Концертная деятельность в современной школе искусств: из опыта проведения лектория школьника
методическая разработка

Сорокина Екатерина Александровна

Среди разнообразных форм проведения концертных мероприятий особое место занимают программы, сопровождаемые комментариями лектора. В рамках данной статьи приводится один из сценариев «Урока музыки в музее». Лекция «Музыка эпохи барокко» входила в цикл концертов, посвященных музыкальным эпохам и стилям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_e._a._statya.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Екатерина Александровна

кандидат искусствоведения, доцент,

преподаватель колледжа им. В. К. Мержанова

при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова,

доцент кафедры истории и теории музыки

ТГМПИ им.  С. В. Рахманинова

Концертная деятельность в современной школе искусств:

из опыта проведения лектория школьника

Музыкально-просветительская деятельность сегодня особенно востребована и актуальна. Концертное исполнение должно являться конечной целью музыкального обучения детей – независимо от ориентирования ученика (общего музыкального и предпрофессионального). Именно проведение концертов является показателем деятельности музыкального учебного заведения любой ступени в иерархии современной системы образования.

Среди разнообразных форм проведения концертных мероприятий особое место занимают программы, сопровождаемые комментариями лектора [1]. Именно лекция-концерт способствует созданию просветительской атмосферы – ознакомительная беседа проходит в творческой обстановке, а восприятие музыки, соответственно, становится более активным. Поэтому такая форма проведения выступления особенно предпочтительна при работе с детской аудиторией (хотя и не только).

В музее истории ТГМПИ им. С. В. Рахманинова вот уже несколько лет организуются музыкальные встречи для школьников. Проект под названием «Урок музыки в музее» организовала заведующая музеем – Елена Ивановна Ковалёва. Участники мероприятия – учащиеся и преподаватели всех ступеней образования ТГМПИ. Разработкой сценария лекции-концерта, а также ведением мероприятия занимаются студенты кафедры истории и теории музыки под руководством автора статьи.

За время работы проекта было подготовлены лекции самого разнообразного содержания –  это и знакомство с музыкальными инструментами, творческим наследием композиторов, культурой родного края. В прошлом учебном году была организована серия концертов, знакомящих учащихся с музыкальной культурой разных исторических эпох, а в этом – музыкальные путешествия по странам мира. Обязательной составляющей таких концертов является беседа, включающая вопросы к аудитории, что позволяет сконцентрировать внимание юной публики, а прослушивание произведений делает более активным и, соответственно, осознанным. Вопросы затрагивают и темы предыдущих концертов-уроков, а также информацию, которую дети получают в рамках занятий в школе. Таким образом, осуществляется принцип межпредметной связи, который сегодня особенно актуален, так как способствует интеграции и более глубокому усвоению материала. Нередко рассказы сопровождаются презентациями, демонстрирующими видеоряд, соответствующий содержанию рассказа.

В рамках данной статьи приводится один из сценариев «Урока музыки в музее». Лекция «Музыка эпохи барокко» входила в цикл концертов, посвященных музыкальным эпохам и стилям; лектор – студентка кафедры истории и теории музыки ТГМПИ им. С. В. Рахманинова – Елена Сипачёва (руководитель Сорокина Е. А.). Материалы были апробированы на I всероссийской научно-практической конференции «Современная детская школа искусств: теория, методика, практика, перспективы» [4]. При подготовке материалов частично использовались энциклопедические издания и Интернет-ресурсы [3].

*     *     *

Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в зале музея истории Тамбовского Государственного музыкально-педагогического института имени Сергея Васильевича Рахманинова.

Каждый из вас, я думаю, замечал, как быстро бежит время. Так было всегда. Проходят годы, столетия, одна эпоха сменяет другую: древний мир, античность, средневековье, возрождение… Наверняка эти названия вам знакомы из уроков истории и литературы. Такие же периоды переживало и музыкальное искусство, об особенностях развития которого мы начинаем говорить. Лекции-концерты будут посвящены различным этапам развития музыки.

Нашу сегодняшнюю беседу откроет музыкальное произведение. Постарайтесь определить, к какому времени относится это сочинение?

  • Георг Телеман Дольче для флейты и фортепиано.

