ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы Учебная практика МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Опиливание
методическая разработка на тему

Иванова Ираида Аркадьевна
  1. формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы  ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии;

2.      обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opilivanie_gotov.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской республики «Новочебоксарский химико-механический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы

Учебная практика

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 урока

Профессия

15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Тема:

Опиливание 

Новочебоксарск 2015  

 «СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета

Протокол №__ от «__»_______ 20___ г.

Заместитель директора по НО, УР и К

_______________ Т.Н.Кузьмина

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

_______________ Е.Ю.Пристова

«____»______________ 20___ г.

Рассмотрено на заседании ПЦК

мастеров производственного обучения

Протокол №__  от __________

Председатель ________ Владимирова Е.Г.                    

Автор:

Иванова И.А. мастер производственного обучения Новочебоксарский химико-механический техникум

© Новочебоксарский химико-механический техникум Минобразования Чувашии 2015


План урока

Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Профессиональный модуль  ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы

Учебная практика

Тема: Опиливание 

Цели:

Обучающая – формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы

 ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения  слесарных операций при подготовке металла к сварке, систематизация приемов, навыков обращения с инструментами

Требования к знаниям:

  • назначение, сущность и техника выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;

Требования к умениям:

  • выполнять опиливание металла;

Развивающая –    развить познавательный интерес,  привить навыки самостоятельной работы при  освоении  общих и профессиональных компетенций по избранной профессии:

  1. Ценностно-смысловой компетенции: способность разбирать практические ситуации на основе собственных позиций, способность принимать решения;
  2. Общекультурной компетенции: владеть культурными нормами  и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
  3. Компетенции социального взаимодействия: способность работать в команде; способность организовать работу в группе; способность контролировать свои эмоции;
  4. Коммуникативной компетенции: способность слушать и выделять главное в речи; способность давать ответы на поставленные вопросы; способность обосновывать свои высказывания;
  5. Компетентности «готовность к самообразованию» способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
  6. Технологической компетентности: способность осваивать новые технологии  и технологически мыслить в различных ситуациях при подготовительно-сварочных  работах.

Воспитательная – формирование профессионально-личностных  качеств, профессиональной грамотности и стремления  к приобретению профессиональных навыков.

Задачи:

  1. формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работы  ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии;
  2. обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

Урок: комбинированный

Методы обучения: словесно - наглядный с практическим показом трудовых приемов

Методы контроля:  самоконтроль, взаимоконтроль,

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

МПС (межпредметная связь) – МДК.01.01. Подготовка металла к сварке:  математика, физика, охрана труда, основы материаловедения,  инженерная графика.

Средства обучения:

1.Аппаратно-техническое обеспечение: компьютер,  проектор.

2.Оборудование и материалы

  • Слесарные тиски-1шт.
  • Напильник с крупной насечкой-1шт.
  • Напильник с мелкой насечкой-1шт..
  • Металлическая щетка-1шт.
  • Крупно-зернистая наждачная бумага-1шт.
  • Мелко-зернистая наждачная бумага-1шт.
  • Керосин (растворитель, ацетон, уайт - спирит) -1шт.
  • Щетка-сметка-1шт.
  • Пластина из низкоуглеродистой стали размерами 300х100 и толщиной 5 мм -2 шт.
  • Рукавицы
  • Спецодежда (куртка х /б)

Место проведения занятия  учебной практики – слесарная мастерская каб.№113


        Ход урока

1. Организационная часть

  1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
  2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
  3. Назначение дежурных.

2. Повторение пройденного материала

1. Сообщение темы и учебной цели урока.

2. Провести опрос по пройденному материалу.

По таблице (приложение 1):

Операции

Назначение

Виды

Инструменты, приспособления

Типичные ошибки

Разметка

 

 

 

 

Рубка

 

 

 

 

Правка

 

 

 

 

Гибка

 

 

 

 

Резка

 

 

 

 

3. Объяснение нового материала

1. Назначение опиливание.

