Методическая разработка - сценарий мероприятия, посвященного памяти жертв блокады
методическая разработка

Чернышева Людмила Степановна

Сценарий траурно-торжественного церемониала, посвященного Дню памяти жертв блокады 08.09.2022 на Невском мемориальном кладбище "Журавли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

траурно-торжественного церемониала,

посвящённого Дню памяти жертв блокады, 08.09.2022г.

на Невском мемориальном кладбище «Журавли»

Автор Чернышёва Людмила Степановна

Педагог дополнительного образования

ГБУ ДО «ПДДТ» Невского района

Санкт-Петербурга

10.30 – звучат песни о блокаде и войне

10.40 – построение курсантов, духового оркестра

10.45 – построение всех участников траурно-торжественного церемониала

11.00 – начало траурно-торжественного церемониала, звучит фонограмма песни Я. Френкеля «Журавли».

Забвенье или память? – спросишь ты

И я тебе отвечу, жизнь, без спора:

Конечно память! В ней мои мосты

В грядущий день. Она – моя опора.

Когда приходит памяти конец,

Ты – дом, где окна  досками забиты.

Нет ничего опаснее сердец,

 В которых пережитое убито.

Время!!! Время всё быстрее уносит свидетелей, участников, тех, - кто был, кто знал, кто видел…Столько лет прошло, забывается всё, но разве может человек такое забыть, даже, если бы и хотел, имел право… здесь ленинградца обстреливали, обрушивали на него смерть – снаряды, бомбы, здесь его истребляли голодом, здесь он столько потерял здоровья, близких,  соседей, друзей.

Убить в себе блокадную тоску

Порой трудней, чем пистолет к виску,

Она тебе рассудок леденит,

Колотит в грудь,

Подкашивает ноги,

Она с тобой ночами говорит

На языке безвыходной тревоги:

«Тебя накроют бомбами враги,

Тебя сметут метели и обстрелы…

Смотри, какими пятнами цинги

Блокада расползается по телу

Диктор: Дорогие земляки, ветераны войны, жители блокадного Ленинграда! Петербуржцы! Сегодня, в день  памяти  жертв Блокады Ленинграда, вся наша страна  низко склоняет головы, вспоминая бессмертный подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной Войны 1941 -1945годов. 81 год прошёл с того трагического дня

Птицы смерти  в зените стоят

Кто идёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как  из недр его вопли: «Хлеба! »

До седьмого доходят неба…

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть

И стоит везде  на часах

И уйти не пускает страх

Диктор: Что ещё можно поведать людям, миру обо всём этом? И нужно ли это сегодняшнему миру?! А мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, - имеем ли мы право не стараться узнать обо всём, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали и ради нас – ленинградцы?

81год  назад гитлеровцы подошли к городу  на расстояние 20 км, взяли его в кольцо и заблокировали все подходы.

«Предложено блокировать город и путём обстрела из  артиллерии  всех калибров и непрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй».

Гитлер приказал не вводить танки на улицы города, чтобы сохранить солдат своей армии. Но город нещадно бомбили и обстреливали. Уже вечером 8 сентября самолёты противника сбросили на город  6  тысяч зажигательных и 48 фугасных бомб. Возникло 178 пожаров. Дома, улицы, люди, скрывающиеся в темноте, озарились зловещим пламенем. С этого времени воздушные налёты продолжались каждую ночь. Началась блокада!

За лязгом и скрежетом – взрывы и свист,

Всё небо распорото боем.

И жёлтые звёзды срываются вниз:

Им выдержать трудно такое.

Холодный чердак, где находится пост,

Как старый скворечник, колышет…

Осколки зенитных снарядов и звёзд

Колотят по стенам и крышам.

И вдруг – снова темень  и тишь над тобой.

И звёзды на небе помятом.

По прежним местам разбрелись мы…Отбой

За нынешний вечер – девятый.

Диктор: Защитники Ленинграда делали, казалось бы, невозможное. Превозмогая все лишения, люди продолжали жить и самоотверженно трудиться.

На заводах делали для фронта пушки и снаряды, ремонтировали танки.

Едва-едва передвигая ноги от слабости, ленинградцы направлялись на окраины города рыть оборонительные сооружения.  

Ученые изобретали новое оборудование и военную технику.

Преподаватели вузов в холодных аудиториях читали лекции и принимали экзамены.

Школьные учителя проводили уроки прямо в бомбоубежищах во время артобстрелов и воздушных налетов.

Врачи и медсестры день и ночь боролись за здоровье людей, спасая тысячи жизней.

Артисты театра музыкальной комедии, преодолевая слабость от истощения, давали концерты и спектакли.

По сигналу воздушной тревоги бойцы самозащиты занимали свои посты на крышах и чердаках зданий,  на улицах города, тушили   падающие  зажигательные  бомбы,  под огнём спасали  раненых.

Вот так настал,одетый в кровь и лёд,

сорок второй, необоримый год.

О, год ожесточенья и упорства!

 Лишь насмерть, насмерть всюду встали мы.

Год Ленинграда, год его зимы.

Круглый год под постоянными бомбёжками  работала  «Дорога  жизни», соединявшая блокадный город  с материком. Для многих она становилась последней, но не было ни одного человека, кто бы струсил и не повёз по этой ледовой ленточке  продовольствие и боеприпасы ленинградцам.

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы  многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Казалось, что конец земли…

Но, сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив ещё. Он рядом где – то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на лва дня осталось хлеба….

