Формирование творческой активности и стимулирование познавательной мотивации школьников на занятиях изобразительным искусством.
план-конспект урока
Цель занятия — развитие творческого потенциала и познавательных интересов учащихся посредством уроков изобразительного искусства. Программа направлена на формирование у детей художественных навыков, умения видеть красоту окружающего мира и выражать своё видение через различные художественные техники. Активная творческая деятельность помогает школьникам раскрыть индивидуальные таланты, повышает интерес к предмету и формирует основы художественного восприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель: Шибакова Н.В.,
учитель технологии и изобразительного искусства
МБОУ «Малоатлымская СОШ»
Формирование творческой активности и стимулирование познавательной мотивации школьников на занятиях изобразительным искусством.
Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «умению рисовать», что в скором времени приводит к острой неудовлетворённости результатами своих усилий и, как следствие, к потере интереса, падению мотивации к изобразительной деятельности.
Это не значит, что подростки не склонны к художественному творчеству. Они более остро и глубоко, чем младшие школьники, переживают творческий процесс, больше и осознаннее его ценят. Но средства и способы для реализации своих замыслов, которые они получили в предшествующий период обучения, или недостаточны, или малопригодны для нового отношения к художественной деятельности. Это происходит потому, что у младших школьников художественное восприятие мира, это ярко отражается в их рисунках. Они изображают предметы и явления главным образом так, как представляют их в своём воображении. Угасание художественного творчества - это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса. Попытки сохранить неповторимость детского изобразительного творчества ни к чему не приведут. Необходимо так построить содержание и организацию занятий, чтобы учесть новое отношение учащихся к занятиям искусством.
Школьники среднего звена обладают не образным, а аналитико - рассудочным отношением к средствам и способам передачи содержания. Следующей особенностью является повышенное внимание к тому, что в среде подростков считается показателем «взрослости», «современности», «оригинальности». Учащиеся стремятся изображать всё «как в жизни», у них повышенное внимание к основам графической грамоты и в умении сравнительно быстро и без особых затруднений их освоить. Большинство учащихся правила усваивают формально, чаще повторяя образцы, показанные учителем. Творческих заданий в технике рисунка или живописи стараются избежать или, испытывая затруднения, используют те изображения, которые раньше уже делали и умеют выполнять.
Недостаточность изобразительных способностей у большинства подростков сказывается на результатах выполнения заданий в живописи и графике. В декоративных видах искусства, где много условных изображений, творческие работы оказываются достаточно успешными. Личностно - ориентированный подход требует включения в учебный предмет многих различных видов, жанров и техник, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы.
Значит, одним из условий разрешения кризиса художественного творчества могут стать учебные и творческие задания, позволяющие школьнику реализовать свой замысел путём выбора того вида, жанра или техники искусства, к которому у него есть наибольшая склонность и достаточные изобразительные возможности. Это позволяет включить в обучение не только классические виды изобразительного искусства, но и широкие, разнообразные возможности, заложенные в близких к ним жанрах, техниках и художественных материалах, как традиционных, так и современных.
На уроках изобразительного искусства можно использовать следующие материалы и техники изображения:
В живописных техниках можно использовать восковые мелки, губку, косметические палочки, ватные палочки, соль, сухую кисть, зубную щётку, пальцы, расчёску, трубочку для выдувания… В рисунке это уголь, графит, тушь, гелевая ручка, пастель, цветные и восковые карандаши, сангина, сепия, фломастеры…
В процессе занятий изобразительным искусством ученики знакомятся и пробуют применять различные техники и способы создания прекрасного в своём творчестве. У них появляется способность к эстетическому восприятию внутреннего и окружающего мира. Эта способность включает оценку красоты в формирование жизненно значимых личностных ценностей детей и подростков.
Задачи: Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Повышение мотивации к предмету: Создание творческих работ в прикладных видах и техниках искусства. Выполнение учебных и творческих заданий, позволяющих реализовать свой замысел путём выбора того вида, жанра или техники искусства, к которому сложилась наибольшая склонность и достаточные изобразительные возможности. Обучение успехом - наиболее надёжный путь развития детей в художественной деятельности.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ.
На уроках также применяю метод ИКТ
На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.
Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
Урок искусства должен быть для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.
Используемые источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности обучающихся при изучении иностранного языка.
Одним из направлений совершенствования образовательного процесса является научно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся. В сфере среднего профессионального образования научная деятельн...

Диагностика и оценка развития творческих и художественных способностей школьников по предмету «Изобразительное искусство» в студии рисования по 3-х годичной программе «Воспитание творчеством»
Современные требования к формированию творческой личности требуют и современных подходов. Здесь-то и возникает необходимость в диагностике художественных и творческих задатков и опреде...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.
Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

«Формирование личностных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Теоретические подходы к проблеме формирования личностных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.Возможности уроков изобразительного искусства в формировании личностных рез...

«Развитие воображения у детей на занятиях изобразительного искусства»
Для занятия изобразительным искусством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами и методами, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание тео...

«Развитие воображения у детей на занятиях изобразительного искусства»
Для занятия изобразительным искусством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами и методами, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание тео...
Влияние организации развивающей предметно- пространственной среды на формирование творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности
Курсовую выполнила Руппель Виктория Алексеевна. В данной работе вы можете подробнее ознакомиться с данной темой и приложениями к данной теме....
