Примерная программа воспитания обучающихся "Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно воспитательном процессе техникума"
рабочая программа на тему

Ишкова Ольга Ивановна

Данная программа позволит классным руководителям проводить работу с группой с целью создания условий  развития и самореализации творческий личности, для личностно- професионального становления студентов  - будущих специалистов в области образования и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx57.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОБПОУ "Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова"

Примерная программа

воспитания обучающихся

"Развитие творческой самореализации будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе техникума "

Автор-составитель: классный руководитель

11 группы отделения коррекционной

педагогики в начальном образовании

Ишкова О.И.

2012 г.

Пояснительная записка

Современное общество, изменяясь и развиваясь, предъявляет к будущему педагогу всё более высокие требования. Значимость  формирования  творческой деятельности студентов педагогического колледжа подтверждается факторами современного развития образования и необходимостью становления творческой личности  в  процессе  социального  воспитания.

Творческая способность (креативность) – самостоятельный  фактор,  независимый  от  интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев). Важнейшую роль в формировании креативности студентов в процессе социального воспитания играют люди, которые непосредственно взаимодействуют с воспитанниками, а именно классные руководители.

Цель программы: создание условий для развития творческой самореализации студентов группы в учебно-воспитательном процессе колледжа.

Задачи программы:

1. Выделить группы студентов с разными творческими способностями.

2. Способствовать развитию творческой самореализации студентов, путем вовлечения их в различные виды творческой деятельности.

3. Развивать креативные способности будущих педагогов.

4. Содействовать максимальному индивидуальному развитию творческой самореализации студентов.

5. Способствовать к повышению интереса к творческой деятельности при включении обучающихся в учебно-воспитательный процесс колледжа, развитию творческого начала личности.

6. Формировать интерес студентов колледжа к системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, внеклассных мероприятий и т. д.

Примерная программа воспитания обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и использования образовательным учреждением в целях развития творческой самореализации студентов.Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации развития творческой самореализации студентов.

Примерная программа воспитания обучающихся  содержит шесть разделов.

Раздел 1."Креативность в структуре педагогической деятельности" рассматривает вопрос о значимости формирования творческих способностей обучающихся для дальнейшей их педагогической деятельности.

Во 2-м разделе "Планируемые результаты по развитию самореализации творческих способностей студентов" представлены примерные результаты воспитания обучающихся, которые имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и классными руководителями. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио студентов в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

В 3-м разделе  "Содержание работы" предлагается описание работы по реализации программы, механизмы ее осуществления, содержание по модулям программы и дается подробный план воспитательной работы на первый год обучения.При организации воспитательного процесса классный руководитель может строить свою работу, опираясь на этот раздел программы.

Раздел 4. "Задания на выявление индивидуально-творческих способностей студентов" дает задания на выявление индивидуально-творческих способностей студентов и создания условий для их актуализации и развития педагогической деятельности, которые ориентированы на развитие креативности как личностного качества.

В 5-м разделе «Список литературы» указывается основная и дополнительная литература.

Примерная программа воспитания обучающихся носит рекомендательный характер. Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания по развитию творческой самореализации для каждой группы осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей студентов, потребностей обучающихся и их родителей.

Сроки реализации программы – 4 года.

Раздел 1. Креативность в структуре педагогической деятельности

На современном этапе развития общества задача развития творческих способностей у обучающихся педагогических учебных заведений, является одной из важнейших задач, стоящих в системе образования.

С одной стороны есть существенная потребность в развитии творческих способностей, с другой - сегодня проблема творческих способностей остается одной из неразработанных проблем в педагогике и психологии.

Между тем, что существуют определенные теоретические концепции и подходы ( В.Н.Дружинин, Т.В.Галкина, Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс, С.Медник, Р.Стернбергер)  к проблеме творческих способностей, но все же не достаточно четко определены условия для развития творческих способностей у обучающихся.

