«Правила этикета и оформление праздничного стола» в разделе «Культура питания» для учеников 6 класса.
план-конспект урока

Шибакова Наталья Викторовна

Увлекательное занятие, посвящённое изучению основ культуры поведения за столом и искусству сервировки. Учащиеся познакомятся с правилами современного этикета, научатся правильно расставлять столовые приборы и украшать стол для торжественного обеда. Практическая работа позволит закрепить полученные знания и развить творческие способности в оформлении праздничного пространства. Занятие способствует формированию эстетического вкуса и коммуникативных навыков, необходимых каждому современному человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii_6_klass.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель: Шибакова Н.В.,

учитель технологии и изобразительного искусства

МБОУ «Малоатлымская СОШ»

«Правила этикета и оформление праздничного стола» в разделе

«Культура питания» для учеников 6 класса.

Цель урока: Познакомить с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления. Научить приемам складывания салфеток, сервировки стола.

Задачи:

Образовательные: познакомить школьников с основными правилами сервировки стола к обеду; показать различные варианты оформления и украшения стола.

2. Развивать: творческую активность школьников, развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию; развивать внимательность, аккуратность.
3. Воспитывать самостоятельность, создавать условия для эстетического вкуса.

Ход мероприятия

- Здравствуйте, ребята! (проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих)

Определение темы урока

-Эпиграф нашего урока пословица «Умел в гости звать - умей и встречать».

(Слайд № 1) Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня будем изучать? (обучающиеся дают свои ответы) – «Сервировка стола».

Сегодня на уроке вы познакомитесь с историей современного этикета, научитесь сервировать стол к обеду и узнаете в какой последовательности подавать блюда.

-Так, что же такое, современный этикет? (учащиеся дают свои ответы). (Слайд № 2)

Рассказ об этикете:

Это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Но все ли вы знаете, как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать семейный праздник, как сервировать стол и многое другое? А зачем нам это нужно знать? (Опрос учащихся) Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, умение правильно держать себя за столом, красиво есть, всегда считалось одним из критериев, по которому судили об общем культурном уровне человека.

-Итак, о поведении за столом. (Слайд № 3). Хорошим манерам обучать русских дворян всерьёз взялся Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

-Давайте, мы рассмотрим и запомним несколько правил культуры поведения за столом. Сев за стол, прежде всего, следует обратить внимание на свою осанку. (Слайд № 4). Сидеть надо прямо, но не напряжённо, слегка опираясь на спинку стула. Стул не надо придвигать близко к столу, иначе может возникнуть желание положить на стол локти. Но и далеко отодвигаться от стола не стоит, это создаёт неудобство во время еды. Нередко человек, сев за стол, не знает, что делать с руками. Лучше всего держать их подальше от лица, не поправлять волосы, не потирать лоб, не подпирать подбородок. Пусть руки свободно лежат на коленях. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки или ножа.

Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их легко разломить вилкой.

Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо  

Из-за стола следует вставать только после приема пищи, если не возникнут какие-то другие обстоятельства, при которых это необходимо сделать раньше.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом. Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

(Слайд № 5). 

Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.

 Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая присутствующих всеми необходимыми предметами и приборами. Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

  Прежде всего, обеденный стол нужно застелить скатертью. (Слайд № 6). Скатерть - это платье стола. Первое упоминание о скатерти на Руси встречается в «Смоленской грамоте» в 1150г. Скатерти с узорами появились только в 12 веке.  Красивые и аккуратно постеленные скатерти придают столу праздничный вид. Концы скатерти должны свисать примерно на 25—30 см. И белые, и цветные скатерти украшают стол. 

Какую ставить посуду и приборы? (Слайд № 7). Предположим, что обед с ограниченным числом блюд: суп, второе и десерт. Перед каждым местом ставят подставную (большую или мелкую) тарелку, на неё глубокую - суповую. Справа от тарелок и приборов – полотняная салфетка (иногда её кладут на тарелку свёрнутой), её надо развернуть и положить на колени. Ею не следует вытирать губы. Для этого предназначены бумажные салфетки. Первые салфетки появились у древних римлян и были из махровой льняной ткани, которые повязывали вокруг шеи и вытирали ими губы и руки. Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. (Слайд № 8). Салфетки складывают по 10-12 штук в вазочки или салфетницы, ставят на стол из расчёта 1 ваза на 4-6 человек.

