Методическая разработка открытого урока ПМ01."Подготовка и ведение технологического процесса производства цветных металлов и сплавов".Тема :" Производство глинозема". для студентов специальности 150402 "Металлургия цветных металлов"
методическая разработка на тему

В данной методической разработке рассмотрены цели урока: методическая, обучающая, воспитательная, развивающая и личностные. В пояснительной записке рассмотрена роль самостоятельной работы студентов. На уроке студенты могут использовать элементы внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. В качестве внеаудиторной работы студенты должны сделать презентацию по теме "Получение глинозема из нефелинов". В методической разработке даны рекомендации по созданию презентации, требования к ее оформлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_glinozem.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса производства цветных металлов и сплавов

Тема : Производство глинозема

для специальности: 150402 «Металлургия цветных металлов»

курс: III

Красноярск

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания цикловой комиссии

№ ___ от «____» _______20___г.

Председатель ЦК

______________ / _______________

                                      ИОФ

Разработал:

преподаватель

М.В.Жуйкова

     ФИО

Методическая разработка открытого урока

Тема: Получение глинозема из нефелинов

Цели урока

Методическая цель:

Демонстрация видов самостоятельной работы студентов как способ оптимизации учебного процесса

Обучающие цели:

Умение систематизировать знания по теме, видеть их целостность и взаимосвязь

Воспитательные цели:

Ответственное отношение к профессии

Развитие профессиональных качеств

Развивающие цели:

Положительное отношение к обучению и труду

Навыки самоорганизации учебной деятельности

Навыки самостоятельного решения возникающих проблем

Умение осуществлять оптимальный выбор в различных жизненных и производственных ситуациях

Личностные цели:

Творческий подход к любой деятельности

Настойчивость в достижении целей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Дидактические цели самостоятельных занятий:

  1. Закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
  2. Формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  3. Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
  4. Мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
  5. Развитие самостоятельного мышления;
  6. Формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
  7. Овладение технологическим учебным инструментом.

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

План учебного занятия

Ход занятия

Действия преподавателя

Организационный момент

Приветствие аудитории

Перекличка

Постановка целей урока

Объявление темы и целей урока

Представление презентаций обучающихся

Просмотр презентаций по теме урока

Подведение итогов презентаций

Анализ усвоения темы и систематизация ошибок по созданию презентаций

Выполнение расчетного задания

Выдача вариантов расчетного задания

Выполнение расчетного задания

Подведение итогов и оценка работы студентов

Подведение итогов урока

Рефлексия

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ);
  • последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

                   I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. 

              III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

·         Соблюдайте единый стиль оформления

·         Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

·         Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

·         На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

·         Для фона и текста используйте контрастные цвета.

·         Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

·         Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

·         Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

 

·         Используйте короткие слова и предложения.

·         Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

·         Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

·         Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

·         Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

·         Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

·         Для заголовков – не менее 24.

·         Для информации не менее 18.

·         Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

·         Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

·         Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

·         Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

·         Следует использовать:

o        рамки; границы, заливку;

o        штриховку, стрелки;

o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

·         Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

·         Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.

Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела

Дидактические и методические цели и задачи презентации

o       Соответствие целей поставленной теме

o       Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

 

o       Соответствие целям и задачам

o       Содержание умозаключений

o       Вызывают ли интерес у аудитории

o       Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

o       Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях 

o       Все заключения подтверждены достоверными источниками

o       Язык изложения материала понятен аудитории

o       Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

 

o       Графические иллюстрации для презентации

o       Статистика

o       Диаграммы и графики

o       Экспертные оценки

o       Ресурсы Интернет

o       Примеры

o       Сравнения

o       Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

 

o       Хронология

o       Приоритет

o       Тематическая последовательность

o       Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

o       От вступления к основной части

o       От одной основной идеи (части) к другой

o       От одного слайда к другому

o       Гиперссылки

Заключение

 

o       Яркое высказывание - переход к заключению

o       Повторение основных целей и задач выступления

o       Выводы

o       Подведение итогов

o       Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

o       Шрифт (читаемость)

o      Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

o       Элементы анимации

Техническая часть

o       Грамматика

o       Подходящий словарь

o       Наличие ошибок правописания и опечаток

Расчет навески шихты для спекания нефелина

Для получения глинозема из нефелина способом спекания готовят шихту, состоящую из нефелиновой руды, соды и известняка.

Расчет ведем исходя из состава Кия-Шалтырского месторождения нефелина:

Al2O3-26.5%  Fe2O3-5%  SiO2-40.2%  Na2O-10.4%  K2O-3%  CaO-7.4%

Прочие-4.8%  ППП- 2.7%

Навеска руды 40 грамм. Сода содержит 93% Na2CO3

Расчет ведется по малярным соотношениям:

αщел=                    αкальц=

  1. Рассчитаем сколько в граммах каждого компонента содержится в нефелиновой шихте:

Al2O3=40*0.265=10.6

Fe2O3=40*0.05=2

SiO240*0.402=16.1

Na2O40*0.104=4.2

K2O40*0.03=1.2

CaO=40*0.074=3

Ппп=40*0.027=1

Прочие=40*0.048=1.9

                  Сумма =40гр

  1. Находим необходимое количество CaO для связывания SiO2 в двукальциевый силикат:

CaO=гр

Пересчитаем CaO на CaCO3 при условии 100% CaCO3

CaO+CO2=CaCO3                        CaCO3=

В нефелине содержится 3гр. CaO , что составит в пересчете

CaCO3=

Требуется ввести в шихту известняка 53.6-5.36=48.24гр.

