Интерактивное обучение дошкольников с помощью компьютерной программы Софт Моцарт
статья по теме

Опыт  и результаты работы по программе Софт Моцарт с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Санкт-Петербургская детская школа искусств

на Петроградской»

Статья на тему:

«Интерактивное обучение  дошкольников с помощью компьютерной программы Софт Моцарт».

преподавателя по классу фортепиано

Дмитриевой Татьяны Петровны

Санкт-Петербург

2018 год

Современное состояние преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. По-прежнему актуальны вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие методы, вытекающие из природы искусства? Как сделать урок музыки уроком искусства, где не будет места обыденности, схематизму и регламентации?

Нужно создать такие условия, чтобы ученик сам захотел узнать, что такое скрипичный ключ и чем он отличается от басового? Чтобы сделать восприятие нашего ученика нашим помощником, нужно... «посадить ученика за руль и сесть рядом» или «налить в бассейн воды» и приступить к урокам плавания.

Это называется - начать с развития навыков. А навыками в музыкальном обучении является чтение нот с листа и пение по нотам .

 Однажды блуждая в просторах Интернета я обнаружила интересную на мой взгляд статью об «революционной» программе «Софт Моцарт». Система «Софт Моцарт» - комплекс обучающих музыкальных игр для компьютера и подсоединенной клавиатуры синтезатора или цифрового фортепиано. Эти игры реализуют основную философию «Соф Моцарт» - деление сложной задачи исполнения музыки на базовые навыки и обеспечение отработки каждого навыка и их комплекса. Это дает ученику не только возможность обширной практики, но также гарантирует удовольствие и уверенность в своих силах во время занятий. Ознакомившись с ключевыми позициями системы обучения и компьютерной программы «Софт Моцарт», я в дальнейшем имела возможность увидеть как этот метод работает на примере своих дошкольников, которые с удовольствием и успешно занимаются по этой системе.

В 2009 году, прослушав полный курс лекций по методике преподавания «Софт Моцарт» я сдала практический экзамен и сертифицирована проводить уроки, использующие эту методику.

По этой системе на сегодняшний день занимается множество публичных и частных школ и музыкальных студий в США, Канаде, Испании и в России- в Москве, Краснодаре, Уфе, Владивостоке, Чайковске, в Бийске и Санкт-Петербурге. Этот метод долго разрабатывался на основе русской музыкальной классической школы. Компьютеризация метода значительно расширила звуковые и графические возможности курса обучения и повысила его эффективность в несколько раз за счет элемента интерактивности. Эта система по сути является методикой развития музыкальной грамотности, развития музыкального слуха, обучения игре на фортепиано, сольфеджио и гармонии для всех начинающих от 2 - х лет и старше.

  1. Программа «Софт Моцарт» не идет вразрез с классическими подходами к обучению музыке. Она по сути является «недостающим звеном»  обучения, восполняющим недостаток визуальности в ознакомлении с клавишным пространством фортепиано в совокупности с нотным письмом.
  2. Использование компьютера и цифрового инструмента в программе «Софт Моцарт» является блестящей находкой в воссоздании интерактивности обучения музыке, как языку. Возможность сыграть произведение одной рукой, слыша партию второй, уметь не только увидеть собственные погрешности в исполнении текста, но и самостоятельно исправить их, иметь возможность учить произведение наизусть самостоятельно, но под контролем, начинать беглое чтение нотного текста с первых же уроков - вот далеко не полный перечень того, что может дать эта система каждому начинающему,

Революционность программы проявляется в том, что используя её, каждый человек независимо от способностей может научиться читать музыкальный текст и играть на фортепиано (или других клавишных инструментах) сразу десятью пальцами обеих рук, что немаловажно для развития слуха, памяти, а также для поддержания интереса к обучению.

«Азбучная презентация» нотного стана, перевернутого ключами вверх с использованием цветовой кодировки и картинок, позволяет учащимся сбалансировано справляться с проблемами чтения и координации. Это своеобразный «Букварь» в музыке.

Постепенный переход от «азбучной» презентации нотного текста к традиционному  позволяет учащимся понять нотное письмо быстрее и проще.

Я предлагаю использование этой системы не только в музыкальных учебных заведениях, но и в детских садах, школах и других организациях, связанных с воспитанием и культурным образованием детей. Использование такой системы в домашней работе учащихся также неоценимо.

Когда Вы играете Note Duration (Нотные длительности), то начинаете понимать ритм не только с математической точки зрения, но и ощущать его на мышечном уровне. Любой ребенок не только осознает ритм, но и чувствует его, - и трудно определить, что более важно.

