Статья "Поколение Z в школе искусств: проблемы и решения" для XXI Международной НПК «Современное музыкальное образование 2022: творчество, наука, технологии». Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена (2023)
статья

Анна Суркина

В статье сделана попытка проанализировать типичные причины возникновения конфликтов между преподавателями т.н. поколения "бэби-бумеров" (1950-1964 гг. рождения) и  учащимися, принаждежащими к поколению "Z" (2008-2014 г.р.)
Статья была опубликована в сборнике  XXI Международной НПК «Современное музыкальное образование 2022: творчество, наука, технологии» (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2023)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surkina_av_pokolenie_z_v_muzykalnoy_shkole.docx19.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Суркина А.В.
Преподаватель фортепиано,

заведующая структурным подразделением в г. Иннополис

 МБУ ДО "ДШИ Верхнеуслонского района РеспубликиТатарстан"

(г. Иннополис)

Поколение Z в школе искусств: проблемы и решения

         Последние 5-7 лет мы наблюдаем серьезные перемены в мировосприятии и поведении детей. Работают ли еще традиционные паттерны отношений "учитель-ученик"? Скорее, нет. Нередко можно видеть, как опытный преподаватель музыкальной школы, готовый поделиться многими профессиональными тонкостями, начинает чувствовать себя дискомфортно на рабочем месте: "новые дети" ведут себя не так, как привык педагог.

  Опираясь на выдвинутую в 1991 году американскими исследователями У. Штраусом и Н. Хау "теорию поколений" (1), автор делает попытку рассмотреть взаимодействие между т.н. "поколением бэби-бумеров" (людей, рожденных примерно с 1950 по 1964 гг.) и "поколением Z" (рожденные примерно с 2008 по 2014 гг). Наблюдая множественные конфликты между представителями этих возрастных групп, автор находит подтверждение мысли, что в корне проблемы лежат не только личностные особенности детей и взрослых в каждом конкретном случае, но и общая закономерность: разница поколений, к которым принадлежат стороны конфликта, заставляет их по-разному воспринимать происходящее.

 Можно заметить настойчивое повторение мотивов, по которым стороны недовольны друг другом: "Преподаватель меня много ругает. Почти никогда не хвалит"; "Я старался, а мне говорят, что все равно плохо"; "Преподаватель много говорит. Мне становится скучно"(дети и подростки). С противоположной стороны звучит: "Еще почти ничего не сделал, а уже хочет, чтобы его похвалили, поставили хорошую отметку. За что хвалить?"; "Спорит со мной, возражает"; "Обижается на малейшую критику", "Спрашивает, зачем ему вообще нужна эта информация), как это ему в жизни пригодится (про сольфеджио)".  Уберем налет осуждения из приведенных формулировок. Очевидно, что причиной конфликтов становится взаимное нарушение неких моральных норм, заложенных в глубине сознания каждого из поколений. В разных возрастных группах наблюдаются свои глубоко встроенные ценности, попрание которых вызывает болезненную реакцию.   Приведем их в виде таблицы.

Поколение "Z"

Педагоги 1950-х, 1960-х гг. рождения

Осознаваемая проблема

Отстаиваемая ценность

Осознаваемая проблема

Отстаиваемая ценность

Меня не слышат, не интересуются моим мнением

Быть личностью на равных правах со взрослыми

Исчез пиетет по отношению к учителю

Право доминировать (на правах старшего по возрасту)

Критические замечания портят настроение и самооценку

Право на психологическое благополучие

Упал порог терпимости к внешней критике

Добиваться видимого результата обучения

(любой ценой)

Не понимаю, на что я трачу время

Право распоряжаться самостоятельно своим временем

Ученики раньше не могли критиковать учителя – сейчас разрушается иерархия

Право пользоваться непререкаемым авторитетом (на основании жизненного и профессионального опыта)

Как указывают социологи (3,4), среди моральных норм старшего поколения немалое место занимают такие установки, как отсутствие эгоцентризма, коллективизм, командный дух, терпение, самоотречение во имя высших целей, бескорыстие.  Представителям данной возрастной группы свойственно трактовать в осуждающей манере те черты, что отличают «поколение Z»: осознание и культивирование собственной индивидуальности, большая свобода самовыражения, поддержание постоянно позитивной самооценки, развитое личное целеполагание, практичность, прагматизм. Со своей стороны, младшее поколение, даже самые юные его представители, резко протестует против проявляемой старшей возрастной группой авторитарности. От взрослых они ждут уважения к собственной личности – таковы установки, которые закладывают в них родители-миллениалы (3).

