Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"
план-конспект урока на тему

Черноглазова Татьяна Владимировна

"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".

Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чувственного и логического в мышлении, позволяет в учебном процессе перейти от накопления знаний к выработке системы суждений, собственных позиций и убеждений, помогает увлечь школьника познавательной творческой деятельностью, развивает в нём такие качества, как интеллектуальная активность и инициатива.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Открытый урок

преподавателя фортепиано

Черноглазовой Татьяны Владимировны

Тема:        

«Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств».

Возраст воспитанника и год обучения: 11 лет, четвертый год обучения.

Тип урока: нестандартный, развивающий.

Методы:

Частично-поисковый (эвристический).

Исследовательский.

Видеометод.

Демонстрация.

Иллюстрация.

Музыкальный материал:

Ф.Э.Бах «Фантазия» d moll.

Г.Пахульский «В мечтах».

Н.Любарский «Вариации на тему русской народной песни».

Цель:                Формировать и развивать музыкально-образное мышление у ученика средствами синтеза искусств: музыки, изобразительного искусства, поэзии.

Задачи:

        - Формировать и развивать у учащегося профессиональные исполнительские навыки в освоении классической музыки;

- Развивать мелкую моторику у ученика;

- Обучить навыкам анализа на основе средств музыкальной выразительности;

- Учить понимать характер и настроение музыки, интерпретировать ее выразительные средства;

- Развивать образную речь, образное мышление в соотнесении музыкального образа и поэтического текста;

- Развивать воображение и образное мышление  в соотнесении музыки и художественного образа;

- Формировать образное восприятие и умение ученика выразить целостный синтетический образ при исполнении музыкального произведения;

- Формировать чувство формы у ученика;

-  Культивировать музыкально-интеллектуальные, художественно - творческие способности, творческую самостоятельность и активность учащегося;

- Формировать художественное сознание;

        - В совместной творческой деятельности найти синтетический целостный образ, способствующий развитию координации движений, свободе исполнительского аппарата и приобретению навыков беглости;

- Воспитывать интерес к различным видам искусства, расширять кругозор учащегося.

Материально-техническое обеспечение урока:

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Ноутбук.

СD Видеофрагмент «Космос».

5 картин на тему «Вариаций» Н.Любарского в исполнении ученицы 2 класса художественного отделения ДШИ.

Картина на тему музыкального произведения «В мечтах» Г.Пахульского в исполнении  ученицы 4 класса фортепианного отделения.

Содержание этапов урока:

1.Организационный момент.

2.Исполнение «Фантазии» Ф.Э.Баха.

3.Работа над музыкальным образом с использованием таблицы эмоциональных состояний.

4.Просмотр видеофрагмента «Космос».

5.Исполнение «В мечтах» Г.Пахульского.

6.Работа над музыкальным образом с использованием таблицы эмоциональных состояний.

7.Исполнение «Вариаций на тему русской народной песни» Н.Любарского.

8.Работа над формой вариаций, над художественным образом: исполнение русской народной песни «Коровушка», анализ поэтического текста песни.

Преодоление технических сложностей с использованием специальных приемов, развитие техники исполнения.

9.Сюрпризный момент: Выставка картин на тему «Вариаций» Н.Любарского.

10.Подведение итогов.

11.Домашнее задание.

Чем глубже интеллект, чем шире эмоциональные

связи и ассоциации, тем ярче индивидуальность художника, тем большую радость приносит он людям и тем легче свершается его техника, потому что он твердо знает, чего хочет.

                                                        Г.Г.Нейгауз.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Исполнение «Фантазии» Ф.Э.Баха.

        

        3.Работа над музыкальным образом с использованием таблицы эмоциональных состояний:

Спокойно

Глубоко

Величественно

Сильно

Могущественно

Благородно

Мощно

Тяжело

Таинственно

Загадочно

Сосредоточенно:

Сдержанно

Размеренно

Серьезно

Строго

Работа над качеством звука: глубокий, тяжеловесный, певучий.

«Фантазия» - это полифоническое произведение. «Полифония» - в переводе с греческого – многозвучие. Вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).

Добиваться равноправных мелодических линий:  объединять по фразам, не дробить по триолям.

Обратить внимание на  мелодическую линию баса.

Соотнести художественный образ с линией динамического развития произведения.

4.Использование видеометода: просмотр видеофрагмента «Космос» + исполнение педагогом на фортепиано.

Самостоятельная работа ученика: анализ и умение ученика выразить целостный синтетический образ при исполнении музыкального произведения.

