Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств»
проект по теме

Шевченко Рауя Рашитовна

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств» определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся хореографического отделения в сфере танцевального исполнительства В проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_deyatelnost_kak_faktor.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное   учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств

ПРОЕКТ

Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся ДШИ


Автор проекта:

Шевченко Рауя Рашитовна,

 преподаватель хореографических дисциплин

высшей квалификационной категории

Руководители проекта:

Максимук Елена Ивановна,

директор Шумиловской ДШИ;

Шевченко Рауя Рашитовна,

 преподаватель хореографического отделения

Саперное, 2017 г.

Аннотация

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств» определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся хореографического отделения в сфере танцевального исполнительства.

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии их творческих способностей в области хореографии и практических действий на пути к мастерству.

В данном проекте конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В рамках проекта определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.

Обоснование проекта

Проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств» разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности «Хореографическое творчество». Поиск наилучшего пути в профессиональном росте ученика связан с педагогическим экспериментом. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение учащихся к активной конкурсной и концертной деятельности является одной из составляющих системы образовательного процесса ДШИ. Созданы условия, для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одним из главных направлений работы, как преподавателей, так и учреждения в целом.

Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы, как учащихся, так и преподавателей хореографического отделения ДШИ. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в соревновательной форме. Победы и участие учащихся в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Эти победы можно разделить на: внутришкольные и внешкольные.

Любой,  даже скромный по масштабам конкурс, – это не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией, потребностям жизни школ искусств, это культурное событие, акция, позволяющая осуществлять «смотр» наличного состава (контингента) учащихся с целью выявления одаренных детей. Также это оценка профессиональных  «педагогических сил», помогающая налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев. Хорошо организованные конкурсы, то есть с пониманием истинных ценностей и целей, становятся сильными стимулами развития системы хореографического образования, катализатором активности всех участников этой деятельности, праздничными кульминациями в жизни детских школ искусств.

Исполнительские конкурсы, фестивали осуществляют комплексную программу,  в которую заложен широкий спектр образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Одна из наиболее сложных проблем - выбор конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть творческие, художественные, технические возможности потенциального конкурсанта. От преподавателя требуется особая мудрость, возможностей ученика, его темперамента, энергетики, его «плюсов», которые стоит подчеркнуть и «минусов», которые стоит максимально смягчить. Эта тема актуальна для любого конкурсного возраста, меняется лишь репертуар и его сложность, но высокая планка художественных задач, отделки материала должна оставаться всегда.

В конкурсной программе учащиеся должны чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Нельзя завышать трудность программы, так как это вызывает внутреннюю, психологическую зажатость и внешнюю скованность учащихся, что неизбежно сказывается на всех сторонах исполнения. Главная направленность этого проекта - развитие творческой личности учащегося. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая «тактика и стратегия» преподавателя, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс. В детских конкурсах-фестивалях следует поощрять как можно большее количество участников. Имеет смысл увеличивать количество лауреатских мест либо разделять призовые места, а также учреждать достаточное количество дипломов, всем выдавать грамоты за участие. Полезно практиковать выдачу участникам конкурса специализированных дипломов или грамот за отдельные заметные достижения.  Например: за оставившее яркое впечатление исполнения хореографического номера, а также отмечать обратившие на себя внимание индивидуальные исполнительские способности  некоторых конкурсантов - артистизм, виртуозность, волю к победе и т.п.

Актуальность исследования – это развитие творческого потенциала, имеющее  научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальность и творческая инициатива каждого учащегося своеобразна; реализация в личной, профессиональной и общественной сферах, являющаяся существенным ресурсом развития общества. Результатом творчества является продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий:

• содержание творческой активности;

• создание творческой среды;

• направленность формирующей работы на развитие творческой личности.

В заключение: конкурсы-фестивали, большие и маленькие, будут в радость, прежде всего,  детям, юным танцорам, для которых, в конце концов, устраиваются конкурсы и фестивали. Участники должны ощутить атмосферу праздника Танца.  Пусть дети, почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к продолжению занятий.

Цель - творческое развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя.

Задачи:

• раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей;

• выявление и поддержка талантливых учащихся (исполнителей);

• сохранение и совершенствование традиций хореографического искусства, повышение уровня исполнительского мастерства.

• использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося;

• активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей;

• расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки;

• развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта;

• укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.

Основное содержание проекта

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие культурно-эстетических вкусов, гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности – развитие танцевальной  культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.

Новизна проекта заключена в содержательном наполнении интегрирующего начала всех уровней конкурсной деятельности учащегося от простых уроков, концертов до конкурсов различных уровней. Значимость проекта отображена в принципах организации и осуществления совместной творческой деятельности преподавателей и учащихся на всех уровнях учебно-воспитательного процесса:

  •  принцип традиций и новаторства направленный на поддержание и создание новых культурных традиций;
  • принцип самовыражения и самореализации позволяющий ученику проявить в полной мере свои творческие способности;
  • принцип демократичности и гуманизма(взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • принцип личностно ориентированного подхода(обращение к субъективному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого воспитанника);
  • принцип природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки);
  • принцип культуросообразности (приобщение учащихся к современной и мировой культуре);
  • принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • принцип сотрудничества и ответственности.

В рамках проекта предполагается выступление учащихся в конкурсах организованных для хореографического отделения. Планирование конкурсов проходит в конце учебного года на будущий учебный год. Готовится положение о проведении конкурса. Преподавателей отделения знакомят с положением, программными требованиями, номинациями. Функции руководителя проекта: разработка положения конкурса, разработка конкурсной программы, налаживание системы информирования и рассылки информации: обработка заявок на участие, формирование жюри, составление четкого расписания репетиций, прослушиваний. Подготовка необходимого инструментария – фортепиано и аудио-компьютерной техники, информирование о порядке выступления, репетиций, проведение итогового круглого стола, гала-концерта по итогам проведения конкурса с награждением.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. Весьма ценным показателем ее качества, анализируемого и оцениваемого, прежде всего, не только самим преподавателем, но также его коллегами. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей (зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых уроков) конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей, усилий, как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы обязательного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. В современной России подготовка ученика к участию в конкурсах - необходимое условие существования преподавателя и учащегося в социуме, возможность продолжения работы, продвижения по карьерной лестнице, получение званий. Конкурсы служат средой сохранения традиций танцевального исполнительского мастерства.

Методы работы над проектом включили в себя:

Теоретический

• изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблемам   проекта;

• анализ и обобщение собственного опыта в сфере исполнительского мастерства.

Экспериментальный

• проведение конкурсов-фестивалей;

• изучение конкурсного репертуара;

• методы педагогического наблюдения (проведение круглых столов);

• практическая деятельность - реализация проекта.

Статистический (обработка полученных данных)

Структура технологии развития творческого потенциала учащегося:

• предварительная диагностика уровня творческого развития;

• мотивация (одно из ведущих направлений работы);

• организация творческой деятельности и её реализация;

• условия, способствующие развитию творческих способностей;

• контроль качества выполнения творческой деятельности;

• выявление соответствия полученных результатов (анализ эффективности проделанной работы).

Для привлечения участников проекта к совместному творчеству использовались различные инновационные технологии:

• проблемные,

•  игровые,

•  исследовательские,

•  интегрированные.

Данный проект разработан для того, чтобы поддерживать интерес участников образовательного процесса, а также с целью проверки качества усвоения образовательных программ.  Проект объединяет следующие, ставшие традиционными, школьные фестивали-конкурсы:  ежегодный фестиваль «Праздник танца» (приурочен к международному Дню танца, проводится с 2008 года), ежегодный конкурс «Я и Танец» (проводится с 2012 года), ежегодный конкурс «Новогоднее волшебство» (проводится с 2013 года), танцевальный конкурс «Зажигаем звёзды».

Конкурсы проводятся в соответствии с планами работы хореографического отделения, которые утверждаются администрацией МУ ДО «Шумиловская детская школа искусств».

Ресурсы:

Информационные

  • обеспечение информационного сопровождения, включающего учебно-программную документацию, своевременное пополнение библиотечных фондов аудио и видеоматериалами, учебниками и учебными пособиями, учитывающими современное содержание образования, требования ФГОС СПО;
  • распространение посредством публикаций, выступлений, курсов, конференций.

