Методические рекомендации разработаны для выполнения практических работ ;
методическая разработка
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических работ по МДК 02.01 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства» Раздел МДК 1 «Окрашивание ткани печатными технологиями»;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для выполнения практических заданий
ПМ 02 «Производственно-технологическая деятельность»
по МДК 02.01 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства»
Раздел МДК 1 «Окрашивание ткани печатными технологиями»
по специальности 072601 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
(по программе углубленной подготовки)
курс 1 семестр II
к учебному плану №12/Б/2011-072601-У-9
Преподаватель: Беляева М.А.
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР СПб ГБ ПОУ «РКТК» _______________М.А.Пантелеева «___»_________________20 г. РАССМОТРЕНО На заседании Методического совета Колледжа «___»___________20___ г. Протокол №___ РАССМОТРЕНО На заседании МЦО по специальности 072601 Желудева Г. М. «___»___________20___ г. Протокол №___ | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБ ПОУ «РКТК» ______________ В.Д.Гатальский «___»________________20 г. |
Разработчики:
Беляева М.А., преподаватель высшей категории СПб ГБ ПОУ «РКТК»
Содержание
- Пояснительная записка.............................................................................4
- Планирование практических работ............................................... ……….7
- Практические работы...........................................................................9
- Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических работ по МДК 02.01 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства» Раздел МДК 1 «Окрашивание ткани печатными технологиями»;
Профессиональный модуль 02 «Производственно-технологическая деятельность»
по специальности 072601 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» (по программе углубленной подготовки)
Методические рекомендации включают:
- планирование практических занятий;
- практические работы, сопровождающиеся заданиями и указаниями для их выполнения;
- набором дополнительных материалов к практическим заданиям для студентов, работающих в быстром темпе;
- критериями оценки выполнения работ и степени овладения студентам запланированных умений (освоенных компетенций);
- списком литературы для самостоятельной подготовки.
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров (составление отчета, таблицы, разработка анкеты, подготовка к семинару и другое).
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
- физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства с художественной росписью по ткани;
- технологический процесс исполнения изделия декоративно-прикладного искусства с художественной росписью по ткани;
- художественно-технические приемы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства с художественной росписью по ткани;
- правила техники безопасности при изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства с художественной росписью по ткани;
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
- выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне;
- применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства;
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен овладеть следующими общими компетенциями:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. | Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства. | |
ПК 2.2. | Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями. | |
ПК 2.3. | Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства. | |
ПК. 2.6. | Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства. | |
ПК 2.7. | Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности. | |
Методические рекомендации включают:
- планирование практических занятий;
- практические работы, сопровождающиеся заданиями и указаниями для их выполнения;
- набором дополнительных материалов к практическим заданиям для студентов, работающих в быстром темпе;
- критериями оценки выполнения работ и степени овладения студентам запланированных умений (освоенных компетенций);
- списком литературы для самостоятельной подготовки;
2.Планирование практических занятий
№ п/п | Наименование раздела, темы | Наименование практического занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Тема 1.1. Трафаретная печать на ткани | Занятие №3-4 Практическая работа №1 Декорирование изделия по образцу на хлопчатобумажной ткани (салфетка с симметричной композицией 45Х45) Изготовление трафаретов для росписи ткани | 7 часов | |
2 | Занятие №4-5 Практическая работа №2 Приготовление печатных паст | 3 часа | ||
3 | Занятие №6-12 Практическая работа №3 Окрашивание ткани с помощью трафарета печатными пастами | 35 часов | ||
4 | Занятие №12 Практическая работа №4 Фиксация краски на ткани | 1 час | ||
5 | Тема 1.2. Печать на ткани с помощью шаблонов | Занятие № 13-20 Практическая работа №5 Декорирование изделия по образцу на хлопчатобумажной ткани (полотенце с симметричной композицией 120Х40) Изготовление передвижного шаблона для росписи ткани | 39 часов | |
6 | Занятие №20 Практическая работа №6 Приготовление печатных паст | 1час | ||
7 | Занятие № 21 Практическая работа №7 Окрашивание ткани с помощью передвижного шаблона печатными пастами | 5 часов | ||
8 | Занятие №.22 Практическая работа №8 Фиксация краски на ткани | 1 час |
3. Практические работы
Практическая работа №1
Тема: «Изготовление трафаретов для росписи ткани»
Занятие №3-4
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Цель работы:
- Уметь осуществлять процесс изготовления трафаретов для росписи ткани из различных материалов;
Материалы:
- карандаши простые НВ;
- плотная бумага или картон;
- калька;
Инструменты:
- резак профессиональный или канцелярский нож;
- ножницы;
- линейка;
Работа выполняется индивидуально.
