Светское образование и религия
план-конспект занятия

Веткина Анастасия Игоревна

Светское образование и религия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskoe_obrazovanie_i_religiya1.pptx936.83 КБ
Microsoft Office document icon svetskoe_obrazovanie_i_religiya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Светское образование и религия. Становление и развитие системы повышения квалификации учителей в сфере религиозного воспитания подрастающего поколения Уч. нач. кл. Веткина А.И. МБОУ «СШ №15» г.Смоленска

Слайд 2

На рубеже ХХ – ХХI веков произошла переоценка роли религии не только в культуре и истории России, но и в духовно-нравственном развитии человека. Религия и деятельность церкви стали фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы и общественную жизнь страны. В связи с переосмыслением форм и содержания духовно-нравственного воспитания детей и юношества, знания о традиционных религиозных ценностях включают в школьное образование. Осуществляя религиозное воспитание, необходимо предостерегать детей от религиозного экстремизма.

Слайд 3

Рассмотрим систему знаний, которой овладевает ребенок. В России церковь отделена от государства и школы. Ребенок получает сведения о религии исключительно в русле культурологическом, историческом. На уроках истории, литературы его могут ознакомить с основными установками различных религий, но не будут утверждать, что идеи какой-то религии - единственно верные. В настоящее время в школьном образовании встает острый вопрос религиозного воспитания подрастающего поколения. Какие же аргументы приводятся в пользу внедрения православия в школу? 1.Религия может “исправить нравы” современной развращенной молодежи, восстановить авторитет семейных ценностей. 2.Настало время, когда народы должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма. 3.Детям будет предлагаться не религиозный, а религиоведческий или культурологический подход к изучению религии.

Слайд 4

В августе 2009 года президент РФ Д. А. Медведев выступил с инициативой введения в учебный процесс обязательного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012 года курс «ОРКСЭ» вводится по всей стране в качестве обязательного. Объем курса — 34 часа. Весной 2012 года во всех школах прошли собрания родителей четвероклассников. Почти две трети выбирают так называемые светские курсы. 41,7 % родителей выбрали «Основы светской этики», 21,5 % — «Основы мировых религиозных культур», то есть более 62 % семей. Религия оказалась введенной в школьный список предметов, но не как практика, а как рассказ о теории и практике. Учитывая это противоречие, в пособиях для учителей и в курсах подготовки преподавателей ОРКСЭ официально декларируется, что светское государство берет на себя не обучение религии, а преподавание знаний о религиозных культурах, причем с воспитательной целью..

Слайд 5

Основы светской этики Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Слайд 8

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Слайд 9

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 10

Цели ОРКСЭ: 1.развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 2. формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 3.знакомство с основными нормами светской и религиозной морали; 4.формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; 5.воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести..

Слайд 11

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен «знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение, готовить сообщения по выбранным темам».

Слайд 12

Рост общественной потребности в изучении религиозных знаний, появление в образовательных учреждениях предметов, включающих религиозные знания, со всей остротой ставят проблему подготовки педагогических кадров, компетентных в этой сфере деятельности, а так же переподготовка и повышение квалификации учителей, уже преподающих религиозную культуру. Учителя в соответствии с нововведениями российского образования все чаще обращаются с просьбой наладить переподготовку учителей по специальности "Религиоведение". Важным условием успешного преподавания религии в школе является сотрудничество церкви и государства . Церковь способна организовать повышение квалификации учителей таким образом, чтобы они получали дополнительные знания в области христианства и могли в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям.

Слайд 13

Из опыта Германии выделяют задачи в области повышения квалификации учителей: расширение и углубление теологических и педагогических знаний, полученных учителями во время учебы в вузе; развитие и сохранение профессионализма с помощью инновационных методов и форм работы; создание возможности изучения существующего опыта, ознакомление с достижениями других учителей; развитие и поддержка междисциплинарной и межконфессиональной кооперации с учетом современных требований; тесная связь деятельности по повышению квалификации с важнейшими требованиями и процессами современности; организация осуществления основного образования по религии и другим религиозно-теологическим направлениям; организация внешкольных мероприятий для поддержания постоянных контактов между молодежью, церковью и школой.

Слайд 14

Школьные отделы имеются в каждом из церковных округов. Их задача состоит в обеспечении постоянного взаимодействия с учителями, работающими в округе. Педагогико-теологический институт церкви занимает ведущее место среди учреждений, проводящих курсы повышения квалификации учителей религии.

