Моцарту посвящается...
учебно-методический материал

Балич Эльмира Сейтхалиловна

Учебно - методический материал предназначен учащимся детских музыкальных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsartu_posvyashchaetsya.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Моцарту      посвящается           

                                              «Вечный солнечный свет в музыке.  Имя тебе - Моцарт»

                                                                                                                                                                     А. Рубинштейн

                                                                                                                моцарт

В 2021 году исполнилось  265 лет со дня рождения гениального австрийского композитора, скрипача, клавесиниста, дирижёра, органиста Вольфганга Амадея Моцарта.

       Это был великий человек своей эпохи – эпохи Просвещения, просветительского классицизма, в основе которого лежало убеждение в разумности бытия и гармоничность человека. В это же время – а это 18 век – Европа переживает подлинный расцвет музыкального искусства; происходит становление и утверждение национальной школы в Австрии. А так как развитие музыкальной культуры было связано в основном с её столицей – Веной, новая школа получила название «венской классической». Композиторы этой школы стремились к целостности музыкального произведения, совершенству формы, строгим пропорциям её частей. И это единство и законченность достигались в в развитии и борьбе противоположностей, что является в музыке  основным принципом симфонизма. Именно с венской классикой связано начало расцвета симфонической музыки. И величайшим представителем этой школы стал В. А. Моцарт, чье творчество явилось  высшей стадией классицизма.

     Вспыхнув на музыкальном небосклоне, подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас, сгорел в лихорадочном пламени невероятного творческого перенапряжения. За свои 35 лет он сочинил поразительное количество музыкальных произведений: 23 оперы, 49 симфоний, 27 концертов для различных инструментов, духовную музыку, множество сонат, ансамблей, песен. Всего 626 произведений, что в полном собрании составило 70 толстых томов.  Его уникальность состоит в том, что он работал во все музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха, создав истинные шедевры.

       Моцарт был одним из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии сочетают в себе черты австрийской народной песенности, танцевальности и певучесть итальянской оперы, образовав его собственный неповторимый «моцартовский стиль». Произведения Моцарта отличаются богатством внутреннего содержания, душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью.  П. И. Чайковский  писал в своём дневнике: « Моцарт – есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто больше не заставлял меня плакать и трепетать от восторга».

       Полное имя композитора – Иоганн Хризотом Вольфганг Теофил Готлиб Сигизмунд Амадей Моцарт. Родился 27 января 1756 года в маленьком австрийском городке Зальцбурге. Его отец – Леопольд Моцарт – был композитором, скрипачом, органистом, одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Работал скрипачом и органистом при дворе архиепископа.

          Талант Вольфганга проявился очень рано – в трехлетнем возрасте. Ребёнок часами не отходил от клавесина. Наблюдая, как отец занимается со старшей сестрой, мальчик тут же без ошибок повторял всё, что она играла. Однажды, четырёхлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по  нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца, что он делает, мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Сначала отцу показалось, что это детская шалость, но присмотревшись в нотный текст, измазанный кляксами, он, заплакав от радости, воскликнул: «Но этот концерт такой сложный, что его никто не сможет сыграть!» «Какие глупости, папа, - возразил Вольфганг,- его сможет сыграть даже ребёнок, например, я!»

       Обладая абсолютным музыкальным слухом и природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, занимаясь с отцом, к 6 годам маленький музыкант исполняет сложные виртуозные произведения на клавесине, импровизирует, сочиняет.  Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился. За это время, незаметно даже для отца, мальчик самостоятельно овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребёнка.

          Отец Моцарта не хотел, чтобы жизнь сына была такой же тяжёлой и однообразной, как и его собственная. Ведь, несмотря на его многолетнюю работу, семья Моцарта вела скромный образ жизни, а также стесняло и ограничивало возможности зависимое положение придворного музыканта. Поэтому, так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь более интересно и обеспеченно. Отец считает, что пора показать Европе своих талантливых детей и решает везти их в концертное путешествие. Вольфгангу было всего 6 лет.

        Испросив отпуск у архиепископа, семья  разъезжает по городам Австрии и Германии, а затем Париж и Лондон, где прожили более года. За это время дети дали много концертов, как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но этим концертные триумфы не завершились. Они получили приглашение из Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка. Но для маленького Моцарта было сделано исключение, так как в его необычном даровании духовенство видело перст Божий.

     Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в 4 руки с сестрой, импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения; не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и  органе. Занимали публику и внешность  маленького виртуоза. Он был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжёлый, расшитый золотом придворный костюм, в напудренном парике, как того требовала мода, он был похож на куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребёнка играть по клавишам, закрытым полотенцем, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха: Вольфган улавливал разницу звука в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом предмете. Моцарта называли « чудом 18 века». Всё это было очень утомительно, тем более, что концерты в то время длились по 4-5 часов. В то же время отец  продолжал образование своего сына:  изучает с ним иностранные языки, историю. географию, математику. Появляются первые сонаты, симфонии, исполнение которых придало его концертам ещё большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Прославленная,  счастливая, но уставшая  семья  Моцарта  возвратилась в родной Зальцбург. Вольфгангу было 10 лет.