4. Что касается Gentle Piano, то имеются дополнительные преимущества:

-Вертикальное расположение нот в сравнении с горизонтальным лишь означает, что то, что расположено справа - то справа, а что слева - то слева. Это высказывание кажется абсурдным, но фактически в нашем обучении игре на  фортепиано ученик вынужден иметь дело с ориентацией в направлениях, которые идут вразрез с законами естественного восприятия.

- Оценка достижений должна быть быстрой. Соревнование происходит не с учителем. Учитель не поправляет вещи типа "Это не до или фа, а ми". Учитель имеет возможность обучать и править в более важном, он не обязан комментировать вербально каждый звук фортепиано. В конце концов, мы постоянно говорим нашим ученикам, что музыка звучит в тишине. И здесь учитель с учеником в одной упряжке, а соревнование происходит с компьютером - это еще одна педагогическая находка, которую я считаю неоценимой!

Возможность же использования соединения музыкального инструмента с компьютером способно вознести эффективность   обучения игре на фортепиано и шлифования навыков на невиданный до сих пор уровень эффективности.

Фортепиано это самый доступный многоголосный инструмент, извлечение звуков из него не требует от учащихся особых физических усилий. Он способен развивать и мелодический и гармонический слух, то есть, например, на нем можно играть мелодию и аккомпанемент к ней. У этого инструмента есть много тембров и метро-ритмических возможностей. Это - идеальный тренажер для развития навыков и слуха и чувства ритма, потому что фортепиано является и музыкальным и ударным инструментом одновременно. Ударяя по клавишам инструмента и извлекая звуки точной высоты, учащийся получает информацию и о мелодии, и о гармонии и о ритмической организации. Обучая пальцы «петь» легато, ребенок осваивает тонкости развития и слуха, и голоса, и мелкой моторики.

Музыка - это язык, созданный для передачи музыкальных мыслей. Для того, чтобы владеть этим языком, необходимо владеть навыками его слышания, понимания, чтения и мышления. Знание Музыкального Алфавита поможет понять :

-логику музыкального языка.

логику графического   оформления музыкального языка - или музыкальной нотации.

  • подготавливает мышцы человека к музыкальному прочтению.
  • способствует развитию музыкальной памяти через артикуляцию.

   Музыкальный Алфавит отличается от Алфавита тем, что он отражает логику музыкального языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, потому что во-первых, в музыке нет одного направления музыкального движения и Музыкальный Алфавит - это До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До, во-вторых, потому что в музыке каждая из семи нот может являться первой и поэтому мы должны знать 7 Музыкальных  последовательностей, а не одну и все эти последовательности в комплексе являются Музыкальным Алфавитом.

Таким образом, музыкальный Алфавит в музыке должен выглядеть так:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре - Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми - Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа - Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль- Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля - Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си - Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

В музыкальном прочтении громадное значение имеет скорость реакции, поэтому умение быстро проговаривать Музыкальный Алфавит - это насущная необходимость для приобретения навыка скоростного чтения нот с листа.

Музыкальная Азбука - совокупность нот, принятых в музыкальной письменности.

  1. Ноты могут располагаться через ступень.
  2. Ноты могут располагаться через 2 ступени
  3. Все остальные сочетания звуков являются производными от уже сложившихся последовательностей или их обращениями.

Простое запоминание Музыкального Алфавита вне его пропевания может стать важной точкой опоры как в развитии музыкального голоса и слуха, так и в зрительном прочтении нот с листа, а также и в освоении теории музыки. В знании Музыкального Алфавита, как в маленьком зернышке заложена вся музыкальная система, без которой невозможно фундаментальное изучение музыкального языка. Музыкальный Алфавит нужно знать, как таблицу умножения и уметь проговорить от любой ступени в очень быстром темпе. Для того, чтобы помочь моим маленьким ученикам справиться с трудностями графического прочтения Нотного Стана,  я сначала придумала специальные карточки и письменные упражнения, а потом - я купила компьютерные игру,   с помощью которой я успешно обучаю своих учеников чтению нот.

