«Особенности ансамблевого исполнения в классе камерного струнного ансамбля на примере джазовой пьесы»
план-конспект урока

Запольских Лариса Петровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Киришская детская школа искусств»

Конспект открытого урока

«Особенности ансамблевого исполнения

в классе камерного струнного ансамбля

на примере джазовой пьесы»

                                                         

                                                                           Преподаватель      Смирнова О.В.

                                                                          Концертмейстер Запольских Л.П.

                                                                         

                                                                         

                                                                                                     Присутствовали:

Зам. директора по УВР_______________________________Е.С.Александрова

Зав. музыкальным отделением       _______________________С.Л.Любимцева

Преподаватель высшей квалификационной категории____________Г.Г.Пинес

2022 г.

г. Кириши

Конспект открытого урока

Дисциплина: «Ансамбль» по классу скрипки  

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» 5 лет

Урок с уч-ся  6-го класса Николаевой Ариной и Арзамасковой Софьей

Дата проведения: 25.03.2022 г.

Продолжительность занятия - 40 минут

Тема урока: «Особенности ансамблевого исполнения в классе камерного струнного ансамбля на примере джазовой пьесы» Э.Градески «Мороженое»

Раздел тематического плана программы: Ансамблевое мастерство

Место урока в системе знаний: Работа над стилем

Цель урока: достижение максимального эмоционального взаимодействия участников ансамбля в исполнении джазовой музыки

Задачи урока:

         1.Обучающие:

закрепить исполнительские ансамблевые навыки

● освоить приёмы ансамблевого исполнения джазового стиля

● проверить и обобщить знания, полученные ранее

         2. Развивающие:

              ● развивать эмоциональность

              ● развивать метроритмическое чувство

              ● развивать чувства стиля

         3. Воспитательные:

формировать уважительное отношение друг к другу

     ● усиливать мотивацию учащихся работать в коллективе

● воспитывать творческую активность и волю

Форма урока: учебное занятие        

Форма организации урока: мелко-групповая – дуэт

Тип урока: комбинированный

Структура урока:

1.Вводная часть (5 минут)

              ● организационный момент

              ● прослушивание домашнего задания

              ● анализ ошибок и положительных моментов в исполнении

2. Основная часть (30 минут)

              ● обсуждение особенностей стиля, жанра, формы и

                  характера выбранной пьесы

              ● прослушивание 3-х разных интерпретаций пьесы и

                 сравнительный анализ

              ● практическая работа над музыкальным произведением

3.Заключительная часть (5 минут)

              ● подведение итогов освоения нюансов исполнения джазовой    

                 музыки

              ● задание на дом

Ожидаемый результат урока:

              ● Демонстрация знаний, умений и навыков,

                 в работе над джазовой пьесой

              ● Овладение характерными метроритмическими особенностями

                 джазовой музыки

              ● Демонстрация максимального эмоционального и ансамблевого  

                 взаимодействия при совместной работе

Материально-техническое оснащение:

              ● Кабинет 16 кв.м.

              ● Скрипки (2 инструмента)

              ● Фортепиано, ноты

              ● Пюпитры (2 шт.)

             ● Метроном

             ● Планшет с записями музыкального материала

             ● Учебно-методическая литература

             ● Стол, стулья, зеркало в рост учащихся

Используемые методы обучения:

Репродуктивные: ●информационно-рецептивный  

                               ●репродуктивный

Продуктивные:     ●частично-поисковый

                               ●эмоционально-ассоциативный

                         

Характеристика учащихся: Арзамаскова Софья 13 лет и Николаева Арина 14 лет. Имеют вполне хорошие музыкальные и физические данные для своего возраста. Быстро и грамотно разбирают новые произведения. С музыкальной памятью проблем нет. Хорошо развиты все виды памяти – моторная, слуховая, зрительная. Двигательный аппарат (постановка рук на инструмент) развит хорошо, руки свободные. Софья более усердна в учёбе, соответственно более продуктивна: часто выступает в концертах и участвует в конкурсах. Арина менее опытна в этом плане. Выступает по большей части в ансамблях. В общем обе занимаются с интересом. Выступают с желанием.

Ход урока.

1. Водная часть (5 минут)

● Организационный момент (2 минуты)

Приветствие. Подготовка учебного и дидактического материала.

Концертмейстер Запольских Лариса Петровна:

- Добрый день. Сегодня я, при участии преподавателя по классу скрипки Ольги Владимировны Смирновой, представляю открытый урок. Тема урока: «Особенности ансамблевого исполнения в классе камерного струнного ансамбля на примере джазовой пьесы» Эмиля Градески «Мороженое».

