Рабочая программа учебной дисциплины "Рисунок с основами перспективы" специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок с основами перспективы» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 27 октября 2014 г. N 1391 зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (Регистрационный N 34861 от 24 ноября 2014 г.)
Цель дисциплины: формирование у студентов устойчивых умений выполнять линейно-конструктивные и тоновые рисунки с натуры средствами академического рисунка с использованием разнообразных графических приемов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина | Рисунок с основами перспективы |
Специальность | 54.02.01 Дизайн (по отраслям) |
Квалификация выпускника | Дизайнер |
Нормативный срок обучения | 3 года и 10 месяцев на базе основного общего образования |
Форма обучения | Очная |
Саратов
Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок с основами перспективы» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 27 октября 2014 г. N 1391 зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (Регистрационный N 34861 от 24 ноября 2014 г.)
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж»
Разработчик: Ирина Юрьевна Маркова, преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ» 15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ»
1.1 Область применения программы ОП.03 Рисунок с основами перспективы
Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок с основами перспективы» является частью образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) среднего специального образования и призвана формировать общие (ОК 1-9) и профессиональные компетенции (ПК 1.5).
Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок с основами перспективы» может быть использована в основном дополнительном профессиональном образовании (далее – ДПО) повышения квалификации и переподготовки кадров в области проектирования объектов архитектурной среды, осуществление мероприятий по реализации принятых решений, планирование и организация процесса архитектурного проектирования
1.2. Место дисциплины ОП.03 «Рисунок с основами перспективы» в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 «Рисунок с основами перспективы» является дисциплиной общепрофессиональной и направлена на формирование у студентов теоретических основ и практических навыков по рисунку, являющихся не только средствами развития эстетического вкуса будущего специалиста, но и прочной основой его дальнейшей деятельности. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
1.3 Цели и задачи дисциплины ОП.03 «Рисунок с основами перспективы» – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины: формирование у студентов устойчивых умений выполнять линейно-конструктивные и тоновые рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов;
- выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека;
- выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы перспективного построения геометрических форм;
- основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики;
- основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека.
1.4 Компетенции обучающихся, формируемые при освоении дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося 369 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 246 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 123 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 369 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 246 |
в том числе: | |
практические занятия | 246 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 123 |
в том числе: | |
выполнение и оформление домашних практических работ | 123 |
Промежуточная аттестация установлена в форме дифференцированного зачёта | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок с основами перспективы»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Геометрические структуры | ||||
Тема 1.1 Изучение основ наблюдательной перспективы | Содержание учебного материала | 44 | ||
1 | Основы линейной перспективы. Закономерности перспективных сокращений плоскостей при различных точках зрения и различной удалённости от глаза наблюдателя. Главный луч зрения. Точки схода параллельных прямых. Перспективы центральная и угловая. Принципы структурно-конструктивного рисунка. Формирование объема средствами тоновой графики. | 2 | ||
Практические занятия: №1 упражнения по рисованию простых геометрических фигур в перспективе; упражнения по рисованию простых геометрических тел в перспективе. №2 натюрморт, составленный из 2-х геометрических тел №3 натюрморт, составленный из 3-х геометрических тел №4 комбинаторика геометрических тел | 12 8 12 12 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - наброски геометрических тел и предметов быта - эскизы к практической работе №4 | 16 6 | |||
Тема 1.2 Изображение сложных форм | Содержание учебного материала | 24 | ||
2 | Развитие объёмно-пространственного мышления на основе изображения отдельных предметов сложной формы и групп из них. Задачи композиционного размещения рисунка в заданной плоскости листа. Анализ пластических основ конструкции сложной формы предмета как сочетание простейших геометрических форм. Способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластическое решение формы предмета. Физические факторы образования визуальной характеристики тона фазы светотени. Характер освещённости предметов. Законы распределения света в пространстве. Понятия: контраст, силуэт, нюанс. Влияние цвета и фактуры предмета на светотеневые отношения. Простейшее тоновое деление пространства. Взаимовлияние предметов и фона | 2 | ||
Практические занятия: №5 натюрморт, составленный из предметов домашнего обихода и труда с драпировкой №6 натюрморт, составленный из предметов быта в интерьере | 12 12 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - зарисовки предметов быта, предметов интерьера | 12 | 1 семестр | ||
Раздел 2. Архитектурные детали. Круглая пластика и рельефная орнаментика. Элементы архитектурного ордера. | ||||
Тема 2.1 Круглая пластика и рельефная орнаментика | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей конструктивной логики архитектурного сооружения. Анализ формы сложных предметов через характерные сечения. Логичность появления архитектурной детали, её целесообразность в конструкции и художественно-пластическое выражение. Ритмы архитектурной орнаментики и их пропорции | 2 | ||
Практические занятия: №7 рисунок вазы, амфоры №8 рисунок орнамента | 8 10 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: -зарисовки предметов быта | 9 | |||
Тема 2.2 Элементы архитектурного ордера | Содержание учебного материала | 12 | ||
2 | Анализ формы через характерные сечения. Логичность появления архитектурной детали, ее целесообразность в конструкции и художественно - пластическое выражение. Ритмы архитектурной орнаментики и их пропорции. Анализ конструкции архитектурного ордера и его деталей. Стилевые особенности, закономерности частей и целого в архитектурном сооружении | 2 | ||
Практические занятия: №9 рисунок архитектурных деталей | 12 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - зарисовки городского дизайна | 6 | |||