Клавиши инструмента становятся тем самым продолжением линеек и пространств между ними, которые можно «потрогать» и пропеть голосом. Так, с помощью простого графического приема - расширения линеек на нотном стане - мы помогаем ребенку

  1. понять логику расположения нот на линейках и между ними и развить восприятие линеек и пространств между ними как равнозначных единиц
  2. получить первые зрительные представления об интервалах
  3. сделать обучение музыкальной грамоте конкретным или основанным на мышечном прикосновении к нотному стану с помощью клавиш
  4. развить музыкальный глазомер, с помощью которого чтение музыки развивается значительно более эффективно
  5. помочь понять, как размещается на Нотном Стане Музыкальный Алфавит

C:\Users\Татьяна Юрьевна\Desktop\Рисунок1.png

  1. О том, что Нотный стан и клавиши фортепиано тесно связаны между собой и по сути являются графическим продолжением друг друга, я поняла не сразу. Никто никогда не учил меня этому и мир клавиш в моем сознании существовал как бы отдельно от мира нот. Мое мировоззрение перевернулось в тот день, когда я поставила ноты какой- то пьесы ключами вверх и посмотрела на нотный стан совсем под другим углом. Для меня это стало каким то откровением, подобным удару молнии.
  2. Позже я узнала, что эта идея далеко не нова и некоторые учителя до меня пытались перевернуть ноты ключами вверх на начальном этапе обучения. Такой поворот делает клавиши фортепиано продолжением 10 линеек Нотного стана, помогая зрительному восприятию стать точкой опоры для координации человека.

C:\Users\Татьяна Юрьевна\Desktop\Рисунок2.png


8..До   использования компьютерной программы Софт Моцарт я печатала нотный текст пьес на расширенных линейках при повороте на 90 градусов для моих учеников.

Во-первых, это помогает восприятию человека получить первые навыки координации всех пальцев во взаимодействии со всеми клавишами

 Во-вторых, это помогает освоению клавишного пространства зрением, для которого после нескольких путешествий вперед и назад оно становится не таким страшным и непонятным, но более доброжелательным и знакомым

В - третьих, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по 2 и 3 и как белые организованы по октавам и по порядку

В -четвертых, это помогает использовать уже выученные знания Музыкального Алфавита применительно к разучивании клавиш фортепиано

Итак, для того, чтобы мы научились читать нотную грамоту, нет другого пути, как с первых же уроков приниматься... за чтение нотной грамоты. В моем классе  дети начинают играть обеими руками и читать ноты с листа голосом и с помощью фортепиано на самом первом уроке, не вникая в подробности о том, что такое Скрипичный и Басовый ключ, где 2 и где 3 черные клавиши и как найти среднее До, они совершенно не знают нот на нотоносце, понятия не имеют, что такое такты, размер, длительности и какими бывают паузы. Все, что они запоминают - это первую последовательность Музыкального Алфавита : До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. Потому что все остальное им просто не нужно.

Из  всей этой вышеперечисленной информации мы делаем один важный вывод: МЫ УЧИМСЯ ДЕЛАЯ.

Ходить, говорить, держать ложку, завязывать шнурки - все это мы научились делать в процессе... делания. Никто не посадил нас за школьную скамью и никто не сказал нам: сейчас я тебя научу, что такое шнурки и как их завязывать. Никто не дал нам схемы завязывания шнурков. И от этого наши действия ничуть не пострадали! Дети любят музыку и тянутся к ней. Они хотят играть на музыкальных инструментах и возможность их научить этому дома и в детском саду и тем более в музыкальной школе - совершенно реально, если дать им точку опоры. Музыкальная грамотность может и должна стать достоянием всего человечества. Чтение и запись нотного текста может стать таким же обычным явлением, как чтение детских книжек, журналов, газет или романов. Музицирование может стать популярным временем провождения, творческим и занимательным. Дети, научившись читать ноты и сочинять музыку, станут соревноваться между собой в умении исполнять музыкальные сочинения и создавать свои.

Все, что для этого нужно сделать - это небольшой переворот.

Поворот Нотного стана на 90 градусов и его упрощенная презентация чрезвычайно способствуют развитию музыкального чтения. Скорость, которая достигается при таком прочтении с самых первых шагов, позволяет слуху расслышать музыкальную мысль, чтобы в последствии тоже стать точкой опоры в разучивании пьесы. Голос, знакомый с Музыкальным Алфавитом и Музыкальной Азбукой, помогая «озвучить» прочитываемый материал, в свою очередь находит точку опоры в звуке фортепиано. Все это превращает органы восприятия человека в единый дружный коллектив, работающий совместно на достижение одной цели - прочтение нотного текста. Когда же эти навыки окрепнут и на них он сможет опереться, музыкальный текст может принять привычное горизонтальное положение. Восприятие, освобожденное от задач опеки координации, слуха и голоса будет в состоянии справиться с поворотом Нотного стана в пространстве и сосредоточиться на проблемах нотной записи.

Обучение музыкальному языку следует начинать задолго до обучения чтению и письму. Это поможет детям в освоении всех других академических предметов, разовьет их мелкую моторику, способность концентрироваться и сохранять фокус на более длительные промежутки времени, пространственное мышление в сочетании с временным и поможет развитию речи и логического мышления.

