Методический доклад " Специфика работы концертмейстера в ДШИ"
методическая разработка

Курочкина Светлана Юрьевна

«Концертмейстер - пианист - это и солист, и равноправный  партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_5_2022g.kurochkina_metod.doklad_kontsertmeysterstvo.docx40.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования  города Нягани

«Детская школа искусств»

Методический доклад

«Специфика работы концертмейстера в Детской  школе искусств»

 Курочкина Светлана Юрьевна

преподаватель

квалификационной категории

г. Нягань

2022г

Содержание

I.Введение

1.1 Значение и определение концертмейстерской деятельности

II.Глава I

2.1 Особенности профессиональных взаимоотношений концертмейстера и  преподавателя

2.2 Основные качества и навыки концертмейстера

2.3 Специфика игры концертмейстера

III. Глава II

3.1 Репетиционная работа концертмейстера

3.2 Методические требования исполнения аккомпанемента

IV.Заключение  

 4.1 Значимость концертмейстерской работы в учебной деятельности школы искусств

«Пианист должен уметь аккомпанировать,

прелюдировать, разбираться в гармонии,

теории музыки, транспонировать и

обязательно импровизировать».

Карл Черни

 1.1 Значение и определение концертмейстерской деятельности

«Концертмейстер - пианист - это и солист, и равноправный                        партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть концертмейстерского искусства.»

Концертмейстерство сформировавшись как самостоятельный вид деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-педагогический коррекции ансамбля с исполнителями - инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога.

Понятие «концертмейстерское искусство» может относиться к исполнителям на различных инструментах, если в процессе работы необходимо решать и педагогические, и ансамблево - исполнительские задачи. Следует напомнить, что первоначально концертмейстерами именовались скрипачи в симфоническом оркестре, возглавлявшие струнную группу и отвечающие за качество её звучания. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. Аналогичная должность имеется и в оркестре народных инструментов.

Особенностью концертмейстерской деятельности является её реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач,  связанных с музыкальным исполнительством.

Прежде всего, необходимо обратиться к значению слова концертмейстер.

В « Музыкальной энциклопедии» понятие «концертмейстер» определено очень скромно: «пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами».

Если рассматривать деятельность концертмейстера, то она многопланова. Это не только концертная работа, которая является итогом, но и то, что предшествует этому: разучивание с солистами их партий, умение контролировать  качество их исполнения.

Термины  "концертмейстер" и "аккомпаниатор" не тождественны, хотя на практике и в литературе применяются как синонимы.

Аккомпаниатор (от франц.  «akkompaqner» -сопровождать)- музыкант, играющий партию сопровождения солисту на сцене, а концертмейстер-это не просто исполнитель музыкального сопровождения, но прежде всего, руководитель педагогического процесса при разучивании произведений, наравне   с педагогом. Он, как и преподаватель, помогает учащимся осваивать инструментальную партию, следит за качеством исполнения, при необходимости исправляет недостатки.  Таким образом, в деятельности  концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Деятельность концертмейстера в инструментальной сфере музыкального образования, является одной из самых распространенных для пианиста. Несмотря на ряд существенных отличий с ансамблевыми, педагогическими и исполнительскими видами деятельности пианиста, для концертмейстера, работающего в данной сфере, остаются актуальными наиболее универсальные критерии профессионального мастерства: концертмейстерская интуиция, чутьё, такт, гибкость, которые обеспечивают ансамблевое единство и художественную целостность музыкальной концепции.

Таким образом, совместное исполнение в ансамбле можно интерпретировать как общение на музыкальном языке, а для этого необходимо, чтобы собеседники владели этим языком. В большинстве случаев ансамблевая слитность зависит от качества взаимоотношений, уровня человеческого взаимопонимания между концертмейстером и инструменталистом.

Концертмейстеру необходимо общаться как словами, так и музыкой. Вербальный способ, как это может показаться, не представляет сложности, поскольку является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Однако искусством общения, имеющим прямое отношение к концертмейстерскому искусству, владеет далеко не каждый. Это умение не просто поддержать беседу, но и выслушать, понять, проникнуться состоянием собеседника, создать ему комфортные для общения условия.

