Способы выразительности в балете.
статья

В данной статье рассмотрены важные составляющие пластической выразительности артистов балета и необходимость постоянного актерского самообразования как процесса, способного обеспечить их успешность и профессионализм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yakshanova_m.m.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Способы выразительности в балете.

Самой сложной формой хореографии считается классический балет. Своим происхождением он обязан не придворным балам и народным танцам, а гораздо глубже и раньше. Чуть ли не с первобытного общества, где копировали, изображали животных, сцены охоты, трудовые процессы, воинственные шествия и магические обряды. Безусловно, танец развивался и развивается. На уроках «Истории балета» студенты подробно это изучают.

Танец – это искусство, которое должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Передаётся без помощи речи, средствами движения и мимики. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания и интонации человека записать очень сложно и балетмейстер делает ремарку для того, чтобы исполнителю было легче донести смысл передаваемого им образа.

Замечательное сравнение приводит Р. Захаров: «Если скрипач всю мощь своего таланта вкладывает в инструмент, извлекая из него чарующие звуки, и они – человек и скрипка, на которой он играет, - составляет как бы единое целое, то артист балета сам является одновременно и «скрипачом», и «скрипкой» …».

Движениями корпуса, ног, головы, жестами рук, мимикой артист наполняет содержанием свой танец, дополняя его выразительностью.

Естественно, в состав танца входят не только сложные, на солистов, разнообразные рисунки синхронного или хаотичного передвижения кордебалета, но и просто шаги, бег, остановки – паузы, мизансцены, диалоги, монологи, дуэты и другое.

Можно увидеть: торжественное шествие свиты, горделиво-венценосную поступь королей и королев, грациозный ход Царь-девицы, величавую походку Зигфрида, шаги скорби Альберта или паническую беготню Ганса, трепетное pas - de - bourree умирающего Лебедя, стремительный бег Джульетты, блистательные заноски Феи Бриллиантов с многогранностью положений корпуса, воздушные jete балерин «Шопенианы», острые pas de chat злого гения Ротбарта или зависания в grande sissonne ouverte soubresaut Голубой птицы из «Спящей красавицы», размашистые шаги Поэта (в образе В. Маяковского в балете «Клоп» Л. Якобсона), виртуозная техника Шутов в сочетании с розыгрышами и т.д.

В балетном искусстве единственным выражением содержания является движение, мимика, а речью служит сам танец – пластика человеческого тела со всем богатством её выразительных возможностей.

Артист, получив хореографический текст, приступает к выполнению актёрской задачи. К сожалению, увлечение техническими сложностями и желание их преодолеть приводит к ущербу выразительности и потере одухотворенности. Актерское мастерство – это пластическая выразительность, жест, пантомима и мимика.

Одухотворенным и живым предстаёт перед нами артист с подвижным и выразительным лицом, на котором отражаются все движения души и тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроений.

Мимика – особый дар. Нет актерского мастерства, если отсутствует мимика. И если этого не дала сама природа, то необходимо развивать мышцы лица. На занятиях необходимо разучивать не только сцены и отрывки из классических балетов, со всем арсеналом условных жестов, но и специально разрабатывать мышцы лица, его подвижность.

А. Таиров в своей книге «Заметки режиссера Камерного театра» отметил, что «пантомима – это не представление для глухонемых, где жесты заменяют слова. Жесты в пантомиме требуют максимального кипения чувств».

Выразительность и одухотворенность каждого движения и жеста способствует перевоплощению и созданию впечатляющих, жизненно правдивых образов.

В балетном искусстве огромное значение имеет жест, как один из проводников содержания, выражающий мысли и чувства, внутреннее состояние героев спектакля. Без него невозможно общение между персонажами и передачи стилистических особенностей разных танцев, в частности исторических, характерных, народных, но и здесь будет много разнообразия: балеты «Спартак» в постановках Юрия Григоровича и Леонида Якобсона; руки лебедей из балета «Лебединое озеро» и руки девушек-птиц из балета «Шурале».

В обычной жизни человеческая речь редко не дополняется жестикуляцией – вопрошающей, утверждающей, отрицающей, умоляющей и т.п. Наши руки помогают слову наиболее убедительно выражать мысли и чувства.

Театральный жест, в отличии от бытового более рельефный и масштабный. В балетном театре, где единственным средством выразительности является пластика человеческого тела, жест не дополнительное средство, а, наряду с мимикой, основное. Руки могут быть очень выразительными, «говорящими» от природы, могут быть и «деревянными», малоподвижными и невыразительными. В таком случае руки, как и мимику, надо развивать.

Жест в балетном театре – жест музыкальный и зависит от содержания танца или роли, тех событий, переживаний, состояния героя, которые в них заключены. Для того, чтобы четко и ясно донести до зрителей вызвавшую его мысль или чувство, каждый выразительный жест должен иметь своё начало, развитие и конец.