Слайд 15

В заключение проведенного исследования сделаны следующие выводы: 1. Исторический анализ формирования системы повышения квалификации учителей религии выявил ряд факторов, способствующих созданию системы повышения квалификации. 2.Взаимоотношения государства и Церкви по вопросам образования формировались на протяжении длительного времени (более ста лет), что позволило четко определить нормативно-правовую базу в сфере школьного воспитания и образования, а также в области преподавания предмета «Религия». 3.Опыт повышения квалификации учителей религии в других странах показывает успешность продуманного и открытого взаимодействия государства, религиозных организаций. Церковь в сотрудничестве с государственными органами управления образованием может содействовать современной молодежи в выборе жизненного пути посредством изучения христианского культурного наследия, руководствуясь тем, что культурные и религиозные традиции определяют многие сферы жизни человеческого общества.

Слайд 16

Качество повышения квалификации учителей религии должно обеспечиваться следующими факторами: 1. непрерывный диалог между всеми субъектами образовательного процесса – государственными и общественными организациями, учителями, учащимися, их родителями, представителями церковных общин; 2. постоянный анализ педагогической ситуации в ее развитии с возможностью предсказания ближайших и отдаленных результатов; 3. организация проектной работы, имеющей целью помочь учителям религии научить детей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, основываясь на идеалах христианства; 4. максимальная приближенность всех мероприятий по повышению квалификации учителей религии, проводимых на различных уровнях, к реальной жизни школьников.



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Веткина Анастасия Игоревна

МБОУ «СШ №15» города Смоленска

Светское образование и религия. Становление и развитие системы повышения квалификации учителей в сфере религиозного образования подрастающего поколения.

На рубеже ХХ – ХХI веков произошла переоценка роли религии не только в культуре и истории России, но и в духовно-нравственном развитии человека. Религия и деятельность церкви стали фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы и общественную жизнь страны. Многие граждане испытывают большую потребность в изучении, как православия, так и других традиционных в нашей стране религий. В связи с переосмыслением форм и содержания духовно-нравственного воспитания детей и юношества, знания о традиционных религиозных ценностях включают в школьное образование.

В современном мире общественность все более начинает интересовать мнение религиозных деятелей в отношении светского образования.

При социализме господствовали навязываемые сверху безбожие и атеизм, ожесточившие души людей и принесшие много зла и насилия. Но именно взаимопониманию и прощению учат нас религия, священные книги. В последние годы, многие из нас пришли к Богу, ощущая себя православными христианами.

 В современной педагогике религиозному воспитанию уделяется большое внимание. Устанавливается взаимозависимость религиозных и философских представлений в культуре, а также культурные ценности религиоведческого образования. Осуществляя религиозное воспитание, необходимо предостерегать детей от религиозного экстремизма. 

Рассмотрим систему знаний, которой овладевает ребенок.

В России церковь отделена от государства и школы. Ребенок получает сведения о религии исключительно в русле культурологическом, историческом. На уроках истории, литературы его могут ознакомить с основными установками различных религий, но не будут утверждать, что идеи какой-то религии - единственно верные. Как будет чувствовать себя ребенок, который с детства уверен, что Бог создал человека, а на уроке ему будут рассказывать о теории Дарвина? Не возникнет ли растерянности, сомнений? Как объяснить ребенку из семьи верующих то, что он услышал в школе? Как совместить некоторые светские знания с религиозными устоями?

В настоящее время в школьном образовании встает острый вопрос  религиозного воспитания подрастающего поколения.

Эти процессы основываются на соответствующих законодательно-правовых документах. В системе образования имеются правовые основания, определяющие возможность обучения детей религии. Одновременно субъектам федерации предоставлена самостоятельность в решении данного вопроса в рамках регионального компонента. В ряде российских регионов администрации и епархии заключили соглашения о сотрудничестве, в которых предусматривается возможность включения религиозных знаний в школьное образование. В отдельных областях, например в Белгородской, Смоленской и некоторых других, введен предмет «Основы православной культуры», который носит обязательный характер.

Теперь любой школьник вместе с родителями может выбрать для изучения любую конфессию (вероисповедание), изучить которую он желает, и он будет посещать этот урок. Если ребенок пожелает познакомиться с иудаизмом, буддизмом и христианством и т.д., то для него будет создан универсальный курс, на котором он обзорно познакомиться со всеми религиями.

На открытии XV Рождественских чтений (Москва, 2007 г.) в докладах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко, Министра культуры Российской Федерации А. Соколова отмечалась актуальность интеграции профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство.

Какие же аргументы приводятся в пользу внедрения православия в школу?

Итак, во-первых, утверждается, что только религия может “исправить нравы” современной развращенной молодежи, восстановить авторитет семейных ценностей.

Во – вторых, из  заявления Патриарха 6 октября 2004 года:

     «По нашему глубокому убеждению, причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для устранения этого вакуума сегодня недостаточно только церковной проповеди. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации. Ответственность за это лежит на государстве, духовный смысл существования которого – в ограничении зла и поддержке добра.

         Настало время, когда народы наши должны вернуться к мировоззрению, основанному на твердых нравственных принципах, приобрести необходимые познания в религиозной области, обогатиться опытом диалога религий и культур. Это будет лучшей прививкой, убивающей смертельный вирус экстремизма.

Отметим, что уже сама по себе такая постановка вопроса предполагает нетерпимость по отношению к неверующим и инаковерующим: получается, что они не могут быть воспитателями, примерами нравственного поведения.

 В-третьих, утверждается, что детям будет предлагаться не религиозный, а религиоведческий или культурологический подход к изучению религии.

В августе 2009 года президент РФ Д. А. Медведев выступил с инициативой введения в учебный процесс общеобразовательных школ сначала в виде экспериментального, а затем — по результатам апробации — в качестве обязательного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Затем последовало распоряжение правительства о начале эксперимента. У педагогов не было четкого понимания, в какую сторону двигаться.

Одним из результатов первого этапа апробации курса стали данные о том, что большинство родителей выбрали для своих детей так называемые светские модули курса ОРКСЭ, а именно «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур».

С 1 сентября 2012 года курс «ОРКСЭ» вводится по всей стране в качестве обязательного. Объем курса — 34 часа. Весной 2012 года во всех школах прошли собрания родителей четвероклассников. Перед ними стоял сложный вопрос: какой модуль выбрать. Интересно, что выбор родителей в 2012 году в целом по стране представляет примерно ту же картину, что и выбор родителей в период апробации: почти две трети выбирают так называемые светские курсы. 41,7 % родителей выбрали «Основы светской этики», 21,5 % — «Основы мировых религиозных культур», то есть более 62 % семей (свыше 850 тысяч учащихся).

Были написаны и первые учебники, которые подверглись справедливой критике. До сих пор остаются серьезные проблемы с разработкой методических пособий для учителей.

Религия оказалась введенной в школьный список предметов, но не как практика, а как рассказ о теории и практике. Учитывая это противоречие, в пособиях для учителей и в курсах подготовки преподавателей ОРКСЭ официально декларируется, что светское государство берет на себя не обучение религии, а преподавание знаний о религиозных культурах, причем с воспитательной целью..

Все модули курса ОРКСЭ подчинены одним педагогическим задачам и требованиям, согласованы между собой и с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Изучение "Основ религиозных культур и светской этики" направлено на достижение следующих целей:

1.развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2.знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

3.воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести..

Курс ставит перед учениками и учителями начальной школы весьма сложные задачи. В стандарте записано, что в результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен «знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;
  •  историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России;
  • особенности и традиции религий, описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь, уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур;
  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  •  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение, готовить сообщения по выбранным темам».

Министерство образования уделяет большое внимание подготовке методистов и учителей, тем не менее качество этой подготовки вызывает серьезное беспокойство.

Рост общественной потребности в изучении религиозных знаний, появление в образовательных учреждениях предметов, включающих религиозные знания, со всей остротой ставят проблему подготовки педагогических кадров, компетентных в этой сфере деятельности, а так же переподготовка и повышение квалификации учителей, уже преподающих религиозную культуру. 

Этому в известной мере способствует взаимодействие религиозных организаций с образовательными учреждениями в целях подготовки и повышения квалификации преподавателей для расширения их компетентности в религиозных вопросах.

        В настоящее время отдельным аспектам этой проблематики, а также  вопросам подготовки и повышения квалификации учителей религии, в российской современной научной литературе посвящены работы В.А. Беляевой, И.В. Золотаренко, М.Н. Костиковой, Т.А. Кудриной, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, Т.И. Петраковой, Л.Д. Соловьевой, В.Н. Тростникова и других.

Обратимся к проблеме взаимоотношений между церковью и университетским образованием в ее историческом разрезе.

В 7-8 веках в Византии и в 12-13 веках в Европе появляются университеты, которые весьма отличаются от античного образца. Университет находился под контролем церкви, и богословие среди прочих учебных дисциплин играло первостепенную роль.

 Университет того времени состоял из трех факультетов: богословского, юридического и медицинского. С богословских школ началось и российское образование.