Порядок выполнения практического задания:
- разработка эскиза;
- выполнение технической кальки;
- выбор материала для изготовления трафарета;
- выбор инструментов для изготовления трафарета;
- перенесение рисунка с кальки на материал для трафарета;
- изготовление трафарета;
Теоретические основания для выполнения практических работ №1,2,3,4,5,6,7,8
Техника ручной набойки – один из древнейших способов украшения текстиля, заключающийся в нанесении узоров на ткань. В отличие от батика это не роспись кистью по ткани, а определенный способ ручной печати.
Возникла эта техника, предположительно в Индии. Первые упоминания о ней датируются началом нашей эры – точных сведений на этот счет нет. Из Индии эта техника распространялась через страны Африки и Азии – начиная с 13 в. известны примеры украшения ткани таким способом и в Европе, где набойка сначала имитировала ткацкие рисунки, а уже после стала самостоятельным направлением декоративно-прикладного искусства. Техника ручной набойки применялась во многих странах: Италии, Германии, Чехии, Венгрии, Грузии, Армении, Англии, а начиная с 16- 17 вв. и в России.
Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее, в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных 17—19 вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.
Узор печатался «набивался» на ткань при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом. В России доски назывались «цветками» (ударение на первый слог) или «манерами». Такая доска изготавливалась по особым правилам из определенных пород дерева. Доска окуналась в краску или прижималась к сукну, пропитанному краской, чтобы поверхность покрылась нужным количеством красящего вещества. Дальше она переносилась на ткань, и ударом деревянного молотка отпечатывался рисунок – именно поэтому техника получила свое название «набойка».
И такой способ печати сохранялся вплоть до постепенного вытеснения ручной набойки механической фабричной печатью. В России ручная набойка существовала вплоть до начала 20 века.
Кубовая набойка — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором. Для набивки в основном применяли натуральные красители. Так, краски черного цвета производили из сажи хвойной древесины, синего - из смеси настоя индиго и свинцовых белил, коричневого - из смеси охры и свинца. Краски растирали на льняном масле, которое варили в глиняных горшках на открытом огне. В краску опускали куриное перо. Если оно не загоралось, это значило, что в краске много масла и ее нужно еще варить. Краску считали готовой, если перо загоралось. Не испарившаяся краска оставляла на холсте жирные пятна (ореол) вокруг орнаментального рисунка. Если же краска была приготовлена хорошо, тогда и набивка была чистой.
Индиго - природный кубовый краситель. Название "кубовый" возникло благодаря способу изготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах - "кубах". Искусные мастера - "синильщики", "красильщики" - могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. Из "синюхи" шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.
Кубовая набойка по своим техническим приемам была очень близка к батику — на такую доску наносили специальный состав — «вапу», отпечатывали его на гладком холсте, затем ткань опускали в чан, где она окрашивалась в густой синий цвет. Зарезервированный вапой узор оставался неокрашенным и тонким графическим рисунком выделялся на синем фоне.
Вапа - разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска и смол) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампов или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан с краской. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. В конце 19 — начале 20 в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере.
Позднее, в конце 17в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.
В Китае и Японии вместе с изобретением бумаги был придуман более доступный способ печати по ткани с помощью бумажных трафаретов, вырезанных вручную.
Трафаретный метод, когда ткань зажимали между двумя одинаковыми металлическими листами с прорезным узором, а затем проливали открытые места красящим составом.
