Статья "Формирование творческого мышления будущего дизайнера в процессе изготовления авторской куклы"
статья

Жданова Эльвира Николаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления студентов дизайнеров в процессе проектной деятельности по изготовлению авторской куклы. Описана последовательность практической работы над проектом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_19.03.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Бабакина Галина Ивановна

преподаватель

Жданова Эльвира Николаевна

преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»

г. Строитель, Белгородская область, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования творческого мышления студентов дизайнеров в процессе проектной деятельности по изготовлению авторской куклы. Описана последовательность практической работы над проектом.

Ключевые слова

Творческое мышление, культурные традиции, авторская кукла, проектная деятельность.

Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты.

В. Сухомлинский.

Мы живем в непростое, но очень интересное время. Автоматизация цивилизации в условиях высоких скоростей. Глобализация, диктующая систематизацию обширных знаний, методик, достижений. Очевидно, что теперь другие требования к индивиду, вынужденному не только жить в непрерывно изменяющемся мире, но и постоянно искать пути решения нестандартных ситуаций, для которых зачастую нет готовых алгоритмов. И главное преимущество человека наших дней – это способность импровизировать, пойти не привычным, а творческим путем.

Во всех динамичных жизненных областях – в науке, культуре, искусстве, бизнесе, политике – творческое мышление имеет особую ценность и является ключом к успеху, открывая широкие возможности для самореализации. Поэтому возник огромный всплеск интереса ко всему, что помогает людям развивать врожденные таланты. Кто-то одарен гениальными творческими способностями и ищет свое хобби, а кто-то выбирает самый сложный, профессиональный путь, для применения своих креативных возможностей. Так многие становятся изобретателями и конструкторами, художниками и дизайнерами, писателями, поэтами и композиторами.

Соглашаясь с известной фразой советского актёра Валентина Зубкова о том, что неспособных людей нет, но есть люди, которые неспособны определить свои способности, развить их, мы уверены, что педагог современной доброжелательной школы – уникальный проводник ребенка в мир творчества по пути успеха. Важной задачей преподавателя ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» является позиционирование образовательного процесса как творческой лаборатории, создающей условия для определения, формирования и развития талантов личности.

Студенты отделения «Дизайн» овладевают навыками рисунка и живописи, прикладной и компьютерной графики, изучают историю искусств, основы композиции, колористики, технологии изготовления игрушки, что дает им возможность создавать творческие проекты любой сложности.

Нами было проведено анкетирование, в результате которого выявлено, что на занятиях в рамках профессионального модуля «Проектирование и моделирование игрушек» приоритетным предметом исследовательской деятельности будущие дизайнеры интуитивно выбирают русскую традиционную игрушку, яркую, сказочную и мудрую. Являясь неотъемлемым элементом культуры родного народа [4, c. 311], она служит средством приобщения студентов к живым традициям, способствует формированию эстетических и нравственных ценностей молодежи, помогает в воспитании духовной личности.

При разработке неповторимого образа игрушки обучающимся приходится решать целый комплекс художественно-стилистических, эргономических и других задач. Совершенствование процесса создания игрушки обуславливает этнопедагогический компонент. Студенты не только обогащают теоретические знания, занимаясь исследовательской работой в образовательном пространстве музеев Белгородского края; но и продолжают этнокультурные традиции родного региона, ценность которых заключается в том, что благодаря им игрушки не стали достоянием истории, а живут и развиваются в творчестве современных поколений мастеров [2, с. 54].

Особое внимание среди игрушек занимают куклы. Будущие дизайнеры изучают многообразие видов кукол, особенности регионального традиционного костюма, выполняют стилизацию, подбор материала. Все это открывает юным авторам новые возможности для создания образа. Воплощение своих идей они осуществляют, выполняя творческий проект «Кукла в историческом (этнографическом) костюме».

Главным аспектом проектной деятельности является поэтапное развитие умения выполнять различные действия. Этой важной теме студенты посвящают внеурочное воспитательное мероприятие «От идеи до модели», где в форме интерактивной презентации выставки коллекций кукол и учебных творческих работ представляют этапы последовательного выполнения проекта.

Первый шаг алгоритма – постановка цели и задач, рождение замысла.

Вторая ступень – сбор, систематизация и анализ информации по теме проблемы. Поиск вектора проектирования отражается в эскизах и черновых макетах. Дальнейшая кропотливая работа над уникальным образом персонажа предполагает отработку его пластического решения, согласование обобщенных форм. Иногда творческие процессы не подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях студентов. «Учащийся, – говорил художник педагог Н.Д. Бартрам, – должен получать радость и удовольствие от своей работы, видеть в своих руках ее начало и конец, чувствовать ее» [1, с. 115].

Третий этап – поиск колористического решения авторской куклы,
необходимого для большей выразительного композиции. Затем выполняется
графический проект на планшете и игрушка в материале.

Учитывая большое педагогическое воспитательное значение куклы, которая знакомит с историей и культурой различных эпох и регионов [3, с. 201], при проектировании студенты уделяют особое внимание созданию
ее неповторимого художественного образа.

Подводя итог нашего исследования, мы можем утверждать, что элементы проектного обучения, используемые в практической работе по реализации авторского замысла при изготовлении куклы, способствуют формированию творческого мышления, общей и художественней культуры дизайнеров. Благодаря внимательному системному подходу к обучению, у студентов кроме профессиональных компетенций развиваются образное и пространственное воображение, вырабатываются навыки грамотной организации рабочего пространства и эффективного использования времени.

Преподают ли выпускники-дизайнеры изобразительное и декоративное искусство, занимаются ли живописью и прикладной графикой, работают в издательствах и рекламных агентствах, всегда для достижения новой цели они готовы предложить миру творческий путь.

Список использованной литературы

  1. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. – М.: Советский художник, 1979. – 176 с.
  2. Ковычева Е.И. Народная игрушка: учеб.- метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 168 с.
  3. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. – М.: Индрик, 2011. – 351 с.
  4. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Бак-
    лановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
  5. Фахрутдинова Г.Ж. Этнопедагогика: учебно-методическое. – Казань: Издательство «Отечество», 2019. – 100 с.

© Бабакина Г.И., Жданова Э.Н., 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Основы философии"

В настоящее время главной задачей образовательного процесса становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого самостоятельного мышления, основных мыслительных операций, котор...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья "Развитие творческих способностей будущих технологов продукции общественного питания в процессе теоретического и производственного обучения", подготовленная в рамках участия во II Международной...

Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"

Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий  развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления ст...

Мастер-класс по изготовлению авторской текстильной куклы

Подробный, поэтапный  мастер-класс по изготовлению авторской текстильной куклы....

Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы "Кувадки"

Данный мастер-класс способствует привитию интереса к русской истории, традициям, обрядам, связанным с изготовлением тряпичных кукол....

Методическая разработка к мастер-классу на тему: Изготовление обрядовой куклы "Домашняя масленица"

Данная разработка открытого мероприятия дает обучающимся представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях. Знакомит участников мастер-класса с технологией изготовления  тра...

Мастер-класс "Изготовление каргопольской куклы"

Мастер-класс "Изготовление каргопольской куклы"...