«Особенности взаимодействия педагога и ученика в классе фортепиано.»
учебно-методический материал
Эффективное взаимодействие между учителем и учениками в образовательном процессе направлено на установление настоящего психологического контакта, который способствует активному участию детей в общении, преодолению психологических преград, возникающих при общении, и переводит их от пассивной роли получателей информации к активному участию в образовательном процессе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Психологические особенности взаимодействия педагога и ученика в классе фортепиано.»
Подготовила: преподаватель МБОУ ДО ДШИ № 7 Реутова Марина Владимировна
2025 г.
Введение.
Цель доклада заключается в демонстрации влияния психологических аспектов обучения на развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения игре на фортепиано.
В рамках этой задачи предполагается анализ возрастных особенностей учащихся, оценка важности личности преподавателя, изучение психологических качеств учеников и обоснование влияния психологических факторов на всестороннее развитие их личности.
Для специалистов, чья работа связана с постоянным общением с людьми, крайне важно владеть искусством коммуникации, понимать психологические особенности и применять соответствующие методы.
Умение устанавливать отношения, находить общий язык и вызывать доверие у других необходимо каждому человеку. Эти навыки лежат в основе успеха как в личной, так и в профессиональной жизни, включая сферу педагогики.
Общение с людьми — это искусство, которое требует, как врожденных способностей, так и обучения. Для того чтобы успешно взаимодействовать с окружающими, необходимо приложить усилия и развивать навыки общения.
Эффективное взаимодействие между учителем и учениками в образовательном процессе направлено на установление настоящего психологического контакта, который способствует активному участию детей в общении, преодолению психологических преград, возникающих при общении, и переводит их от пассивной роли получателей информации к активному участию в образовательном процессе.
Характерные черты, присущие детям в разные возрастные периоды.
В повседневной деятельности мы взаимодействуем с учащимися разного возраста, поэтому важно учитывать и использовать их возрастные особенности в работе.
Дети в раннем возрасте обладают двигательными способностями и сильно нуждаются в активности. Инструкции для выполнения заданий должны быть адаптированы под уровень понимания детей и их физическое развитие. Процесс обучения должен быть построен на основе усвоения материала и постепенного усложнения задач.
Педагогу стоит помнить, что дети 6-7 лет не способны долго концентрироваться, а их память работает особенным образом: в основном, это непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому, чтобы урок был менее утомительным для ребенка, стоит предлагать задания в форме игры и разнообразной активности, которые помогут разрядить его энергию.
Еще одна важная особенность этого возраста заключается в том, что дети быстро усваивают новую информацию, но также быстро забывают то, что изучили на уроке. Поэтому важно регулярно повторять пройденный материал. Кроме того, у детей другой темп мышления, поэтому необходимо учитывать, что они могут думать медленнее, чем взрослые. Принуждение к поспешности и быстрому реагированию может вызвать негативные эмоции, такие как беспокойство и даже страх, поэтому важно избегать таких ситуаций. Детская психология характеризуется предпочтением конкретных образов в мышлении. Для объяснения детям музыкальных терминов и приемов, которые могут казаться им абстрактными, необходимо использовать примеры из их собственного опыта и знакомых им явлений.
Особенно важно обратить внимание на переломный возраст, который приходится на средние школьные классы. В это время происходит переход от детства к зрелости, сопровождающийся перестройкой психических процессов.
Необходимо также учитывать физическое развитие подростка, которое часто характеризуется резким ростом и возможной неравномерностью развития сердечно-сосудистой системы. Изменения в работе внутренних желез (например, щитовидной) могут привести к увеличению возбудимости, раздражительности и вспыльчивости. Подростки на публичных выступлениях в данном возрасте часто испытывают затруднения с выполнением изученных произведений, что проявляется в нестабильном соблюдении ритма и метра. Некоторые из них склонны к ускорению темпа или выбирают слишком быстрые темпы, в то время как другие быстро утомляются, становятся безразличными и рассеянными. В это время они теряют интерес к творческой активности, но начинают проявлять большую заинтересованность в учебе и стремятся к погружению в мир взрослых. В старших классах происходит активное формирование у школьников своего мировоззрения и духовного Я. Благодаря жизненному опыту и новым знаниям подростки начинают осознанно рассматривать мир вокруг себя и свое место в нем.