        Но долгожданный отдых в Зальцбурге длился недолго. Леопольд Моцарт хотел закрепить блестящий успех сына и повёз его в Италию, где Вольфганг переживал триумф. Его концерты собирали такое огромное количество слушателей,  что к месту выступления ему помогали прокладывать дорогу силой. Поражали итальянцев феноменальный музыкальный слух и фантастическая  память. В Риме  семья Моцарта посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое 9-голосное сочинение для двух хоров «Мизерере» композитора Аллегри. Это произведение исполнялось два раза в год и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять ноты не разрешалось под страхом сурового наказания. Придя домой, Моцарт целиком записал его по памяти, без единой ошибки. Он хотел сделать подарок своей сестре - преподнести ноты, которые имеются у Папы Римского. Узнав, что произведение было записано по памяти и безупречно, Папа Римский наградил Моцарта орденом рыцаря Золотой шпоры.   Ещё одним необычным фактом было избрание Моцарта в члены Болонской академии, в которой существовало правило не принимать никого моложе 26 лет. Но для 14летнего вундеркинда было сделано исключение: за написанное за полчаса очень сложное многоголосное произведение композитор стал членом Болонской академии.

      Успехи Моцарта превзошли все ожидания отца: он думал, что теперь-то он устроит судьбу своего сына. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Все попытки найти работу были безуспешны. Гениального юношу никто из важной и всесильной знати не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьёзность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов, а также начинала сказываться зависть и неблагожелательное отношение со стороны ряда влиятельных музыкантов, видевших в 14летнем Моцарте опасного соперника. Пришлось возвращаться домой.  За время их отъезда произошли большие перемены. Старый князь, снисходительно относившийся к долгим отлучкам Моцарта, умер. Новый правитель Зальцбурга – граф Колоредо -  оказался властным и жестоким человеком.  В юном музыканте, которого он назначил дирижёром своего оркестра,  граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы обидеть и унизить всемирно известного музыканта, заставлял его обедать вместе со слугами, где Моцарт должен был сидеть ниже поваров.

     Унизительное положение музыканта делало жизнь Моцарта в Зальцбурге невыносимой, и он подал прошение об отставке. Тогда по приказу князя Колоредо его столкнули с лестницы. И это было последней каплей, переполнившей чашу терпения. Нервное потрясение вызвало болезнь, но и твёрдое решение жить независимо. Среди музыкантов прошлого Моцарт был первым, кто предпочёл необеспеченную жизнь свободного композитора крепостной службе у богатого вельможи.  И 25летний Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней. «Счастье моё начинается только теперь» - писал он отцу.

      Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. С удивительной быстротой он создаёт одно произведение за другим. За последний период жизни им написано около 250 произведений, которые были тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Его называли «первым виртуозом» своего времени. По заказу Немецкого театра в Вене он сочинил комическую оперу « Похищение из сераля», которая стала первой немецкой национальной оперой. Ещё большего мастерства достиг Моцарт в  последующих операх: « Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», которая была написана за 6 недель. Музыка из этой оперы приобрела огромную популярность. Она распевалась на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, садах и парках. В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства в инструментальной музыке: в течении одного лета он написал три своих лучших симфоний, среди которых симфония соль минор, которую написал за 3 недели.

    Яркая, интересная полная творческих достижений, жизнь Моцарта имела и другую сторону: из 6 его детей в живых осталось только двое младших; это материальная необеспеченность, нужда. Интерес к Моцарту снижался, издание произведений оплачивались скудно. Непрерывная, чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность, лишения, невзгоды быстро подтачивали силы и здоровье композитора. Последним произведением Моцарта был Реквием, которое было заказано при таинственных обстоятельствах уже больному композитору незнакомцем в чёрном. В последствии выяснилось, что это произведение заказчик хотел выдать за собственное. Моцарт этого не знал. Ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину. Закончить Реквием ему не удалось, завершил её его ученик по черновикам композитора.

      Умер Моцарт 5 декабря 1791 года. Существует много версий причины его смерти: это ревматически-воспалительная лихорадка; болезнь почек; препараты, назначенные доктором, которые содержали ртуть;  отравление композитором Сальери. Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах.  Денег на погребение в семье не оказалось. Поэтому Моцарта хоронили в общей могиле. Родственники и друзья до кладбища не дошли, так как разыгралась сильная метель и точное место захоронения до сих пор не известно.

          Несмотря на то, что прошло более 200 лет со дня смерти, дарит людям радость лучезарная, полная сердечного тепла и пленительного обаяния музыка Моцарта. Д. Шостакович писал: « Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших    образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках. Вот почему мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора!»

       

     

     

                                                                                                              

                   

               

                                                       

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.А.МОЦАРТА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В работе описываются методы работы над артикуляцией, штриахми, динамикой, педалью при исполнении произведения В. Моцарта....

Моцарт - вечный солнечный свет в музыке! Презентация для начального и среднеспециального звена образования.

Моцарт - вечный солнечный свет в музыке! Презентация для начального и среднеспециального звена образования. Содержит большое число иллюстраций....

В.А. Моцарт. "Реквием"

В.А. Моцарт. "Реквием"...

Методическая разработка интеллектуальной игры "260 лет со дна рождения В,А,Моцарта"

Знакомство с творчеством великих композиторов, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач образовательной программы. Поиск новых форм детского творчества – отправная то...

Интерактивное обучение дошкольников с помощью компьютерной программы Софт Моцарт

Опыт  и результаты работы по программе Софт Моцарт с детьми дошкольного возраста....

технологическая карта урока музыки 5 класс "Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь"

В карте указаны подробное описание урока музыки для обучающихся 5 класса по правилам ФГОС....

Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»

В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....