-Как вам кажется, в каком веке была написана эта музыка? (недавно или давно;  в каких костюмах ходили)

Это произведение было написано в самом начале XVIII века, в 1710 году. И сегодня наша встреча будет посвящена историческому периоду, в который было создано прослушанное произведение. Этот яркий разнообразный период получил название эпоха барокко. Данный стиль был распространен в европейской культуре XVII – первой половины XVIII века, а его зарождение было связано в первую очередь с итальянскими городами: Рим, Мантуя, Венеция, Флоренция.

Обратите внимание, какое необычное слово «барокко».

- Вы слышали его когда-нибудь? Может быть знаете, что оно обозначает?

Происхождение слова «барокко» вызывает, пожалуй, больше споров, чем название других стилей. Так, существует несколько версий его происхождения.

Первая – с итальянского baroco – ложный, нелогичный.

Вторая – с латинского bis-roca – скрученный камень или крутое высокое место.

Наиболее интересно – с португальского barroco – жемчужина неправильной формы. Вы наверняка знаете, что жемчуг образуется, когда песчинка попадает внутрь раковины и обволакивается перламутром, расположенным на её стенках. У мастеров-ювелиров ценятся самые ровные жемчужины. Но еще дороже оценивались жемчужины неправильной формы. Именно такие жемчужины именовались словом «барокко».

Можно строить и предполагать разные версии, но в любом случае, это слово у современников было связано с чем-то причудливым, вычурным, неестественным.

Сейчас вы услышите еще одно произведение, написанное в ту эпоху. После прослушивания ответьте на вопрос: какой характер этого произведения? Вы знаете, как богат наш русский язык, поэтому постарайтесь подобрать как можно больше эпитетов, характеризующих настроение произведения.

  • Джованни Платти Соната ре минор для гобоя.

-Итак, напоминаю свой вопрос: какой характер у прозвучавшего произведения? Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает такое настроение?

Стиль барокко развивался в разных видах искусства и особенно ярко проявился в таких странах, как Италия, Германия, Испания, Англия и др.

В живописи барокко характеризуется динамизмом композиций, плоскостью и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжета. Самые характерные черты – броская цветистость и динамичность. Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

В целом это помпезный торжественный стиль, ему характерна контрастность, эмоциональная приподнятость и даже нередко преувеличенность.

Эпоха барокко – важный период в развитии музыкальной культуры. С этим периодом развития искусства связано творчество множества композиторов. В эпоху барокко расцветает опера, оратория, продолжают развиваться жанры предыдущих эпох, особенно в сфере церковной музыки, так важное место занимает месса.

Однако наряду с вокальными жанрами складывается инструментальная музыка. В музыке предыдущих эпох на первом плане был голос, вокальная музыка занимала более важное место, чем инструментальная, которая, лишь сопровождала пение. Не так важно было и на каком инструменте играет музыкант. В XVII веке появляется внимание к тембру инструмента, складываются инструментальные школы исполнителей.

Одновременно профессиональных высот достигают мастера, изготавливающие музыкальные инструменты. Так до сих пор пользуются мировой славой струнные инструменты, созданные такими выдающимися итальянскими мастерами как Амати, Гварнери, Страдивари. Современные музыканты почитают за честь играть на этих инструментах, секреты которых пока так и не смог разгадать ни один учёный мира. Кто считает, что секрет в лаке, кто – в породе дерева. Наверно, главный секрет в той любви, которую вложил мастер при создании своих творений.

Сейчас вы услышите произведение для скрипки, также написанное в эпоху барокко. После прослушивания мы побеседуем о старинных инструментах.

  • Антонио Вивальди соната для скрипки и фортепиано.

Итак, какие названия старинных инструментов вы знаете?

(струнно-смычковые: виола да браччо, виола да гамба, виолоне;

струнно-щипковые: теобра, китарроне, архилютня, барочная гитара;

медно-духовые: валторна, горн, тромбон;

деревянно-духовые: поперечная флейта, гобой, фагот).

Царем музыкальных инструментов в эпоху барокко был орган. Его звучание было настолько мощным и разнотембровым, что могло поспорить с оркестром своего времени.

В домах главенствовал клавесин. Клавишных инструментов было очень много, вслушайтесь в обилие названий: клавесин, клавикорд, вёрджинел, спинет, клавицитериум. Они все имели свои особенности, своё устройство. Так, например, клавесин издавал звук с помощью плектра, изготовленного из вороньего пера, которое защипывало струну. Звук был хрупким, негромким и не мог длиться долго. Чтобы продлить звучание композиторы пользовались украшениями – особыми приёмами повтора звуков. Это трели, форшлаги, морденты. Обилие подобных украшений соответствовало прихотливости стиля барокко.

