Распевания и вокальные упражнения в детском хоре.
методическая разработка

Мозговая Елена Ивановна

В данной методической разработке раскрывается важность и особые функции распевания на хоровых занятиях. Этапы распевания: от унисона до многоголосия, в том числе пение канонов. А также необходимость ритмических упражнений для развития  и воспитания чувства ритма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Распевания и вокальные упражнения в детском хоре»

Выполнила:

Мозговая Е.И.,

     педагог дополнительного образования

Распевание в хоре – это настройка коллектива на певческую установку, правильное дыхание, звукообразование. Распевания должны согласовываться с вокальным строем репертуара, и должны быть направлены на поддержку его звучания. В распевание необходимо включать упражнения, повторяющиеся из урока в урок.

Функции распевания:

  1. разогрев голосового аппарата;
  2. выработка техники и навыков;
  3. настройка на конкретные произведения.

Не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона. Для распевки достаточно 10-15 минут. Следует помнить, что певческий голос начинает расходиться и звучать с полным объёмом лишь через 30 минут от начала репетиции. Обычно распевка детского хора проводится в тесной связи с обучением элементарной теории музыки, поэтому надо обращать внимание поющих на интонирование ступеней, пение тонов и полутонов, на хоровой строй. В распевании большое внимание обращается на правильное дыхание, элементы звукообразования, использование регистров, округлость звука. Важно знать, что к пению на высоких нотах следует приступать лишь на разогретых голосах.

  1. К начальному распеванию можно отнести пение закрытым ртом. Это довольно эффективное средство для выравнивания звучания детского хора и настройки. Наиболее рациональный приём – пение сонорной согласной «М». Это помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах. При пении таким способом рот должен быть прикрыт, но не зажат, зубы разомкнуты. Ощущение пения на зевке, как будто во рту купол. Звук начинается после лёгкого быстрого вдоха и короткой задержки дыхания. Он должен литься свободной волной, заполняя собой головные резонаторы. Таким образом тянем один звук как можно дольше на цепном дыхании так, чтобы подстраивание к единому звучанию после перехвата воздуха не выделялось и было максимально незаметным. Если появляются носовые призвуки или резкость, то зажалась гортань, надо немедленно её освободить. После можно перейти на слог «МА», сохраняя ту же позицию, или медленно чередовать на одном звуке слоги «МА», «МЭ», «МИ», «МО», «МУ». При переходе к пению с открытым ртом ощущение купола необходимо сохранять, так как оно способствует нахождению близкой вокальной позиции.

В работе над тембром детского голоса следует начинать с фальцетного звучания, для голосовых складок детей это наиболее простой режим работы. Для настраивания голосов в таком звучании необходимы некоторые условия:

  • тесситура должна быть средней:  - ;
  • динамика не должна превышать mp;
  • лучше всего использовать гласные у, а, о.

Всегда необходимо заниматься унисоном. Как только добились этого, только тогда можно переходить к следующим упражнениям.

Следующим упражнением рационально взять такое:

  1. Дети должны пропеть звук «соль» сначала несколько раз на стаккато, затем протянуть его. Также можно использовать филировку звучания на долгом звуке (петь то тише, то громче по руке дирижёра, «гнуть» звук). При этом можно использовать любой слог, например, «да», «до» или название самой ноты.

Такое упражнение активизирует дыхание, свободное, ненапряженное звукообразование и работу голосовых связок. Оно способствует правильному детскому звуку – звонкому и яркому.

  1. Пение полутонов и тонов закрытым ртом или  на гласную, максимально соединяя звук.

Ко второй группе распеваний относятся те, которые расширяют диапазон, работают на сглаживание регистров и над различными формами звуковедения.  

  1. Пение слогов «бра»-«брэ»-«бри»-«бро»-«бру» при активном вдохе и активной работе пресса. Использовать звуковедение marcato. В этом упражнении также разрабатывается артикуляция.

  1. Пение развернутого трезвучия на стаккато на слог «ой». Возможно пение с различным настроением – с удивлением, испугом, обидой, радостью, – применяя  различные сравнительные образы из жизни.

  1. Пение гаммы вверх и вниз целыми нотами на цепном дыхании. Певцам четко и незаметно входить в строй при возобновлении дыхания. При этом педагогу-хормейстеру полезно подыгрывать гармонизованную гамму.

  1. Эту же гамму петь двухголосным каноном.

  1. Пение октавы с помощью формы звуковедения glissando («скользя») на гласную «а» или на слог «да», буква «д» в данном случае активизирует и собирает звук.

Также в хоровой практике распространены распевки, основанные на простых полифонических формах – имитация, канон. При пении канона наиболее трудным является вступление второго голоса, так как, зная мелодию, дети мысленно продолжают её интонировать и вступают затем неуверенно. Поэтому в практике полезно частое возвращение в начало канона. Также можно использовать следующий приём: при разучивании канона сначала вслух, потом про себя вторым голосам при паузе в начале канонической попевки петь тонику вместе с первыми. Такие упражнения развивают слуховые и ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, решают проблему уравновешенности различных голосовых партий.

  1. Простейший вид – выстраивание трезвучия или аккорда из гаммы с остановками на звуках этого аккорда. Можно использовать . Кроме того, возможны варианты остановки на S или D гармонии.

Для развития гармонического слуха также полезно пение из ладово-гармонических последовательностей. Для этого используется «живой нотный стан» - рука дирижёра: пальцы левой руки – нотный стан, пальцы правой – ноты; за каждым пальцем может держаться своя партия. Или же можно применить систему устных подсказок: выстроив в хоре трезвучие, дирижёр просит поочерёдно подниматься или опускаться каждой партии на какой-либо интервал. При этом педагог следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания – цепным дыханием, качеством и силой звука, а также воспитывает внимательность и собранность. Учитывая психолого-физиологические особенности мальчиков, в их коллективе особенно полезно это упражнение, так как оно имеет игровой соревновательный характер.

Воспитание и развитие чувства ритма – не менее серьёзная задача для хормейстера. Эмиль Жак-Далькроз – швейцарский композитор и педагог, который впервые понял активную двигательную природу музыкально-ритмического чувства, в своих работах писал: «Всякий ритм есть движение. В образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный». Для ритмических упражнений возможно использование простых народных песенок и детских игр. Дети двигаются в такт хороводной песне, передают ритмический рисунок хлопками, шагами и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ

Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...

Основы вокальной работы в детском хоре

       Развития вокального зонного слуха является одним из важнейших факторов верной организации процесса пения. Также большое значение имеет работа над развитием певческих ...

"Особенности работы с детским хором"

В докладе отражены материалы для работы с детскими голосами...

Методические рекомендации "Работа над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы."

Методические рекомендацииРабота над ровностью голоса. Сглаживание регистровых порогов: вокальные упражнения и вокализы....

Интонация в детском хоре дошкольников

Достижение чистой интонации - одна из актуальных проблем и первостепенных задач музыкального исполнительства и педагогики. Без точного воспроизведения высоты звуков не может быть правильного и выразит...

Распевание в детском хоре (Методическое пособие)

В методическом пособии даны рекомендации по работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе распевания. В приложении представлены примеры вокально-хоровых ...