных произведениях;

- способность к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанная с открытостью опыту, нахождение проблем в общеизвестном. В результате чего развиваются образное музыкальное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.

В музыкальной педагогике на современном этапе ее развития наблюдается повышенный интерес к развитию слушательской культуры младших школьников. Нами было установлено, что процесс познания музыки происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях (внешних и внутренних).

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что проблема развития слушательской культуры младших школьников является актуальной. С ней сталкиваются многие учителя музыки в начальной школе, облегчить эту проблему можно через обращение  к образам птиц

Список использованных источников

  1. Алиев, Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания [Текст] / Ю. Б. Алиев: Методика музыкального воспитания детей. –Воронеж, 1998. – 251 с.
  2. Акопян, К. З. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка: Психология подростка[Текст] / К. З. Акопян, В. Г. Степанов. - Москва: МГГУ, 1993. -138 с.
  3. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие: Музыкальное восприятие школьника [Текст] / В. К. Белобородова, М. А. Румер. Москва: Педагогика, 1975. - 120 с.
  4. Критская, Е. Д. Программа общего : Музыка 1-4 [Текст] / Е.Д. Критская. – Москва: Просвещение, 2014. - 115 с.
  5. Ломакина Н.С. Слушательской культуры: Диссерт. канд. пед.: [электронный ресурс]. URL://www.dissercat.com//formirovanie--muzykalnoi--shkolnikov- (Дата обращения: 05.11.19)
  6. Машихина , О. В. Развитие музыкальных способностей у школьников младшего возраста //  Научное сообщество студентов :[Электронный ресурс]  URL: https://sibac.info/archive/meghdis  (дата обращения: 21.11.2019)
  7. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / М. С. Осеннева. - Москва: Академия, 2013.  - 265 с.
  8. Птичье пение в музыке: [Электронный ресурс]. URL: http://blagaya.ru/2009/09/04/ptiche-penie-v-muzyke/  (Дата обращения: 13.11.2019)
  9. Ражников, В. Г. О музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников - 2-е изд. – Москва: ЦАПИ, 1994. - 141 с.
  10. Суртаев, В. Я.  Миры глазами [Текст]  / В. Я. Суртаев. культуры и коммуникаций РФ.: Санкт-Петербург: Гос. культура, 2004. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....