Самым распространенным жанром для клавишных инструментов была сюита, которая состояла из популярных танцев свой эпохи.

-А вы знаете какие-нибудь старинные танцы? (менуэт, полонез, лендлер, куранта, жига, бранль, сарабанда)

Один из обязательных номеров сюиты – танец немецкого происхождения аллеманда. Обычно этим танцем открывали балы. Танцевали его в группе. Первой парой шёл хозяин с самой почётной гостьей. Для аллеманды свойственна торжественность, достаточно подвижный темп и черты шествия.

  • Иоган Себастьян Бах Аллеманда из Французской сюиты

Музыка барокко очень популярна и в наше время. Существуют обработки произведений этой эпохи для различных инструментов. Так сейчас вы услышите произведение, которое очень популярно среди любителей музыки. В оригинале это произведение было написано для оркестра. Но на нашем концерте оно прозвучит в переложении для фортепиано в четыре руки. Имя этого композитора уже звучало сегодня. И это не случайно, так как его творчество стало вершиной эпохи барокко.

  • Иоганн Себастьян Бах Шутка 

Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, я хочу узнать, насколько эта далекая эпоха стала вам ближе. Ответьте на мои вопросы.

1) В каких веках развивалось барокко?

2) Какие существуют версии происхождения слова барокко?

3) Что было характерно для этого стиля?

4) Каких композиторов эпохи вы запомнили?

5) Какое произведение запомнилось вам больше всего?

Молодцы, справились почти со всеми вопросами. На этом наша беседа закончилась. Концерт провела Елена Сипачёва. До новых встреч!

*     *     *

Концерты в музее истории ТГМПИ им. С. В. Рахманинова всегда получают положительный отклик от учащихся. С интересом к подготовке подобных мероприятий подходят и студенты-музыковеды. Конечно, для разработки сценариев требуется время, а также определённые профессиональные навыки. Сегодня в образовании музыковедов (как среднего, так и высшего звена) большое внимание уделяется прикладным направлениям [2], в том числе и основам лекторского мастерства [5; 6]. Прикладные направления способствуют не только широкой профессиональной направленности современных музыковедов, но и их большей мобильности – как в педагогической, так и в научной деятельности.

За время работы лектория накоплен достаточно объёмный материал сценариев уроков-концертов. В дальнейшем планируется составить и издать пособие, содержащее эти разработки, что могло бы стать подспорьем в организации концертной деятельности, в том числе и в современной музыкальной школе и школе искусств.

Список источников

  1. Геннадий Рождественский. Преамбулы: Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам / сост. Алфеевская Г. – М.: Сов. композитор, 1989.– 304 с.
  2. Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. – М.: Владос-пресс, 2007. – 295 с.
  3. Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция http://music.edu.ru (дата обращения 18.12.2014).
  4. Сорокина Е. А. Концертная деятельность в современной школе искусств:

из опыта проведения лектория школьника // Современная детская школа искусств: теория, методика, практика, перспективы: тез. I всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов, 2015. – С. 20-25.

  1. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности / Г. М. Цыпин. – М. : Музыка, 2010. – 128 с.
  2. Чёрная Е. И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос. – СПб.: Планета музыки; Лань, 2012. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств»

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств» определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного ...

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В МИРЕ ИСКУССТВА" преподавателя школы искусств Меренкова Виктора Ивановича

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня пре...

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Обобщение педагогического опыта преподавателя школы искусств...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...

Публикация «НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СЛЕСАРЬ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ»» В УСЛОВИЯХ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

В статье описывается опыт проведения профориентационного занятия по профессии «Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования» в рамках специальности «Монтаж и эксплуатация ...

Статья "Поколение Z в школе искусств: проблемы и решения" для XXI Международной НПК «Современное музыкальное образование 2022: творчество, наука, технологии». Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена (2023)

В статье сделана попытка проанализировать типичные причины возникновения конфликтов между преподавателями т.н. поколения "бэби-бумеров" (1950-1964 гг. рождения) и  учащимися, принаждежа...