Программа "Аккомпанемент 2 года ИМиМИ "
рабочая программа

Адвахова Анастасия Константиновна

Программа "Аккомпанемент 2 года ИМиМИ "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkompanement_2_goda_imimi.docx59.48 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. ПОКАЧИ

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

                                                                                     Утверждаю

                                                                                                               Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                                                               ______________О.В.Кнаус

                                                                                                              «__»___________2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

«АККОМПАНЕМЕНТ»

ИМ и МИ

(на 2 года)

   

                                                                                             

                                                                             Преподаватель

Адвахова Анастасия Константиновна

                                                                                     

Покачи – 2022г.

Программа «Аккомпанемент» с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства школы прошла внутреннюю экспертизу на заседании фортепианного отдела 23 мая 2022 года протокол №10, рекомендована Педагогическому совету школы для рассмотрения в качестве рабочей образовательной программы преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны на 2022-2023 учебный год.

Программа «Аккомпанемент» с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства рассмотрена на заседании Педагогического совета школы  26 мая 2022 года протокол №5 рекомендована директору школы для утверждения в качестве рабочей образовательной программы на 2022-2023 учебный год преподавателя Адваховой Анастасии Константиновны.

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе  

Программа учебного предмета «Аккомпанемент» разработана на основе  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств

Предмет «Аккомпанемент» является одним из звеньев музыкально –педагогического воспитания. В  период обучения формируются знания, умения и навыки игры на фортепиано в качестве концертмейстера, позволяющие исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Важной составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию. Предмет   «Аккомпанемент» на фортепианном отделении  имеет  художественно-эстетическую направленность, так как предполагает художественно-эстетическое воспитание и общего музыкального образования и опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

  1.    Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет 2 года (с 6 по 7 класс).  Программа  адресована  учащимся 6-7 классов фортепианного отделения.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  образовательного учреждения на реализацию предмета «Аккомпанемент»:

Количество часов

В год

Общее

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу  

 51ч.

102ч.

Количество часов на аудиторную нагрузку  

34ч

68ч.

 

Количество часов на  ( аудиторную)  работу в неделю)

1ч.

1ч.

Количество часов на  (самостоятельную)  работу в неделю)

1,5ч.

1,5ч.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

В самостоятельную работу обучающихся входят следующие виды внеаудиторной деятельности:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение  концертов;

 - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения.

 

Домашняя подготовка обучающихся включает следующие виды самостоятельной работы:

-изучение музыкальных произведений (партии фортепиано и партии солиста)  

-детальная работа над техническими трудностями (пассажами, скачками и другими техническими трудностями)      

-чтение нот с листа;

-подбор по слуху;

-транспонирование;

-закрепление концертмейстерских навыков.

 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: 

 Индивидуальной форма занятий   позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами  индивидуального подхода. Основная форма работы - индивидуальный урок с иллюстратором, продолжительностью 40 минут  один раз в неделю.

           5. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

Цель предмета:

 Приобщение обучающихся к концертмейстерской практике, приобретение ими начальных профессиональных знаний, умений и навыков в области совместного музицирования с солистами (вокалистами, инструменталистами)

Задачи программы:

-воспитание чувства партнерства, ответственности;

-овладение теоретическими и общекультурными знаниями;

-формирование навыков по разучиванию с солистом его репертуара;

-формирование  практических умений и навыков аккомпанирования;

-знание специфики вокального и инструментального исполнительства;

-воспитание художественного вкуса;

-воспитание быстроты реакции;

-умение читать разную фактуру;

-видеть технические комплексы (арпеджио, гаммы) при чтении с листа

6.Структура программы учебного предмета

Программа содержит  следующие разделы:

-  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-практический показ;

-прослушивание записей;

 -анализ произведения- (сравнительный, музыкально – теоретический и     исполнительский)

-чтение с листа;

-транспонирование;

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Аккомпанемент» обеспечивается:  

- наличием   библиотеки и фонотеки;

-доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

-учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию; 

 -условиями для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

-библиотечным фондом укомплектованным печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой;

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.  

 

II.  Содержание учебного предмета:

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на усвоение учебного предмета «Аккомпанемент», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: 

Год обучения

1

2

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

Количество часов на аудиторные занятий (в неделю)

1

1

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Первый год обучения)

  1. Класс

Воспитание навыков элементарного аккомпанемента:

Наименование темы

Практические

часы

Теоретические

часы

1.