Опорным инструментом в обучении музыке может стать электронное фортепиано с МИДИ соединением к компьютером. Чтение нот, пропевание их голосом с названием звуков сольфеджио и проигрывание их на фортепиано должны развиваться одновременно с помощью Азбучной презентации нотного стана и стикерсов на клавишах фортепиано.

Я училась музыке «традиционным» способом и , перевернув нотный стан ключами вверх, сначала сама должна была привыкнуть, как смотреть на ноты в этом непривычном

мне ракурсе. Но воодушевление и успехи моих маленьких учеников стали для меня наградой моим усилиям. Теперь я не представляю себе другого пути.

«Софт Моцарт» - программа, которая способна создать базовые навыки владения инструментом и голосом и при этом не требует на начальном этапе абсолютно никаких знаний и умений. Программа, которая не подразумевает в обучающемся никаких знаний теории или умений играть ноты. Программа, для которой компьютер - не электронная версия самоучителя музыки с обилием текста и необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких с помощью кликания мышкой, но программа обучающая играть конкретные произведения, читать и запоминать их.   В единую систему объединен  метод, основанный на знании Музыкального Алфавита и Азбучной презентации нотного стана и обогащен этот метод анимационными и графическими возможностями компьютерной графики. Экран не перегружен ненужными  «окнами» и прочей атрибутикой компьютерных программ. Не используется мышь - начинающему гораздо полезнее использовать для выбора команд кнопки компьютера. Благодаря этому создана такая программа, которая учит не только взрослых, но и детей младшего дошкольного возраста, для которых попасть мышью по правильному месту на компьютерном мониторе было бы очень и очень затруднительно.

Теперь мои ученики получили возможность не только развиваться под неусыпным вниманием компьютера, но и точно знать уровень своих успехов в цифрах. За компьютерным обучением - будущее музыкального образования!

Компьютерная интерактивность - идеальное средство обучения прочитыванию и запоминанию музыки посредством «погружения» в сам язык, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» во время живого общения. Это - самый древний и проверенный способ обучения, которым выучился каждый из нас!

Я не знаю, насколько реально сделать программу, обучающую иностранным языкам, которая могла бы контролировать голос ученика, его мелодику и артикуляцию и вовремя поправлять ошибки в произношении и грамматике. Но в обучении владению музыкальному языку осуществление такого контроля значительно проще, потому что точкой

опоры в нем является координация пальцев и рук в совокупности с клавишами инструмента, а развитие голоса и слуха происходит как результат этого действия.

Возможность перенести  методику на язык компьютерных игр перевернула все мои представления о природе музыкальных способностей человека. Оказалось, что научить 5 летнего ребенка играть простую пьесу двумя руками - дело не пары месяцев, а 15 минут, что 3-4 летние дети могут свободно читать ноты, петь сольфеджио, играть наизусть менуэты Баха до того, как они научатся читать и писать. Достаточно только сесть за электронное фортепиано, подключенное к компьютеру с   программой «Софт Моцарт

Запоминание последовательности расположения музыкальных звуков в пространстве с помощью проговаривания станет точкой опоры музыкального восприятия детей при знакомстве с клавишами фортепиано и нотным станом. Знание этих последовательностей облегчит развитие музыкального чтения и координации при прочтении нотного текста с помощью фортепиано,

Я думаю, что дальнейшие шаги должны быть следующими. Необходимо сделать электронное фортепиано - или синтезатор центром музыкального обучения детей в школах. Все остальные виды работы должны базироваться на навыках прочтения нотного текста голосом и с помощью фортепиано. Игра на шумовых инструментах, пение, движения под музыку должны стать дополнением к основному - умению читать музыку с листа и записывать ее по памяти. Обучение всем инструментам должно вестись на основе знания Скрипичного и Басового ключей так, что каждый инструменталист был бы в состоянии саккомпанировать своему партнеру на фортепиано.

Новые идеи о том, как сделать обучение игре на фортепиано более эффективным и творческим должны быстро и беспрепятственно становиться достоянием людей.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по темам: "Обучение дошкольников метанию. Обучение дошкольников прыжкам".

В презентации подобраны основные вопросы для конторя студентов после изучения тем: "Обучение дошкольников метанию" и "Обучение дошкольников прыжкам"....

Презентация к выпускной работе" Интерактивное обучение как средство повышения качества профессионального обучения в ОАО «РЖД»"

Эффективные педогогические технологии организации образовательного процесса в профессиональном обучении пнрсонала в ОАО "РЖД"...

Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»

Все  живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причина...

Мастер класс для педагогов "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"

Дидактические игры способствуют развитию речи у детей....