В наши дни используется шелкотрафаретный метод (фотофильмпечать) на начальном этапе развития фотофильмпечати в качестве сетки использовалась ткань из натурального шелка (сетка Мюллера), которая впоследствии была заменена синтетическими тканями.
Печатной формой является капроновое сито, фиксируемое на раме с нанесенным на определенные места покрытием, не пропускающим печатную краску.
Лакирование сита шаблона:
Ручное лакирование в настоящее время используется ограниченно и только для простых рисунков. Лак наносят на сито шаблона, исключая участки, занятые площадью рисунка.
Фотохимический способ:
В основу способа положено свойства желатина в присутствии солей хрома при длительной световой экспозиции переходить в нерастворимое в воде соединение. При изготовлении шаблонов используют эту реакцию, нанося на сито слоя в темноте слой желатины с солями хрома. После высушивания на полученную пленку накладывают негативное (позитивное) изображение рисунка на кальке, пленке и освещают это изображение интенсивным источником света. Участки желатиновой пленки под действием света становятся водонерастворимыми, а участки, покрытые светонепроницаемыми деталями негатива (позитива) рисунка, сохраняют способность растворяться в воде. При последующей промывке неосвещенные участки пленки желатины набухают, растворяются и удаляются, оставляя рисунок открытым для проникновения краски через эти участки сита на ткань.
Работа кропотливая и занимает много времени. Она позволяет наносит на ткань тонкие, графичные рисунки с традиционными мотивами. Технически, для нанесения изображения в набойке используются обычные масляные краски – в Европе эта техника даже называлась «масляной набойкой». Однако краски используются в таком количестве и в такой технологии, что они не меняют структуру ткани – ткань остается тканью, а не загрубевшим холстом. Если батик и свободная роспись с использованием анилинов подвержена влиянию света и времени, то набойка сохраняет изначальный внешний вид десятилетиями, масляные краски совершенно не выцветают. Кроме того, если роспись применяется только на шёлке и хлопке (реже – на шерсти), то набойкой можно декорировать абсолютно любую ткань – от тончайших тканей до грубой кожи, мешковины, бархата, сукна
Возможности набойки неисчерпаемы. Обивка стен штофной тканью, декоративные панно, ширмы, драпировки, шторы, каминные экраны.
Для каждой композиции вырезается стопка трафаретов. Сколько цветов – столько и шаблонов; иногда каждый ход – это отдельный трафарет. Даже если рисунок задуман в один цвет, не всегда возможно нанести его с помощью одного шаблона, поэтому приходится разбивать его на 3-4. В зависимости от замысла и сложности рисунка для изготовления одной работы требуется нескольких месяцев.
Необходимо отрисовать композицию, напечатать и размножить рисунки для трафаретов (иногда это делается по старинке с копиркой и карандашом в руках). Для изготовления шаблонов используется обычная плотная бумага, а режутся даже мельчайшие кружевные трафареты вручную специальным ножом. Сама печать (нанесение краски) – процесс творческий, чем свободная живопись. Очень малое количество краски поверх трафарета втирается жесткими щетками в ткань, входя в ее структуру. Из-за этого жесткой корки, характерной для масляных красок, не остается.
Также можно использовать для работ по трафарету анилиновые краски для большей яркости. Краситель разводят в кипящей воде, добавляя туда соли для прочности и уксуса для яркости. Чтобы краска не растекалась, в неё добавляют трагантовый клей.
Ёще один способ применения анилиновых красителей для трафаретной печати заключается в приготовление нейтрального загустителя. Крахмал затирается с холодной водой и к полученному крахмальному молоку добавляется, при перемешивании, немного рафинированного масла (подсолнечное). Эта смесь «заваривается» до прозрачной массы, затем охлаждается. В полученный загуститель вводится краска. При необходимости процеживается.
На данный момент в Петербурге, что это за техника и каковы ее возможности в современном интерьере, не понаслышке знают член Союза художников России Елена Александровна Шнайдер и ее ученица, художник Нина Владимировна Чурбакова.
Учебная литература для выполнения практических работ №1,2,3,4,5,6,7,8
Обязательная:
- Л. Алферов «Технология росписи» - Р. на – Д., Феникс 2000г.
- Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей» - М., Владос 2005г.
