Социальный проект "Музыкальные инструменты народов Южного Урала"
проект
Тема толерантности, совместного проживания разных народов актуальна для мира, России и нашего края. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, люди должны знать историю, обычаи и традиции не только своего, но и других народов.
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической народной музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами.
Работая над планированием проекта, был разработан и выполнен комплекс мероприятий по ознакомлению детей с музыкальными инструментами:
- Организация познавательных выставок в Историческом музее Южного Урала ( «Праздники народов Южного Урала»)
- Организация встреч с выпускниками гимназии №10 (Галиуллина Анна)
- Организация встречи в мастерской Воронова-Кушаковского Михаила Сергеевича
- Организация познавательных занятий в библиотеке им.М.Горького. («На одной Земле – под одним небом. Русские». «На одной Земле – под одним небом . Башкиры и татары»)
- Индивидуальные беседы с педагогами гимназии по теме проекта (Прасолов А.А., Пуртова П.В)
- Видеопросмотры по презентациям: («Народные музыкальные инструменты», «Народная инструментальная музыка»)
- В рамках уроков оркестра ребята разучивают игру на русских народных инструментах (ложки, коробочка, бубен, трещетки, рубель, колокольчики, балалайка, домра, баян)
- Совместно с педагогами музыкального отделения (Турковская Е.В., Пуртова П.В.) организован концерт младшего оркестра народных инструментов для родителей
За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным национальным культурам народов Южного Урала (русских, башкир, татар). В работе по теме нашими помощниками и единомышленниками были родители (сопровождение, фото и видеосъемка, предоставление музыкальной мастерской и музыкальных инструментов)
Во все времена народная культура передавалась из поколения в поколение. Уважение к традициям своего народа и к традициям других народностей – это культурная дань мировому музыкальному наследию.
Педагоги, учащиеся и родители нашей гимназии и нашего класса сохраняют и продолжают традиции разных народов Южного Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 649.99 КБ |
![]() | 13.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные инструменты народов Южного Урала.
Богат национальный состав Южного Урала. Мы живем одной большой семьей: русские, украинцы и белорусы, татары, башкиры, чуваши, мордва. Чтобы жить дружно нам надо хорошо знать самих себя и друг друга. Сейчас мы с вами отправимся в мир народных инструментов. Народные инструменты, как и народная музыка создавались народом. С глубокой древности до наших дней живут с человеком эти музыкальные инструменты. Любой материал: глина, тростник, береста, кожа мог зазвучать, если к нему прикасались руки мастера. Практически, все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.
Русские народные инструменты. Они определяются по группам: струнные, ударные, духовые.
Струнные (щипковые)
Гусли – это самый древний музыкальный инструмент. Корпус гуслей в старину чаще всего строили из дерева явара. Отчего и назывались яровчатые. Среди них были 4, 5, 6, 9 и даже 13 – струнные гусли. Различались гусли и размерами. Название происходит от древнерусского слова «густы», то есть гудеть.. Исполняя мелодию, гусляр поочередно защипывал струны пальцами. Гусли звучали и в повседневной жизни и на праздниках.. На гуслях играли богатырь Добрыня Никитич, новгородский купец Садко, сказитель Баян.
Балалайка– струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты 3 струны. Название балалайка, а еще ее называют «балабайка», вероятно, дали в подражание бренчанию, балаканью струн во время игры.
Домра - русский, украинский и белорусский струнный щипковый музыкальный инструмент, появилась в 18 веке. Домра стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. На Руси было много мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов.
Духовые. К духовым инструментам относятся рожок, жалейка, дудочка свирель, свистулька, гармонь, баян.
Свистульки – изготовляли из глины в форме птиц и животных.
Рожок изготавливается из коры березы, клена, можжевельника. Звук у него сильный , но мягкий.
Дудочка и свирель известны с 12 века. Делались они из дерева, имели несколько игровых отверстий. Звук мягкий, негромкий. Изготавливается дудочка из крушины, орешника, клена или черемухи.
Жалейка – небольшая деревянная или камышовая трубочка с наконечником из коровьего рога и бересты. Имеет от 3 до 7 игровых отверстий. Голос жалейки пронзительный, как будто она жалуется или жалеет.
Гармонь – духовой музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры. На правой клавиатуре играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Достоверных сведений, где именно впервые была изобретена ручная гармоника - нет. Существует мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале 19 века. Название гармонь (гармошка) присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника.
Баян – «душа русского народа». Ему подвластно многое. На нем можно играть и простые народные песни, и сложные произведения мировой классики.
Накры – ударный русский народный инструмент. Был распространен в 16-17 веках. Накры были небольшого размера и имели глиняный керамический или медный корпус котлообразной формы. Поверх этого корпуса при помощи крепких веревок натягивалась кожаная мембрана, по которой наносились удары специальными увесистыми и толстыми деревянными палочками.
Трещотки – состоят из тонких дощечек, нанизанных на шнур.
Бубен- ударный инструмент. Это деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей. В отверстиях обруча парами прикреплены металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времен.
Бубенцы (бубенчик) – небольшая металлическая погремушка представляет собой полый шарик с маленьким цельным (или несколькими шариками) внутри. При встряхивании инструмент производит приятные звуки высокой тональности, которые можно услышать даже при одновременном громком звучании более шумных инструментов.