Преподаватель читает домашнее задание.

Учащиеся с концертмейстером исполняют пьесу наизусть.

● Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении

(1 минута)

Предодаватель:

- Наизусть вы играете уверенно, но достаточно однообразно и маловыразительно.

Концертмейстер:

- На мой взгляд в вашем ансамбле недостаточно слаженности и внимания к аккомпанементу. А ведь ансамбль – это единый организм и самая главная наша задача – постараться делать всё максимально синхронно и слаженно, будто бы нас не трое, а один человек. А Вы как оцениваете своё исполнение?

Арина:

- Софья не слушает меня и ускоряет темп.

Софья:

- Я плохо слышу партию Арины.

Концертмейстер:

- Давайте вместе поищем средства выразительности, технические и интонационные приёмы для достижения «ансамбля» в джазовой пьесе.

2. Основная часть (30 минут)

● Экскурс-беседа о композиторе, стиле, жанре, форме, характере, особенностях выбранной пьесы (5 минут)

Концертмейстер:

- Предлагаю сделать небольшой историко-теоретический экскурс по нашей пьесе. Арина, что ты можешь рассказать о стиле композитора Э. Градески?

Арина: 

- Эмиль Градески – это чешский композитор и педагог. Наш современник – родился в 1953 году. Один из самых известных современных чешских композиторов. Сочиняет в большинстве танцевальную и джазовую музыку. Является организатором джазовых и хоровых фестивалей для детей.

Концертмейстер:

- Спасибо, Арина. Софья, что ты можешь рассказать о жанре и стиле пьесы?

Софья:

- Пьеса «Мороженое» написана в жанре джазового стиля - регтайм. Характерными чертами этого стиля является полиритмия, основанная на синкопированных ритмах. В основе ритмический приём исполнения - свинг. 

Концертмейстер:

- Спасибо, Софья. Хотелось бы добавить, что жанр Регтайм, —возник в США в начале ХХ века в результате синтеза африканской и европейской культур. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на чётных, а аккорды — на нечётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; а мелодическая линия сильно синкопирована. Само же название происходит от англ. ragged time - разорванное время, то есть как раз и подразумевается синкопированный ритм. 

Преподаватель:

А я бы хотела подчеркнуть, что детские джазовые пьесы чешского композитора Эмиля Градески – это просто праздник! Он так умеет схватить любые оттенки детского настроения и выразить их музыкой, что играть его произведения одно удовольствие.

И именно регтайм "Мороженое" - один из самых популярных концертных номеров не только среди джазовых ансамблей, но и солистов-пианистов и других составов, например, духовых оркестров или струнных квартетов.

Концертмейстер:

-Спасибо, Ольга Владимировна. Теперь давайте рассмотрим нашу пьесу чуть подробнее…Пьеса «Мороженое» имеет подвижный, весёлый, танцевальный характер.    Её гармонии просты, а название поможет включить фантазию и воображение. Написана в удобной для исполнения тональности C-dur, средняя часть в доминантовой тональности - G-dur.

Сам рэгтайм похож на марш, что особенно подчеркивается аккомпанементом концертмейстера; однако в партиях ансамблистов слышны многочисленные синкопы, в результате чего возникает ритмический диалог.

Форма трёхчастная. В 1м разделе использовано простое синкопирование путём опережения доли. Во-2м – за счёт запаздывания доли. Это развивает чувство ритма, который имеет важное значение в джазовой музыке.

- Я подготовила исполнения этой пьесы тремя разными ансамблями.

Давайте прослушаем их и отметим интересные особенности их интерпретаций. А так же обратим внимание на то, как интересно можно исполнить казалось бы простую на 1 взгляд пьесу и, конечно же, на взаимодействие участников ансамбля.

Прослушивание пьесы в записи (3 минут)

Звучат 3 разные записи пьесы «Мороженое» Э.Градески:

1.Дуэт скрипачей, ДМШ №13 г.Одесса -

https://www.youtube.com/watch?v=mxSyx9_nQ-k

2.Ансамбль скрипачей, ЦДШИ г.Химки МО

https://www.youtube.com/watch?v=BzLYQPdTi-4

3.Камерный оркестр, ДШИ №18 г.Москва

https://www.youtube.com/watch?v=5ebY_V9YIPs

 Сравнительный анализ прослушанных записей (2 минуты)

Концертмейстер:

- Ну что ж, давайте обсудим. Кому какое исполнение понравилось больше?