Процесс обучения включает в себя взаимодействие двух сторон: учащихся и учителей. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого. У каждого ребенка свой уникальный внутренний мир, и задача педагога заключается в использовании основных методов психологии в практике обучения.
Поэтому важно обратить внимание на специфику темперамента и индивидуальных черт характера.
Особенности характера и темперамента.
Темперамент представляет собой врожденную эмоциональную реакцию, являющуюся биологическим базисом личности, в то время как характер формируется под воздействием опыта, воспитания и усилий индивида. Рассмотрим кратко четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Сангвиник характеризуется уравновешенностью и подвижностью, легко переключается между различными видами двигательной активности. Он быстро и адекватно распознает основные эмоции, а его эмоциональная ориентация и динамика переживаний в основном позитивно-активны.
Холерик – человек с сильными эмоциями, неустойчивый и подвижный (склонный к отвлечению и вовлечению). Быстрая реакция нервной системы вызывает экспрессивность в эмоциональной сфере, однако она остается поверхностной и не глубокой. Реакции основаны на конкретных ситуациях (в зависимости от обстоятельств).
Флегматик характеризуется высокой степенью стабильности и уравновешенности, проявляет малую склонность к возбуждению и реагирует медленно на изменения. Ему сложно приспосабливаться к новым ситуациям. Он мало внимателен к тонким оттенкам чувств и склонен к позитивному равнодушию.
Меланхолик характеризуется высокой чувствительностью и быстрой адаптацией к переменам, а также зависимостью от внутренних и внешних условий. Его работоспособность циклическая и непродолжительная из-за быстрой утомляемости, но при этом он обладает высокой эмоциональностью и чувствительностью к деталям. Меланхолики склонны к негативным переживаниям, но при этом открыты к новым впечатлениям.
Важно отметить, что слабую нервную систему не следует рассматривать как недостаток, и общий характер не поддается оценке в категориях хорошо или плохо.
Например, слабая нервная система обладает высокой чувствительностью, что позволяет воспринимать тончайшие раздражители, такие как звуки или световые эффекты, которые остаются незамеченными для других. С другой стороны, крепкая нервная система лучше справляется с длительными стрессовыми воздействиями.
Различные типы людей проявляют определенные эмоциональные тенденции: холерики склонны к вспыльчивости, меланхолики – к тревожности, сангвиники отличаются положительными эмоциями, а флегматики редко реагируют на окружающее события. Взаимодействуя с людьми разных темпераментов, важно придерживаться определенной стратегии.
Холерику полезно держать его в деле, чтобы избежать возможных проявлений агрессии.
Сангвиника стоит контролировать и следить за его поступками. Если не наблюдать за ним, он может давать обещания, но не выполнять их.
Флегматикам лучше не торопить, чтобы избежать возможного раздражения и тревожности из-за их чувствительности.
Если у педагога и ученика различаются темпераменты или они не совпадают, то педагогу следует обладать навыками тактичности и актерского мастерства для эффективного взаимодействия с учеником. Разумеется, существуют и так называемые смешанные темпераменты, но они формируются только из противоположных характеров: сангвиника и меланхолика, флегматика и холерика.
Еще одним ключевым элементом в межличностных отношениях является характер – это сформированная устойчивая система привычных способов поведения личности. Психологи считают, что характер представляет собой объединение различных черт, которые могут быть сгруппированы в несколько основных категорий.
Первая из них выражает отношение человека к другим людям.
Вторая группа – это отношение к вещам (аккуратность – небрежность, расчетливость – непрактичность и т. д.).
Третья группа свойств связана с отношением человека к самому себе (самообладание – несдержанность, высокомерие – скромность).
Четвертая группа – это отношение к труду (активность – пассивность, ответственность – безответственность).
