Методическая разработка - сценарий мероприятия, посвященного памяти жертв блокады
методическая разработка
Сценарий траурно-торжественного церемониала, посвященного Дню памяти жертв блокады 08.09.2022 на Невском мемориальном кладбище "Журавли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
траурно-торжественного церемониала,
посвящённого Дню памяти жертв блокады, 08.09.2022г.
на Невском мемориальном кладбище «Журавли»
Автор Чернышёва Людмила Степановна
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО «ПДДТ» Невского района
Санкт-Петербурга
10.30 – звучат песни о блокаде и войне
10.40 – построение курсантов, духового оркестра
10.45 – построение всех участников траурно-торжественного церемониала
11.00 – начало траурно-торжественного церемониала, звучит фонограмма песни Я. Френкеля «Журавли».
Забвенье или память? – спросишь ты
И я тебе отвечу, жизнь, без спора:
Конечно память! В ней мои мосты
В грядущий день. Она – моя опора.
Когда приходит памяти конец,
Ты – дом, где окна досками забиты.
Нет ничего опаснее сердец,
В которых пережитое убито.
Время!!! Время всё быстрее уносит свидетелей, участников, тех, - кто был, кто знал, кто видел…Столько лет прошло, забывается всё, но разве может человек такое забыть, даже, если бы и хотел, имел право… здесь ленинградца обстреливали, обрушивали на него смерть – снаряды, бомбы, здесь его истребляли голодом, здесь он столько потерял здоровья, близких, соседей, друзей.
Убить в себе блокадную тоску
Порой трудней, чем пистолет к виску,
Она тебе рассудок леденит,
Колотит в грудь,
Подкашивает ноги,
Она с тобой ночами говорит
На языке безвыходной тревоги:
«Тебя накроют бомбами враги,
Тебя сметут метели и обстрелы…
Смотри, какими пятнами цинги
Блокада расползается по телу
Диктор: Дорогие земляки, ветераны войны, жители блокадного Ленинграда! Петербуржцы! Сегодня, в день памяти жертв Блокады Ленинграда, вся наша страна низко склоняет головы, вспоминая бессмертный подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной Войны 1941 -1945годов. 81 год прошёл с того трагического дня
Птицы смерти в зените стоят
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба! »
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх
Диктор: Что ещё можно поведать людям, миру обо всём этом? И нужно ли это сегодняшнему миру?! А мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, - имеем ли мы право не стараться узнать обо всём, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас – ленинградцы?
81год назад гитлеровцы подошли к городу на расстояние 20 км, взяли его в кольцо и заблокировали все подходы.
«Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй».
Гитлер приказал не вводить танки на улицы города, чтобы сохранить солдат своей армии. Но город нещадно бомбили и обстреливали. Уже вечером 8 сентября самолёты противника сбросили на город 6 тысяч зажигательных и 48 фугасных бомб. Возникло 178 пожаров. Дома, улицы, люди, скрывающиеся в темноте, озарились зловещим пламенем. С этого времени воздушные налёты продолжались каждую ночь. Началась блокада!
За лязгом и скрежетом – взрывы и свист,
Всё небо распорото боем.
И жёлтые звёзды срываются вниз:
Им выдержать трудно такое.
Холодный чердак, где находится пост,
Как старый скворечник, колышет…
Осколки зенитных снарядов и звёзд
Колотят по стенам и крышам.
И вдруг – снова темень и тишь над тобой.
И звёзды на небе помятом.
По прежним местам разбрелись мы…Отбой
За нынешний вечер – девятый.
Диктор: Защитники Ленинграда делали, казалось бы, невозможное. Превозмогая все лишения, люди продолжали жить и самоотверженно трудиться.
На заводах делали для фронта пушки и снаряды, ремонтировали танки.
Едва-едва передвигая ноги от слабости, ленинградцы направлялись на окраины города рыть оборонительные сооружения.
Ученые изобретали новое оборудование и военную технику.
Преподаватели вузов в холодных аудиториях читали лекции и принимали экзамены.
Школьные учителя проводили уроки прямо в бомбоубежищах во время артобстрелов и воздушных налетов.
Врачи и медсестры день и ночь боролись за здоровье людей, спасая тысячи жизней.
Артисты театра музыкальной комедии, преодолевая слабость от истощения, давали концерты и спектакли.
По сигналу воздушной тревоги бойцы самозащиты занимали свои посты на крышах и чердаках зданий, на улицах города, тушили падающие зажигательные бомбы, под огнём спасали раненых.
Вот так настал,одетый в кровь и лёд,
сорок второй, необоримый год.
О, год ожесточенья и упорства!
Лишь насмерть, насмерть всюду встали мы.
Год Ленинграда, год его зимы.
Круглый год под постоянными бомбёжками работала «Дорога жизни», соединявшая блокадный город с материком. Для многих она становилась последней, но не было ни одного человека, кто бы струсил и не повёз по этой ледовой ленточке продовольствие и боеприпасы ленинградцам.
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Казалось, что конец земли…
Но, сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё. Он рядом где – то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на лва дня осталось хлеба….
