Социальный проект "Музыкальные инструменты народов Южного Урала"
проект

Храменкова Инна Анатольевна

Тема толерантности, совместного проживания разных народов актуальна для мира, России и нашего края. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, обычаи и традиции не только своего, но и других народов.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической народной музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами.

   Работая над планированием проекта, был разработан  и выполнен комплекс мероприятий по ознакомлению детей с музыкальными инструментами:

  1. Организация познавательных выставок в Историческом музее Южного Урала ( «Праздники народов Южного Урала»)
  2. Организация встреч с выпускниками гимназии №10 (Галиуллина Анна)
  3. Организация встречи в мастерской Воронова-Кушаковского Михаила Сергеевича
  4. Организация познавательных занятий в библиотеке им.М.Горького. («На одной Земле – под одним небом. Русские». «На одной Земле – под одним небом . Башкиры и татары»)
  1. Индивидуальные беседы с педагогами гимназии по теме проекта (Прасолов А.А., Пуртова П.В)
  2. Видеопросмотры по презентациям: («Народные музыкальные инструменты», «Народная инструментальная музыка»)
  3. В рамках уроков оркестра ребята разучивают игру на  русских народных инструментах (ложки, коробочка, бубен, трещетки, рубель, колокольчики, балалайка, домра, баян)
  4. Совместно с педагогами музыкального отделения (Турковская Е.В., Пуртова П.В.) организован концерт младшего оркестра народных инструментов для родителей

За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным национальным культурам народов Южного Урала (русских, башкир, татар). В работе по теме нашими помощниками и единомышленниками были родители (сопровождение, фото и видеосъемка, предоставление музыкальной мастерской и музыкальных инструментов)

Во все времена народная культура передавалась из поколения  в поколение. Уважение к традициям своего народа и к традициям других народностей – это культурная дань мировому музыкальному наследию.

Педагоги, учащиеся и родители нашей гимназии и нашего класса сохраняют и  продолжают традиции разных народов Южного Урала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty.docx649.99 КБ
Файл dopolnitelnye_resursy.docx13.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты народов Южного Урала.

Богат национальный состав Южного Урала. Мы живем одной большой семьей: русские, украинцы и белорусы, татары, башкиры, чуваши, мордва. Чтобы жить дружно нам надо хорошо знать самих себя и друг друга. Сейчас мы с вами отправимся  в мир народных инструментов. Народные инструменты, как и народная музыка создавались народом. С глубокой древности до наших дней живут с человеком эти музыкальные инструменты. Любой материал: глина, тростник, береста, кожа мог зазвучать, если к нему прикасались руки мастера. Практически, все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их  из поколения в поколение.

Русские народные инструменты. Они определяются по группам: струнные, ударные, духовые.

Струнные (щипковые) 

Гусли – это самый древний музыкальный инструмент. Корпус гуслей в старину чаще всего строили из дерева явара. Отчего и назывались яровчатые. Среди них были 4, 5, 6, 9 и даже 13 – струнные гусли. Различались гусли и размерами. Название происходит от древнерусского слова «густы», то есть гудеть.. Исполняя мелодию, гусляр поочередно защипывал струны пальцами. Гусли звучали и в повседневной жизни и на праздниках.. На гуслях играли богатырь Добрыня Никитич, новгородский купец Садко, сказитель Баян.

Балалайка– струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты 3 струны. Название балалайка, а еще ее называют «балабайка», вероятно, дали в подражание бренчанию, балаканью струн во время игры.

Домра - русский, украинский и белорусский струнный щипковый музыкальный инструмент, появилась в 18 веке. Домра стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. На Руси было много мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов.

Духовые. К духовым инструментам относятся рожок, жалейка, дудочка свирель, свистулька, гармонь, баян.

Свистульки – изготовляли из глины в форме птиц и животных.

Рожок изготавливается из коры березы, клена, можжевельника. Звук у него сильный , но мягкий.

Дудочка и свирель известны с 12 века. Делались они из дерева, имели несколько игровых отверстий. Звук мягкий, негромкий. Изготавливается дудочка из крушины, орешника, клена или черемухи.

Жалейка – небольшая деревянная или камышовая трубочка с наконечником из коровьего рога и бересты. Имеет от 3 до 7 игровых отверстий. Голос жалейки пронзительный, как будто она жалуется или жалеет.

Гармонь – духовой музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры. На правой клавиатуре играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Достоверных сведений, где именно впервые была изобретена ручная гармоника - нет. Существует мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале 19 века. Название гармонь (гармошка) присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника.

Баян – «душа русского народа». Ему подвластно многое. На нем можно играть и простые народные песни,  и сложные произведения мировой классики.

Накры – ударный  русский народный инструмент. Был распространен в 16-17 веках. Накры были небольшого размера и имели глиняный керамический или медный корпус котлообразной формы. Поверх этого корпуса при помощи крепких веревок натягивалась кожаная мембрана, по которой наносились удары специальными увесистыми и толстыми деревянными палочками.

Трещотки – состоят из тонких дощечек, нанизанных на шнур.

Бубен- ударный инструмент. Это деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей. В отверстиях обруча парами прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времен.