 Деятельность концертмейстера – это целое искусство создания ансамбля с исполнителем, в котором фортепиано принадлежит очень веская роль, не ограничивающаяся лишь функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.

Почти все выдающие композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Рахманинова с Шаляпиным, Мусоргского с Леоновой.

Мы знаем гениальных русских  пианистов – аккомпаниаторов - таких как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз,  С.Рихтер, В.Сафонов  и другие.

Говорить о второстепенности функции концертмейстера неправомерно хотя бы потому, что фактура партии аккомпанемента в инструментальных пьесах бывает настолько сложна, что часто требует от пианиста мастерства высшего класса. Мастерство это измеряется не только элементарной синхронностью партии фортепиано с партией инструменталиста -солиста, не только выверенным балансом соотношения звучности обеих партий или легкостью преодоления чисто пианистических трудностей. Главное – в создании целостной впечатляющей звуковой картины -образа, рождающегося в совместной творческой деятельности солиста и концертмейстера.

        Глава I

2.1 Особенности профессиональных взаимоотношений концертмейстера и  преподавателя

В рамках образовательного процесса концертмейстер творчески взаимодействует с преподавателями на занятиях, когда применяются разнообразные методы обучения. Главными принципами в работе являются: тренировка активного внимания, взаимодействие учителя и ученика, формирование доверия, поощрение. Для большей эффективности классной работы имеет важное значение характер общения концертмейстера и преподавателя, так как от этого зависит на продвижение ученика в музыкальном плане.

Если обратить особое внимание на концертные и экзаменационные выступления, то этап выхода произведения на концертное исполнение зависит от концертмейстера, спасёт он слабую игру ученика, или испортит хорошую.

Учащегося ещё в классе, и как можно раньше, нужно научить начинать игру вместе с концертмейстером, не зависимо есть вступление или его нет. Ученик должен привыкать самостоятельно показывать концертмейстеру начало игры, хотя это умение у всех появляется не сразу.

Концертмейстер не должен во время концертного выступления навязывать свои темп и ритм. Аккомпанирование юному солисту и состоит в том, чтобы помочь ему, следовать за ним, даже если он путает текст и ритм.          

 Прежде всего, концертмейстеру необходимо изучить технологию игры на инструменте, которому будет аккомпанировать, чтобы обеспечивать удобство фразировки (взятие дыхания у духовиков, смену смычка у струнников), осуществлять контроль за строем, чистотой интонаций с учетом нагревания инструмента, влажности и температуры помещения.

Концертмейстер, имея многолетний опыт работы знает, что у каждого инструмента есть свои правила:

- чем больше инструмент у духовиков, тем тише играет концертмейстер, а крышка рояля немного приоткрыта;

- звук скрипки труднее заглушить, а низкий регистр виолончели легче;

- ярче и выразительнее играет концертмейстер в вокальном классе.

У каждого учащегося своя манера исполнения. Кто-то зажимается, кто-то свободен и артистичен на выступлениях.

2.2 Основные качества и навыки концертмейстера

Какими же качествами и навыками должен обладать концертмейстер?

Прежде всего, должен:        

- хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро научиться осваивать музыкальный текст, охватывая многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного;

- уметь читать с листа партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого;

- играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому выражению;

- владеть навыками игры в ансамбле;

- уметь бегло транспонировать;

- знать приемы игры на различных музыкальных инструментах: балалайке, домре, струнно-смычковых и духовых;

- уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент;

- иметь навыки импровизации, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью и особым даром, «аккомпаниаторским чутьем» (а им обладает далеко не всякий исполнитель равно, как не любой исполнитель одарен качествами солиста), хорошим музыкальным слухом, воображением.

Поэтому, в ряду многих музыкальных профессий, концертмейстерство наиболее требовательно к универсальным коммуникативным способностям. Неслучайно качества, характеризующие мастерство концертмейстера, которые в методической литературе называют «особым чутьем», «концертмейстерской интуицией», «концертмейстерской жилкой», относятся не столько к исполнительским или педагогическим, сколько к психологическим свойствам.  

2.3 Специфика игры концертмейстера

Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, участником второго плана. Концертмейстер приспосабливает свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Трудно, но необходимо сохранить и свой индивидуальный облик.