 Что касается российских университетов, то они с самого начала создавались, как императорские и были отделены от церкви. И хотя богословие преподавалось, богословских факультетов, в отличие от западных университетов, там не было.

Теперь, после долгих лет истощения духовных сил мы имеем современный российский университет с его материализмом.

Каким путем может пойти сотрудничество между церковью и системой образования в наше время? Как можно совместить теологическое образование со специальным?

Тут можно пойти двумя путями:

1) создание общеуниверситетской кафедры;

2) организация теологического факультета.

Так, специальности «Религиоведение» и «Теология» открыты почти в 50-ти вузах страны, активно обсуждается вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей.

        При светском характере образования урок религии должен является равноценным школьным предметом, обязательным для государственного учебного плана и преподаваться в соответствии с принципами соответствующих религиозных конфессий.

Религию и науку можно рассматривать как две стороны одной медали -  приспособления к окружающему и внутреннему миру человека.

Религия есть форма духовного существования, а наука есть форма ориентации человека в мире материальном, и одно другому, в принципе, не противоречит.

Но наше общество еще не в полной мере  созрело для осуществления таких реформ. Например, для создания богословских факультетов нашему обществу нужны годы предварительной работы.

В сфере образования ведется полемика о трудностях, с которыми сталкивается школа в вопросах религиозного образования, и о роли вузовских преподавателей. Учителя в соответствии с нововведениями российского образования все чаще обращаются с просьбой наладить переподготовку учителей по специальности "Религиоведение".

        Важным условием успешного преподавания религии в школе является сотрудничество церкви и государства. Церковь способна организовать повышение квалификации учителей религии таким образом, чтобы они получали дополнительные знания в области христианства и могли в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям.

        Из опыта Германии выделяют задачи в области повышения квалификации учителей:

  1. расширение и углубление теологических и педагогических знаний, полученных учителями во время учебы в вузе;
  2. развитие и сохранение профессионализма с помощью инновационных методов и форм работы;
  3. создание возможности изучения существующего опыта, ознакомление с достижениями других учителей;
  4. совершенствование педагогической и методической деятельности, а также разработка параметров коллегиальной оценки и обновления методов воспитательной работы;
  5. организация и поддержание сотрудничества учителей при разработке школьных проектов и программ;
  6. укрепление в процессе переподготовки христианских культурных традиций;
  7. развитие и поддержка междисциплинарной и межконфессиональной кооперации с учетом современных требований;
  8. тесная связь деятельности по повышению квалификации с важнейшими требованиями и процессами современности;
  9. организация осуществления основного образования по религии и другим религиозно-теологическим направлениям;
  10. формирование умения создания здорового климата и доверительных отношений в школьном коллективе;
  11. организация внешкольных мероприятий для поддержания постоянных контактов между молодежью, церковью и школой.

На основании указанных задач, возможно, выделить следующие основные функции системы церковного повышения квалификации учителей религии:

  • информационную, обучающую;
  • исследовательскую, экспертную.

          Обратимся к немецкому опыту в решение данной проблемы.

Для решения поставленных задач и исполнения, связанных с ними функций в Германии,  создаются  специальные подразделения, которые непосредственно организуют процесс подготовки и повышения квалификации учителей религии. Этим занимаются школьные отделы в церковных округах, религиозно-педагогические институты.

        Школьные отделы имеются в каждом из церковных округов. Их задача состоит в обеспечении постоянного взаимодействия с учителями, работающими в округе. Они определяют, какие потребности в повышении квалификации возникают у учителей религии и, учитывая это, составляют программу повышения квалификации.

Педагогико-теологический институт церкви занимает ведущее место среди учреждений, проводящих курсы повышения квалификации учителей религии. В его функции входит развитие и совершенствование профессиональных знаний, и повышение квалификации учителей религии всех типов школ, гимназий, профессиональных училищ, воспитателей дошкольных учреждений, сотрудников спецшкол для детей-инвалидов, школьных викариев. Специалисты, работающие в ПТИ, владеют определенным набором методик, средств и технологий обучения, который позволяет им выходить за рамки информационно-инструктивных методов.          

        Мероприятия по повышению квалификации для воспитателей и учителей религии в нашей стране пока ограничивается обсуждением данной проблематики. Так же  принято решение об организации курсов, которые направлены на получение разрешения (допуска) на преподавание предмета «Религия» в школе. Обычно разрешение на преподавание религии в школе учителя получают после участия в пяти- или трехдневных семинарах.

        Обязательным условием участия в этих курсах является наличие педагогического образования.