Деревянные ложки – используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. В игре используются ложки разных размеров. От этого возникает впечатление чередование звуков по высоте.
Колокольчики – это набор металлических пластин разной величины, укрепленных на деревянных брусках. Играют на них палочками или молоточами.
Коробочка - важный инструмент в составе русского народного
оркестра, представляет собой прямоугольный брусок с характерным цокающим звуком, который извлекают барабанными палочками. Коробочка в оркестре имитирует стук каблуков или цоканье копыт.
Дрова – старинный, экзотический русский народный ударный инструмент. Возник в глубокой древности, изготавливается из дерева. Наши предки изобрели музыкальный инструмент, прообраз современного ксилофона. Ксилофон - в своем первоначальном виде был обыкновенной вязанкой дров.
Рубель представляет собой брусок с зазубринами. С его помощью в старину русские женщины стирали и разглаживали белье. Играли на нем просто – по нему проводили деревянной палкой вверх и вниз. Получался громкий трескучий звук.
Башкирские народные инструменты
Курай — национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Его делают из твердого стебля курая. Курай особенно точно вошел в жизнь башкирского народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, его оружием. В звуках этого инструмента кажется слышны топот лошадиных копыт, звон кинжалов и клинков. Мелодии курая, не только воспроизведение прошлого, но и средство, помогающее рассеять горе, утешение для души.
Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.
Кыл-кубыз – смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.
Домбыра (домбра) — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Это традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей.
Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского музицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах.
Дунгур - ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивающийся кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.
Сорнай - труба (возможно – рог) с наконечником – мундштуком. Это сигнальный охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями.
Татарские народные инструменты
Многие татарские народные инструменты были утрачены и сегодня переживают новое рождение. На сегодня, самыми известными инструментами татарской народной музыки являются:
Ятаган – струнный щипковый инструмент монгольского происхождения. Корпус деревянный, продолговатый, в виде ящика длиной около 1 м с 7 медными струнами.
Татарские гусли – струнный щипковый инструмент, который отличается от русских гуслей своим строением и настройкой.
Во все времена народная культура передавалась из поколение в поколение. Уважение к традициям своего народа и к традициям других народностей – это культурная дань мировому музыкальному наследию.
Отгадай загадки «Русские народные музыкальные инструменты».
- Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий.
(___________)
- Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки.
(___________)
- Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
(___________)
- Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется ...
(______________)
- Тараторит, словно тётка.
Называется….
(_______________)
- Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок пастуший….
(____________)
- Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. »
( _______________)
- А Садко на них играл и душевно напевал,
Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун.
(_______)
Ответы: балалайка, гармошка, ложка, свирель, трещотка, рожок, колокольчик, гусли.
Предварительный просмотр:
Дополнительная литература:
- Музыкальные инструменты мира для детей. Сильви Беднар (перевод с французского Марины Кареловой) – Москва: КомпасГид, 2017г.
- Сказки из старинной шкатулки: Сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень, поселков, гор и рек. – Челябинск: Юж.-Уральск. кн.изд-во, 1980 г.
- Народы России. Данилко Е.С. – М.:РОСМЭН, 2015 г.
- Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. Лев Лузин. – Челябинск: Авто Граф, 2012 г.
Интернет ресурсы:
https://www.yandex.ru/video/preview/18165727655963061268
Оркестр русских народных инструментов ВГТРК им.Некрасова
https://www.yandex.ru/video/preview/3715707260567924668
Национальный оркестр народных инструментов республики Башкортостан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-940585-1513625308.jpg)
Ядерный топливный цикл — добыча и обогащение урана
Ядерный топливный цикл — добыча и обогащение урана ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965121-1509177673.jpg)
Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и инструментов социальной сети в процессе обучения и воспитания. Электронное портфолио студента
Методический материал для кураторов групп по формированию электронного портфолио студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200826-1576766609.jpg)
Перевод Башкирского народного эпоса "Урал-батыр" с башкирского языка на русский и иностранные языки: анализ переводческих решений.
Научно- практическая работа....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/18/picture-933417-1710790653.jpg)
Презентация Российская социальная сеть работников образования( Nsportal.ru) как инструмент для трансляции опыта педагогической деятельности.
Презентация была представлена на итоговой методической конференции преподавателей ГБПОУ ДЗМ "МК №6"...
« Социальное партнёрство как инструмент экологического воспитания школьников в условиях железнодорожной школы - интерната»
Идея проекта появилась после участия образовательного учреждения в реализации Программы экологического просвещения в полигоне действия Западно- Сибирской железной дороги в 2016 году. Ст. Барабинск явл...
САМОЦВЕТНАЯ ПОЛОСА УРАЛА – КАК ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И ИННОВАЦИОННОГО ОКРАШИВАНИЯ ВОЛОС В ПРИЧЕСКАХ
В реферате пересекаются две очень интересные темы - История самоцветов Урала и Современное направление цветоведения и иновационного окрашивание волос в прическах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/28/picture-1413495-1656401548.jpg)
Социальное обеспечение как инструмент реализации прав граждан Луганской Народной Республики на социальную защиту и достойный уровень жизни (научная статья)
Статья посвящена роли социального обеспечения в реализации фундаментальных прав и свобод граждан. Исследование проведено на основе действующей нормативной правовой базы Луганской Народной Республики с...