РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
статья на тему
Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
Объем современного материаловедения чрезвычайно велик и охватывает все области техники и производства. Любая технология начинается с решения ряда материаловедческих задач: установления критериев выбора материалов с учетом назначения изделия и реальных условий его производства, определения допустимых параметров и режимов обработки материалов. Только на основе глубоких и всесторонних знаний строения и свойств материалов можно разработать современную технологию, изготавливать изделия высокого качества.
Успехи в развитии химии, физики, математики и других фундаментальных наук, создание современных и высокоточных средств измерительной техники существенно обогащают материаловедение и создают условия для постоянного развития этой прикладной науки. Используя современные средства анализа структуры и измерения свойств, материаловеды расширяют свои познания о материалах, открывают новые их качественные стороны, выдают обоснованные рекомендации по рациональному использованию существующих материалов и разрабатывают новые материалы с улучшенными свойствами.
Материаловедение играет важную роль в решении задач, связанных с улучшением качества выпускаемых изделий, снижением материалоемкости продукции – одних из главных экономических задач.
1 ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Область профессиональной деятельности выпускников специальности Технология машиностроения очень объемна и широка: это разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения; организация работы структурного подразделения
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
-материалы, технологические процессы, средства технологического оснащения (технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка);
-конструкторская и технологическая документация;
-первичные трудовые коллективы. [1]
Во всех направлениях этой деятельности основной проблемой является обеспечение надежности создаваемых изделий (деталей, узлов, механизмов, и оборудования) при эксплуатации. При этом одной из актуальнейших задач, в обеспечении надежности изделий на всех уровнях их создания и эксплуатации, является повышение долговечности и надежности именно материалов.
В последние годы в машиностроении значительно расширилась номенклатура материалов с повышенными требованиями к прочности, жаростойкости, коррозионной и химической стойкости. При эксплуатации, выбранные конструкторами и технологами материалы подвергаются разнообразным эксплуатационным нагрузкам, поэтому при изучении материаловедения должны более детально раскрываться современные, дислокационно-структурные механизмы разрушения материалов.
Научно-методическая основа изучения курса материаловедения, кроме, изучаемых ранее, номенклатуры и свойств материалов, должна быть построена на изучении следующих понятий:
1) микроструктуры металлов и сплавов - основного фактора надежности и долговечности деталей машин;
2) пространственной атомно-кристаллической (а.-к.) структуры материалов;
3) аллотропических превращений компонентов сплавов, происходящих при определенных условиях на различных стадиях термической, упрочняющей др. видов обработки материалов;
4) возникновения дефектов (а.-к.) строения и их влияния на механические и др. свойства материалов, а значит, на долговечность и надежность деталей и машин;
5) дислокационно-структурного механизма разрушения;
6) механизма структурных превращений при деформациях;
7) значения и влияния микроструктуры деталей при эксплуатации на долговечность и надежность деталей машин;
8) выбора материалов в зависимости от условий эксплуатации.
В результате освоения дисциплины Материаловедение студент должен
уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- определять виды конструкционных материалов;
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
знать:
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
- классификацию и способы получения композиционных материалов;
-принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
-строение и свойства металлов, методы их исследования;
-классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; [1]
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ С ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Процесс обучения должен осуществляться на основе межпредметных взаимосвязей, способствующих успешному овладению профессиональными знаниями и умениями. Формирование познавательной и творческой активности будущих техников и специалистов должно осуществляться на основе комплексного подхода, объединяющего фундаментальное (естественнонаучное) и общетехническое образование, что с ориентацией на выявление сущностных основ и связей производственных процессов приводит к целостности образования.
Изучение дисциплины материаловедение базируются на знаниях таких предметов, как математика, химия и физика.
В свою очередь знания и навыки, полученные при освоении дисциплины материаловедение необходимы для большинства предметов профессионального цикла.