        В заключение проведенного исследования сделаны следующие выводы:

        1.Исторический анализ формирования системы повышения квалификации учителей религии выявил ряд факторов, способствующих созданию системы повышения квалификации, оснащенной учебно-методическими материалами, помогающими проводить большую работу по подготовке преподавательских кадров.

        2.Взаимоотношения государства и Церкви по вопросам образования формировались на протяжении длительного времени (более ста лет), что позволило четко определить нормативно-правовую базу в сфере школьного воспитания и образования, а также в области преподавания предмета «Религия» как равноценного и обязательного для государственного образовательного плана. Конституция, нормативно-правовые акты земельного Министерства образования, Закон о школьном уставе, Уставы Земельных церквей определяют принципы преподавания религии на конфессиональной основе, устанавливают специфику подготовки и повышения квалификации учителей религии.

        3. Опыт повышения квалификации учителей религии в других странах показывает успешность продуманного и открытого взаимодействия государства, религиозных организаций, образовательных учреждений и местных органов власти в области образования и религиозного воспитания в реальных жизненных условиях постоянно движущегося вперед демократического общества.

Таким образом, Церковь в сотрудничестве с государственными органами управления образованием может содействовать современной молодежи в выборе жизненного пути посредством изучения христианского культурного наследия, руководствуясь тем, что культурные и религиозные традиции определяют многие сферы жизни человеческого общества.

Мирное сочетание разных культур и религий в рамках одного государства ставит проблему выявления общей реальной основы для взаимодействия различных культур и религий.

Церковь считает, что диалог культур с целью поиска общих точек соприкосновения не должен сопровождаться навязыванием каких-либо образцов поведения.

Необходимо учитывать мнение различных групп населения, что доказывается активным участием церкви в межконфессиональном сотрудничестве в области преподавания религии.

        4. Качество повышения квалификации учителей религии должно обеспечиваться следующими факторами:

  • непрерывный диалог между всеми субъектами образовательного процесса – государственными и общественными организациями, учителями, учащимися, их родителями, представителями церковных общин;
  • постоянный анализ педагогической ситуации в ее развитии с возможностью предсказания ближайших и отдаленных результатов;
  • организация проектной работы, имеющей целью помочь учителям религии научить детей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, основываясь на идеалах христианства (или другой религии), и правильно вести себя в поликультурном обществе;
  • максимальная приближенность всех мероприятий по повышению квалификации учителей религии, проводимых на различных уровнях, к реальной жизни школьников.

        Постоянное совершенствование программ повышения квалификации способствует дальнейшему углублению профессиональных знаний учителей религии. В настоящее время цель состоит в том, чтобы преобразовать постоянное повышение качества повышения квалификации учителей религии в непрерывный процесс.

Продолжение исследования в рамках данной темы может быть связано с проектированием и апробацией методов повышения квалификации учителей основ православной культуры с учетом немецкого опыта, с созданием учебно-методических комплексов. В Германии делается все возможное для подготовки учителей к ведению религиозных предметов, в России же это развито плохо, таком образом, отперевшись на опыт Германии, нужно развивать это направление в РФ.

Литература

1. Орлова, О.Н. О необходимости духовно-нравственного воспитания во всех образовательных учебных заведениях: Тез. докл. на науч. – метод. семинаре (апрель 2001 г.). – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 13 - 16 (0,2 п. л.).

2. http://beliefs.narod.ru/cleric/relig_obr.htm -

Рубинштейн М.М. О религиозном воспитании //Вестник воспитания №1, 1913. С.76.

3.Зеньковский, проф. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993

 4.Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. СПб., 2005. С.507


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Материал  предназначен для уроков литературы на первом курсе профессиональных училищ  по роману "Война и мир". В работе представлен материал по теме "Изображение светского общества в романе ...

Конспект урока по ОПК 4 класс "Культура и религия. Религия славян".

Данный конспект предназначен для урока ОПК в 4 классе. Урок проходит в форме урока-лекции. Цели: Сообщение знаний о славянских мифах, общая картина мира в древности.Отличие мировосприятия славянских п...

Конспект урока по светской этике

Конспект содержит технологическую карту урока светской этики с подробным описанием универсальных учебных действий учащихся.А также презентацию к уроку....

Тесты по курсу: «Основы светской этики»

Тесты по курсу: "Основы светской этики"...

Классный час "Светский разговор"

Безусловно, в каждом из нас есть много хорошего! Часто мы и сами не догадываемся на что мы способны, чего по-настоящему стоим…. Так, почему же многие из нас так часто идут в другом направлении? А друг...

План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"

Методическая разработка будет  интересна преподавателям обществознания, работающим   со студентами 1 курса в  СПО....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов

Предлагаю Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образов...