Мозаика из дерева – искусство древних королей
статья

Искусство деревянной мозаики уходят корнями далеко в прошлое. В данной публикации хотелось бы раскрыть эту тему более глубоко с точки зрения исторической значимости. В наше время этот декоративный вид ремесла покрыт завесой тайны и представляет наибольший интерес для более подробного изучения в условиях современных течений дизайна.

Деревянная мозаика всегда была популярным видом искусства у всех народов мира. Красота древесных узоров привела к рождению этого направления. Декоративные возможности материала позволяют создавать разнообразные изделия, от небольших сувениров и украшений, до монументальных произведений.

Мозаика по дереву берет начало от древней инкрустации – украшения деревянных предметов врезками из разнообразных материалов: драгоценных металлов, слоновой кости, перламутра и т.д. Искусство инкрустации активно развивалось во многих регионах Древнего мира. Одними из старых находок считаются предметы, найденные в гробнице фараона Хемаки в Саккаре. Это детали от ларца из черного дерева. Изделие содержит врезки из слоновой кости.

Деревянная мозаика из инкрустации перешла не сразу. На протяжении долгого времени драгоценные материалы являлись лишь вспомогательным украшением. Например, находки из гробницы фараона Тутанхамона были инкрустированы кожей, золотой фольгой, радужными крыльями жуков, слоновой костью и небольшими врезками из черного дерева и кедра. Тем не менее, породы древесины из южных регионов, имеющих яркие расцветки, с течением времени, все больше притягивали внимание мастеров. Намного чаще и смелее они используют разноцветные породы в декорируемый предмет. Таким образом деревянные вставки без инородных материалов заняли место основного декора. Благодаря постепенному развитию технологии инкрустация трансформировалась в искусство интарсии – украшение деревянных изделий врезками из драгоценных пород дерева. (Рис. 1)

 

Рис. 1. Ларец из гробницы Тутанхамона с инкрустацией слоновой кости.

Фрагмент. Тутанхамон с женой в саду.

На протяжении долгого времени под врезку материала отводилось лишь небольшая площадь в украшаемом изделии. Именно поэтому к древесине предъявлялись повышенные эстетические требования: должна хорошо полироваться и иметь красивый, насыщенный цвет. Например, для Древнего Египта были интересны следующие породы: черное дерево, кипарис, самшит, можжевельник. В Древней Греции: маслина, кедр, черное дерево, железное дерево. (Рис. 2)

 

Рис. 2. Рисунок пород древесины. С лева на право. Кедр. Черное дерево. Маслина.

Искусство инкрустации и интарсии было широко распространено в древние времена. Например, на одной из фресок гробницы фараона Рехмира в Древнем Египте изображены несколько мастеров, которые украшают большой ларец врезными фигурками.

В средние века начало развиваться новое направление в интарсии – чертозианская мозаика. Слово происходит от названия итальянского монастыря «Чертоза Павийская». Именно здесь родилось это искусство.

Чертозиансккая мозаика сплошь покрывала предметы очень мелким рисунком и замысловатым геометрическим узором. Наборы получали путём переклеивания тонких реек разного размера и сечения. Причем, склеивали так, чтобы на концах детали образовывался геометрический узор. Затем, заготовку распиливали на тонкие пластины и наклеивали на поверхность. (рис. 3).

Рис. 3. Схема выполнения чертозианской мозаики.

Расцвет искусства деревянной мозаики в Европе приходится на эпоху Возрождения. В XV веке наибольших успехов достигли мастера во Флоренции. По историческим данным на момент 1478 года во Флоренции работало 84 мастерские по работе с интарсией.

По мере совершенствования технологии в мозаике начинает активно использоваться гравировка. На поверхность деталей вырезались тонкие канавки - штрихи, после чего затирались темными пастами (мастиками). Этот приём был необходим, чтобы сгладить грубую врезку деталей и сделать контуры более плавными.

В эпоху Ренесанса пополняется ассортимент используемых пород. В наборах начинают использовать: грецкий орех, яблоню, клен, дуб, каштан, груша.