Выходя из-за стола, салфетку кладут справа от тарелки, если тарелки убраны, то в центре.

(Слайд № 9). Справа ложка для супа вогнутой поверхностью вверх, нож для второго блюда. (Слайд № 10). Вилку кладут слева от тарелок зубцами вверх. Над тарелками - десертные приборы: ложка ручкой вправо, вилка ручкой влево. Выше и правее от тарелок - стакан или фужер для минеральной воды. Если места на столе достаточно, слева ставят пирожковую (хлебную) тарелку и нож для масла ручкой вправо. В иных случаях хлеб подают на подносе или блюде. В центре стола ставят супницу, (Слайд № 11) большое блюдо со вторым, приправы, специи. (Слайд № 12).

-Немного истории: Тарелка появилась в 12-13 веках в Европе,

(Слайд № 13)

вместо тарелок использовали большие куски хлеба.

Глубокая тарелка стала индивидуальной в 17 веке.

До этого несколько человек использовали одну общую тарелку. СЕРЕБРЯНАЯ ЛОЖКА на Руси (Слайд № 14) впервые появилась на столе князя Владимира в Киеве в Х веке. В дореволюционной России деревянная ложка была главным атрибутом деревенского стола и являлась предметом народного промысла.

НОЖ стал столовым прибором в 15 веке. Нож был остроконечным - нередко им ковыряли в зубах. Сейчас для этой цели используют зубочистки. По распоряжению кардинала Ришелье концы ножа стали закруглять.

ВИЛКА появилась в 11 веке и имела двузубый вид, которой брали большие куски мяса. Современной вилкой человек пользуется сравнительно недавно:700-800 лет. Долгое время вилка считалась прихотью богатых людей.

Цветы (Слайд № 15) – важный элемент украшения стола. Размещают цветы, как правило, в центре или на краю стола. Букеты цветов должны быть небольшие, в широких вазах. Их высота не должна превышать 25 см, чтобы не заслонять гостей друг от друга и мешать беседе и иметь резкий запах.

Если число гостей велико, то на стол ставят несколько букетов. Букет на столе должен обязательно гармонировать  по цвету с посудой и скатертью, а также соответствовать случаю и времени года.

(Слайд № 16) За столом принято всем говорить приятного аппетита! (Что поднимает настроение и улучшает приём пищи).

-Подведем итог урока. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Давайте вспомним некоторые моменты из урока (слайд №17,18,19).  – Какие правила этикета за столом вы запомнили? - Что же такое сервировка стола? - Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол?   Оцените свою работу на уроке.

 

Используемые источники. 

  1. https://infourok.ru/urok-po-tehnologii-etiket-servirovka-stola-k-obedu-1895412.html
  2. https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/uroki/siervirovka-stola-k-obiedu
  3. https://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-povedenija-za-stolom-dlja-shkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Оформление чайного стола «Осенний букет". Изделия из соленого и песочного теста".

Методическая разработка открытого бинарного урока по производственному обучению и предмету "Рисование и лепка" для студентов, обучающихся по профессии "Повар, кондитер"....

Статья "Изучение правил этикета в школе"

Изучение правил этикета в школеПравилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных с...

Мастер класс Тема: "Букет из роз. Элементы украшения праздничных столов из овощей"

Мастер класс.Букет из роз. Элементы украшения праздничных столов из овощей и фруктов.Показ умений пользоваться инструментами.Формирование умений составлять композиции в соответствии с тематикой меропр...

Мастер класс по профориентации «Оформление праздничных капкейков»

Данная информация предназначена в пмощь, для проведения мастер класса по профессии "Повар, кондитер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 04 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУД. 04 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА...

ОП 10 Психология и этика деловых отношений 1.Тема: «Общие правила этикета»

Задание: Составить 5 ситуаций по теме: «Общие правила этикета» и разрешить их.При выполнении задания используйте информацию по теме: «Общие правила этикета»...

Беседа. "Правила этикета".

Расширение и углубление  знаний  обучающих  о правилах этикета....