- С.Г. Давыдов «Батик. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия – М., Аст-Пресс 2006г.
- М.О.Синеглазова «Батик» - М., МСП 2004г.
Дополнительная:
- Т. Арманд «Руководство по росписи ткани» СПБ., «Политехника» 1992г.
- С. Газарян «Прекрасное своими руками. Народные художественные ремесла» М., Детская литература 1979г.
- О.Зайцева «Батик. Практическое руководство» М., «АСТ» СПБ. «Астрель-СПб.»,2008г.
- И.С. Евсеев «Роспись посуды и аксессуаров» Р.на - Д., 2006г
- А.М. Киселев «Художественное оформление текстильных материалов способом печати» Учебное пособие/СП – СПГУТД-СПБ,2000г.
- Е.В. Масалова «Батик в интерьере» Р.на – Д., Феникс 2005г.
- П.И. Уткин, Н.С. Королева «Народные художественные промыслы» М., Высшая школа 1992г.
- И .Элияссон «Художественная обработка тканей для сцены» М., Искусство 1955г.
Интернет-Ресурсы:
http://www.otkani.ru
http://www.europrint.ru
Критерии оценки выполненного задания и степень овладения запланированных умений
№ п/п | Параметры | Критерии | Баллы |
1 | Соответствие с образцом | Соответствует | 10-9 |
С недочетами | 8-7 | ||
Не соответствует | 6-5 | ||
2 | Качество выполнения рисунка трафарета | Качественное выполнение | 10-9 |
С погрешностями | 8-7 | ||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||
3 | Качество выполнения трафарета | Качественное выполнение | 10-9 |
С погрешностями | 8-7 | ||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||
4 | Техника росписи изделия | Оптимальное использование технических приемов | 10-9 |
Ограниченное использование технических приемов | 8-7 | ||
Использование технических приемов с грубыми ошибками | 6-5 | ||
5 | Качество нанесения краски на ткань с помощью трафарета | Качественное выполнение | 10-9 |
С погрешностями | 8-7 | ||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 |
Баллы | Оценка |
50-45 | 5 |
44-35 | 4 |
34-25 | 3 |
Ниже 25 | 2 |
Задание для студентов, работающих в быстром темпе
Выполнить работу более сложного уровня и большего объема. Выполнить
дополнительное задание для участия в конкурсе, выставке и т.д.
Безопасные условия труда при выполнении практического занятий по ПМ02 «Производственно-техническая деятельность»
для выполнения практических работ №1,2,3,4,5,6,7,8
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям в лаборатории «Лаборатория материалов для художественной росписи по ткани» допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. Не допускается загромождение проходов вещами и сумками.
1.4. Во время работы в лаборатории «Лаборатория материалов для художественной росписи по ткани». Студенты должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.
1.5. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь.
1.6. При проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю.
1.8. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
1.9. Студенты, допустившие нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.
2. Требования безопасности перед началом работы.
2.1. Необходимо быть внимательным, осторожным, выполнять все указания преподавателя.
2.2. Одевать специальную одежду
2.3. Не разрешается оставлять рабочее место без разрешения преподавателя.
2.4. Соблюдать порядок на рабочем месте. Запрещается держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
2.5. Колющие и режущие инструменты (ножницы, кнопки, заточенные карандаши) необходимо держать в специальном футляре и использовать их только по назначению.
3. Требования безопасности во время работы
Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности:
3.1. Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
3.2. На рабочем месте должны находится только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
3.3. Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
3.4. Некоторые вещества при смешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
3.5. Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и особенно с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
4. Требования безопасности по окончании работы
4.1. По окончании занятия привести рабочее место в порядок.
4.2. Выход из кабинета – только по разрешению преподавателя.