В таблице 1 представлена взаимосвязь содержания материаловедения с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями
Таблица 1- Оценка результатов освоения дисциплины «Материаловедение» при изучении профессионального цикла
Дисциплина профессионального цикла | Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
ОП.01. Инженерная графика | Знать способы графического представления материалов, обозначение сортамента на чертежах |
ОП.03. Техническая механика | Знать механические свойства материалов и методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; |
ОП.05. Метрология, стандартизация и сертификация МДК.03.02. Контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации | Знать: основные методы контроля качества детали проведения контроля соответствия качества деталей требованиям технической документации; определять (выявлять) несоответствие геометрических параметров заготовки требованиям технологической документации |
ОП.06. Процессы формообразования и инструменты | Знать материалы, применяемые для изготовления лезвийного инструмента; Уметь выбирать конструкцию лезвийного инструмента в зависимости от конкретных условий обработки; производить расчет режимов резания при различных видах обработки |
ОП.08. Технология машиностроения МДК.01.01. Технологические процессы изготовления деталей машин | Знать: способы обеспечения заданной точности изготовления деталей физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов; определять виды и способы получения заготовок; рассчитывать и проверять величину припусков и размеров заготовок; рассчитывать коэффициент использования материала; разрабатывать технологический роцесс изготовления детали |
ОП.12. Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности МДК.02.01. Планирование и организация работы структурного подразделения | Знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования |
ОП.13. Охрана труда ОП.14. Безопасность жизнедеятельности | Знать правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты; правила безопасной эксплуатации механического оборудования |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая значимость дисциплины материаловедение состоит в том, что она вносит вклад в развитие теории и методики обучения общепрофессиональным дисциплинам, в частности:
- в развитие теории учебного предмета, дидактических и частнометодических принципов обучения (научности, межпредметных связей, генерализации и др.);
- в развитие системного подхода применительно к построению методической системы преподавания материаловедения во взаимосвязи с общепрофессиональными дисциплинами.
Практическая значимость изучения дисциплины заключается :
-в создании методической системы обучения материаловедению, разработке и внедрении учебно-методического комплекса по материаловедению с учетом требований стандарта к профессиональной деятельности специалистов в области технологии машиностроения;
- в разработке планов занятий по общепрофессиональным дисциплинам с учетом межпредметных связей
- создании контрольно- измерительных материалов (практических занятий, контрольных работ, тестов)
- проведение семинаров по разделам и модулям общепрофессиональным дисциплинам с учетом межпредметных связей
Литература
1 ФГО СПО по специальности 151901 Технология машиностроения
2 Родионов С.Ф Методическая система обучения студентов технических вузов материаловедению и технологии конструкционных материалов (На примере подготовки инженеров железнодорожного транспорта) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Саранск, 2010 255 с. РГБ ОД, 61:06-13/800
Приложения
А Темы семинарских занятий по дисциплине «Процессы формообразования и инструмент»
Б Пример теста по разделу «Материалы для изготовления режущего инструмента» по дисциплине «Процессы формообразования и инструмент»
В Пример задания для выполнения рабочего чертежа детали по дисциплине «Инженерная графика»
Г Методические указания для выполнения практического задания «Расчет резца на прочность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов специальности 15. 15.02.08 «Технология машиностроения»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-644020-1434620749.gif)
Тестовое задание по дисциплине СПО «Технологическая оснастка» для специальности "Технология машиностроения"
Пояснительная запискаМетодическая разработка тестовое задание по дисциплине «Техническая оснастка» предназначена для проверки знаний обучающихся.Тестовое задание охватывает основные темы и опред...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-671033-1444727831.jpg)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕХЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
мои публикации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-229472-1364612433.jpg)
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЯ МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ
Основной задачей по повышению профессиональной компетентности выпускников нашего техникума и их конкурентоспособности является увеличение практики и решение задач в области их будущей проф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841920-1478091847.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" для специальности "Технология машиностроения"
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО, содержит цели и задачи дисциплины, а также структуру и содержание...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841920-1478091847.jpg)
Календарно-тематический план дисциплины "Охрана труда" для специальности "Технология машиностроения"
В КТП раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины. С помощью КТП преподаватель планирует образовательный проц...