Мобильность, быстрота и активность реакции также важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Если солист на экзамене или на концерте перепутал нотный текст, концертмейстер не останавливая игру, подхватив солиста, благополучно исполняет произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда помогает снять волнение и напряжение ребенка перед выходом на сцену. Выразительная игра аккомпанемента, творческое вдохновение передаются ученику и помогают ему обрести психологическую уверенность и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру.

На концертном исполнении с начинающим солистом учитываются такие факторы, как степень общемузыкального развития ученика, его техническая оснащенность, возможности инструмента, на котором он играет. В произведениях, в которых партия концертмейстера является только аккомпанирующей, солист все равно играет ведущую роль несмотря на то, что он более слабый партнер по своему исполнительскому уровню. В таких случаях хороший концертмейстер не должен показывать свою игру с лучшей стороны, а уметь остаться на втором плане и подчеркнуть удачно исполнение солиста.

Следует отметить вопрос о характере игры вступлений и проигрышей. Их исполнение необходимо подбирать по отношению со звуковыми и эмоциональными возможностями ученика.

 Концертмейстер всегда должен быть готов к распространенным недостаткам ученической игры:

- пропуск нескольких тактов;

- остановки;

- забывания текста и т. п.

В каждом случае, с течением времени у опытного концертмейстера вырабатывается внимание к тексту и способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.

Концертмейстеру необходимо  знать партию солиста, так как фортепианное сопровождение и партия соло неотделимы друг от друга, тщательно анализировать особенности партии партнёра, изучать её мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки, анализировать форму произведения, создавать определённый колорит звучания, постигать замысел музыкального произведения. Таким образом,  профессиональный концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью вдохновенно воплотить замысел  автора в концертном исполнении. Это является главной чертой профессионального мастерства концертмейстера

  Г.Нейгауз отмечал, что «исполнение состоит, грубо говоря, из трех элементов, во-первых, исполняемого, во-вторых, исполнителя, в-третьих, инструмента». И далее он продолжает:  «Играть на рояле - легко.  Я имею в виду физический процесс, но не вершины пианизма как искусства. Ясно, что очень хорошо играть на фортепиано так же трудно, как делать любое другое дело очень хорошо, например, рвать зубы или мостить улицу».  Исходя из вышесказанного следует, что исполнительская деятельность – это одно из важнейших средств повышения концертмейстером своего мастерства.

Глава II

3.1 Репетиционная работа концертмейстера

Репетиционная работа у концертмейстера проходит намного сложнее, чем у солиста - исполнителя. И это логично. Ведь он несёт ответственность не только перед слушателем, перед автором сочинения, перед самим собой, но, наконец, перед партнёром — солистом. Овладение музыкальным произведением вовсе не даёт гарантии того, что во время концерта всё пройдёт гладко. В практике довольно часто приходится встречаться с досадными случаями срывов в момент выступления, поэтому концертмейстер должен быть хорошо подготовлен к публичному показу произведения уже в репетиционный период. Известно, что перед концертом может возникнуть нервная обстановка. Поэтому нужно мобилизовать все силы, настроиться психологически, быть требовательным к себе, чрезвычайно внимательным и при этом сохранять исполнительскую индивидуальность.

Вторая часть исполнительского процесса - воплощение творческого замысла, создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения. Возникают задачи, связанные с правильным и точным донесением композиторской идеи до слушателей и умением подчинить аудиторию. Именно теперь концертмейстеру необходимы -  эмоциональный подъём, творческая воля и артистизм. Эмоциональное состояние, темперамент и вдохновение, конечно же, влияют на исполнительский процесс. Процесс воплощения исполнительского замысла включает использование различных динамических оттенков (в рамках, представленных композитором), способствующих обогащению и преобразованию музыкального звучания. Выразительное исполнение является важной задачей в творчестве любого музыканта. Применение динамических оттенков определяется внутренним содержанием и характером музыки, особенностями структуры музыкального сочинения. Динамика играет огромную роль в исполнительском искусстве. Одним из главных условий художественного исполнения является логика соотношения музыкальных звучностей, нарушение которой может исказить содержание музыки. Следует отметить, что динамика, будучи неразрывно связанная с агогикой, фразировкой и артикуляцией, во многом определяет индивидуальный исполнительский стиль концертмейстера, его эстетическую направленность, характер интерпретации.