Инструкционная карта к практическому занятию №3-4
Практическая работа №1
Тема: «Изготовление трафаретов для росписи ткани»
Название | Инструкция |
Изготовление трафарета | Для изготовления трафарета лучше всего подойдет тонкий картон или ватман. Толстый картон тяжело резать, а тонкая бумага намокнет и пропустит краску в те места, которые должны остаться незакрашенными. Режут трафарет острым канцелярским ножом, подложив под будущий трафарет пачку ненужной бумаги или газет, чтобы не испортить стол, пол или другую поверхность, на которой Вы собираетесь резать. Прямые линии удобнее всего вырезать по линейке: положите линейку и ведите ножом вдоль нее, как если бы это был карандаш. Для того, чтобы углы на трафарете были точно вырезаны, то, запаситесь толстой иглой. Проколите картон в уголках, а затем с помощью ножа прорежьте расстояния от одного отверстия до другого. Углы получатся ровными и аккуратными. |
Практическая работа №2, №6
Тема: «Приготовление печатных паст»
Занятие №4-5, №20
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Цель работы:
- Уметь осуществлять процесс приготовления печатных паст для росписи ткани;
Материалы:
- крахмал (кукурузный, картофельный);
- вода холодная;
- подсолнечное масло;
- краситель синтетический (анилиновый);
- соль поваренная или морская;
- уксус столовый 6%;
- трагантовый клей;
- Манутекс RS 2%;
- мочевина;
Инструменты:
- мерная ложка;
- деревянная ложка (для перемешивания);
- емкость для варения загустителя;
- плитка электрическая
Работа выполняется индивидуально и в спецодежде.
Порядок выполнения практического задания:
Рецепт№1:
- разведение крахмала холодной водой;
- смешивание с подсолнечным маслом;
- заваривание (нагревание) крахмала с маслом на паровой бане ;
- после остывания, смешивание загустителя с краской;
Рецепт№2:
- разведение красителя водой;
- добавление в краситель с водой соли поваренной или морской;
- добавление в краситель с водой соли поваренной или морской уксуса столового;
Критерии оценки выполненного задания и степень овладения запланированных умений
№ п/п | Параметры | Критерии | Баллы |
1 | 10-9 | ||
8-7 | |||
6-5 | |||
2 | 10-9 | ||
8-7 | |||
6-5 | |||
3 | 10-9 | ||
8-7 | |||
6-5 | |||
4 | 10-9 | ||
8-7 | |||
6-5 | |||
5 | 10-9 | ||
8-7 | |||
6-5 |
Баллы | Оценка |
50-45 | 5 |
44-35 | 4 |
34-25 | 3 |
Ниже 25 | 2 |
Инструкционная карта к занятию №4-5, №20
Практическая работа №2, №6
Тема: «Приготовление печатных паст»
Название | Инструкция |
Приготовление печатных паст | Способ №1: Печатные краски готовят по заранее разработанной и утвержденной рецептуре, предусматривающей соответствующий подбор красителей, вспомогательных веществ и загусток, не вступающих во взаимодействие друг с другом до определенного момента, предусмотренного соответствующей технологией. В зависимости от характера рисунка печатные краски готовят определенной густоты, должно быть легкое протирание через трафарет и быстрое высыхание на печатаемой ткани Рецепт на 100 гр. загустителя:
Способ №2: Краситель разводят в кипящей воде, добавляя туда соли для прочности и уксуса для яркости. Чтобы краска не растекалась, в неё добавляют трагантовый клей. Рецепт на 100 гр. загустителя:
|
Практическая работа №3
Тема: «Окрашивание ткани с помощью трафарета печатными пастами»
Занятие №6-12
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Цель работы:
- Уметь осуществлять процесс нанесения печатных паст на ткань с помощью трафаретов;
Материалы:
- ткань х/б (сатин), лен;
- булавки портновские;
- печатные пасты на основе анилиновых красителей;
- бумажный скотч, прозрачный скотч;
Инструменты:
- печатный стол;
- кисти щетинные (жесткие) №1-10;
- губки поролоновые;
- квачи;
Работа выполняется индивидуально и в спецодежде.