В истории российской системы музыкального образования преподаватель длительное время оставался фигурой, пользующейся безоговорочным авторитетом. Знания и опыт педагога служили "вратами учености", откуда ученик черпал технические приемы и художественные принципы исполнительства. Ученик считался тем способнее, чем точнее он мог скопировать демонстрируемые наставником способы звукоизвлечения, тонкости интонирования, выстраивания музыкальной формы. Латинский корень слова "авторитет" (auctoritas) означает влияние, власть.  Нередко поведение педагога могло быть довольно жестким, подчиняющим, авторитарным, язвительным.

Новое поколение, воспитанное в условиях мгновенного доступа к любой информации, уже не будет воспринимать мнение педагога как истину в последней инстанции. Поскольку у него есть возможность получить альтернативное изложение учебного материала, услышать огромное разнообразие исполнительских трактовок – причем за короткий срок, в скоростной, «сканирующей» манере. Способность пропускать через себя информацию возросла многократно, как и способность к критическому ее осмыслению. Дети поколения Z не будут подчиняться тому, в чем не видят смысла. Причем они готовы обсуждать эти смыслы вместе со взрослыми. Что они не будут терпеть, так это язвительную критику в свой адрес, так как моментально фиксируют нарушение своих личных границ.

Задача педагогов в новых условиях – пересмотреть свои коммуникативные привычки: не диктовать, а выстраивать диалог, в котором есть место для мнения каждой из сторон; проявлять эмпатию к своим подопечным, несмотря на несходство жизненных ценностей; практиковать "поддерживающее" поведение, воздерживаясь от жесткой критики и создавая ситуации, в которых ребенок будет ощущать собственную успешность.

Одна из наиболее часто возникающих жалоб: дети-"зэты" не любят долгую, монотонную работу. Это поколение крайне ревностно относятся к своему времени. Привычка жить быстро, получать все прямо здесь и сейчас входит в конфликт с неспешным многолетним взращиванием навыков и умений, культивируемым в отечественной педагогической практике. В качестве решения специалисты рекомендуют планировать уроки как цепь коротких, ясных и увлекательных задач-челленджей (2,3,5). Указания должны четкими, концентрированными, недолгими – в две-три фразы. Критически важно избегать длительных монологов в речи преподавателя. Отмечено, что легко завоевать искренний интерес и внимание учеников, если больше говорить о них самих и давать им больше высказываться, выражая свои мысли – так они ощущают, что их индивидуальность ценна, не оспаривается.

В деле приобщения нового поколения к традиционным культурным ценностям важно понимать, что миссия педагога выходит за рамки трансляции профессиональных знаний. Необходимо убедительно доказать ценность, интересность, полезность этих знаний и стать для ученика эмоционально значимым взрослым лидером.

Литература:

  1. Теория поколений // Википедия: [2022]. – URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=5650152&oldid=128323792 (дата обращения: 10.10.2022).
  2. Арабули Г. 9 простых советов педагога, как учить поколение Z. – 2018. – URL: https://mel.fm/vospitaniye/sovety/1953480-kak-uchit-pokoleniye-z (дата обращения: 01.11.2022).
  3. Коатс Дж. Поколения и стили обучения./Пер. с англ. Л. Е. Колбачева. – М.: МАПДО – Новочеркасск: НОК, 2011. – 121 с.
  4.  Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с. 
  5. Селендеева О. Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром. – 2019. – URL: https://rb.ru/opinion/uchit-pokolenie-z/ (дата обращения: 01.11.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга

Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

Ссылка на видео открытого урока "Современные технологии и организация строительного производства на примере Лахта Центра в г. Санкт- Петербурге

Методическая цель урока: применение активных методов обучения с целью формирования устойчивых мотивационных установок к изучению технологии и организации строительного производства....

Проблемы введения демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге

Проблемы введения демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге...