Методы и формы повышения мотивации в овладении специальностью
статья

Александрова Наталья Владимировна

Методы и формы повышения мотивации в овладении специальностью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы повышения мотивации в овладении специальностью

Основная цель профессионального образования- подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту. В связи с этим решение задач профессиональной подготовки будет наиболее эффективно при использовании личностно-ориентированного подхода к обучению, важной составной частью которого является мотивация студента. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае,  деятельность учения, учебную деятельность. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

Говоря о мотивах  обучения, можно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

· социальные - (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);

· познавательные - (стремление больше знать, стать эрудированным);

· профессионально - ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

· эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

· коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

· статусно - позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

· традиционно - исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

· утилитарно - познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл.

Этапы  формирования мотивации студентов колледжа:

1. Студенты имеют довольно слабые представления о своей будущей профессии, существует такое явление, как несовпадение их ожиданий с реальным содержанием учебного процесса. Зачастую имеет место случайный выбор профессии, социальная незрелость. Мы полагаем, что образ будущей профессии является побудителем к освоению профессии, т.е. он обладает мотивационной функцией. Формирование и развитие образа становится способом развития системы профессиональной мотивации. Каждое занятие следует проектировать таким образом, чтобы в сознании студента отражался социальный смысл выбранной профессии, её значение для общества, её специфические задачи. На данном этапе необходимо формирование положительного отношения к профессии. Ведущей деятельностью периода юности является выбор своего места в жизни и профессионального предназначения, поэтому необходимо подбадривать и одобрять выбор студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.

2.У первокурсника много сил отнимает процесс адаптации к новым условиям, что порой сопровождается отрицательными переживаниями. Внутренняя неуверенность в себе может сопровождаться агрессией, развязностью или даже представлением о собственной неполноценности. Уход из школы, боязнь общественной жизни в колледже, слабый контроль за собственным поведением и деятельностью, сомнения в правильности профессионального выбора  – вот малая часть проблем студентов младших курсов. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. 

3.Переоценка мотивации наступает у студента в момент получения первичных профессиональных навыков или после первой практики. В этот момент происходит повторное осмысление (переосмысление) профессионального выбора и отношения к учебной деятельности, проводится самооценка себя и своего профессионализма. Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода – профессиональное самоопределение. 

Учебный процесс относится к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения множество, но все они образуют единую систему с общей целью – повышение эффективности обучения. 

 


Выделяют  три типа методов  мотивации студентов.

Первым будет самый нежелательный и краткодейственный – принудительный метод мотивирования. Основой такого метода являются: использование власти, угрозы плохих оценок. В данном случае студент, скорее всего, выполнит задание, но сделает это без особой творческости и энтузиазма, так сказать, «для галочки».


Второй тип мотивирования – положительное стимулирование. Воздействие происходит, к сожалению, не на саму личность студента, а на внешние блага и обстоятельства. В качестве стимулов используются чаще всего оценки, принуждающие студента выполнять задания.


Третий тип хочется назвать идейным мотивированием. Именно этот тип, основанный на убеждении, внушении, психологическом «заражении», обращается к личным интересам и потребностям студента. Важно отметить необходимость комплексного использования всех трех типов мотивации студентов. Предпочтительным и лучшим, конечно, является третий тип. Ориентируясь на него, можно выделить те характеристики студента, которые нуждаются в развитии:

  • Внимание, память, усидчивость, самоконтроль;
  • Потребность к творческой деятельности;
  • Умение самостоятельно находить альтернативы и пути решения проблем;
  • Организаторские способности;
  • Умение общаться и выстраивать эффективные коммуникации в группе;
  • Умение обсуждать, регламентировать и доказывать свою точку зрения;
  • Критичность и способность давать оценку событиям и действиям;
  • Умение связывать изучаемое в систему и др.

 

Важным мотивационным фактором при изучении специальных дисциплин  являются развивающие формы обучения, носящие креативный характер. Требуется создание условий, предполагающих всестороннее развитие творческих способностей студентов:

  • использование возможностей нетрадиционных занятий (конкурсы, аукционы, турниры );
  • использование активных форм обучения: проблемные ситуации и проблемные лекции; дискуссии,  анализ конфликтных ситуаций, размышления вслух, диалоги; проведение деловых и имитационных игр;
  • проведение интегрированных занятий;
  • проведение исследований;
  • использование новых креативных педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания(метод проектов, игровые технологии, компьютерные технологии).

Систематическое использование методов такого типа даёт положительные результаты незамедлительно: студенты лучше представляют себе сущность выбранной специальности; правильно характеризуют вид своей деятельности.

В основе активных методов обучения лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.

При изучении специальных дисциплин рекомендуется система активных методов обучения:

  • работа группами;
  • метод «конкретных ситуаций»;
  • курсовая работа;
  • круглый стол «Защита творческих работ»;
  • деловые игры;
  • уроки-викторины;
  • уроки-экскурсии;
  • творческие работы;
  • уроки-совещания.

Умения, вырабатываемые у студентов при применении активных методов обучения:

-создавать   деловую атмосферу;

-диагностировать задание;

-анализировать задание;

-прогнозировать решение;

-организовывать собственную работу;

-организовывать совместную творческую работу;

-принимать решения в нестандартных ситуациях;

-конкурировать с партнёрами;

-генерировать решения;

-дискутировать и отстаивать свою точку зрения;

-публично выступать.

Конкурс профессионального мастерства можно рассматривать

как один из этапов развития профессионализма, так как конкурс выявляет индивидуальные профессиональные возможности, творческие возможности, повышает профессиональную мотивацию.

Конкурс профессионального мастерства направлен на: выявление и развитие творческих способностей и интереса к выбранной профессии у студентов; создание условий для профессионального развития, поддержки талантливых в профессиональном отношении учащихся и выпускников; повышение профессиональной компетентности участников конкурса; формирование мотивации обучающихся на профессиональное самосовершенствование.

Практика для студентов безусловно является очень важной частью процесса обучения, и это пожалуй единственная возможность проявить свои знания в реальных условиях производства. Поэтому не следует лишать возможности студентов, что называется, "потрогать это все руками". Для мотивации студентов необходимо предоставить им возможность не просто провести практику в условиях реального производства, а как можно лучше учесть, так сказать, вкусы каждого. Для студента практика никак не может быть рутинной и скучной работой или просто отметкой в журнале о прибытии, это несомненно повлияет на отношение человека к работе в дальнейшем, здесь важно чтобы практика представляла собой площадку исследования будущей жизни человека работающего, и, что еще более важно, исследования нюансов и тонкостей своей профессии.

Таким образом, описанные выше методы и формы позволяют планомерно и целенаправленно вовлекать всех студентов в активную осознанную познавательную деятельность, при этом они чувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса: самостоятельно планируют свою деятельность, учатся видеть проблему и конечную цель своей работы, распределять свои силы. В целом это приводит к повышению качества подготовки будущего специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию

В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в  результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...

Методическое пособие на тему: "Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении экономических дисциплин".

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов.Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством акт...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».

Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...