Врожденные черты нервной системы, образ жизни в семье, воспитание, а также опыт формируют характер, определяя его особенности, которые не всегда подвластны сознательному контролю.
Значение личности педагога для ученика.
В процессе обучения педагог перекладывает на ученика частичку своей личности, а порой и целую суть своего мировоззрения. Размер влияния учителя определяется его профессиональным мастерством. Часто именно благодаря привязанности ученика к учителю возникает интерес к учебному материалу. Любимый преподаватель передает своему ученику не только информацию, но и свое отношение к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Хотя каждый учитель имеет уникальный подход к обучению, но большинство успешных преподавателей обладают общими чертами, которые помогают им эффективно взаимодействовать с учениками и передавать им знания. Отличительной чертой талантливых педагогов, достигающих выдающихся результатов в обучении, является способность представлять одну и ту же информацию разнообразными способами в зависимости от уровня подготовки и психологических особенностей учащихся. Опытный педагог учитывает, как индивидуальные особенности учеников, так и свои собственные сильные и слабые стороны при разработке методик обучения.
Ещё одним важным качеством педагога его является способность рассматривать изучаемый материал не только собственными глазами, но и через призму понимания ученика, осознавая, что то, что кажется очевидным ему, может быть совершенно неясным для его ученика.
Основное значение в отношениях между учителем и учеником приобретают личностные качества, среди которых ключевое место занимают способности к организации, умение эффективно общаться с учениками, умение сопереживать и тонко чувствовать их настроение, а также умение ясно и четко выражать как учебный материал, так и свои собственные чувства.
Искренность, эмоциональность, разнообразие интонаций, живые жесты и мимика – все это необходимо для полноценного проявления данной способности. Например, если преподаватель не проявляет достаточно эмоций во время урока, особенно с младшими учениками, его речь становится монотонной, объяснения и демонстрации становятся невыразительными, что приводит к тому, что дети теряют интерес к изучаемому предмету.
Межличностное взаимодействие в образовании.
Существует три различных типа взаимодействия между учителем и учеником в процессе общения, каждый из которых имеет свои психологические особенности:
авторитарный;
диалогический;
конформный.
Авторитарный стиль общения в учебном процессе подавляет индивидуальность ученика в пользу доминирования учителя, что приводит к игнорированию его мнения, запросов и личных желаний.
При диалогическом взаимодействии в процессе общения учитель и ученик взаимодействуют на равных, вдохновляя друг друга своими идеями и мнениями, что способствует достижению общего согласия.
Поддерживая конформистский стиль общения, участники диалога лишь поверхностно соглашаются друг с другом, не меняя своих убеждений, взглядов и позиций. Это не приводит к развитию личности или изменению мнений.
Существует два типа взаимодействия между учителем и учеником: основанное на учебном процессе и основанное на личных отношениях.
В первом варианте учитель выступает в качестве преподавателя определенного предмета, обогащая ученика знаниями, навыками и умениями.
В ходе личного общения учитель и ученик вступают в диалог наравне, что способствует не только обучению, но и личностному росту. В таких случаях учитель направляет ученика к пониманию широкого мира культуры, помогая ему стать выдающейся личностью.
Развитию личности ученика способствует использование демократического стиля общения, который предполагает уважение учителя к мнению ученика и отсутствие стремления подавить его собственным авторитетом.
Существуют определенные особенности демократического стиля общения между учителем и учеником:
- признание права ученика на самостоятельное мнение и поощрение его инициативы;
- сосредоточив внимание на поощрении и поддержке, а не на применении угроз и наказаний, в процессе организации воспитательной работы.
- с целью поощрения у ребенка высокой самооценки и уверенности в себе, важно избегать уничижительных насмешек, замечаний, раздражительности и нетерпимости.
- прогресс одних учеников не ведет к осуждению других, и они не сравниваются между собой. Установление доверительных отношений между педагогом и учеником подчеркивает важность личности ученика и повышает уровень ответственности педагога перед ним.
На противоположном полюсе процесса становления самостоятельности ученика располагается известный способ обучения, который предполагает, что учащийся полностью подчиняется своему учителю.