  1. В 40гр. нефелиновой руды содержится 1.2гр. K2Oи 4.2гр. Na2O, которого расходуется на образование алюминатов, при этом израсходуется глинозема:

Al2O3=

Т.к. шихта имеет щелочной модуль 1.03, то в алюминат калия свяжется глинозема: Al2O3=

Na2O свяжет глинозема: Al2O3=

С учетом щелочного модуля

Всего алюминаты натрия и калия свяжут глинозема: 1.26+6.71=7.97гр

В нефелине содержится 10.6гр глинозема, значит его количество на связывание глинозема в алюминат составит: 10.6-7.97=2.63гр.

  1. Находим необходимое количество соды на связывание оставшегося глинозема в алюминат

Na2O=

Учитывая щелочной модуль 1.03 необходимо

Na2O=1.6*1.03=1.65гр

Определяем количество соды

Na2CO3==2.82гр

Значит для полного связывания глинозема в шихту нужно добавить 2.82гр соды.

  1. Определяем расход соды на связывания 2гр Fe2O3в феррит натрия.

Na2O==0.78гр.      или это составит Na2CO3=

С учетом щелочного модуля 1.03    Na2CO3=1.325*1.03=1.37гр

Т.к в соде содержится всего 93% Na2CO3 общее количество соды на образование алюминатов и ферритов натрия требуется:

2.82+1.37=4.19гр.

4.19                93%

                                        Na2CO3=

Х                100%

6.  Общая навеска шихты составит:

Нефелин+известняк+сода=40+48.24+4.51=92.75гр

При спекании из шихты удаляются летучие.

Определяем потери: в нефелине ППП-1гр. в известняке содержится углекислый газ.

СО2=

Из соды удаляется при прокаливании СО2=

Находим общие потери при прокаливании: 1+21.2+1.87=24.1гр

  1. Количество спека, полученного теоретически составит: 92.75-24.1=68.65гр

Находим % выхода спека:

Варианты расчета навески шихты для спекания нефелина

Вариант №1

Al2O3-27%  Fe2O3-4.5%  SiO2-40.%  Na2O-11%  K2O-2.5%  CaO-8%

Прочие-5%  ППП- 2%

Навеска руды 35 грамм. Сода содержит 994% Na2CO3

Вариант №2

Al2O3-26%  Fe2O3-5%  SiO2-42%  Na2O-10%  K2O-3%  CaO-9%

Прочие-4%  ППП- 1%

Навеска руды 42 грамм. Сода содержит 96% Na2CO3

Вариант №3

Al2O3-27%  Fe2O3-5.5%  SiO2-41%  Na2O-10.5%  K2O-3%  CaO-7.5%

Прочие-3.5%  ППП- 2%

Навеска руды 40 грамм. Сода содержит 95% Na2CO3

Вариант №4

Al2O3-26.5%  Fe2O3-4.8%  SiO2-42.5%  Na2O-10.2%  K2O-3%  CaO-9%

Прочие-2%  ППП- 2%

Навеска руды 39 грамм. Сода содержит 93% Na2CO3

Вариант №5

Al2O3-27%  Fe2O3-5.5%  SiO2-40.5%  Na2O-11%  K2O-2%  CaO-7%

Прочие-5%  ППП- 2%

Навеска руды 43 грамм. Сода содержит 92% Na2CO3

Вариант №6

Al2O3-26%  Fe2O3-5.5%  SiO2-41.5%  Na2O-10.5%  K2O-4%  CaO-8%

Прочие-2.5%  ППП- 2%

Навеска руды 41 грамм. Сода содержит 94% Na2CO3

Вариант №7

Al2O3-27%  Fe2O3-6%  SiO2-42%  Na2O-10%  K2O-2.5%  CaO-8.5%

Прочие-2%  ППП- 2%

Навеска руды 44 грамм. Сода содержит 95% Na2CO3

Вариант №8

Al2O3-26.5%  Fe2O3-4.5%  SiO2-43%  Na2O-11%  K2O-4%  CaO-7%

Прочие-3%  ППП- 3%

Навеска руды 45 грамм. Сода содержит 93% Na2CO3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Контрольно-оценочные средства для самостоятельной работы по темам МДК "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

В работе предлагаются задания для самостоятельного решения по теме программы "Элементы теории обработки металлов давлением" междисциплинарного курса "Технологические процессы обработки цветных металло...

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»...

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» по теме: Учет затрат на ремонт основных средств

Методическая разработка открытого урока включает подробный план-конспект, задания для решения в аудитории. Презентация к уроку прилагается....

Методическая разработка открытого урока по МДК 03.01 Системы менеджмента. МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель для специальностей: 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.

Методическая разработка урока по МДК.03.02 Системы менеджмента и МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальност...

Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....