В своей интересной работе «Руки актёра» Т. Кудашева подчеркивает, какую большую, содержательную работу выполняют руки. Они выразители состояния человека. Язык жеста – пластическая речь человека.

Великий Леонардо да Винчи в своей «Книге о живописи» завещал потомкам: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое легко, второе трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела…» И дальше: «Если в картинах будет установлено правильное соотношение между жестами и душевным состоянием, то они будут также понятны, как если бы они говорили».

Движение, жест или поза могут иногда сказать больше, чем отдельное слово. Они способны выразить мысль, чувство, глубокое переживание человека в данное мгновение. Это так называемые немые сцены. Рассмотрим примеры.

Жизель узнала об обмане Альберта. Сколько мыслей проносится в этот миг в её голове, сколько чувств отражается на лице. Первая, чистая любовь, счастье ответного чувства, безоблачная радость жизни – и вдруг ложь, обман, предательство: он любит другую, а она, Жизель, для него лишь забава. Её любовь безжалостно растоптана.

Все эти мысли и переживания Жизели тотчас отражаются на её лице, выражаются в позе, когда она как бы остолбенела. Талантливая артистка в одно мгновение заставит зрителей содрогнуться от сопереживания, заставит сжаться их сердца от боли и обиды за чудесную девушку, вместе с которой они только что радовались её счастью.

Зарема ударила Марию ножом в спину. Гирей, из рук которого она только что выскользнула, замер – его корпус и пуки устремлены к Марии. В этой неподвижной позе, длящейся несколько секунд, выражается сразу множество чувств: ужас, неверие в то, что сейчас должно свершиться, безграничная любовь к этому беззащитному существу и острая боль от того, что он бессилен что-либо сделать для её спасения.

Все мы стремимся к высокому эстетическому идеалу. Эстетика (в переводе с греческого – «чувственное восприятие») – наука о красоте и её проявлениях в природе и искусстве. Она занимается исследованием тех элементов, из сочетания которых создается прекрасное, и тех психологических эмоций, которые испытывает человек, воспринимая красоту.

Высшими достижениями балетного театра всегда были те спектакли, где танцевальная речь понятна без предварительного прочтения, либретто, объясняющего содержание балета.

Хореография – определенная целостная сущность, имеющая свои конкретные формы проявления и закономерности бытования. Среди них имеется то общее, что объединяет её с другими видами искусств. Образность танца рождается соотношением выразительных средств данного танца и внутреннего содержания той мысли, которую он призван передать.

Использование выразительных средств танца должно быть умелым. Необходимо правильно уметь подбирать те или иные средства танца для определенного произведения. Определенные средства выразительности должны быть уместны в произведении. Неправильное использование выразительных средств жанра показывает слабость балетмейстера, а не хореографии.

Именно поэтому хореографу необходимо знать все тонкости использования каких-либо средств выразительности, иначе его постановки не будут иметь успех и продемонстрируют только его непрофессионализм.

Список использованных источников

  1. Блазис К. «Танцы вообще» Издательство «Планета музыки» - М.: 2008,324 стр.
  2. Богданов, Кириллов «Композиция и постановка танца» - М.: 2007, 216 стр.
  3. Вашкевич Н.Н. «История хореографии всех времен и народов» издательство «Планета музыки» - М.: 2009, 287 стр.
  4. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство. 1983 г., 237 стр.
  5. Лопухов А.В. «Основы характерного танца» издательство «Лань» - М.: 2008, 344 стр.
  6. Тарасов Н. «Классический танец» издательство «Лань» - Мо.: 2008, 511 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик».  П.И. Чайковский»....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Презентация к уроку для 2 класса по теме: «Детский музыкальный театр. Балет Щелкунчик. П.И. Чайковский»

Презентация к уроку для 2 класса по теме: «Детский музыкальный театр. Балет Щелкунчик. П.И. Чайковский»...

Учебно-методическое пособие для 2 класса Балет Щелкунчик

Учебно-методическое пособие для 2 класса Балет Щелкунчик...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКИ БАЛЕТА ПЕТЕРА ЛЮДВИГА ГЕРТЕЛЯ «ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Для музыкального сопровождения урока классического танца в хореографических школах обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная, фортепианная и симфоническая музыка. Концертмейстеры испо...

ВОСПИТАНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА: К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ ЗАНЯТИЙ.

Морозова Г.С., преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана, Отделение пластической выразительности и актерского мастерства, Санкт-Петербург, Россия. Аннотация: в данной статье автор размышляет о ...

Изобразительно-выразительные средства на уроках русского языка и литературы как способ развития речи

Использование изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка и литературы способствует развитию речи обучающихся.На уроках ученики анализируют тексты, составляют предложения, подбирают ...