Порядок выполнения практического задания:
- выбор ткани;
- выбор способа приготовления краски для печати на ткани с помощью трафаретов;
- подбор инструментов для печати на ткани с помощью трафарета;
- подготовка ткани к крашению (удаление аппрета, отбеливание, глажение);
- «раскалывание» ткани на печатном столе;
- нанесение печатных паст на ткань с помощью трафарета;
- фиксация краски на ткани;
Критерии оценки выполненного задания и степень овладения запланированных умений
№ п/п | Параметры | Критерии | Баллы |
1 | Соответствие с образцом | Соответствует | 10-9 |
С недочетами | 8-7 | ||
Не соответствует | 6-5 | ||
2 | Качество нанесения краски | Качественное нанесение | 10-9 |
С погрешностями | 8-7 | ||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||
3 | Техника нанесения печатных паст на ткань с помощью трафарета | С соблюдением технических приемов нанесения печатных паст на ткань | 10-9 |
С незначительными дефектами нанесения печатных паст на ткань с помощью трафарета | 8-7 | ||
С не соблюдением технических приемов нанесения печатных паст на ткань | 6-5 |
Баллы | Оценка |
50-45 | 5 |
44-35 | 4 |
34-25 | 3 |
Ниже 25 | 2 |
Инструкционная карта к практическому занятию №6-12
Практическая работа №3
Тема: ««Окрашивание ткани с помощью трафарета печатными пастами»
Название | Инструкция |
Подготовка ткани к печати Окрашивание ткани с помощью трафарета печатными пастами | Перед применением, всем видам тканей требуются подготовка. Перед работой ткань необходимо обработать в мыльном теплом растворе хозяйственного мыла, чтобы удалить покрывающий её специальный состав - аппрет, и чтобы ткань дала усадку, затем тщательно прополоскать и высушить. Чтобы краски имели яркий тон, нужно ткань отбелить, так как встречаются ткани невыбеленного типа: бязь. Отбеливание ткани проводится в открытом, хорошо проветриваемом помещение, так как пары хлора вредны для здоровья. Материал погружают в раствор «Белизны». Для этого 500гр. Сухой ткани в раствор 15л. с 125гр. «Белизны» и подержать 1,5ч. При обычной температуре, прижав ткань до полного погружения. После отбеливания ткань прополаскивается несколько раз в холодной воде, затем производят процесс глажения ткани. Ткань, которую нужно расписать, «раскалывают» на печатном столе. Сверху накладывают трафарет, закрепляют на ткани с помощью портновских булавок и короткими, круглыми или плоскими, жесткими кистями заполняют нужным цветом вырезанные на трафарете места. При работе с трафаретами кисть держат вертикально по отношению к ткани и краской пропитывают, как бы «прибивая» к ткани. Отсюда и термин «отбить» по трафарету. |
Практическая работа №4
Тема: «Фиксация краски на ткани»
Занятие №12
Практическая работа №4
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Цель работы:
- Уметь осуществлять процесс фиксации краски на ткани;
Материалы:
- гигроскопическая бумага;
Инструменты:
- медицинский автоклав;
Работа выполняется индивидуально.
Порядок выполнения практического задания:
- просушивание изделия;
- заворачивание расписанной ткани в гигроскопическую бумагу;
- размещение изделия в медицинском автоклаве;
- осуществление процесса фиксации краски на ткани «запаривание»;
- удаление не закрепившейся краски на ткани (промывка);
- окончательная отделка (подшив, отпаривание)
Критерии оценки выполненного задания и степень овладения запланированных умений
№ п/п | Параметры | Критерии | Баллы |
1 | Соответствие с образцом | Соответствует | 10-9 |
С недочетами | 8-7 | ||
Не соответствует | 6-5 | ||
2 | Качество фиксации краски на ткани | Качественное выполнение | 10-9 |
С погрешностями | 8-7 | ||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||
3 | Техника фиксации краски на ткани с росписью | Оптимальное использование технических приемов | 10-9 |
Ограниченное использование технических приемов | 8-7 | ||
Использование технических приемов с грубыми ошибками | 6-5 |
Баллы | Оценка |
30-25 | 5 |
24-20 | 4 |
19-15 | 3 |
Ниже 15 | 2 |
Инструкционная карта к практическому занятию №12
Практическая работа №4
Тема: «Фиксация краски на ткани»