И какие моменты вы бы хотели привнести в своё исполнение этой пьесы?

Софья: 

-Мне больше понравилось 2-е исполнение.И по темпу, и по выразительности. Всё очень аккуратно, сдержано, окончания фраз закруглены, слушается легко. 1е исполнение, по-моему, слишком быстрое по темпу, а 3-е - слишком перегружено эффектами: притопами, возгласами. По-моему, это лишнее.

Концертмейстер:

- Спасибо, Софья. Ты очень обстоятельно выразила своё мнение.

Арина:

- Мне больше понравилось 1-е исполнение. Во-первых, по составу – тоже дуэт, как у нас. Во-вторых, мне понравилось, как они общались на сцене,

их слаженность и эмоциональность во время выступления.

Концертмейстер:

- Спасибо Арина, твоё мнение понятно. Ольга Владимировна, как Вы оцениваете подобранные мною исполнения?

Преподаватель:

- Все исполнения по-своему хороши и могут быть аргументированы. Каждый исполнитель имеет право создать свой образ – в силу своего темперамента, владения звуком, настроения. Многие произведения музыканты исполняют на протяжении всей своей жизни и в разные годы играют их по-разному. К сожалению, музыка – это временное искусство и исполнить пьесу два раза одинаково невозможно. Но всегда нужно стремиться передать слушателю красоту музыки, которую ты чувствуешь сам. И наша педагогическая задача – научить этому учеников.

Концертмейстер:

- Спасибо за ваши мнения. Несмотря на огромное разнообразие музыкального материала в сети интернет, я старалась подобрать записи, которые были бы полезны именно нам. И найти в них интересные моменты, которые можно было бы привнести в нашу интерпретацию.

Давайте перейдем к практической части нашего урока.

● практическая работа над музыкальным произведением

   (20 минут)

Концертмейстер:

- Роль концертмейстера в коллективе – сродни дирижёрской, ведь на нём лежит огромная ответственность: за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения. Отработка совместного начала и завершения – это важная часть ансамбля. Здесь нам повезло: у нас есть вступление –это первые 4 такта, в течение которых я задаю темп и общее настроение пьесы. Давайте сыграем вместе 1 часть.

Исполняется 1 часть пьесы.

Концертмейстер:

- Девочки, я бы хотела, чтобы 1й пассаж, имитирующий звучание банджо, вы играли ритмичнее и аккуратнее. Для этого надо слегка акцентировать 1ю ноту квартолей и играть их «коротким» смычком. Это придаст пассажу более изящное звучание. Кроме того вы всё время суетитесь и начинаете его раньше меня, а должны вместе со мной. Прислушайтесь к аккомпанементу, а именно к равномерному движению басов в малой октаве. Здесь автор как бы передаёт звучание контрабаса и удары барабана.Не суетитесь,играйте ровнее.

В следующих 2х тактах появляется синкопа. Тембрально она навевает нам звучание тромбонов, поэтому её следует играть острее и легче. Ведь именно острый ритм является особенностью джазовой музыки. Не забываем, что при повторении темы мы меняем динамический оттенок: 1й раз начинаем - mf, второй раз - f. Создаем развитие за счет динамики.

Исполняется 1 часть пьесы ещё раз.

Концертмейстер:

- Пассаж слушается уже лучше: ровнее и синхронее. Синкопа стала острее.    

Перейдём ко 2 части.

Исполняется 2 часть пьесы.

Концертмейстер: 

- Тональность средней части, её колорит, смена ритмического рисунка -  смещение акцентов на слабые доли подводит нас к более контрастному исполнению, чем в 1 части. 

В мелодии 2 части появляется новая тема. В ней отчётливо слышен вопросно-ответный диалог, где вопрос задается более «деликатным» звуком, а ответ дается более «плотным». Поэтому они и разведены по тесситуре.

Можно представить это как 2 разные группы инструментов. Во 2 записи это слышно. А динамические оттенки помогут придать разнообразия музыкальному материалу. Не забываем закруглять «концы» - не надо их бросать. Арина, прибавь объёма: твой подголосок должен звучать плотнее, как противовес подголоску Софьи. Напоминаю, что в 27-28 и 35-36 тактах следует более активно акцентировать все первые из парных четвертей. Давайте сыграем ещё раз. И не забываем про ritenuto перед репризой.

Оно плавное и постепенное. Мы здесь никуда не торопимся, ведь это кульминация пьесы.