К началу XVI века тематика наборного дерева расширяется. Мастера изготавливают натюрмортные мотивы с чашками, книгами, музыкальными инструментами, вазами для цветов и прочее. К созданию изделий привлекаются именитые живописцы. Следуя условиям изобразительного языка, художники подготавливали эскизы, которые в итоге перерождались в произведения из древесных материалов. (рис. 4)

Рис. 4. Фрагменты панно в технике интарсия. Начало XVI века

Активное значение в истории наборного дерева имела деятельность мастеров Франции. В середине XVII века была разработана новая технология. Деревянная мозаика приобрела новое название – «маркетри». Принципиальное отличие новой технологии в том, что углублений под врезку деталей теперь не делается. Поверхность основы под мозаику покрывалась предварительно составленными тонкими пластинами из ценных пород дерева. Детали плотно подгонялись друг к другу, после чего листы с изображением приклеивались на основу.

Основным изяществом отличались наборы Андре Шарль Буля (1642-1732) Возможности новой техники позволили мастеру использовать сочетания древесины с инородными материалами. В наборах активно присутствуют: черепаховый панцирь, латунь, олово, серебро, медь. Для усиления цветности набора под пластинами черепахового панциря использовался красный фон. В добавок наборы украшались изящной гравировкой. (рис. 5)

Рис. 5. Шкатулки, выполненные в технике Андре Шарль Буля. Материалы: латунь, черепаховый панцирь.

Со временем менялись стили и изобразительные жанры, но искусство деревянной мозаики продолжало развиваться. Маркетри известно под именами таких мастеров как: Жан-Франсуа Эбен (1720-1763), Жан-Анри Ризенер (1725-1806) и Давид Рентген (1743-1807). Изделия с их наборами находятся во многих музеях Европы.

В XIX веке интерес к деревянной мозаике начинает угасать. В стилях наблюдаются некоторые изменения. Предпочтения отдаются крупным фрагментами из драгоценных пород с их естественным рисунком.

В современном мере интерес к мозаичным наборам практически погас. Наступление новых стилей вытеснило художественный набор из декора. Сложные технологии отодвигаются в сторону и заменяются более простыми и востребованными на рынке.

В данной публикации хотелось бы обратить внимание на этот исчезающий вид искусства. Мозаика по дереву – это часть истории человечества начиная со времен Древнего Египта. Деревянные панно украшали королевские интерьеры и богатую мебель. Важно об этом помнить и развивать данное направление в искусстве.

С большой уверенностью можно отметить, что в сочетании с современными возможностями деревянные узоры смогут помочь реализовать множество дизайнерских идей. Используя опыт прошлых лет, можно создавать поистине великолепные изделия. Мозаика из дерева – искусство древних королей.

Список источников:

https://www.forza-doors.com/veneer-finishes/the-art-within-veneer/veneer-guide.aspx

http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st024.shtml

https://lovers-of-art.livejournal.com/902907.html

Хворостов А. С. Древесные узоры «СОВЕТСКАЯ РОССИЯ» Москва - 1976

Кес Д. История мебели

Кверфельдт Э. К. Приёмы художественной обработки дерева. Л., 1928

Ванин С. И. Древесиноведение. Изд. 3-е. М. – Госленбумиздат, 1949

Авдиев В. И. Производство и художественные ремесла в Древнем Египте. М., 1930

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tarasov_m_a.docx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Искусство Древнего Египта.

Предмет "Искусство". Тест по икусству Древнего Египта. Соотнести  иллюстрации и их описание. 3 варианта тестов...

Классный час "Спорт в искусстве Древней Греции"

Классный час о спорте в искусстве Древней Греции...

Контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира"

Контрольная работа, которая построена по принципу "Продолжите фразу" или "Дайте односложный ответ"....

Презентация к уроку "Художественная резьба по дереву" по дисциплине Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Презентация к уроку "Художественная резьба по дереву" по дисциплине Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы....

Искусство Древней и Средневековой Японии

Японию называют «страной восходящего солнца», так как ее земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами. Япония расположена на четырех островах, которые омываются Тихи...

Искусство Древней Греции. Архаика и Классика.

Период больших сдвигов в экономике – появление денег. Социальном строе – формируется греческое рабовладельческое общество и государство - рабовладельческая республика (у власти не единолич...

Культура и искусство Древней Руси - Презентация

Презентация для 1 курса студентов СПО по дисциплине "История" на тему "Культура и искусство Древней Руси". Содержит следующие материалы:1. Особенности культуры Древней Руси2. ...