Бубенцы (бубенчик) – небольшая металлическая погремушка представляет собой полый шарик с маленьким цельным (или несколькими шариками) внутри. При встряхивании инструмент производит приятные звуки высокой тональности, которые можно услышать даже при одновременном громком звучании более шумных инструментов.

Деревянные ложки – используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. В игре используются ложки разных размеров. От этого возникает впечатление чередование звуков по высоте.

Колокольчики – это набор металлических пластин разной величины, укрепленных на деревянных брусках. Играют на них палочками или молоточами.

Коробочка - важный инструмент в составе русского народного

оркестра, представляет собой прямоугольный брусок с характерным цокающим звуком, который извлекают барабанными палочками. Коробочка в оркестре имитирует стук каблуков или цоканье копыт.

Дрова – старинный, экзотический русский народный ударный инструмент. Возник в глубокой древности, изготавливается из дерева. Наши предки изобрели музыкальный инструмент, прообраз современного ксилофона. Ксилофон - в своем первоначальном виде был обыкновенной вязанкой дров.

Рубель представляет собой брусок с зазубринами. С его помощью в старину русские женщины стирали и разглаживали белье. Играли на нем просто – по нему проводили деревянной палкой вверх и вниз. Получался громкий трескучий звук.

Башкирские народные инструменты

Курай — национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Его делают из твердого стебля курая. Курай особенно точно вошел в жизнь башкирского народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, его оружием. В  звуках этого инструмента кажется слышны топот лошадиных копыт, звон кинжалов и клинков. Мелодии курая, не только воспроизведение прошлого, но и средство, помогающее рассеять горе, утешение для души.

Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.

Кыл-кубыз – смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов является древним родственником скрипки. Только при игре он  не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.

Домбыра (домбра) — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Это традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей.

Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского музицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах.

Дунгур - ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивающийся кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.

Сорнай - труба (возможно – рог) с наконечником – мундштуком. Это сигнальный охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями.

Татарские народные инструменты

Многие татарские народные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. На сегодня, самыми известными инструментами татарской  народной музыки являются:

Ятаган – струнный щипковый инструмент монгольского происхождения. Корпус деревянный, продолговатый, в виде ящика длиной около 1 м с 7 медными струнами.

Татарские гусли – струнный щипковый инструмент, который отличается от русских гуслей своим строением и настройкой.

Во все времена народная культура передавалась из поколение в поколение. Уважение к традициям своего народа и к традициям других народностей – это культурная дань мировому музыкальному наследию.

Отгадай загадки «Русские народные  музыкальные инструменты».

  1. Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.

(___________)

  1. Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки под неё поют частушки.

(___________)

  1. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
    На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
    Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.

(___________)

  1. Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий, называется ...

(______________)

  1. Тараторит, словно тётка.

Называется….

(_______________)

  1. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок пастуший….

(____________)

  1. Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. »

( _______________)

  1. А  Садко  на  них  играл  и  душевно  напевал,

Перебрал  он  много  струн, вышел  из  моря  Нептун.

(_______)

Ответы: балалайка, гармошка, ложка, свирель, трещотка, рожок, колокольчик, гусли.  



Предварительный просмотр:

Дополнительная литература:

  1. Музыкальные инструменты мира для детей. Сильви Беднар (перевод с французского Марины Кареловой) – Москва: КомпасГид, 2017г.
  2. Сказки из старинной шкатулки: Сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень,  поселков, гор и рек. – Челябинск: Юж.-Уральск. кн.изд-во, 1980 г.
  3.  Народы России. Данилко Е.С. – М.:РОСМЭН, 2015 г.
  4. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Лев Лузин. – Челябинск: Авто Граф, 2012 г.

Интернет ресурсы:

https://www.yandex.ru/video/preview/18165727655963061268

Оркестр русских народных инструментов ВГТРК им.Некрасова

          https://www.yandex.ru/video/preview/3715707260567924668

Национальный оркестр народных инструментов республики Башкортостан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ядерный топливный цикл — добыча и обогащение урана

Ядерный топливный цикл — добыча и обогащение урана ...

Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и инструментов социальной сети в процессе обучения и воспитания. Электронное портфолио студента

Методический материал для кураторов групп по формированию электронного портфолио студентов...

Презентация Российская социальная сеть работников образования( Nsportal.ru) как инструмент для трансляции опыта педагогической деятельности.

Презентация была представлена на итоговой методической конференции преподавателей ГБПОУ ДЗМ "МК №6"...

« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»

Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...

САМОЦВЕТНАЯ ПОЛОСА УРАЛА – КАК ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ИННОВАЦИОННОГО ОКРАШИВАНИЯ ВОЛОС В ПРИЧЕСКАХ

В реферате пересекаются две очень интересные темы - История самоцветов Урала и Современное направление цветоведения и иновационного окрашивание волос в прическах....

Социальное обеспечение как инструмент реализации прав граждан Луганской Народной Республики на социальную защиту и достойный уровень жизни (научная статья)

Статья посвящена роли социального обеспечения в реализации фундаментальных прав и свобод граждан. Исследование проведено на основе действующей нормативной правовой базы Луганской Народной Республики с...