Введение в предмет аккомпанемент

0,5

2.

Специфика инструментального и вокального исполнительства

0,5

3.

Транспонирование

2

4.

Знакомство с литературным текстом (в вокальных произведениях)

0,5

5.

Знакомство с произведением

1,5

6.

Изучение партии солиста

3

7.

Знакомство с фортепианным сопровождением

2

8.

Анализ фортепианной партии

2

9.

Работа над  трехстрочной партитурой

3

10.

Работа над технически трудными местами

4

11.

Создание музыкального образа

2

2

12.

Исполнение с солистом

4

13.

Работа над ансамблем

3

14.

Предконцертное исполнение

1

15.

Концерт

2

Всего

34часа

 (второй год обучения)

 7класс

Наименование темы

Практические часы

Теоретические часы

1.

Разновидности фактуры аккомпанемента

3

2.

Бас основа гармонии

3

3.

Педализация

3

4.

Аккомпанемент, поддерживающий основную мелодию

3

5.

Аккомпанемент в виде фигурации

3

6.

Аккомпанемент со смешанной фактурой

5

7.

Аккомпанемент с элементами речитатива

3

8.

Аккомпанемент романса

8

9.

Транспонирование

          3

                     

         31

2

Итого

       34 часа

Годовые требования :

6 класс(1 год обучения):

В конце первого года обучения учащийся должен знать: 

  • Специфику вокального и инструментального аккомпанемента;
  • Особенности  тембров человеческих голосов-  ( диапазон, тесситуру);
  • Особенности инструмента  - (тембр, диапазон, настройку, технические и звуковые возможности инструмента);
  • Этапы работы над аккомпанементом;

 За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

          На первом этапе формируется навык слушания иллюстратора, а также            восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.  

7 класс (2 год обучения)

  • Продолжение работы над навыками  аккомпанемента усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»;
  • Развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией;
  • Воспитание артистизма и  чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
  • Знакомство с репертуаром (музыкальных произведений, созданных для  аккомпанемента, камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
  • Знание основных  направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох; 

За год ученики должны пройти 3-4 аккомпанемент. В конце  каждого полугодия обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Аккомпанемент»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

-находить  соотношение звучания голоса (или инструмента ) и фортепиано;

- аккомпанировать легкие детские песни;

-осмысленно и эмоционально  передавать образ;

-аккомпанировать самому себе;

-свободно ориентироваться в трехстрочной партитуре;

-транспонировать нетрудные  аккомпанементы на 0,5 тона, в тональностях до 1-х знаков;  

-решать музыкально-исполнительские задачи  аккомпанемента,  ,обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 -слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

- грамотно и чутко аккомпанировать иллюстратору;

  -работать над динамикой произведения;

-анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

-накапливать  репертуар аккомпаниатора из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-знать художественно-исполнительские возможности фортепиано;

-знать другие  инструменты: струнные, духовые, народные, их особенности и возможности;

-знать профессиональную терминологию;

-уметь читать   с листа музыкальные произведения;

-иметь навыки   совместного для партнеров чувства ритма, слухового контроля

В конце курса обучения ученик должен  знать:

-разновидности фактуры аккомпанемента;

-схему постепенного усложнения аккомпанемента;

-роль баса в аккомпанементе

-роль педали в аккомпанементе;

-роль вступления

-в конце курса обучения ученик должен уметь:

-слышать ансамбль по вертикали и горизонтали;

-создавать звуковой баланс;

-владеть смешанной  фактурой;

-транспонировать несложные аккомпанементы на  0,5 -1 тон;

-владеть многотембровым звучанием фортепиано

-обладать сценической выдержкой.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основные виды контроля:

-текущий контроль успеваемости- (поурочный опрос и оценка), на основании текущего контроля выставляются четвертные оценки.

-промежуточная аттестация - (зачеты, академические концерты, выступления на концертах)- по полугодиям - 2 разнохарактерных произведения

-итоговая аттестация -выпускной экзамен (2 разнохарактерных произведения)

В  течении  учебного года ученику рекомендуется изучить 5-6 разнохарактерных произведений различного жанра.