Цель этого метода, по словам известного педагога Е.Я. Либермана, заключается в том, чтобы скрыть недостатки ученика. При использовании этого метода учитель не учитывает индивидуальные особенности развития ученика и не стремится донести до него смысл того, что он делает. Педагог, ориентируясь на интересы ученика и не учитывая свои собственные, упускает возможность эффективно выполнять профессиональные задачи. Чаще всего он ставит перед собой лишь цель подготовить ученика к выступлениям, концертам или экзаменам. Такой подход может улучшить самооценку педагога, но не принесет удовлетворения ученику, который не получит полноценного опыта во время занятий, взаимодействия с педагогом и достижения результата. Далеко не все школьники, стремящиеся познать мир музыки, мечтают стать артистами. Для некоторых из них выступления на сцене, концерты и конкурсы могут быть неблагоприятным опытом. Поэтому для учителя главным аспектом в работе является не столько музыкальное исполнение, которое необходимо представить на концерте, сколько личность ученика и его индивидуальные потребности в развитии.
Согласно Г. Нейгаузу, развитие талантливости ученика подразумевает не только обучение его хорошо играть, но и стремление сделать его более умным, чутким, чистым, справедливым и более стойким. Это означает, что учитель должен проявить огромную, бескорыстную любовь к ученику, рассматривая его не как средство для достижения собственных целей, таких как повышение профессионального статуса или победа в престижном конкурсе, а как саму цель и ценность.
Педагог, придерживающийся принципов сотрудничества, строит свои отношения с учеником на основе диалога, а не насильственного управления. Поскольку в ходе диалога происходит активный обмен эмоциями, важно, чтобы педагог обеспечивал положительные эмоциональные состояния.
Учитель фортепиано должен обладать высоким уровнем культуры в общении и обладать богатым воображением, способным находить подходящие слова и методы воздействия, чтобы поддерживать интерес ученика к занятиям и игре на инструменте, а также вдохновлять его на преодоление трудностей и достижение поставленных целей.
Выбор музыкального материала зависит от индивидуальных особенностей ученика. Ошибкой будет подталкивать ученика на слишком быстрые темпы без учета его способностей, что может негативно сказаться на его психологическом состоянии. В психологии есть термин - "фактор времени", которое настоятельно предписывает не ускорять процесс, чтобы избежать нанесения вреда психике ребенка, если он еще не готов к выполнению более сложных задач.
Для преодоления пассивности и апатии у детей рекомендуется использовать пьесы с динамичным сюжетом.
Для учеников с излишней импульсивностью рекомендуется выбирать произведения с медитативным укладом для развития внимательности и умения глубже воспринимать исполняемое произведение. Для раскрытия творческого потенциала учащихся необходимо не только предоставлять интересный материал, но и уверенно поддерживать их способности.
Важно создать атмосферу взаимопонимания, уважения и поддержки, чтобы ученик мог успешно принимать любые задачи.
Педагог должен поощрять ученика и помогать ему верить в свои силы, особенно в начале обучения игре на фортепиано, когда личность еще только формируется. Педагог должен обеспечить наилучшие условия для раскрытия всех врожденных талантов ребенка.
Главная цель данного процесса заключается в формировании творческой личности, способной успешно реализовывать себя в различных областях жизни.
Характеристики личности ученика.
При обучении игре на фортепиано важно, чтобы учащийся обладал такими качествами как сила воли, внимательность, самостоятельность, критическое мышление, точность в выполнении задач и систематичность.
Развитие воли зависит от заинтересованности и потребности в музыкальной деятельности. Ученик должен чувствовать себя вовлеченным в процесс и получать удовольствие от музицирования, что способствует укреплению его волевых качеств. Педагогу следует обращать внимание на формирование у ученика навыка работать усердно. Чтобы потратить час на практику на инструменте, необходимо преодолеть собственное сопротивление. Ребенок должен противостоять искушению провести время за компьютером или перед экраном, смотря сериалы. Отказаться от этого требует высокой степени самоконтроля.
Следующим важным аспектом обучения игре на фортепиано является способность сосредотачивать внимание. Уровень способности детей к концентрации зависит от их возраста. С первых шагов важно научить ребенка эффективно управлять своим вниманием. Трудолюбивые дети проявляют высокую продуктивность и успешно справляются со всеми задачами. Есть дети, которые быстро осваивают учебный материал, но быстро утомляются, другие работают медленно, а третьи сочетают в себе медлительность и небрежность. Педагогу необходимо находить индивидуальный подход: одних стимулировать к более тщательной и детальной работе, у других поощрять самостоятельность и активность.
Обучение игре на фортепиано требует значительного напряжения нервной системы учеников. Для детей, занимающихся игрой на музыкальном инструменте, репетиции и концерты требуют значительных усилий и напряжения, которые могут вызывать нервозность, однако это компенсируется радостью музицирования и возможностью выражения себя через музыку.
Развитие самостоятельного мышления также играет важную роль в обучении детей. Создание чего-то собственными руками позволяет ребенку сразу видеть результат своих трудов. В музыкальной школе он столкнулся с тем, что результаты его усилий будут иметь долгосрочные последствия: пока он учится играть пьесу и, возможно, выступает с ней на концерте или конкурсе, его труд сводится к абстрактным целям.
Важно не ограничивать ребенка в исполнении понравившегося произведения, даже если оно превышает его текущий уровень музыкального мастерства. Если он хочет сыграть его, значит, это соответствует его внутреннему мироощущению и эмоциям.
Необходимо направить ученика не только думать самостоятельно, но и учитывать свои ошибки, а также предлагать способы их исправления. Это очень полезно для домашних заданий. Вместе с этим учитель помогает ребенку стать более точным в выполнении заданий. Если ученик понимает постановку задачи и знает, как ее решить, он сможет избежать траты времени на исправление неправильно усвоенных навыков.
Заключение.
Эффективное освоение игры на фортепиано зависит от множества факторов, в том числе от психологического аспекта.
Заинтересованность в учебе побуждает детей к усердию, способствует концентрации внимания, развивает навыки самостоятельного мышления, учит трудолюбию. Это ключевые моменты формирования базовых умений и навыков на уроках фортепиано, если рассматривать процесс через призму психологических аспектов.
Изучение игры на фортепиано расширяет личность, стимулирует творческий потенциал, способствует развитию воображения и фантазии, формирует артистичность и ум, что способствует приобретению универсальных навыков, необходимых в любой области деятельности.
Список использованной литературы:
Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М., 1978.
Андреева В.В. Педагогическое общение ученика и педагога в классе специального фортепиано (на примере ДМШ) // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции
«Студенческий научный форум» URL:http://www.scienceforum.ru/2017/2755/35133(дата обращения: 07.01.2018).
Артюгина О.Н., Кофлер И.Р. Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик» // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/archive/102/23389/ (дата обращения: 06.01.2018).
Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» – М., 1978.
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» – М., 1978.
Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста» – К., 1997.
Петровский А.В. Психология. М; 2001.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е изд. «Гуманитарный издательский центр ВПАДОС» М;1997.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» – М.,1982.
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» – М., 1978.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагога и студентов
Статья посвящена мастер-классу, при ведении спецдисциплин, из личного опыта педагога...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В.А.МОЦАРТА С УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
В работе описываются методы работы над артикуляцией, штриахми, динамикой, педалью при исполнении произведения В. Моцарта....

Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"
"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чу...

Особенности игрового аппарата учащихся в классе фортепиано
Успех обучения игре на фортепиано в огромной мере определяется начальным этапом. Очень важно как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик. На уроке необходимо создать радостную, приятную ...
Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе «Фортепиано»
методическая разработка "Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе "Фортепиано". Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором ст...

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ДОМАШНЕГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ УЧЕНИКА ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ДМШ.
Выбор инструмента для домашних занятий ученика-пианиста ДМШ....

«К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
В статье проведен обзор целеполания музыкального образования в различные исторические эпохи....