Смерть участвовала в этой войне  тихо. Голод воевал вместо солдат и, конечно,  сказывались  морозы.    Вы не видели людей, которые падали от голода, не видели,  как они умирали; вы не видели груды тел, которые лежали в прачечных, в подвалах, во дворах, не видели, как голодали дети. Им было  хуже всего в блокадном Ленинграде  Они наравне со взрослыми постигали все ужасы войны – даже в более тяжёлой, безысходной, отчаянной форме. Они раньше взрослели, раньше учились сопереживать, сострадать. Наравне со взрослыми они работали на заводах, с оружием в руках защищали свой родной город.

В далёком, тревожном, военном году

Под гром батарей у страны  на виду

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

Диктор: Особая, героическая роль в обороне Ленинграда принадлежала женщинам. В нечеловеческих условиях, когда постоянно приходилось бороться с голодом, холодом и страхом, хоронить родных и близких, женщины заменили своих мужей, отцов и братьев, ушедших на фронт, освоили мужские профессии, взяв на себя самую тяжелую работу. Они гасили зажигательные бомбы и разбирали завалы, следили за светомаскировкой и ухаживали за ранеными, тушили пожары и копали рвы, стояли у станков и работали на торфоразработках в зимних лесах и в осенней грязи.

Зачем же ты меня изобразил

Такой отважной и такой прекрасной,

Как женщину в расцвете сил,

 С улыбкой горделивою и ясной?

Но, не приняв суровых укоризн,

Художник скажет с гордостью, с отрадой:

-Затем, что ты – сама любовь и жизнь,

Бесстрашие и слава Ленинграда.

Диктор: Духовным хлебом осаждённого Ленинграда, его живым голосом было радио. Оно  связывало всех  общей судьбой, общей бедой, общей надеждой, сплачивало и вдохновляло, вселяло уверенность в завтрашнем дне, напоминало, что Ленинград живет и борется. В промерзших квартирах люди слушали выступления артистов, писателей, поэтов. Негромкий голос Ольги Берггольц поддерживал в людях веру в победу, помогал выжить.

И, спаяны сильней, чем кровью рода

Родней, чем дети одного отца,

Сюда, зимой сорок второго  года,

Сошлись – сопротивляться до конца

По радио передавали сигналы воздушной тревоги. Стук метронома измерял шансы  выжить во время бомбёжек и обстрелов. Только его ритм звучал под бомбами и снарядами: быстрый означал воздушную тревогу, медленный – отбой.

Диктор: 900 страшных дней и ночей длилась блокада, но она не сломила ленинградцев! Несмотря на близость неприятельских позиций, варварские артобстрелы и бомбежки, голод и холод, недостаток электроэнергии и бездействие водопровода, остановку транспорта и многие другие трудности, город выстоял. Ленинград выжил благодаря своим героическим защитникам, – и тем, кто доблестно сражался с оружием в руках, и тем, кто помогал фронту и жителям осажденного города самоотверженным кропотливым трудом. Великий город выстоял, благодаря величию духа своих жителей!  Ленинград  устоял! Мы выстояли! Жизнь  продолжается!

Наш город знает, как с врагом сражаться.

Он выстоял в свинце, в огне, в дыму

Какое это слово: ленинградцы!

Найдётся ль в мире равное ему?

Курсанты начинают движение (выносят свечи и встают у ступеней на центральной площадке)

Диктор: И сегодня мы низко кланяемся тем,  кто выжил и выстоял 900 блокадных дней, сотканных из голода, печали, страданий, бомбёжек и потерь близких. Выжить в этом аду было не меньшим героизмом, чем сражаться на передовой. Если ТАК пришлось людям, то память об этом должна служить другим людям и десятилетия и столетия спустя. Сюда, на Невское мемориальное кладбище пришли жители Санкт-Петербурга, чтобы отдать дань памяти героическим защитникам Ленинграда.

А тот, над кем светло и неустанно

Мне горевать, печалиться, жалеть,

Кого прославлю славой  безымянной –

Немою славой, высшей на земле,-

Ты слит со всем, что больше жизни было

Мечта, душа, отчизна, бытие,-

И для меня везде твоя могила

И всюду – воскресение твое

Диктор: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ! МИНУТА МОЛЧАНИЯ!

Звучит метроном (20 ударов). Гимн Российской Федерации.

Курсанты продолжают движение со свечами

Диктор: Мир не должен забыть 900 страшных дней!

Это – боль, это – вечная рана!

Ленинградцев погибших, родных и друзей,

И седого теперь ветерана.

Преклоните колени, зажгите свечу

На священной земле Ленинграда

Возложу я цветы, постою, помолчу,

Здесь оставила след свой блокада.

Курсанты ставят свечи на братские могилы по ходу движения колонны.

Диктор:  Прошу возложить цветы к братским могилам.

Звучит траурная музыка.

Диктор: Цветы возлагаются от: (по отдельному списку)

11.30 – окончание траурно-торжественного церемониала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вечер памяти А.С. Пушкина"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Вечер памяти А.С. Пушкина"...

Методическая разработка сценария- праздника посвященная Дню Победы «СПАСИБО СКАЖЕМ ВЕТЕРАНАМ ЗА ТО, ЧТО РОДИНУ СПАСЛИ!»

Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая — Великая Отечественная война. Говорят...

Методическая разработка сценария конференции, посвященной Дню психического здоровья "Странные люди"

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Блокада Ленинграда - это тяжелое испытание для русского народа. На протяжении 900 дней люди подвергались обстрелам со стороны фашистов, голодали, теряли близких. Молодое поколение помнит и гордится ге...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Концертная программа состоит из поздравлений учащимися творческих объединений ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» защитников и жителей блокадного Ленинграда с годовщиной снятия Блокады....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Акция Памяти "Вспомним всех поименно"

Данная разработка представлена для педагогов-организаторов....