6 класс

  I- полугодие: 2 произведения  (зачет возможен в классе)

  II- полугодие:  концерт  (на сцене) 2 произведения  различных  по характеру, стилю, темпу.

Примерные программы академического концерта:

Вокальные произведения:

1.А.Варламов «Белеет парус одинокий»                   1.Э.Григ «Детская песенка»

2.А.Даргомыжский  «Мне грустно»                          2.Ц.Кюи «Царскосельская                                                                                         статуя»

Скрипка:

1.В. Моцарт Менуэт

2.Д. Шостакович Элегия

Домра:

Б.Н.П.   «Перепелочка»

Е.ЕФРЕМОВ  «Танец Золушки»

  1. класс

I-полугодие:  Зачет  (на  сцене)  1-2 произведения,

II -полугодие: Экзамен (на сцене) 2 произведения , различных по характеру, стилю, темпу, типу изложения фактуры.

Примерные программы академического концерта:

Вокальные произведения: 

1.М. Глинка «К Молли»                           1.   Н. Римский-Корсаков «Не ветер вея с                                                             высоты»

Ф.Мендельсон «Зюлейка»                        2.   П.Чайковский «Мой  Лизочек»

Домра:                                                                      Балалайка: 

1.В.Городовская «Памяти Есенина»          1.В.Андреев «Грезы»  

2.Э.Григ «Норвежский танец»                     2.Е.Авксентьев «Юмореска»

Оценка качества реализации учебного предмета "Аккомпанемент" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную  аттестацию  в конце    каждого полугодия в 6 классе. В 7 классе текущий контроль успеваемости и промежуточную  аттестацию  в конце  I полугодия  и итоговую аттестацию обучающегося  в конце учебного года.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму  и  время  проведения  промежуточной  аттестации  по  предмету  «Аккомпанемент»» образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно.  Формой аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  а также - прослушивание,  выступление  в  концерте  или  участие  в  каких-либо  других  творческих  мероприятиях.

По завершении изучения предмета "Аккомпанемент" проводится итоговая аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

  1. Критерии оценок

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам                                       

 Специфика музыкальных инструментов: 

     а)  Струнные инструменты(народные и оркестровые)-большую роль играет манера звукоизвлечения. На домре играют медиатором , на балалайке- пальцами,  значит звук на домре будет звонче, ярче, сочнее ,а на балалайке- глуше и мягче, словно с небольшим шорохом  и в  соответствии с  этим  надо выбирать , искать звук  сопровождения.

       Скрипка  звучит ярче, светлей,  чем виолончель и альт (еще глуше – контрабас), к тому же на струнных  инструментах иногда играют  штрихом пиццикато (без смычка, щипком); Иногда пользуются сурдиной- это  особый струнный тембр. Который звучит не часто, но о нем надо знать; Верхние струны на скрипке звучат ярче , звонче, чем нижние. Значит если скрипач играет мелодию на струне «Соль» , то рояль должен быть предельно осторожным, аккомпанируя такой мелодии.

б)  Духовые инструменты также имеют свои особенности: флейта, кларнет, труба- являются наиболее яркими по звуку в тот время как валторна, гобой –инструменты более приглушенного тембра, а  значит и  сопровождающий их рояль  должен искать свою краску  для аккомпанемента.

 в)  Голосовой инструмент-  живой организм, который  дышет. Концертмейстер  должен  привыкать к тому, что любые, самые сложные  фактурные проблемы  пианиста, должны быть подчинены  живому дыханию певца. Вместе   с  ним он выстраивает музыкальную фразу , проговаривая слова, пропевая, интонируя мелодические  обороты помогая ему « тянуть» длинные ноты тем, что не задерживает  движения фактуры , играет ровно, ритмично, заполняя длинный звук.  С вокалистами часто труднее найти  звуковой баланс, нежели со  скрипачами  или виолончелистами, т.к.  они на сцене  находятся ближе  к партнеру, рядом с роялем, а звуковой  поток от певца  проходит в сторону  от рояля- звук   идет  в зал. Кроме этого ,певец  поющий  на  дыхании  , во время пения  «оглушает»   сам  себя, поэтому, вся ответственность  за создание  звуковой  картины  (баланс)  лежит  на  пианисте.  Пока у концертмейстера нет опыта, он старается  играть тихо,  как бы  прислушиваясь, что не  верно( так как  искажается общая  звуковая картина, на что же ориентироваться?  Как играть, что слушать?) -  чтобы  правильно выстроить  звуковой  баланс:

1. Звук пианист  должен слышать сквозь звучание  рояля, конечно, большую роль играет тембр  голоса, которому  рояль аккомпанирует. Сопрано  звучит  ярче  меццо – сопрано, тенор  ярче  баса,  но  правило  одно-  голос  должен  звучать  сквозь  рояль, а не  наоборот;

2. Надо  ясно и звучно играть басы. Басов никогда не бывает  много, их чаще  всего  бывает  мало. Бас – основа гармонии и  ритмической  пульсации. Полные басы  это  поддержка  певцу;

3. Аккомпанемент  голосу - это  особый  класс концертмейстерского  мастерства т.к.  голос самый  совершенный  музыкальный  инструмент, но, в тоже  время  самый  прихотливый и изысканный. С вокалистами чаще  всего  на  сцене  случаются различные  казусы-  от забывания  слов и  пропусков  куплетов  до  неудачного взятия  верхних  нот  и передерживания  или не додерживания  длинных звуков;

4. Первоначальные задачи при  работе над аккомпанементом   романса в целом те же, что и при работе  над аналогичными типами фактур  в сольных пьесах. Необходимы: пальцевая цепкость, ритмическая упругость. Очень важна линия левой руки, часто изложенная октавами , прерываемыми паузами. Линию левой руки важно слышать по  горизонтали, объединяя и фразируя отдельные звуки.  Октавы  должны звучать  «мягко», без удара.  Скачки в басовой линии не должны тормозить общего движения;

4.Партия правой руки, часто изложена арпеджио (короткими, длинными, ломаными), должна быть  «пропета»,  проинтонирована.  Как мелодию – ломаные арпеджио  «пропеть»  сложнее, чем короткие в быстром темпе « пропевать»  сложнее чем в медленном. Певучесть требует времени;

5. Другая важная задача стоящая перед юными пианистами -  это педализация. В фортепианной  партии должна быть  тонкая, красочная педализация, точно соблюдены  паузы. Кроме прямой и запаздывающей педали, желательно использовать  полу-педаль;

6. Параллельно с работой над фортепианной партией  следует осваивать и  партию солирующего инструмента. Необходимо  научить ученика видеть  строчку солиста, т.е. зрительно контролировать исполнение. Одновременно с этим, необходимо постоянно вслушиваться в  звуковое соотношение солиста и фортепианной партии т.е. осуществлять слуховой контроль;

7. В процессе работы необходимо особое внимание уделять форме, фразировке, говорить о значении пауз, цезур, умении дать возможность  солисту  взять дыхание. Особое   внимание обратить в работе  (рубато) с вокалистами, что каждое новое исполнение может отличаться от предыдущего. Главное – слушать певца в момент исполнения, быть чутким к его музыкальным намерениям;

8. Кроме ансамбля по вертикали (звуковое соотношение  временное совпадение)  необходимо слышать ансамблевый диалог  солиста  и фортепиано. Важны все сложные фрагменты фортепианной партии. Вступление определяет стиль произведения,  дает темп, создает  настроение. Все фортепианные проигрыши  и заключение  должны органически  вписываться в общее звучание, быть неотъемлемой частью создаваемого образа;

9. Пианист  хорошо может  аккомпанировать лишь тогда, когда пропевает « про себя»  вместе с солистом каждый звук, каждое слово, дыхание и предчувствует заранее то, что будет делать партнер.

Фактура фортепианного сопровождения

   Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разреженной, именно  это обстоятельство иногда играет  решающую роль в поисках  звукового баланса  между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура всегда  более массивна, нежели  фигурационная.  Но не надо забывать, что одним из элементов фактуры, ее качественной  стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах  звучат  по- разному: низкий  регистр у рояля  очень звучный, насыщенный; верхний – не обладает таким количеством обертонов, они очень быстро гаснут, а значит сопровождение менее перегружено.