Существует большое число разноплановых факторов, определяющих как природу так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья  группа - это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

Понятие "креативность" охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств), способствующих становлению и проявлению творчества. Выявление креативного потенциала происходит путем постоянного сопоставления двух типов мышления - дивергентного и конвергентного и соответственно двух типов личностей: "креативов" и "интеллектуалов" ("конвергентов").

При определении качеств и свойств креативности почти каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных, на его взгляд, признаков. Однако во всех этих перечисления существуют признаки, которые считаются почти всеми как основные и фундаментальные. Эти основные признаки выделяются и в мыслительной деятельности, и целостной структуре творческой индивидуальности.

Первый признак, который, по мнению большинства авторов, отличает творческих людей (креативов) от нетворческих людей (интеллектуалов), заключается в их "открытости опыту", чувствительности к новизне, к новым проблемам. В противоположности интеллектуалам, которые могут успешно решать и пусть самые сложные, но уже готовые, поставленные кем-то проблемы, креативы способны сами видеть и ставить проблемы. Интеллектуалы могут решать и предсказывать ситуацию, креативы создают ее сами.

Таким образом, креативность в первую очередь характеризуется наличием интеллектуальной, творческой инициативы, выходом за рамки задач и требований непосредственной действительности. Этот показатель является ведущим в большинстве тестов на креативность.

Второй признак креативности -"широта категоризации" ("широта ассоциативного ряда", "отдаленность ассоциаций"). Люди, обладающии творческим типом мышления, склонны к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью. Отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предмета, придание ему нового функционального или переносного значения - все это показатели широты категоаризации в тестах на креативность.

В тестах на применение предметов Дж.Гилфорда указанное свойство особенно ярко выступает, когда испытуемого просят перечислить возможное применение предметов (кирпича, скрепки и т.п.). "конвергентные мыслители", как правило, перечисляют только прямые функциональные значения предметов применительно к одной сфере (для кирпича -- строительство); "дивергентные мыслители" предлагают использовать данные предметы самым неожиданным способом (сделать пудру из кирпича) и в самых разных сферах.

Третий признак  - "беглость" мышления. Она определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула. Творческий человек может включать предмет во множество самых разнообразных и неожиданных связей, категорий, количество которых определят беглость мышления. Способность к свободной "ассоциативной игре" с элементами ситуации (в широком смысле этого слова) рассматривается как необходимая фаза перед "озарением". Дж.Гилфорд  особо подчеркивает "экспрессивную беглость" как фактор высшей степени креативности.

Четвертый признак креативности - гибкость мышления, способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. В понятие "гибкость" включается также скорость перехода от сознания к работе подсознания и наоборот. Дивергентам присуще отличное от конвергентов качество -- отсутствие внешней и внутренний ригидности, то есть " прикованности" к стимулу и способу решения (так называемая "спонтанная гибкость"). Конвергентам же иногда приписывается так называемая "адаптивная гибкость"; они достаточно легко, в следствии своей большой прикованности к стимулу, перестраивают направление своего мышления под влиянием ситуации, стимула, "социального заказа".

Пятый признак -оригинальность мышления. Это наиболее трудный категоризируемый признак. Поэтому предлагаются зачастую очень спорные критерии оригинальности детских ответов при решении тестов (например, "редко встречаемый ответ"). Однако  основное содержание признака оригинальности - это самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к стимулу или традиционным способам решения).

Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло.

Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческую деятельность, должен быть личностью творческой.

Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Для того, чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциал личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность  каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя.

Раздел 2. Планируемые результаты по развитию самореализации творческих способностей студентов

Каждое из основных направлений воспитания обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности обучающихся в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности. Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. В сфере педагогического воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности обучающихся, формирование ихтворческой активности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие творческой личности студента зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие творческой личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими классными руководителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности  (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

При развитии творческой самореализации студентов достигаются  следующие воспитательные результаты:

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, с детьми младшего школьного возраста и преподавателями;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах творческой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающегося в видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

-  элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств, а творческой продукцией выступают: во-ᴨервых, материализированные результаты деятельности студента в виде оригинальной идеи, сценария и т.п.; во-вторых, изменения личных качеств студента, естественно развивающихся в процессе профессиональной подготовки.