5.Исполнение «В мечтах» Г.Пахульского.

        

        6.Работа над музыкальным образом с использованием таблицы эмоциональных состояний:

Нежно:

Ласково

Любовно

Радушно

Мягко

Трогательно

Приветливо

Доверчиво

Мило

Поэтично:

Возвышенно

Мечтательно

Сердечно

Задушевно

Трепетно

Порывисто

Элегантно:

Тонко

Изящно

Грациозно

Светло

Прозрачно

Напевно

Проникновенно

Лирично

Чутко

Полетно

        Проанализировав средства музыкальной выразительности  интерпретировать исполнение, выразить свое мнение в рисунке.

Демонстрация рисунка, выполненного Лучко Валентиной.

        Обратить внимание на жанр произведения – вальс. Знания подать в эвристическом виде: подвести ученика к тому, чтобы он сам сделал вывод относительно жанра произведения.

        Поработать над качеством звука: певучий, нежный; над линией мелодии: кружащаяся, с изящной фразировкой и темповыми нюансами.

В средней части обратить внимание на изменение тембра, регистра звучания, найти соответствующий образ.

        Линию динамического развития сравнить с образом полета мыслей, мечтаний.

        Поработать над «вальсовой» педалью – добиваться чистоты и аккуратности в соотнесении с образом.

        Обратить внимание на разделение фактуры в партиях рук.

7.Исполнение Вариаций Н.Любарского на тему русской народной песни «Коровушка».

8.Работа над формой вариаций, над художественным образом: исполнение русской народной песни «Коровушка», анализ поэтического текста песни.

Вариационная форма уходит своими корнями в народное творчество, особенно хоровое пение с инструментальным сопровождением.

        Повторение в музыке не может быть бесконечным. Это утомляет наш слух. Поэтому в музыке часто используют варьирование, видоизменение.

        Слово «вариация» - латинского происхождения и означает «изменение».

        Вариационной формой называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Существует классификация вариационных форм:

  • Вариации на выдержанный бас, полифонический.
  • Вариации фигурационные. Орнаментальные или классические.
  • Вариации на выдержанную мелодию. Глинкийские вариации.
  • Вариации характерные и свободные.

Вариации Н.Любарского написаны на тему русской народной песни «Коровушка».

 Исполнение педагогом песни «Коровушка».

Сопоставить музыкальный образ с поэтическим:

                

                «Коровушка»

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ли свежей травки ей нарву,

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, Буренушка моя.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытны пойла я коровушке налью,

Что б сыта была коровушка моя,

Что бы сливочек Буренушка дала.

        Определение образа песни с использованием таблицы эмоциональных состояний:

Тема        Andante (Не спеша.)

Нежно

Просто

Напевно

Спокойно

Мирно

Безмятежно

добродушно

Мягко

Приветливо

Доверчиво

Радушно

Ласково

Любовно

Использовать метод проблемного изложения, частично – поисковый (эвристический) метод.

Сопоставить музыкальный образ, поэтический и художественный.

Образ – утро в деревне, восход солнца.

Уделить внимание качеству звука: певучий, протяжный, а также правильной фразировке.

Учить понимать характер и настроение музыки, интерпретировать ее выразительные средства.

Вариация I        

Беспокойно

Игриво

Легко

Встревожено

Звонко

Стремительно

Порывисто

Задорно

  Образ дождика.

Поработать над техникой исполнения: играть цепкими кончиками пальцев, точно и аккуратно исполнять акценты.

Вариация II - Allegro (Скоро.)

Проворно

Живо

Звонко

Бодро

Игриво

Легко

Бурляще

Прозрачно

Образ речки.

Добиваться легкости исполнения исходя из образа: прозрачно, бурляще.

Уделить внимание линии баса.

Преодоление технических сложностей с использованием специальных приемов, развитие техники исполнения.

Отработать технически сложные места:

  • игра в медленном темпе с акцентом на сильную долю,
  • игра в медленном темпе с акцентом на слабую долю,
  •  игра в медленном темпе с высоким подниманием пальцев,
  •  игра в медленном темпе на staccato.

Вариация III - Allegrеtto (Довольно скоро.)

Ярко

Весело

Празднично

Насыщенно

Образ праздника, народного гуляния.

Отработать технически сложные места:

  • Игра в медленном темпе на legato с высоким подниманием пальцев + вышеперечисленные приемы.

