Дистанционные занятия по предмету технология (декоративно-прикладное искусство)
электронный образовательный ресурс

Клонина Татьяна Владимировна

Дистанционные занятия по предмету технология (декоративно-прикладное искусство)

Необходимость представлять учебные пособия в качестве видео мастер-классов возникла на основе нескольких причин:

  1. Недостаток электронных учебных пособий по декоративно-прикладному искусству (народной росписи по дереву);
  2. Эффективность усвоения материала в учебной среде мастер-класса;
  3. Актуальность дистанционного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnye_zanyatiya_po_predmetu_tehnologiya.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные занятия по предмету технология

(декоративно-прикладное искусство)

Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дополнительного, способствует актуализации проблемы формирования инновационной культуры педагога. Под культурой педагогической деятельности понимается профессиональная деятельность педагога, направленная на достижение максимально возможных результатов в обучении, воспитании и развитии детей. Проявляется прямо пропорциональная зависимость между уровнем инновационной культуры и эффективностью реализации профессиональной деятельности.

Сборник мультимедийных пособий (обучающих фильмов) - мастер-классов по предмету трудовое обучение (декоративно-прикладное искусство) раскрывает технологию декоративной обработки дерева, технику исполнения кистевых приемов, технологию хохломской, городецкой, мезенской росписи на примерах практической деятельности.

Тематика мастер-классов подобрана таким образом, чтобы участник учебного процесса смог овладеть основами декоративной обработки дерева, смог познакомиться с основными видами росписи по дереву и на практике выполнить изделия. Видеоуроки могут быть использованы педагогом  для размещения на сайте в качестве образовательного материала, для использования на обычном уроке в качестве наглядного материала (мастер-класса) в целях разнообразия учебного процесса и повышения мотивации учащихся, для побуждения к творчеству не только учеников, но и самих преподавателей.

Актуальность. 

Идея представить учебные пособия в качестве видео мастер-классов возникла на основе нескольких причин:

  1. Недостаток электронных учебных пособий по декоративно-прикладному искусству (народной росписи по дереву);
  2. Эффективность усвоения материала в учебной среде мастер-класса;
  3. Актуальность дистанционного образования.

Цель - внедрение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по дисциплине трудовое обучение (декоративно-прикладное искусство).

Задачи.

  1. Освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса;
  2. Повышения уровня подготовленности педагогов к организации и введению воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
  3. Осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива;
  4. Повышение качества и эффективности образовательного процесса.

 

 

Пояснительная записка.

  1. Видеофильм – важное средство обучения на уроках трудового обучения (ДПИ)

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Знакомство участников образовательного процесса с ДПИ через видеоматериал позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души человека, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть участнику образовательного процесса мир прекрасного, развивать художественный вкус. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, учащиеся учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Создание фильмов, демонстрирующих зрителю процесс художественной обработки изделий в традициях народных промыслов Хохломы, Городца, Мезени сопровождаемых подробными комментариями и историческими справками, было продиктовано желанием автора дополнить библиотеку мультимедийных учебных пособий педагогов дополнительного образования и учителей трудового обучения. Автор  в фильмах демонстрирует процесс росписи изделий – предполагается, что глядя на то, как быстро  и красиво получается у учителя, ученик будет стремиться повторить увиденное на экране. По мнению автора, видео мастер-классы не могут вытеснить «живое» обучение и общение с учениками, но могут разнообразить учебный процесс, привнести в него элемент игры, повысить мотивацию, снизить утомляемость на уроке – ученик смотрит яркое и красивое видео (элемент развлечения),  но в то же время учится, запоминает последовательность работы над изделием.

  1. Видеофильмы – это мастер-классы, обеспечивающие эффективность усвоения материала.

Инновационная культура педагога выступает в роли обязательной составляющей профессионального мастерства и требует должного внимания при организации методической работы.

Одной из эффективных форм методической работы, можно назвать мастер-класс.

Видеоуроки, представленные автором - это мастер-классы, в которых раскрывается технологический процесс обработки дерева и росписи по дереву: хохломской, городецкой, мезенской на примере декорирования изделий.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Следует обратить внимание на то, что в технологии проведения мастер-класса главное –передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера.

Характерные особенности мастер-класса:
 • Передача и обмен опытом; 
 • Глубокое сочетание теории и практики;
 • Смена деятельности;
 • Наглядность;
 • Образность;
 • Получение немедленного результата;
 • Простота;
 • Доступность;
 • Творчество;
 • Инициативность; 
 • Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
 • Рефлексивная деятельность.

  1. Связь видеофильмов с дистанционным образованием.

Видео уроки по предмету декоративно-прикладное искусство по желанию педагога могут стать средством дистанционного обучения. 

Дистанционное обучение – это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между учениками и учителем, находящимися на расстоянии.

Поскольку основу дистанционного обучения составляют электронные образовательные средства – гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, видеоуроки, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, видеоматериал из данного сборника будет полезен для размещения на образовательных сайтах, связанных с предметом технологии. 

Мастер-классы, представленные автором, представляют собой сборник из нескольких фильмов. Каждый из фильмов – это законченный и самостоятельный продукт, который может быть использован педагогами трудового обучения  по своему усмотрению: либо как часть урока, либо как отдельная тема для целого урока, либо как  средство для побуждения к творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические приёмы обучения на занятиях теоретических дисциплин в детской школе искусств

Дидактические приёмы адаптированные для теоретических дисциплин в детской школе искусств, конкретно для уроков музыкальной литературы, сольфеджио, музыкальной грамоты....

Интегрированный урок по ФГОС предметы - ОРКСЭ и Изобразительное искусство в 4 классе Тема: "Православный храм"

Интегрированный урок по ФГОС предметы - ОРКСЭ и Изобразительное искусство в 4 классе Тема: "Православный храм". Урок проводился в Преображенском храме села Подгорного Калачеевского района Во...

Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".

Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....

Международный дистанционный конкурс "Старт" предмет Информатика.

Международный дистанционный конкурс "Старт" предмет Информатика....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Актуальность методических рекомендаций продиктована сложившимися социальными реалиями. Находясь в режиме самоизоляции, обучающийся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен полу...