Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

Предлагаю Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания.

         Традиционно в системе образования используются примерные учебные программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, содержащие обобщенный перечень планируемых результатов освоения учебного предмета. Данные программы являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_orkse_modul_islam_.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания.

        Традиционно в системе образования используются примерные учебные программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, содержащие обобщенный перечень планируемых результатов освоения учебного предмета. Данные программы являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ.

В соответствии со ст.28 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».

Рабочая программа составляется с учётом собственной специфики и специфики конкретных обучающихся. Рабочая программа – инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определёнными ФГОС. Рабочая программа является основой для создания календарно – тематического планирования.

        Требования к структуре рабочей программы закреплены в федеральном образовательном стандарте. Но приказами Минобрнауки России от 31.12.2015г.  №1576, №1577, №1578 внесены изменения федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы – из восьми пунктов остались только три. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Основная часть

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов

1. Планируемые результаты изучения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль «Основы исламской культуры»

        Обучение по программе курса  «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры»  направлено на достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов  освоения содержания.

              Личностные результаты:

  •   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости  за свою Родину;
  •   формирование  образа мира  как единого и целостного при разнообразии  культур, национальностей, религий, воспитание доверия  и уважения  к истории и культуре всех народов;
  •   развитие самостоятельности и личной ответственности  за свои поступки на основе представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости  и свободе;
  •   развитие этических чувств  как регуляторов морального поведения;
  •   воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствам других людей;  развитие начальных форм  регуляции своих эмоциональных состояний;
  •   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками  в различных социальных ситуациях, умений не создавать  конфликтов  и находить  выходы  из спорных ситуаций;
  •   наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

           Метапредметные результаты:

  •   овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи  учебной деятельности, а также находить  средства её существования;
  •  формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  определять  наиболее эффективные способы достижения результата;   вносить соответствующие корректировки  в их выполнение  на основе оценки  и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха  учебной деятельности;
  •   адекватное использование речевых средств  и средств информационно-коммуникационных технологий для решения  различных коммуникативных и познавательных задач;
  •  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  •  овладение  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и   жанров, осознанного построения речевых высказываний  в соответствии  с задачами коммуникации;
  •  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  •  готовность слушать собеседника,  вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения   и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  •  определение общей цели и путей  её достижения, умения договориться  о распределении ролей  в совместной деятельности; адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

            Предметные результаты:

  •  знание, понимание и принятие обучающимися  ценностей;   Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций  многонационального народа России;
  •  знакомство  с основами светской и религиозной морали, понимание их значения  в выстраивании  конструктивных отношений в обществе;
  •  формирование первоначальных  представлений о светской этике; религиозной культуре и их роли в истории и современности   России;
  •  осознание ценности человеческой жизни;
  •  осознание ценности нравственности  и духовности  в человеческой жизни.

   Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры»

   Ученик научится:

  •  Осознавать значение духовности, нравственности, морально  ответственного поведения в жизни человека, семьи,  общества;
  •  Знать  основные нормы светской  и религиозной морали, религиозных  заповедей; понимает  их значение в жизни человека, семьи,  общества;
  •  Иметь первоначальные представления об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России.
  •  Строить  толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  •  Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  •   Готовить  сообщения по выбранным темам

   

 Ученик получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

2. Содержание программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуля  «Основы исламской культуры»

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы исламской культуры  (29 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

       Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама.

    Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

    Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане.

    Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

    Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху.    

      Как происходит молитва. Молитва (намаз).  Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака).      

     Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

    Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

     Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Взаимоотношения родителей и детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки.    

     Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  

3. Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры»

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

Россия – наша  Родина.

Основы исламской культуры

2

Культура и религия.

3

Культура и религия

4

Колыбель ислама

5

Пророк  Мухаммад – основатель ислама

6

Начало пророчества

7

Чудесное путешествие пророка.

8

Хиджра

9

Коран и Сунна

10

Вера в Аллаха

11

Божественные Писания. Посланники Бога

12

Вера в Судный день и судьбу

13

Обязанности мусульман

14

Поклонение Аллаху

15

Пост в месяц рамадан

16

Пожертвование во имя Всевышнего

17

Паломничество в Мекку

18

История ислама в России

19

Нравственные ценности ислама

20

Сотворение добра

21

Дружба и взаимопомощь

22

Семья в исламе

23

Родители и дети

24

Отношение к старшим

25

Традиции гостеприимства

26

Ценность и польза образования

27

Ислам и наука

28

Искусство ислама

29

Праздники мусульман

30

Семейные праздники

Духовные традиции многонационального народа России

31

Государственные праздники

32

Любовь и уважение к Отечеству

33

Презентация творческих проектов.

34

Презентация творческих проектов.

4.  Формы контроля и оценки планируемых результатов

     В процессе изучения курса, учащихся должны выполнить проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

   Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:

  • текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
  • составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
  • защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
  • выставки работ учащихся.

     При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения:

  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
  • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

    Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду критериев:

  • понимание изучаемого материала;
  • степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
  • самостоятельность суждений;
  • умение поддержать и выстроить диалог.

     Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «усвоил» или «не усвоил».

Список источников

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 № 273.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных курсов, предметов»

3. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897»

4. Авторская программа к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур» под редакцией Данилюк А. Я., 2013г.

5. Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. Москва «Просвещение», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры"

Пояснительная запискаСовременные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту ...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры"

Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры" для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы строительного черчения" адаптированная для лиц с ОВЗ по профессии "Плотник"

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.03  «Основы строительного черчения» по профессиям 16671 «Плотник» адаптированная для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной ...

Рабочая программа по учебной дисциплине Основы менеджмента и маркетинга по специальности ЗИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04.  Основы менеджмента и маркетинга основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего ...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История мировой культуры"

Рабочая программа по учебной дисицплине "История мировой культуры" для студентов 3 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»   для специальностей среднего профессионального образования...