Темп  произведения

Большую роль в  составлении  целостной музыкальной  картины играет  темп произведения.         Чем быстрее звуковой поток, тем насыщеннее  фортепианное сопровождение (речь идет о темпе, как о количестве сыгранных нот  в данный промежуток времени)

       У  начинающего концертмейстера помимо проблемы  создания звукового баланса  с солистом, есть еще проблемы   ритмического, агогического, а иногда и физического совпадения с солистом. Самая большая  ошибка неопытных  концертмейстеров:  услышал-  сыграл, а это значит – опоздал!  Предслышал солиста  (как дирижер оркестр ) и сыграл во время! Значит вместе!  Чаще всего несовпадение с солистом бывает в самых простых аккомпанементах (бас –аккорд, ровные аккорды, или бас- простая аккордовая фигурация). Как преодолеть несовпадение?

Первое несовпадение  в аккомпанементах с аккордовой  фактурой появляется со сменой  гармонии: последний  аккорд  в  данный момент звучащей гармонии  сжимается во времени, чтобы пальцы успели найти следующий. Необходимо преодолевать это большим слуховым  и зрительным вниманием : глаза читают  вперед аккорд следующего такта  (или полутакта), они  «узнают «зрительно  его структуру, интервалику, но слух заставляет руку додерживать  последний аккорд такта  всю положенную длительность, и только в последний, нужный момент пальцы встают на тот  нужный аккорд , который был «узнан»  глазами.  Глаза должны опережать работу пальцев. Тогда аккорды под пальцами  всегда будут совпадать с нотами строчки солиста. Предвидеть и предслышать следующее, но не укорачивать звучащее!

ИГРА ПО НОТАМ:

          Одной из проблем в классе аккомпанемента  является игра по нотам. В  классе фортепиано задача была  прямо противоположная – выучить всю фактуру наизусть  «уложить» в памяти и в пальцы весь  тот звуковой комплекс, который зафиксирован в нотах.

  В классе аккомпанемента – все выглядит иначе. Создается своеобразный «концертмейстерский треугольник» (глаза – ноты- руки) на клавиатуре,  который должен «работать» во время аккомпанемента  солисту. Когда мы  играем наизусть, то мы предслышим и играем  - этот  двуединый процесс непрерывен.

       Когда мы аккомпанируем, то третьим, и одним из основных компонентов процесс, являются ноты, которые представляют собой партитуру звучащей картины.   Для того, чтобы одновременно видеть нотный текст и попадать пальцами на нужные клавиши  важна правильная посадка за инструментом, при которой из поля зрения  концертмейстера  не уходят ни руки, ни ноты. Нельзя близко наклоняться  над  клавиатурой т.е.  перегораживать телом всю клавиатуру; нельзя низко опускать голову, т. е. надолго отрываться от нот, т.к. в один прекрасный момент, подняв глаза,    можно не найти  того места  в нотах, которое звучит в данный момент. Необходимо специально заниматься, закрыв клавиатуру полосой бумаги, чтобы глаза больше времени привыкали находиться  «в нотах», нежели искать нужную клавишу. Концертмейстер должен слышать то, что звучит, и видеть то, что вскоре будет озвучено.

    Самая лучшая концертмейстерская база создается на изучении вокальной музыки, т.к. фортепианная партия в романсах очень детализирована. Часто она не просто сопровождает  голос, но является  действующим лицом  музыкально –поэтического повествования.

    Пианист овладевший мастерством аккомпанемента  всегда будет чувствовать свою востребованность в сфере музыкального исполнительства и в сфере домашнего музицирования.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Примерный репертуарный список для предмета аккомпанемент: 

Перечень произведений для голоса и фортепиано:

А. Алябьев               «Что грустишь ты, одинокий»

                                   «Плачет дева гор»

                                    «Баркарола»

                                    «Незабудочка»

                                    «Иртыш»

                                     «Зимняя дорога»

                                      «Я вас любил»

                                      «Прощанье с соловьем»

                                      «Воспоминанье»

А.  Аренский               «Комар один задумавшись»

Б. Барток                      «Во зеленом саду»

П. Булахов                   «Не пробуждай воспоминаний»

                                      «Гори, гори, моя звезда»

                                      «Колокольчики мои»

                                       «Свидание»

                                       «В час ночной в мое окошко»

И.С.Бах                          «Нам день приносит свет зари»

 Л. Бетховен                  «Для меня»

                                       «Песня продавца ковров»

                                       «Сурок

                                       «Цветок чудес»

Э. Балакирев                 «Слышу ли голос твой»

И. Брамс                         «Колыбельная»

Е. Брусиловский            «Шолпан»

А. Бородин                     «Из слез моих»

Б. Савельев                     «Песни кота Леопольда»

А Варламов                     «Что ты рано, травушка пожелтела»

                                          «Белеет парус одинокий»

      «Для чего летишь соловушка»

                                         «Разочарование»

      «Ты не пой душа девица»

   «На заре ты ее не буди»

                  «Вдоль по улице метелица метет»

«Перстенечек золотой»

                                             «Красный сарафан»

                                             «Горные вершины»

Й. Гайдн                              «Очень обыкновенная история»

                                             «Похвала лености»

                                             «На могиле отца»

                                             «Тихо дверцу в сад открой»

Г .Гендель                           «Таис в путь идет»

                                             «Праздник Александра»

М ,Глинка                           «Зацветет черемуха»

                                             «Гуде  витер»

                                             «Ах , ты душечка»

                                              «Жаворонок»

                                              «Моя арфа»

                                              «Не пой красавица при мне»

Э.Григ                                  «Лесная песня»

А. Гурилев                           «Деревенский сторож»

                                              «Матушка –голубушка»

                                              «Песня ямщика»

                                               «Грусть девушки»

                                             «Улетела пташечка»

                                             «Отгадай моя родная»

                                             «Вьется ласточка сизокрылая.»

                                              «Сарафанчик»

                                              «Она миленькая»

                                              «Домик –крошечка»

А. Даргомыжский                «Я вас любил»

                                               «Привет»

                                               «Расстались гордо мы»

                                               «Я затеплю свечку»

                                               «Юноша и девушка»

                                               «Не судите, люди добрые»

                                               «Мне грустно»

                                               «К славе»

И  Дунаевский                      «Письмо матери»

А.  Жубанов                          «Карлыгаш»

Д.  Кабалевский                    «Серенада красавицы»

Ц.  Кюи                                  «Я вас любил»

                                                «Зима»

                                                «Май»

                                                 «Царскосельская статуя»

                                                  «Колыбельная»

А. Лядов                                   «Окликание дождя»

В. Ребиков                                «Моя ласточка сизокрылая»

А.  Титов                                  «Птичка»

                                                   «Я знал ее милым ребенком»

М. Яковлев                               «Зимний вечер»

В .Моцарт                                        «Щечки милой»

                                                   «Песня о свободе»

                                                    Колыбельная

А.  Новиков                               «Дороги»

А. Островский                          «Дружба»

С. Прокофьев                            «Растет страна»

Н.  Римский - Корсаков            «Ночевала тучка золотая»

В.  Соловьев- Седой                  «Баллада о солдате»

Ю. Чичков                                  Мелодия

Д . Шостакович                         «Королевский поход»

Ф.  Шуберт                                  Колыбельная

 Р.Н.П                                          «Утес»

                                                     «У зари –то зореньки»

                                                    «Узник»

                                                    «Вниз по Волге реке»

Л.Н.П.                                         «Вей ветерок»

 С.Н.П.                                        «Спи моя милая»

 Ю.Н.П.                                       «Ядран лазурный»

Инструментальные произведения:

СКРИПКА

Л .Бетховен              «Прекрасный цветок»

                                     Контрданс

                                     Менуэт

Л .Боккерини              Менуэт

С.   Василенко            Русская песня

Й. Гайдн                      Менуэт

                                      Серенада

Р.  Глиэр                      Романс

В.   Моцарт                  Менуэт

                                      Бурре

                                   « Весенняя песня»

Д.  Шостакович          Элегия

И.  Брамс                     Венгерские танцы

К.  Караев                    Маленький вальс

                                     «Задумчивость»

                                      «Рассказ»

                                      «Веселое путешествие»

                                       Танец из балета «Тропою  грома»

                                                                                             

М. Глинка                     «Жаворонок»

 

ДОМРА

Л.  Бетховен                    Контрданс

Б.Н.П.                             «Перепелочка»

Е.  Ефремов                   «Танец Золушки»

                                          Марш

Й.  Гайдн                          Менуэт

Н. Паганини                     Каприс №24

Ф.  Шуберт                      Маленькая серенада

А. Жубанов                      Карлыгаш  

Г.  Бацевич                       Прелюдия

С.  Василенко                  «Танец из балета «Мирандолина»

А.  Гречанинов                «На велосипеде»

А .Даргомыжский            Танец

Г.  Дулов                           Мелодия

В.  Ефремов                      «Грустно»

                                           «Школьный огонек»

                                            «Зимний вечер»

                                            Танец Золушки

                                             Грустная песенка

                                            Дедушкин рассказ»

                                             Романс

                                             Лендлер

                                             Русская песня

                                             Серенада

                                              Новелетта

Д. Кабалевский                    Полька

А.Лядов                                Прелюдия

С.  Майкапар                        Юмореска  

И.  Тамарир                        Романс

 »

БАЛАЛАЙКА:

Л.  Бетховен                        Менуэт

К.  Вебер                             « Хор охотников»

А. Верстовский                   Вальс

Д.   Кабалевский                Полька                          

М.  Мусоргский                 Гопак

А .Польшина                     «В  кукольном театре»

В.  Ребиков                        «Грустная песня»

Р.Н.П.                                 «А я по лугу»

Б. Фиготин                         «Лирический хоровод»

Ю.  Шишаков                      Ноктюрн

ГОБОЙ

Ф.  Амиров                        Танец

М.Глинка                           Трехголосная фуга

С. Василенко                   «Песня на рассвете»

Р.  Глиэр                            Анданте

Д.   Кабалевский              Маленький вальс                                                                                                                      

КЛАРНЕТ:

Ф.  Амиров                        Лирическая песня

Л. Бетховен                        Менуэт  

Э. Григ                               Поэтические картинки

Д Кабалевский.                 «Клоуны»

А. Лядов                             Прелюдия

С. Прокофьев                     Гавот

Н.  Римский -Корсаков      «Песня индийского гостя»

Л. Хамиди                            Полька

П. Чайковский                    «Песня жаворонка»

Ф.  Шопен                            Мазурки  ор. 24 №1, ор.7 №1

ТРУБА:

Л. Бетховен                        Шотландская песня

Э. Григ                                Избранные пьесы

Г.  Гольтерман                   Кантилена

А. Жубанов                        Таджикские танцы

С.  Шабельский                  Казахская песня

Л. Хамиди                           Скерцино

ФЛЕЙТА:

Л. Бетховен                          Контрданс

Ф. Амиров                           «У родника»

К. Глюк                                 Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

А.  Исакова                            «Грустный вальс»

                                                «Осенняя песня»

                                               « Караторгай»

 

2.Список рекомендуемой методической литературы

Благой Д.                      Камерный ансамбль и различные формы

коллективного музицирования /

Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996

Благой Д.                              Искусство камерного ансамбля

и музыкально-педагогический процесс.  М.,1979

Брамова Н.                      «Аккомпанемент вокальных произведений в классе  

                                           фортепиано»М.,2006

Готлиб А.                           Заметки о фортепианном ансамбле /

Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

Готлиб А.                    Основы ансамблевой техники. М.,1971

Готлиб А.           Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976

Лукьянова Н.                   Фортепианный ансамбль: композиция,    

                                          исполнительство,

                                         педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001:  № 4

Потешкина Н.,                «Рекомендации по вопросам методики преподавания  

                                            и подбора учебного репертуара в классе    

                                            аккомпанемента  «ДМШ» А-А..

Сорокина Е.                   Фортепианный дуэт. М.,1988

Ступель А.                    В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970

Тайманов И.                    Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /

                                ежеквартальный журнал "Пиано форум"  № 2, 2011,

ред. Задерацкий В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по направлению работы с родителями «Семья и школа» Возраст детей 7-16 лет Срок реализации программы - 3 года

   Программа «Семья и школа» разработана для родителей (законных представителей), прародителей, опекунов и приемных родителей подготовительных и начальных классов и реализуется на баз...

Программа по предмету аккомпанемент

Программа по предмету аккомпанемент...

Программа по Году экологии

Программа по Году экологии....

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по годам обучения

Достижение обучающимися положительнойдинамики*результатов освоения образовательных программ...

Образовательные программы. Отделение ОХПиВИ, отделение ИМиМИ.

Музыкальный инструмент фортепиано ИМиМИ (7лет)Фортепианный ансамбль ИмИМИ (5лет)Аккомпанемент ИмиМИ (2 года)Фортепиано ОХПиВИ (7 лет)Музицирование  ОХПиВИ (5 лет)Фортепианный ансамбль ИМиМИ (5 ле...