Фиксация красителя на ткани | Если использовались печатные краски на основ анилиновых красок: В один слой расстилается газетная бумага. Поверх бумаги располагается расписанная ткань так, чтобы бумага выступала по краям примерно на 10см. Ткань закрывается ещё одним слоем газетной бумаги; Начиная от ближней стороны, загибается край расписанной ткани вместе с газетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7см. Процедуру повторить, постепенно сворачивая ткань с бумагой, до тех пор, пока не получится многослойная полоса. С каждого края полученной полосы отмерьте около 6см и загните края, затем полоса сворачивается в «рулет». Полученный сверток – «рулет» обвязывается льняным или хлопчатобумажным шпагатом; Помещается в медицинский автоклав; или В специальный бак наливается вода слоем 10см. «Рулет» крепится к деревянной рейке на расстоянии 5см. от неё. Рейка размещается над баком таким образом, чтобы «рулет» находился в центре на равномерном удалении от стен бака и как можно дальше от воды, чтобы брызги не попали на изделие; Сверху бак накрывается байковым или шерстяным одеялами, можно использовать подушку с песком или обтянуть крышку бака материалом, хорошо впитывающим влагу. Это делается для того, чтобы предотвратить образование и выпадение конденсата, так как падающие с крышки капли оставят на изделие пятна. Если убрать крышку, то вода быстро выкипит. Время фиксации красителя зависит от ткани, чем ткань толще (хлопок, лен) |
Практическая работа №5
Тема: «Изготовление передвижного шаблона для росписи ткани»
Занятие №13-20
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»
Цель работы:
- Уметь осуществлять процесс изготовления передвижного шаблона для росписи ткани;
Материалы:
- карандаши простые НВ;
- калька с рисунком для ручного лакирования;
- калька с рисунком (позитив, негатив) для фотофильмпечати;
- рама (деревянная, металлическая, пластмассовая) размер определяется величиной раппорта и шириной ткани;
- кнопки канцелярские;
- полиамидная сетка (сито для печати №77 и т.д.) размер определяется материалом сита;
ручное лакирование:
- лак для покрытия сита шаблона;
- растворитель лака;
для фотофильмпечати:
- светочувствительная эмульсия (одна, двух – фазная «FOTECOAT 1636»)
Инструменты:
- кисти синтетические плоские, щетина №1-12 (ручное лакирование);
- линейка;
- ракля печатная резиновая (для фотофильмпечати);
Работа выполняется индивидуально.
Порядок выполнения практического задания:
- разработка эскиза;
- выполнение технической кальки;
- выбор материала для изготовления передвижного шаблона;
- выбор инструментов для изготовления передвижного шаблона;
ручное лакирование:
- перенесение рисунка с кальки на сито;
- нанесение лака на сито, исключая участки, занятые площадью рисунка;
для фотофильмечати:
- нанесение светочувствительной эмульсии на сито натянутое на раму (нанесение в неосвещенном помещении, с двух сторон в один слой);
- просушивание (около суток в неосвещенном помещении);
- накладывание негативного или позитивного изображения рисунка на обработанное сито светочувствительной эмульсией;
- засвечивание сита на световом столе (источник света: ртутные, дуговые, ксеноновые лампы, а также лампы мощности от 500-1000Вт);
- промывание сита (удаление водой неосвещенных участков рисунка);
- нанесение рисунка на ткань через сито с помощью ракли резиновой печатной;
- фиксация краски на ткани;
Критерии оценки выполненного задания и степень овладения запланированных умений
№ п/п | Параметры | Критерии | Баллы | ||
1 | Соответствие с образцом | Соответствует | 10-9 | ||
С недочетами | 8-7 | ||||
Не соответствует | 6-5 | ||||
2 | Качество выполнения рисунка | Качественное выполнение | 10-9 | ||
С погрешностями | 8-7 | ||||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||||
3 | Качество выполнения передвижного шаблона | Качественное выполнение | 10-9 | ||
С погрешностями | 8-7 | ||||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||||
4 | Техника росписи изделия | Оптимальное использование технических приемов | 10-9 | ||
Ограниченное использование технических приемов | 8-7 | ||||
Использование технических приемов с грубыми ошибками | 6-5 | ||||
5 | Качество нанесения краски на ткань с помощью передвижного шаблона | Качественное выполнение | 10-9 | ||
С погрешностями | 8-7 | ||||
С неустраняемыми дефектами | 6-5 | ||||
Баллы | Оценка | ||||
50-45 | 5 | ||||
44-35 | 4 | ||||
34-25 | 3 | ||||
Ниже 25 | 2 | ||||
Инструкционная карта к практическому занятию №13-20
Практическая работа №5
Тема: «Изготовление передвижного шаблона для росписи ткани»
Название | Инструкция |