3.2 Методические требования исполнения аккомпанемента

Исполнение аккомпанемента должно быть направлено и на реализацию требований методического характера:

- достижение верного распределения звучности и соотношения голосов, а именно: выразительное исполнение мелодической линии, ощущение гармонической основы баса, дифференцированное звучание гармонических фигурации;

- уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

- правильное соотношение динамики, темпа, нюансов исполнения партии аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.

Существуют закономерности, которых необходимо придерживаться:

- планирование работы над более трудными произведениями заранее, во избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед публикой;

- постоянное внимание, необходимое при выступлении;

- чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;

-разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный психологический и физический настрой музыканта.

Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной работы. Главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально - художественный замысел произведения при  высочайшей культуре исполнения сочинения. Для того,  чтобы выступление было успешным, концертмейстеру необходимо: мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несёт ответственность и за исполнение партии солиста. Любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать собственный фортепианный репертуар, включающий старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке разных эпох и стилей, пропагандировать своё искусство.

Заключение

4.1 Значимость концертмейстерской работы в учебной деятельности школы искусств

Деятельность пианиста-концертмейстера в детской школе искусств не ограничивается ролью аккомпаниатора, но и предполагает более широкие аспекты взаимодействия с детьми в процессе творческой ансамблевой деятельности. Концертмейстер и педагог помогают знакомиться ребенку с прекрасным миром музыки, открывать его новые грани, развивать музыкальность, навыки игры и эстетический вкус.

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов и труд его по своему предназначению равен  труду педагога. Мастерство концертмейстера требует огромного артистизма, разносторонних музыкально-исполнительских дарований, знаний особенностей игры других музыкальных инструментов. Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической  и ритмической поддержки партнёра. Правильно было бы ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании инструментального ансамбля. Главное - в создании целостной впечатляющей звуковой картины-образа, рождающегося  в совместной творческой деятельности солиста и концертмейстера. 

Удачным во всех отношениях профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в  которых  существует нерушимый союз педагога – концертмейстера - ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески успешный союз.        В  учебном процессе детских школ искусств работа концертмейстера неоспоримо велика и востребована в разных сферах музыкальной деятельности, от домашнего музицирования до музыкального исполнительства. Работа концертмейстера в музыкальной школе заключает в себе  творческую  и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе учащимися любых специальностей.

В момент  концертного исполнения концертмейстер должен постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность и за исполнение партии солистом. Концертная деятельность оказывает огромное влияние на творчество исполнителя.

Исполнительская деятельность - это одно из важнейших средств выполнения концертмейстером своего мастерства.

Литература

  1. Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства. Сборник статей. Выпуск 1. редакторы-составители Рензин В.И., Уманский М.А. Екатеринбург, 1993.
  2. Готлиб А. Основы ансамблевой музыки. М., 1971.
  3. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» М.:Музыка,1961
  4. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста   концертмейстера. Музыка в школе. №4, 2001 г.
  5. Люблинский А. «Теория и практика аккомпанемента»., 1972.
  6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1982.
  7. Шендерович Е. «В концертмейстерском классе». Размышления педагога-М.:Музыка,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по всем специальностям (кроме пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом...

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

Методический доклад "Процесс работы над музыкальным произведением"

Доклад относится к теме планирования педагогической работы.Важнейшим принципам в работе с учеником является твёрдая и систематизированное руководство.Лжетеория,когда педагог занимается с учеником хаот...

Специфика работы концертмейстера в детской хоровой студии

Данная статья обобщает многолетний опыт работы концертмейстера в детской хоровой студии, описывает цели и задачи аккомпаниатора, формулирует отличительные черты работы концертмейстера хорового от хоре...

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии.

   Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и  тренировать мышеч...

«Специфика работы концертмейстера в классе хореографии»

Целью работы является изучение деятельности концертмейстера в классе хореографии по классическому танцу....

Статья - "Специфика работы концертмейстера в театральном коллективе" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.

В статье идет речь о грамотности концертмейстера и специфики работы в театральном коллективе, как в одном целом организме, о равноправном участии в процессе творчества....