Особый интерес и внимание вызывает технология саморазвивающего обучения, предложенная Германом Константиновичем Селевко. Опираясь на основные положения этой технологии, можно организовать деятельность человека не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил); в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);  в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Раздел 3. "Содержание работы"

Работа по реализации программы включает в себя следующие разделы (модули):

1. "Мои творческие способности" (диагностическая работа).

2. Информационная работа.

3. Коллективно-творческие дела, конкурсы, направленные на развитие самореализации творческих способностей студентов.

Планирование работы по реализации программы.

наименование разделов (модулей)

практика/

кол-во часов

теория/

кол-во часов

1

"Мои творческие способности" (диагностическая работа)

Раздел 1. - 1 курс

Раздел 2. - 2 курс

Раздел 3. - 3 курс

Раздел 4. - 4 курс

4

4

4

4

Всего: 16 часов

2

Информационная работа

Раздел 1. - 1 курс

Раздел 2. - 2 курс

Раздел 3. - 3 курс

Раздел 4. - 4 курс

2

2

2

3

2

2

2

2

Всего: 17 часов

3

Коллективно-творческие дела, конкурсы, направленные на развитие самореализации творческих способностей студентов

Раздел 1. - 1 курс

Раздел 2. - 2 курс

Раздел 3. - 3 курс

Раздел 4. - 4 курс

2

4

3

5

2

1

1

Всего: 18 часов

Механизм осуществления программы включает в себя:функционирование органов самоуправления;

  • экскурсии в музеи, театры, кинозалы, ДШИ, ДНТ;
  • классные часы, КТД, внеклассные мероприятия;
  • общеколледжные мероприятия;
  • творческая поддержка каждого студента группы силами самих студентов и руководителями кружковой, клубной работы.

Содержание

1 курс

1 модуль"Мои творческие способности"

Содержание мероприятий

Сроки проведения

Диагностический опросник «Креативен ли я?»

сентябрь

Активизирующий опросник «Каким я хочу быть педагогом?»

ноябрь

Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?»

январь

Индивидуально-творческая работа «Ассоциация».

март

2 модуль "Информационная работа"

Встреча с руководителями и представителями кружков,  клубов, секций.

октябрь

Классный час на тему: "Творческая ли профессия учитель?"

декабрь

Встреча с учителем начальных классов, с целью знакомства с будущей профессией.

февраль

Наблюдение и анализ внеклассного мероприятия о 2 классе.

апрель

3 модуль "Коллективно-творческие дела, конкурсы, направленные на развитие самореализации творческих способностей студентов"

Классный час на тему: "Алло, мы ищем таланты".

сентябрь

Классный час на тему: "Мои способности".

ноябрь

Создание мини- проекта: "Начальная школа будущего".

апрель

Индивидуально-творческая работа "Сочини рассказ".

май

2 курс

1 модуль"Мои творческие способности"

Содержание мероприятий

Сроки проведения

Коллективно-творческая работа «Японские трехстишия»

сентябрь

Работа научно- исследовательской лаборатории

ноябрь

Свободная дискуссия на тему «Творческая деятельность педагога: за и против»

январь

Тренинговое занятие "Познай себя"

март

2 модуль "Информационная работа"

Помощь в выборе специализации по профессии

сентябрь

Классный час на тему: "Школа радости"

декабрь

Встреча с директором ДНТ, с целью знакомства с направлениями работы.

февраль

Экскурсия в ДНТ (оказание помощи в изготовлении декораций к парзднику)

апрель

3 модуль "Коллективно-творческие дела, конкурсы, направленные на развитие самореализации творческих способностей студентов"

Классный час на тему: "Семицветик творчества".

октябрь

Классный час на тему: "Мир моего творчества".

ноябрь

Тренинговое занятие "Познай своего товарища"

март

Педагогический КВН: "Пою. Танцую. Удивляю".