Изготовление передвижного шаблона для росписи ткани | Можно самим изготовить подрамник нужного размера или купить уже готовый. Готовые специальные рамы удобны тем, что они, как правило, раздвижные – можно установить любой размер. А еще они бывают со специальными приспособлениями для натяжения (крючочки, дырочки для кнопок и т.п.). Самый простой способ (помимо рамы со специальными крючками) – работать с канцелярскими кнопками. Начинать натягивать лучше с середины верхней рейки. Причем работать надо симметрично, т.е. от центральной кнопки сито прикрепляется влево и вправо, далее натягивается на нижнюю рейку, точно также – от середины, Затем натягивают боковые стороны. И опять: на правой боковой раме сито не натягивается, а на левой сильно подтягивается уже по утку. Сито должна быть натянуто сильно и гладко, чтобы не было заломов и перекосов. Может быть вариант такой, между ситом и рисунком прокладывается копировальная бумага, и рисунок обводится карандашом. Этот способ очень легкий, но копировальная бумага нередко оставляет грязные следы. Второй способ: рисунок подкладывается под сито и переводится карандашом Лак наносят на внутреннюю хорошо очищенную сухую обезжиренную поверхность сита, что способствует хорошему сцеплению нитей сита сначала с лаком. В зависимости от свойств взятой ситовой ткани и сложности рисунка наносят 2—3 слоя лака. При этом основное внимание должно быть обращено на первое покрытие, от качества которого зависит сила сцепления лаковой пленки с поверхностью сита. В наши дни используется шелкотрафаретный метод (фотофильмпечать) на начальном этапе развития фотофильмпечати в качестве сетки использовалась ткань из натурального шелка (сетка Мюллера), которая впоследствии была заменена синтетическими тканями. Печатной формой является капроновое сито, фиксируемое на раме с нанесенным на определенные места покрытием, не пропускающим печатную краску. Лакирование сита шаблона: Ручное лакирование в настоящее время используется ограниченно и только для простых рисунков. Лак наносят на сито шаблона, исключая участки, занятые площадью рисунка. Фотохимический способ: В основу способа положено свойства желатина в присутствии солей хрома при длительной световой экспозиции переходить в нерастворимое в воде соединение. При изготовлении шаблонов используют эту реакцию, нанося на сито слоя в темноте слой желатины с солями хрома. После высушивания на полученную пленку накладывают негативное (позитивное) изображение рисунка на кальке, пленке и освещают это изображение интенсивным источником света. Участки желатиновой пленки под действием света становятся водонерастворимыми, а участки, покрытые светонепроницаемыми деталями негатива (позитива) рисунка, сохраняют способность растворяться в воде. При последующей промывке неосвещенные участки пленки желатины набухают, растворяются и удаляются, оставляя рисунок открытым для проникновения краски через эти участки сита на ткань. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.01 "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"
В методическом пособии приводится пояснительная записка, тематический план междисциплинарного курса, правила выполнения практических работ, содержание практических работ и список рекомендуемой литерат...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПМ 01 Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции
Разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции...

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы ПМ05 Выполнение электромонтажных работ
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:иметь практический опыт-в...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»для студентов II курса очной формы обученияспециальности140448 «Техническая эксплуатац...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические рекомендации выполнения выпускной квалификационной работы для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
В данном учебном пособии содежатся :требования к структуре выпускной квалификационной работы,требования к оформлению выпускной квалификационной работы.рекомендации для защиты выпускной квалифика...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ», программы подготовки по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» квалификации Каменщик, электросварщик ручной сварки
Методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК. 03.01.Технология выполнения каменных работ ПМ.03. Выполнение каменных работ....
