Методическая разработка "Открытый урок "Создание сечений в системе КОМПАС-3Д"
методическая разработка на тему

Черепанова Елена Александровна

В методической разработке представлен урок по созданию сечений с применением компьютерной графики. Урок позволяет соединить знания и умения, приобретенные по построению изображений на чертежах, со знаниями программы КОМПАС-3Д". Тест, разработанный к уроку, позволяет проверить знания студентов по изображениям на чертежах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

ТОРЖОКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

           Рассмотрено на заседании

                                                                   предметно-цикловой комиссии

  технического отделения

   протокол № _____ от ________

        председатель ____Арсеньева Л.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

« Открытый урок «Создание сечений в системе КОМПАС – 3Д»»

По дисциплине: «Инженерная графика»

Раздел: «Машиностроительное черчение»

Тема: «Сечения.  Создание сечений в системе КОМПАС-3Д»

Специальность: 190631      Курс: второй

Составитель:

преподаватель

Черепанова Е.А.

Торжок

2013


Методическое обоснование

Сейчас  трудно себе представить современное промышленное предприятие или конструкторское бюро без компьютеров и специальных программ, предназначенных для разработки конструкторской документации или проектирования различных изделий. Применение вычислительной техники в данной области стало свершившимся фактом, доказало свою высокую эффективность. Сама жизнь заставила руководителей предприятий и специалистов заниматься вопросами автоматизации работы конструкторских и технологических подразделений.

Переход на машинное проектирование позволяет существенно сократить сроки разработки конструкторской и технологической документации и тем самым ускорить начало производства новых изделий. Одновременно повышается качество как самих конструкторских разработок, так и выпускаемой документации. Без знания компьютерных технологий сейчас уже невозможно представить ни одного специалиста высокого уровня.

Выпускники средних специальных учебных заведений должны  обладать знанием автоматизированной системы проектирования, уметь применить эти знания в практической работе, поэтому сегодня все учебные заведения уделяют большое внимание применению компьютерных технологий при обучении студентов. Это касается и программ, предназначенных для разработки конструкторской документации или проектирования различных изделий. Изучение систем машинной графики заложено в программу обучения по техническим специальностям по предмету «Инженерная графика», в том числе и по специальности 190631.

Данный урок носит обучающий характер и основная его цель – соединить  приобретенные знания по построению изображений на чертежах и машинному проектированию, получить навыки построения сечений в системе КОМПАС-3Д.


Методическая разработка учебного занятия

Учебная дисциплина: Инженерная графика    Специальность: 190631   Курс: второй

Тема занятия: Сечения. Создание сечений в системе «Компас -3Д».

Вид занятия: практическая работа.

Мотивация темы и формы проведения занятия: повышение профессиональной компетенции студентов, приобретение навыков в выполнении чертежей машинным способом.

Продолжительность занятия: 1 час 30 минут.

Место проведения занятия: кабинет инженерной графики (кабинет №405).

Цели занятия:

Дидактическая: выявление уровня теоретических знаний по инженерной графике, систематизация приобретенных ранее и получение новых навыков по машинному проектированию, закрепление умения применить эти знания при выполнении чертежа с применением программы  «Компас –3Д».

Воспитательная: формирование адекватной самооценки, повышение уровня профессиональной компетенции.

Развивающая: овладение навыками работы  на компьютере, системами автоматизированного проектирования, развитие ассоциативного мышления.

Междисциплинарные связи: информационные технологии.

Внутридисциплинарные связи: темы «Изображения на чертежах», «Выполнение видов и разрезов в системе КОМПАС-3Д».

Учебное оборудование (оснащение) занятия:  ПЭВМ с установленной программой «Компас – 3Д», интерактивная доска.

Методическое обеспечение занятия:

  1. Тестовая работа № 12а  «Изображения на чертежах» (Приложение А).
  2. Карточки – задания с техническим рисунком вала для выполнения чертежа (Приложение Б, карточки-задания).
  3. Чертеж – образец  (Приложение В).

Опережающие задания студентам: повторение материала по темам «Изображения на чертежах»

Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию (обученности):

Таблица 1

 

Вид работы

Вид контроля

Критерий

Тестовая работа

Устный опрос

Самоконтроль

Контроль преподавателя

Оценка

Оценка

Критерии и методы диагностики эффективности занятия:  проверка правильности выполнения чертежа детали на мониторах компьютеров, обсуждение выполнения чертежа со студентами.

Хронокарта занятия:

№ п/п

Этапы и содержание занятия

Время

1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4

3.