Тема - Andante (Не спеша. Спокойно.)

Умиротворенно

Дремотно

Нежно

Просто

Напевно

Спокойно

Мирно

Безмятежно

добродушно

Мягко

Приветливо

Доверчиво

Радушно

Ласково

Любовно

Образ заката дня, умиротворения.

Уделить внимание работе над кантиленой.

 9.Сюрпризный момент: Выставка картин на тему «Вариаций» Н.Любарского и исполнение «Вариаций». Подвести итог совместной работе педагога и учеников с обменом мнениями: что получилось и что хотелось бы изменить?

10.Итог урока. 

11.Домашнее задание:

        В соответствии с синтетическим образом, отработать правильно все штрихи, сделать динамическую нюансировку. Выучить педаль. Крепко знать наизусть. Отработать технически сложные места в произведениях.

Подобрать к  «Фантазии» d moll Ф.Э.Баха и «В мечтах» Г.Пахульского близкие по настроению поэтические образы.

Конец.

Литература.

1.Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.

2.Подласый И.П. Педагогика. М.,2001.

3.Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград, 1993.

4.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1982.

5.Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 1. М.,1979.

Приложение

Таблица эмоциональных состояний

Радостно

Весело

Празднично

Звонко

Искрясь

Бодро

Игриво

Бойко

Легко

Проворно

Живо

Полетно

Задорно

Юрко

Ярко

Лучезарно

Невесомо

Поэтично

Мечтательно

Сердечно

Задушевно

Напевно

Чутко

Завороженно

Грозно

Трагично

Зловеще

Траурно

Тяжело

Грузно

Мощно

Неуклюже

Напряженно

Тягуче

Неловко

Сумрачно

Хмуро

Угрюмо

Тоскливо

Сосредоточенно

Сдержанно

Степенно

Размеренно

Серьезно

Строго

Торжественно

Величественно

Победно

Призывно

Ликующе

Восторженно

Значительно

Открыто

Жизнеутверждающе

Нежно

Ласково

Любовно

Радушно

Мягко

Благородно

Приветливо

Доверчиво

Спокойно

Мирно

Безмятежно

Добродушно

Просто

Светло

Прозрачно

Беззаботно

Невозмутимо

Покорно

Беспечно

Безразлично

Отвлеченно

Равнодушно

Рассеянно

Набожно

Милосердно

Молитвенно

Покаянно

Смиренно

Элегантно

Тонко

Изящно

Грациозно

Искусно

Капризно

Хрупко

Изнеженно

Властно

Воинственно

Сурово

Твердо

Чеканно

Повелительно

Волево

Робко

Застенчиво

Смущенно

Стыдливо

Осторожно

Боязливо

Растерянно

Раздраженно

Рассерженно

Резко

Грубо

Гневно

Яростно

Жестоко

Сердито

Свирепо

Агрессивно

Безжалостно

Беспощадно

Злобно

Дерзко

Бесцеремонно

Вызывающе

Нахально

Нескромно

Назойливо

Навязчиво

Надоедливо

Страстно

Порывисто

Горячо

Бурно

Стремительно

Нетерпеливо

Буйно

Мятежно

С бравадой

Высокомерно

Насыщенно

Заносчиво

Энергично

Мужественно

Решительно

Смело

Сильно

Твердо

Упруго

Гордо

Уверенно

С достоинством

Настойчиво

Отважно

Напористо

Непокорно

Могущественно

Царски

Сонливо

Дремотно

Вяло

Обессиленно

Лениво

Безвольно

Таинственно

Вкрадчиво

Загадочно

Затаенно

Колдовски

Обвороженно

Взволнованно

Обеспокоенно

Тревожно

С отчаянием

Раскаявшись

Лихорадочно

Шутливо

Насмешливо

Шутовски

Надменно

Забавно

Ехидно

Шаловливо

Издевательски

Лукаво


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»

Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА  УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...

Задачи на развитие логического мышления в контрольно оценочных средствах

В современном мире с его большим поступлением информации и быстротечностью человеку приходиться правильно ориентироваться и разбираться в той или иной жизненной ситуации, принимать решение, анализиров...

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Проект урока по естествознанию по технологии развития критического мышления

      На мой взгляд, научить творчеству нельзя, но можно создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления.        При...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ «КОЛОКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ « ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»

Зажечь в душе ученика искру творческого подхода ко всему тому, что он делает  - такая цель должна быть характерной для любого занятия по физике.Личность, обладающая  развитым творческим...

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...