Раздел 3. Изображение окружающей среды | ||||
Тема 3.1 Рисунок архитектурного сооружения и интерьерных пространств | Содержание учебного материала | 20 | ||
1 | Стилевые особенности, масштабность и логические закономерности частей и целого в архитектурном сооружении. Изображение крупных предметов в пространстве. Определении линии горизонта; передача целостной композиции, соподчиненности предметов в экстерьере и интерьере. Передача воздушной среды графическими средствами. | 2 | ||
Практические занятия: №10 рисунок архитектурного сооружения по заданным проекциям №11 рисунок интерьера | 8 12 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - эскиз к практической работе №10; - зарисовки городского дизайна | 2 8 | |||
Раздел 4. Изображение человека | ||||
Тема 4.1 Голова человека | Содержание учебного материала | 86 | ||
1 | Анализ пропорций головы человека её анатомических основ. Структурный стержень строения объёмной формы, позволяющей анализировать видимую пластическую основу головы. Связь внутренней костной конструкции и внешней мышечной системы в пластике головы человека. Рисунок построения головы по опорным пунктам и характерным направляющим линиям. Использование в построении сечений по основным плоскостям | 2 | ||
Практические занятия: №12 рисунки гипсовых слепков деталей головы человека №13 рисунок черепа человека в двух поворотах №14 рисунок обрубовочной головы №15 рисунок античной головы №16 рисунок головы натурщика | 30 16 14 14 12 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - наброски и зарисовки головы человека с натуры | 43 | |||
Тема 4.2 Фигура человека | Содержание учебного материала | 42 | ||
1 | Анализ пропорционального строя фигуры человека и ее анатомических основ. Постановка фигуры в рисунке. Центр тяжести всего тела человека. Рисунок построения фигуры человека по отдельным опорным пунктам и направляющим линиям | 3 | ||
Практические занятия: №17 рисунок гипсовой фигуры человека №18 наброски фигуры человека в разных ракурсах №19 рисунок натурщика №20 рисунок натурщицы | 12 2 14 14 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - зарисовки анатомической фигуры человека - наброски фигуры человека с натуры | 6 15 | |||
Всего по учебной дисциплине: | 369 | |||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет рисунка.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- образцы выполнения практических заданий, выполненные обучающимися;
- печатная литература для индивидуального использования в процессе выполнения практического задания;
- методические пособия по выполнению практических работ.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – рисунки и иллюстрации к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций.
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- гипсовые слепки геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей; гипсовые слепки деталей головы, обрубовочной головы, античной головы и черепа человека;
- натюрмортный фонд;
- столики для постановочных натюрмортов;
- осветительные приборы для освещения постановок;
- мольберты для рисования.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2016.- 408 с.: ил.
2. Беляева, С.Е., Розанова Е.А. Спецрисунок и художественная графика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева, Е.А.Розанова. - 7-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2014г.- 240 с.: ил., [16] цв. вкл.
3. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений/и С.Е.Беляева. - 7-е изд., стер. -М.: Издательский центр "Академия", 2013.- 208 с., [16] с. цв. ил.
Дополнительные источники:
1. Калина, Н.Д. Фундаментальные основы конструктивного рисунка: конструктивно-графическое моделирование: учебное пособие для студ.вузов/ Н.Д. Калина,: Владивосток, гос. ун-т экономики и сервиса – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 256 с.: ил.
2. Овчинникова, М.Л. Рисунок: практикум для студ.вузов/ М.Л. Овчинникова: Владивосток, гос. ун-т экономики и сервиса – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 78 с.: ил. 5
3. Жабинский, В.И. Винтова, А.В. Рисунок: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2011.- 272 с.
Интернет-ресурсы -
http://www.tretyakovgallery.ru/ - Государственная Третьяковская галерея.
http://vesnart.ru/ - Портал по изобразительному искусству.
http://anatomiya-atlas.ru/ - Анатомия человека. Атлас анатомии человека. Анатомия в картинках.
http://graphic.org.ru/anatomy.html - Уроки рисунка. Анатомии для художников
3.3 Организация образовательного процесса
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Рисунок с основами перспективы» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод. В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний и умений используется просмотр и оценка практических заданий, выполненных учащимися на занятиях в аудитории и выполненных самостоятельно во внеаудиторное время.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь - выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приемов; | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ; - индивидуальный устный опрос |
- выполнять линейно-конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта и фигуры человека; | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ; - индивидуальный устный опрос |
- выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости. | Оперативный контроль: - групповая консультация |
знать: - принципы перспективного построения геометрических форм; | Рубежный контроль: - итоговая контрольная работа |
- приёмы нахождения точных пропорций - основные законы перспективы и распределения света и тени при изображении предметов, приемы черно-белой графики; | Оперативный контроль: - просмотр и оценка практических работ |
- основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры человека. | Промежуточный контроль: - дифференцированный зачет с учетом портфолио с итоговыми практическими работами за предыдущие семестры |
Разработчик преподаватель специальных дисциплин И.Ю.Маркова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

Рабочая программа учебной дисциплины для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности СПО Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Максимальная нагрузка обучающихся -...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент Для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫМенеджмент Для специальности8.02.04 Коммерция (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базовый образовательный уровень подготовки ПМ. 01 Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Специальность: 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) базовый образовательный уровень подготовки ПМ. 01...

Основные подходы к разработке рабочих программ профессионального модуля на основе ФГОС для студ. спец. МХД (по отраслям)
Формирование компетенций требует соответствующей организации учебного процесса, предусматривающей не только интеграцию теории и практики, но и нахождение их разумного соотношения.Распределение часов, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 2020г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...