май

3 курс

1 модуль"Мои творческие способности"

Содержание мероприятий

Сроки проведения

Упражнения "Какой я?"

сентябрь

Упражнения "Ключи" (по К. Фопелю)

ноябрь

Свободная дискуссия на тему «Характеризуем креативную личность»

декабрь

Упражнения "Звездный час" ( по Н.С. Пряжникову)

февраль

2 модуль "Информационная работа"

Классный час на тему: "Педагогическая деятельность выдающихся педагогов"

сентябрь

Деловая игра "Современные проблемы воспитания творческой личности младших школьников"

 октябрь

Встреча с директором ДШИ, с целью знакомства с направлениями работы.

февраль

Участие в научно-практической конференции по проблемам воспитания младших школьников

май

3 модуль "Коллективно-творческие дела, конкурсы, направленные на развитие самореализации творческих способностей студентов"

Классный час на тему: "Творческое мастерство учителя".

октябрь

Участие в "Недели музыкального искусства"

ноябрь

Подготовка и проведение КТД "Пришла коляда да из Кшень города" для детей Октябрьской специальной коррекционной школы интерната.

январь

Создание мини- проекта: "Надежда Плевицкая-соловей Курского края".

апрель

4 курс

1 модуль"Мои творческие способности"

Содержание мероприятий

Сроки проведения

"Жизненный и профессиональный кодекс педагога" (по С.Ю. Смагиной)

сентябрь

"Профессиональные стереотипы" (по Л.В. Тарабакиной)

ноябрь

Свободная дискуссия на тему «Каком педагогом я буду»

декабрь

Тестовая игра «Рисунок в несколько рук»

февраль

2 модуль "Информационная работа"

Дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников

сентябрь

Конкурсно- интеллектуально- игровая программа «Все начинается с учителя»

ноябрь

Встреча с выпускниками колледжа. Беседа-диалог о б опыте работы.

февраль

Участие в научно-практической конференции по проблемам воспитания младших школьников

май

3 модуль "Коллективно-творческие дела, конкурсы, направленные на развитие самореализации творческих способностей студентов"

Конкурс педагогического мастерства "Шаг в профессию"

октябрь

Тренинговое занятие

ноябрь

Подготовка и проведение КТД для обучающихся в начальной школе (шефская помощь)

в течение года

Классный час на тему: "Радуга творчества".

май

Раздел 4. Задания на выявление индивидуально-творческих способностей студентов

Здесь мы приведем задания на выявление индивидуально-творческих способностей студентов и создания условий для их актуализации и развития педагогической деятельности.

Задания ориентированы на развитие креативности как личностного качества и включают:

1) задания, позволяющие на основе самоанализа и самооценки выявить индивидуальный потенциальный и реальный уровни сформированности творческих способностей;

2) задания на развитие интеллектуально-творческих способностей. Таких как: зоркость в поисках проблем, целостное восприятие, критичность, гибкость, оригинальность мышления, легкость генерирования идей;

3) задания, формирующие качества, присущие творческой личности;

4) задания, формирующие направленность на творческую, педагогическую деятельность.

Все задания носят творческий характер и позволяют максимально раскрыться, выявить потенциальные возможности, развить наиболее значимые для осуществления творческой деятельности индивидуальные качества; также задания способствуют снятию ряда психологических барьеров.

Задание 1 «Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?»

Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение о сущности термина «креативность». Беседу можно стимулировать следующими вопросами.

1.  Что такое, на ваш взгляд креативность? Творчество?

2.  Что общего и различного в их понимании?

3.  Любая ли деятельность может быть творческой?

4.   Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?

5.   Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд можно отнести к творческим? Почему? Профессия педагог – творческая профессия? Есть ли профессии нетворческие? Почему?

6.   Как педагог может определить сущность творчества? Можно ли выделить показатели, критерии творческой деятельности учителя начальных классов?

7.   Почему и поэзия А.С. Пушкина и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?

8.    Кого мы можем назвать креативной личностью?