Смерть участвовала в этой войне тихо. Голод воевал вместо солдат и, конечно, сказывались морозы. Вы не видели людей, которые падали от голода, не видели, как они умирали; вы не видели груды тел, которые лежали в прачечных, в подвалах, во дворах, не видели, как голодали дети. Им было хуже всего в блокадном Ленинграде Они наравне со взрослыми постигали все ужасы войны – даже в более тяжёлой, безысходной, отчаянной форме. Они раньше взрослели, раньше учились сопереживать, сострадать. Наравне со взрослыми они работали на заводах, с оружием в руках защищали свой родной город.
В далёком, тревожном, военном году
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Диктор: Особая, героическая роль в обороне Ленинграда принадлежала женщинам. В нечеловеческих условиях, когда постоянно приходилось бороться с голодом, холодом и страхом, хоронить родных и близких, женщины заменили своих мужей, отцов и братьев, ушедших на фронт, освоили мужские профессии, взяв на себя самую тяжелую работу. Они гасили зажигательные бомбы и разбирали завалы, следили за светомаскировкой и ухаживали за ранеными, тушили пожары и копали рвы, стояли у станков и работали на торфоразработках в зимних лесах и в осенней грязи.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
-Затем, что ты – сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда.
Диктор: Духовным хлебом осаждённого Ленинграда, его живым голосом было радио. Оно связывало всех общей судьбой, общей бедой, общей надеждой, сплачивало и вдохновляло, вселяло уверенность в завтрашнем дне, напоминало, что Ленинград живет и борется. В промерзших квартирах люди слушали выступления артистов, писателей, поэтов. Негромкий голос Ольги Берггольц поддерживал в людях веру в победу, помогал выжить.
И, спаяны сильней, чем кровью рода
Родней, чем дети одного отца,
Сюда, зимой сорок второго года,
Сошлись – сопротивляться до конца
По радио передавали сигналы воздушной тревоги. Стук метронома измерял шансы выжить во время бомбёжек и обстрелов. Только его ритм звучал под бомбами и снарядами: быстрый означал воздушную тревогу, медленный – отбой.
Диктор: 900 страшных дней и ночей длилась блокада, но она не сломила ленинградцев! Несмотря на близость неприятельских позиций, варварские артобстрелы и бомбежки, голод и холод, недостаток электроэнергии и бездействие водопровода, остановку транспорта и многие другие трудности, город выстоял. Ленинград выжил благодаря своим героическим защитникам, – и тем, кто доблестно сражался с оружием в руках, и тем, кто помогал фронту и жителям осажденного города самоотверженным кропотливым трудом. Великий город выстоял, благодаря величию духа своих жителей! Ленинград устоял! Мы выстояли! Жизнь продолжается!
Наш город знает, как с врагом сражаться.
Он выстоял в свинце, в огне, в дыму
Какое это слово: ленинградцы!
Найдётся ль в мире равное ему?
Курсанты начинают движение (выносят свечи и встают у ступеней на центральной площадке)
Диктор: И сегодня мы низко кланяемся тем, кто выжил и выстоял 900 блокадных дней, сотканных из голода, печали, страданий, бомбёжек и потерь близких. Выжить в этом аду было не меньшим героизмом, чем сражаться на передовой. Если ТАК пришлось людям, то память об этом должна служить другим людям и десятилетия и столетия спустя. Сюда, на Невское мемориальное кладбище пришли жители Санкт-Петербурга, чтобы отдать дань памяти героическим защитникам Ленинграда.
А тот, над кем светло и неустанно
Мне горевать, печалиться, жалеть,
Кого прославлю славой безымянной –
Немою славой, высшей на земле,-
Ты слит со всем, что больше жизни было
Мечта, душа, отчизна, бытие,-
И для меня везде твоя могила
И всюду – воскресение твое
Диктор: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ! МИНУТА МОЛЧАНИЯ!
Звучит метроном (20 ударов). Гимн Российской Федерации.
Курсанты продолжают движение со свечами
Диктор: Мир не должен забыть 900 страшных дней!
Это – боль, это – вечная рана!
Ленинградцев погибших, родных и друзей,
И седого теперь ветерана.
Преклоните колени, зажгите свечу
На священной земле Ленинграда
Возложу я цветы, постою, помолчу,
Здесь оставила след свой блокада.
Курсанты ставят свечи на братские могилы по ходу движения колонны.
Диктор: Прошу возложить цветы к братским могилам.
Звучит траурная музыка.
Диктор: Цветы возлагаются от: (по отдельному списку)
11.30 – окончание траурно-торжественного церемониала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-537771-1416817571.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вечер памяти А.С. Пушкина"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вечер памяти А.С. Пушкина"...
Методическая разработка сценария- праздника посвященная Дню Победы «СПАСИБО СКАЖЕМ ВЕТЕРАНАМ ЗА ТО, ЧТО РОДИНУ СПАСЛИ!»
Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая — Великая Отечественная война. Говорят...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-606180-1426064877.jpg)
Методическая разработка сценария конференции, посвященной Дню психического здоровья "Странные люди"
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1075897-1540891430.jpg)
Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Блокада Ленинграда - это тяжелое испытание для русского народа. На протяжении 900 дней люди подвергались обстрелам со стороны фашистов, голодали, теряли близких. Молодое поколение помнит и гордится ге...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/28/picture-996445-1527529807.jpg)
Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Концертная программа состоит из поздравлений учащимися творческих объединений ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» защитников и жителей блокадного Ленинграда с годовщиной снятия Блокады....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002119-1516959298.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Акция Памяти "Вспомним всех поименно"
Данная разработка представлена для педагогов-организаторов....