4.

5.

Вступительная часть занятия

      Мотивация темы, цель занятия

      Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов

       Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы

Актуализация базовых (теоретических) знаний студентов

      Тестовый контроль

      Устный опрос студентов по требованиям к выполнению сечений на чертежах

      Способы задания секущих плоскостей в системе КОМПАС-3Д

     

      Разбор последовательности выполнения чертежа

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя над выполнением чертежа с применением системы «Компас - 3Д»

Контроль преподавателем  выполняемой  работы

Заключительная часть занятия

Анализ выполненной работы, самооценка студентами выполненной работы

Оценка работы студентов на занятии

Выводы по проведенному занятию, решение возникших вопросов

5 мин

20 – 30 мин.

40 мин.

10  мин.

10 мин.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя и студентов

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

3.

4.

5.

5 мин.

20 – 30 мин.

10 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

40 мин.

10-15 мин.

10 мин.

Ответы на вопросы теста

Ответ студентов на вопросы преподавателя

Демонстрация построений в системе на инерактивной доске

Ответ студентов на вопросы преподавателя

Самостоятельная работа студентов, оказание помощи со стороны преподавателя по возникающим в процессе работы вопросам

Анализ самостоятельной работы

Обсуждение, самооценка

Опрос

Наглядная демонстрация

Опрос

Тест №12а (приложение А)

-

Интерактивная доска

-

ПЭВМ, карточки-задания (детали)

Самооценка

Оценка преподавателя

-

Оценка преподавателя

Самооценка, оценка преподавателя

Оценка преподавателя

Домашнее задание: нет

Литература:

  1. Боголюбов С.К. Инженерная графика. – М.: Машиностроение, 2000.
  2. Методическая разработка «Интерфейс программы КОМПАС-3Д».
  3. Методическая разработка «Комплекс упражнений для изучения программы КОМПАС-3Д».
  4. «Компас – 3Д». Руководство пользователя.


Приложение А

Тест 12а. ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ

  1. На каком рисунке имеется изображение вида справа?
  2. На каком рисунке имеется изображение вида слева?
  3. На каком рисунке имеется изображение местного вида?
  4. На каком рисунке имеется изображение дополнительного вида?
  5. На каком рисунке имеется изображение фронтального разреза?
  6. На каком рисунке имеется изображение ступенчатого разреза?
  7. На каком рисунке имеется изображение ломаного разреза?
  8. На каком рисунке имеется изображение местного разреза?
  9. На каком рисунке имеется изображение сечения?
  10. На каком рисунке имеется изображение выносного элемента?

Приложение Б

             Задание на выполнение работы

По направлению стрелки А построить главный вид заданного вала. После построения по указанным плоскостям построить 3 сечения:

  1. плоскостью А – на продолжении следа секущей плоскости (в этом случае обозначение сечения не производится);
  2. плоскостью Б – на любом свободном месте чертежа;
  3. плоскостью В – в проекционной связи с валом.

Произвести обозначение сечений и расстановку размеров.


Приложение В

Образец выполненного чертежа

Порядок выполнения работы:

  1. Создаем чертеж формата А3 с горизонтальным расположением.
  2. Заполняем основную надпись чертежа и сохраняем его в своей папке на диске.
  3. Создаем вид 1.
  4. Задаем осевую линию главного вида вала (длина вала, угол наклона 0 градусов, стиль линии Осевая) и привязываем начало осевой линии к началу координат вида.
  5. Поскольку строим тело вращения, командой «Непрерывный ввод объектов» страницы Геометрия  Компактной панели строим верхнюю часть вала до осевой линии.
  6. Командами «Выделить секущей ломаной» (Страница Выделение) и «Симметрия» (Страница Редактирование) строим нижнюю часть вала.
  7. Редактируем главный вид.
  8. Строим сечение плоскостью А в этом же виде, привязываясь к следу секущей плоскости.
  9. Задаем секущую плоскость для построения сечения плоскостью Б: кнопка «Линия разреза» страницы Обозначения.
  10. Строим сечение А-А на любом свободном поле чертежа.
  11. Строим вспомогательную прямую, привязанную к оси главного вида вала.
  12. Задаем секущую плоскость для построения сечения плоскостью В.
  13. Строим сечение Б-Б в проекционной связи с валом.
  14. Проставляем размеры на изображениях, переключаясь на соответствующий вид в поле «Обозначение видов» в строке меню.
  15. Проверяем правильность выполнения чертежа.