9.   Можно ли научиться творчеству?

10.  Что для этого, на ваш взгляд,  нужно?

11.  Креативный ли вы человек?

12. Можете ли вы привести примеры собственной креативности?

После обсуждения подводят итоги, делают выводы.

Задание 2  «Игра – разминка».

Студентам предлагается задание: сидя в кругу, и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.

После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализировать понятия творческой деятельности. Дает возможность в определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.

Задание 3 «Креативность» (по Н.Ю. Хрящевой)

Студентам предлагается нарисовать слово «креативность», создать образ в любой символической форме.

После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.

Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности и творческого процесса.

В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того, как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.

Задание 4 «Аббревиатуры» (по А.П. Ершовой).

Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР.…Каждый студент, выбрав для себя 3-4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности.

Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристики креативности.

Задание 5 «Ассоциация».

Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5-6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово.

Задание 6 «Изобретатели» (По Е.Ф. Шангиной).

Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой «научно- исследовательской лаборатории» необходимо изобрести, то , чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новое средство передвижения). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и. т. Д.)

Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения. Если изобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.

Задание развивает способность видеть в привычном, необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.

Задание 7 «Японские трехстишия».

Студенты находятся в круге, каждому из них предлагается карточка, на которой написано трехстишие японского поэта Басе. Использование данного материала оправдано тем, что в коротком тексте скрыт глубокий философский смысл, стимулирующий возникновение различных образов, ощущений, отношений.

Студентам необходимо в течение 5 мин, работая со своей карточкой, определить смысл строк, попытаться ощутить  те чувства, которые вызваны этим трехстишием, создать зрительные образы, перечислить слова-ассоциации, затем определить наиболее точное передающее смысл, выбрав его в качестве названия трехстишия. Также студенты должны запомнить текст наизусть.

Когда время истекает, предлагается убрать карточки и начать общую работу-обсуждение. Каждый студент по очереди, по мере готовности, рассказывает наизусть свое трехстишие, описывает свое видение, свои ощущения, излагает свое понимание, мотивирует выбор заглавия.

В это время все остальные должны внимательно слушать друг друга. Каждый высказывает свое мнение по поводу услышанного, предлагает свое видение, добавляя образ своими деталями. Важно обратить внимание студентов на то, что здесь не может быть правильного или неправильного понимания. У каждого свой образ, свое отношение. В этом заключается привлекательность работы с художественным текстом.

После того как каждый выскажется, студентам предлагается, вспомнить наизусть хотя бы одно из услышанных трехстиший. Если это вызывает затруднения, нужно вспомнить, о чем вел речь каждый, как излагал свои мысли, как озаглавил текст и почему, о каких образах говорил и.т.д. После этого осуществляется попытка восстановить текст.

Задание 8 «Сочини рассказ» (по Н.Ю. Хрящевой).

Студенты находятся в круге, им предлагается сочинить рассказ о школе, в которой собрались и работают самые нетворческие учителя-учителя-скептики.

Кто-то из студентов начинает- говорит одну-две фразы, с которой начинается рассказ. Далее, двигаясь по часовой стрелке, каждый по очереди продолжает повествование, произносит свои фразы.

Необходимо напомнит студентам правило построения любого рассказа, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Задание 9 «За и против»    (по Н.Ю. Хрящевой).

Студенты находятся в круге. Бросая мяч друг другу, необходимо называть аргументы «за» и «против» творческой деятельности педагога. Доводы должны чередоваться. В игре могут использоваться формулировки: «Творчество необходимо педагогу потому, что…» и «Творчество педагогу мешает потому, что…»

Эти упражнения позволяют студентам через описание противоположностей осознать, что такое педаг7огическое творчество и  в чем оно проявляется.

Задание 9. Тестовая игра «Рисунок в несколько рук»

Эта групповая игра связывающая воображение, любознательность с вы-соким эмоциональным потенциалом. Оценивается оригинальность, сложность, разработанность рисунка. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т.д.

Задание 10. «Каким я хочу быть педагогом?»

