Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе
материал на тему

Козловский Александр Юрьевич

Данный доклад посвящен использованиею возможностей компьютерных средств в процессе обучения по спецдисциплинам, курсовому и дипломному проектированию специальности 151901 "Технология машиностроения" в ГБОУ СПО МО "Авиационный техникум" г. Долгопрудного. Рассмотрен процесс внедрения компьютерных технологий в учебный процесс конкретного образовательного учреждения и приведены соответствующие выводы и рекомендации.

Во-первых, информационно–коммуникативные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепление профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Во-вторых, с помощью компьютерных технологий можно решать следующие задачи: 1) ормирование умения работать с информацией и развивать коммуникативные способности; 2) воспитание личности «информационного общества»; 3) предоставление каждому обучающемуся столько материала, сколько он сможет усвоить; 4) формирование исследовательских умений и умений принимать решения. В-третьих, применение компьютерных технологий лучше всего реализовывать в зависимости от целей и потребностей учебных дисциплин: 1) «проникающая» технология – компьютерное обучение применяется по отдельным темам и разделам для отдельных дидактических задач; 2) «основная» технология – большая часть учебного материала осваивается с помощью компьютера; 3) «монотехнология» – всё обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинг, опираются на применение компьютера). В-четвертых, применение современных технических и программных средств информационных технологий позволяет: 1) информатизировать практически любые учебные дисциплины; 2) повысить эффективность и качество процесса обучения, 3) активизировать познавательную деятельность обучающихся; 4) увеличить объем и оптимизацию поиска нужной информации; 5) дифференцировать учебный материал по объему и сложности; 6) реализовать возможность многократного возвращения к изученному материалу; 7) облегчить обмен и хранение результатов выполненных заданий; 8) организовать личное время, удобное обучающимся, для выполнения заданий; 9) обеспечить создание образовательной базы для развития специалистов широкого профиля; 10) создание условий для реализации самостоятельной работы за счет получения индивидуальных заданий; 11) интерактивно обрабатывать связи, установленной между обучаемым и средством обучения; 12) унифицировать и стандартизировать разрабатываемые документы. В-пятых, работа с программным обеспечением способствует развитию у обучающихся: 1) познавательной активности при решении технических задач; 2) формированию позитивного отношения к теоретическому знанию, к учебной и профессиональной деятельности; 3) освоению практических навыков и умений; 4) формированию профессионально-личностных качеств; 5) мотивационной и организационной готовности к профессиональному самообразованию; 6) созданию основы для развития индивидуальной профессиональной деятельности; 7) обеспечению профессиональной мобильности будущего специалиста; 8) готовности к инновационной деятельности; 9) сотрудничеству преподавателя и обучающегося в учебном процессе. В-шестых, опыт использования информационных программ Компас-3D Home и СПРУТ-ТП демонстрирует интеграцию теоретического и практического мышления студентов, развитие профессиональной грамотности обучающихся. В-седьмых, использование САПР КОМПАС-3D и СПРУТ-ТП на учебных и практических занятиях, а также при курсовом и дипломном проектировании позволяет достичь следующих результатов: 1) активизация обучения за счет вовлечения в учебный процесс каждого студента; 2) комбинированное использование основных факторов интенсификации обучения (повышения интереса к деятельности, увеличения информационной емкости занятий, усиление темпа учебных действий, активизации учебной деятельности преподавателя); 3) повышение наглядности и иллюстративности предоставления учебной информации; 4) разработка рабочих чертежей, технической и текстовой документации осуществляется в 1,5-5 раз быстрее, чем традиционными (ручными) способами; 5) самое главное - оформление всей технической документации полностью соответствует требованиям ЕСКД и ЕСТП.

Вместе с тем, есть определенные направления, которые необходимо реализовать для успеха процесса информатизации учебного заведения: 1) выполнение программы «1 обучающийся – 1 компьютер»; 2) централизованное приобретение технических и лицензированных программных средств с последующим распределением по техникуму; 3) инсталяция и обслуживание компьютерных классов; 4) проработка, монтаж и наладка локальных сетей (ЛВС); 4) подбор, установка и первоначальное сопровождение программного обеспечения для ЛВС и для обеспечения специальных дисциплин учебного цикла, в том числе программ открытого распространения; 5) текущая поддержка работоспособности информационных средств в учебных компьютерных классах и управленческих подразделениях; 6) текущее администрирование ЛВС; 7) подбор и внедрение программных продуктов в административные подразделения техникума; 8) обеспечение бесперебойной работы компьютерной и оргтехники, программного обеспечения за счет организации системы бесперебойного питания; 9) предоставление услуг и обслуживание сайта учебного заведения и электронной почты; 10) организация системы защиты информации; 11) переподготовка педагогов, сотрудников техникума в области компьютерных дисциплин, телекоммуникаций и компьютерной графики; 12) оказание дополнительных образовательных услуг по овладению компьютерными технологиями обучающихся; 13) организация и обслуживание системы дистанционного обучения.

Все вышесказанное позволяет ставить перед выпускниками техникума конкретных требований к необходимому минимуму знаний, умений, навыков и компетенций. Использование в образовательном процессе современных компьютерных технологий способствует осознанию обучающимися технических специальностей постоянно растущих требований, предъявляемых к подготовке будущих специалистов-техников.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sapr_obosnovanie_20141217.pdf204.19 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Применение информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе

Данная методическая разработка заняла 3-е место во Всероссийском конкурсе методических разработок педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы технической направленности...

Тема: Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

¢Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта...

Опыт применения современных образовательных технологий в учебном процессе

Опыт применения перспективных технологий и методов в практике современного образования...

Использование элементов информационных технологий в учебном процессе

Современные информационные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни и становятся неотъемлемой ее частью. В связи с этим увеличивается потребность общества в подготовке специалистов, владеющих...

Доклад на тему: Применение современных образовательных технологий в учебном процессе

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а молодежь, зачастую, не желает учиться, не заинтересована в этом. Достижения студентов завися...