Человеческие

• учащиеся и преподаватели ДШИ

Организационные

• администрация ДШИ

Материально-технические

• специализированные помещения, аудио-видеоаппаратура,  компьютерная техника, вспомогательный инвентарь, сценические костюмы

Партнеры

  • Комитет по культуре и туризму муниципального образования «Приозерский муниципальный район» Ленинградской области

Целевая аудитория

  • учащиеся 1-8 классов, (возраст 6,5-18 лет) хореографического отделения МУ ДО «Шумиловская детская школа искусств»;
  • преподаватели ДШИ.

Программа реализации проекта

Перечень организационных мероприятий, нацеленных на реализацию проекта:

Подготовительный этап

• Изучение вопроса «Детские исполнительские конкурсы: достижения, проблемы, перспективы».

Организационный этап

• Подготовка и создание необходимых условий для реализации проекта.

Oсновной этап

• Проведение внутренних школьных фестивалей и конкурсов.

Заключительный этап

Подведение итогов по реализации проекта

  • обработка мониторинговых данных по внедрению проекта,
  • дальнейшие перспективы развития,
  • работа над оформлением проекта.

Ожидаемые результаты

После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с учащимися и развитие творческого потенциала;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях, смотрах различного уровня
  • создание портфолио (видео) лучших выступлений и заслуг воспитанников;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
  • повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся;
  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявления способных детей (психологический профиль ребенка);
  • разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми;
  • создание электронного банка данных;
  • апробация эффективности обучения профессионально мотивированных детей хореографического отделения.

Результаты реализации проекта

Можно с уверенностью сказать, что конкурсная деятельность учащихся хореографического отделения ДШИ развивается год от года и расширяет свои границы. Проект в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи для достижения главной цели. Объектом проекта стали творчество и развитие творческих способностей учащихся.

Реализация проекта способствует  творческому сближению учащихся, педагогов и родителей. Итогом запланированных мероприятий явилось:

• рост исполнительского уровня учащихся фортепианного отделения не только в сольном исполнительстве, но и в ансамблевом. Учащихся стали привлекать номера  повышенной сложности. Подобные результаты соответствуют выполнению задач ДШИ в реализации учебных программ;

• убежденность преподавателей, что конкурсная деятельность, способствует комплексному развитию музыкальных и танцевальных способностей, творческого потенциала каждого учащегося;

• обновление репертуара, поиск новых интересных, современных идей;

• участие в концертах и конкурсах различного уровня.

Перспективы развития проекта

В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:

1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности ДШИ.

2. Проводить конкурсы на базе ДШИ.

3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности.

4. Применять в работе инновационные формы.

Результаты данного педагогического (творческого) проекта могут быть использованы не только преподавателями детской школы искусств, но также и субъектами муниципальной и окружной образовательной системы.

Список литературы

  1. Вашкевич Н. Н. История хореографии всех веков и народов. – СПб: Планета музыки, 2009 г.
  2. Бискер Л.М Программа «Одаренные дети». - Научно-практический журнал «Завуч» № 4, 2001.
  3. Золотарева А.В Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.
  4. Крюкова В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования. - М.: Москва, 2007.
  5. Подласный И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Сироткина Н. Культура танца и психология движения (статья) - http://dance-composition.ru/publ/kultura_tanca_i_psikhologija_dvizhenija
  7. Филановская Т. История хореографического образования в России. – СПБ: Лань, 2016.
  8. Пасютинская В. Путешествие в мир танца. – СПб: Алетейя, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание музыкально- пропагандистских навыков у учащихся Детской школы искусств

Именно в процессе музыкальной пропагандистской деятельности решаются многие задачи учебно- воспитательного процесса: изучение в достаточно большом объёме произведений разных жанров, умение мыслить...

Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"

Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....

Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...

Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся

Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формировани...

"Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий прикладной композицией в детской школе искусств"

Развитие творческого потенциала человека является одной из центральных линий его личностного развития, что и обусловило моё обращение к разработке программы развития творческого потенциала учащихся....

Проект по внеурочной деятельности «Печатная графика» разработан для учащихся 8 - 12 лет обучающихся в детской школе искусств.

Пояснительная запискаПроект по внеурочной деятельности «Печатная графика» разработан для учащихся  8 - 12 лет обучающихся в детской школе искусств.В основу проекта внеурочной деятельн...