Становление креативности педагога во многом определяется направленностью на творческую профессиональную деятельность. Студентам предлагается анкета-опросник, отвечая на вопросы которой необходимо быть искренним. Ответы предназначены для самоанализа и оглашаться не будут. Анкета носит открытый характер и предусматривает свободную форму ответа.

Вопросы.

1. Есть ли возможности для творческой деятельности в школе? Почему?

2. Вы хотели бы вносить в свою профессиональную деятельность что-то новое?

3. Читаете ли вы новинки психолого-педагогической литературы?

4.  Если вы будете работать в школе, то какую инновационную программу вы хотели бы освоить?

5.   Хотите ли вы вносить в свои уроки изменения, например, разрабатывать новые программы, работать по новым учебникам?

6.  Хотели бы вы, чтобы у вас в классе было как можно больше творческих учеников?

7.  Представьте ситуацию. Вы разработали и провели интересное, на ваш взгляд, внеклассное мероприятие, на котором присутствовал завуч. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работы завуч сказал, что ей ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели, выполняя задания, ходили по классу и.т.д. Как вы поступите, если вам придется снова дать открытое творческое дело?

8. Представьте следующую ситуацию: администрация школы предложила вам выступить на педсовете и поделиться своими находками с коллегами. После педсовета к вам подошли старшие коллеги и сказали: «Не рано ли вам делиться опытом?» Согласитесь ли вы выступить в следующий раз? Как вы поступите?

9. Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали новый урок, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?

10. Если вам предстоит провести открытый урок, на котором будут присутствовать завуч, коллеги, вы будете стремиться  разработать новый урок или воспользоваться готовыми методическими разработками?

11. Вспомните, пожалуйста, известных вам учителей-новаторов?

12. Назовите известные вам развивающие программы обучения?

13.  Познакомьтесь, пожалуйста, со следующей ситуацией: на практике в школе учитель, в классе которого вы работаете, чтобы облегчить вам, и себе подготовку к занятиям, дал вам методические разработки, в которых подробно расписаны все темы. Как вам кажется, вы постоянно будете пользоваться этими рекомендациями, или разработаете свою систему уроков?

Раздел 5. Список литературы

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность // Журнал практического психолога. - 2010. - № 4. - С.83.
  2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 2011.
  3. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.
  4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.
  5. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 2010. - 198 с.
  6. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. - С.186-198.
  7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д., 1983.
  8. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 2007. - С. 67-82.
  9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб.пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
  10. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
  11. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. - 2008. - № 3. - С.36.
  12. Боно Э. де. Рождение новой идеи. - М., 2006.
  13. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 415 с.
  14. Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека // Журнал практического психолога. - 1998. - № 3. - С.48.
  15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.807-819.
  16. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. Вып. № 2. - М.: ИП РАН, 2005.
  17. Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез.докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.
  18. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2011. - 275 с.
  19. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.
  20. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2008.
  21. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. - М.: Дело, 2000.
  22. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2004. - 344 с.
  23. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 2011
  24. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
  25. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.
  26. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 2007. - 287 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)

Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности  «Ветеринария»...

Статья: "Развитие художественно-творческих способностей будущих педагогов". Опубликована в сборнике «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» ЧУ «НИИ педагогики и психологии» г. Чебоксары,

В статье описывается опыт профессиональной деятельности по проблеме развития художественно-творческих способностей студентов Ангарского педагогического колледжа по специальности "Дошкольное образовани...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию

Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию...

Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе

Личные границы педагога в учебно-воспитательной работе В практике начинающего педагога нередки ситуации, когда ученики принимают свободу самовыражения за вседозволенность, демократичность &ndash...

"Рекомендации педагогам, работающим с мальчиками и девочками, по организации учебно-воспитательного процесса"

В теории и практике воспитания гендерная проблема является одной из наиболее актуальных. В презентации представлены советы по организации гендерного воспитания в системе образования....


 

Комментарии

Прекрасный методический материал. Спасибо. Пополнил свою методический копилку.