Исполняется 2 часть пьесы ещё раз

Концертмейстер:

- Интонация «вопрос-ответ» звучала уже более выразительно и сочно, а акценты ярче. Переходим к 3 части. Как видим, это реприза 1 части, где тема будет звучать уже 3й раз. Поэтому мы опять прибегаем к помощи динамики и в 3й раз играем ее более плотным f , чем в 1 й части. Давайте сыграем.

Исполняется 3 часть пьесы.

Концертмейстер:

- f - это не значит просто громко. Мы не должны забывать о фразировке по 4 такта даже если у нас активное f. Первые 2 такта – легкие, игривые подъёмы, следующие 2 такта – синкопа, но уже более фанфарного характера, чем в 1 части.

И, особое внимание на конец: самое интересное, что мы не делаем здесь ritenuto, как обычно в конце пьесы, а даже можно сказать наоборот –мы влетаем в финал пьесы, как образ «поезда братьев Люмьер». Почему, как вы думаете?

Софья:

- Я думаю, чтобы не терять интенсивность музыкального развития пьесы.

Мы 3 раза исполняем одну и ту же тему, усиливая ее эмоционально. Финал подразумевает как бы фейерверк эмоций.

Арина:

-Из название пьесы можно представить, что радость от «мороженого» становится ярче с каждым возвращением темы. В конце настроение наиболее радостное. Поэтому ritenuto здесь не уместно.

Концертмейстер:

- Вы рассуждаете очень логично и правильно, мне нравятся ваши образные примеры. Вы правы, смысл финала данной пьесы – произвести фурор. Вот и продемонстрируйте это - ярко, эмоционально и, конечно же, синхронно. И, не забываем про наши «фирменные» синкопы. Они должны звучать бодро и остро. Мы же играем джаз (!) Давайте сыграем ещё раз.

Исполняется 3 часть пьесы ещё раз.

Концертмейстер:

- Молодцы, отличный финал. Получилось очень эффектно: ярко и синхронно.

Девочки, вы отлично справились с техническими и интонационными задачами джазовой пьесы.

3.Подведение итогов (5 минут)

соединение поставленных задач (2 минуты)

Преподаватель:

- Вы сегодня продуктивно поработали и добились значительных результатов. Послушали интересные исполнения и смогли претворить в своей интерпретации лучшие моменты,под чутким руководством концертмейстера.

понимание нюансов ансамблевого исполнения (2 минуты)

Концертмейстер:

- Девочки, вы сегодня хорошо поработали. Старались слушать и меня и друг друга. Сегодня мы добились заметных результатов - у нас получился замечательный «ансамбль», наша пьеса зазвучала более выразительно, свежо и в стиле. Я могу оценить ваш результат как отличный. Вы согласны, Ольга Владимировна?

Преподаватель:

- Да, бесспорно. Девочки плодотворно поработали и получают оценку «5».

задание на дом (1 минута)

Преподаватель:

- Для хорошего, слаженного ансамбля важнее всего систематичная репетиционная практика. Чем чаще вы репетируете совместно, тем лучше вы друг друга чувствуете. Ну и конечно, нужно запомнить все наши «находки», которые вы сегодня почерпнули в классной работе, чтобы использовать их в концертной и конкурсной практике.

Преподаватель записывает домашнее задание в дневник.

Концертмейстер: Спасибо. Урок окончен.

Учащиеся складывают инструменты, ноты, дневники. Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...

Вопросы совместного музицирования в классе камерного ансамбля.

Умение играть с одним или несколькими партнерами - очень важная сторона музыканта-исполнителя. Чем отличается игра в ансамбле от сольного выступления? Разве не достаточно - свободно владеть своим инст...

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»

Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....

Методическое пособие на тему «Струнный ансамбль в творчестве старинных композиторов П. Нардини и М. Коретте» 2014г.

Данное методическое пособиепо дисциплине "Изучение репертуара родственных инструментов" разработано для студентов 2 курса обучения....

Вокально- речевой тренинг актёра на примере сцен пьесы А. Н, Островского " Снегурочка"

 Работа студентов  над драматическим материалом в стихах на примере сцен из пьесы А. Н. Островского " Снегурочка".  Вокально- речевой тренинг. Использование фольклорног...

Презентация для открытого учебного занятия на тему "Синхронное исполнение на маршевых барабанах в ансамбле"

Презентация для открытого учебного занятия в классе ударных инструментов. Занятие раскрывает особенности упражнений для приобретения навыков ансаблевого исполнительства....