Использование элементов информационных технологий в учебном процессе
статья

Коледенкова Ольга Алексеевна

Современные информационные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни и становятся неотъемлемой ее частью. В связи с этим увеличивается потребность общества в подготовке специалистов, владеющих навыками их использования, и значительно возрастает роль информационных технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_inf._tehn.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов информационных технологий в учебном процессе.

Коледенкова О.А.

ГПОУ ТО «Новомосковский политехнический колледж»

Современные информационные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни и становятся неотъемлемой ее частью. В связи с этим увеличивается потребность общества в подготовке специалистов, владеющих навыками их использования, и значительно возрастает роль информационных технологий в образовательном процессе.

Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Информационные технологии играют в этом процессе особую роль, так как применение последних способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию, усвоению учебного материала, повышению качества образования. [1]

В настоящее время в образовательном процессе активно применяются компьютерные технологии, расширяющие возможности преподавания и стимулирующие заинтересованность студентов в изучении предметов, составляющих основу их будущей профессиональной деятельности.

Тема «Электробезопасность» является одной из самых сложных для усвоения в курсе «Охрана труда». Невидимость реальной опасности и незнание способов защиты от поражения электрическим током становится одной из основных причин несчастных случаев на производстве.

Статистика электротравматизма показывает, что смертельные поражения электрическим током в РФ составляют 2,7 % от общего числа смертельных случаев, что непропорционально много относительно травматизма вообще. Это означает, что электротравматизм носит по преимуществу смертельный характер. [2]

Для лучшего понятия и усвоения студентами изучаемого материала применялся следующий метод обучения:

- на первом этапе был проведен ориентированный урок,  с использованием объяснительно-иллюстративного метода, а именно чтением лекции и показом фильма, знакомящим учащихся с возможными причинами поражения электрическим током и видами электрических травм;

- на втором этапе, для закрепления полученных знаний, был применен репродуктивный метод обучения – проведение практической работы по теме ««Исследование опасности поражения человека электрическим током. Оценка эффективности применения защитных мер» с использованием компьютерного виртуального лабораторного стенда.

             Работа выполнялась на виртуальном лабораторном стенде, имитирующем работу трехфазной электросети с изолированной нейтралью. К электросети подключены две электроустановки (два станка), на которых работают два человека. Для обеспечения защиты персонала от поражения электрическим током использовались зануление и защитное заземление.

Виртуальный стенд позволяет: имитируя подачу напряжения, включать в работу станки; измерять напряжение и силу тока; изучать работу электрооборудования в нормальном и аварийном режиме работы (в случае пробоя изоляции), а главное познакомиться с эффективностью защитных мер. Включение элементов стенда в работу и снятие показаний с условных приборов (вольтметров и миллиамперметров) осуществлялось при помощи курсора. К работе студенты допускались после прохождения теста – допуска, включающего правила выполнения работы.

По результатам измерений строился график зависимости величины тока, проходящего через тело человека, от сопротивления заземлителя и делался вывод. Проанализировав результаты измерений, необходимо было ответить на следующие вопросы:

-можно ли  использовать разные способы защиты на электроустановках, находящихся в непосредственной близости друг от друга и питающихся от одного трансформатора;

-укать минимальное значение сопротивления заземлителя, при котором через человека будет проходить малоопасный ток.

На окончательном этапе изучения темы решались задачи,  и проводился тест – защита по пройденному материалу.

Такой подход к изучению темы «Электробезопасность» позволяет: лучше понять лекционный материал, приложив минимум усилий для его усвоения; закрепить полученные знания, используя компьютерные технологии; сформировать у студентов способности к анализу, систематизации данных, обобщению, самостоятельному мышлению, так необходимые  в дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1.Знаменская Е.А. Роль информационных технологий в образовании // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 90-92; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6748.

2.Демин В.И., Седой Ю.Н., Гром Д.С.К вопросу оценки состояния электробезопасности на предприятиях. Научные труды Куб ГТУ, №3, 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны

Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...

Применение технических и программных средств информационных технологий в учебном процессе

Данный доклад посвящен использованиею возможностей компьютерных средств в процессе обучения по спецдисциплинам, курсовому и дипломному проектированию специальности 151901 "Технология машиностроения" в...

Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...

Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе - Информационно-коммуникационные технологии.

Примером использования ИКТ служит конспект занятия«Проезд регулируемых перекрестков». Занятие проводится с использованием «Комплекса интерактивной автошколы» и в частности...

Использование информационных технологий в образовательном процесса СПО

В работе анализируется опыт использования информационно-коммуникационных технологий в ГБПОУ СО «Сызранском колледже искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»  г.о. Сызрань, который позво...

Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...