2. Инструменты-напильники.

3. Виды насечек.

4. Классификация напильников.

5. Выбор напильников.

Опиливание – это операция по снятию лишнего слоя металла режущим инструментом напильником.

Напильник – это стальной стержень определенного сечения, на гранях которого выполнена насечка

Напильники выполняются из углеродистой инструментальной стали У10А, У13, У13А.

Получение зубьев у напильника.

  1. Насеканием – на пилонасекательных станках с помощью специального зубила.
  2. Фрезерованием или шлифованием.
  3. Протягиванием.

Виды насечек.

  1. Одинарная – для мягких материалов (латунь, медь, алюминий ) См. рисунок.
  2. Двойная (перекрестная) – для твердых материалов (чугун, сталь) См. рисунок.
  3. Рашпильная – для обработки неметаллов (дерево, оргстекло, кожа. кость) См. рисунок.
  4. Дуговая – для мягких материалов (медь, алюминий). См. рисунок.

Классификация напильников.

I. Напильники общего назначения.

 

№ № насечек

Припуск,мм

Точность обработки, мм

Кол-во насечек на 10 мм

Драчевый

0; 1

0,5 - 1

0,2 – 0,5

4,5 - 14

Личной

2; 3

0,1 – 0,3

0,02 – 0,15

8,5 - 20

Бархатный

4; 5

0,02 – 0,05

0,01 – 0,05

до 56

По форме напильники бывают:

Плоские длина напильников бывает: от 100 до 400 мм

Квадратные У10А, У13А.

Трехгранные

Круглые

Полукруглые

Ромбические

Ножовочные

Специальные напильники – для обработки специальных сплавов.

а) Тарированные – для обработки изделий из легких сплавов.

б ) Алмазные – для обработки и доводки твердосплавных материалов.

Надфили – это мелкие напильники для ювелирных, граверных работ и зачистки в трудно доступных местах. По форме они такие же, как и напильники общего назначения – плоские, трехгранные, круглые и т.д.

Рашпили – для обработки неметаллов (дерево и т.п.)

Машинные напильники – применяются для опиловочных станков с вращательным движением.

Уход за напильниками.

  1. Предохранять от ударов (хранить на деревянных подставках).
  2. Не допускать попадания влаги (коррозия).
  3. Не допускается попадания масла (напильник будет скользить, теряется острота зуба).
  4. Применять напильники только по назначению.
  5. Новые напильники лучше обрабатывать сначала мягкие материалы или натирать мелом.
  6. Напильники очищают кордовой щеткой.

4. Закрепление изученного материала по тестам

1. Чем отличаются надфили от напильников общего назначения?

2. Выбрать тип насечки для обработки: кожи, свинца, стали дерева, бронзы.

3. Указать номер насечки напильника для снятия лишнего метала толщиной (в мм):

0,1; 0,75; 0,4; 0,25; 0,0005;

      Тесты. (Приложение 2)

5. Практическая работа учащихся, выполнение упражнений.

Упражнение 1 Балансировка напильника.(Приложение 1)

Упражнение 2.Опиливание поверхностей, расположенных под углом. (Приложение 2)

6. Подведение итогов занятия.

1. Сообщение оценки работы обучающихся.

2. Разбор допущенных обучающимися ошибок.

3. Рефлексия.

4. Домашнее задание.

Список используемой литературы

1.        Покровский Б.С. Основы слесарного дела § 37, 38, 39.

2.         Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

3.        Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.


Приложение 1

Тестовая контрольная работа по теме “Опиливание”

1 вариант

п/п

Вопрос

№ п/п

Ответ

1

Опиливание – это…

1

Одинарная, двойная (перекрестная), рашпильная, дуговая.

2

Напильники выполняются из…

2

мелкие напильники для ювелирных, граверных работ и зачистки в труднодоступных местах.

3

Напильники с одинарной насечкой применяются для…

3

Насеканием, фрезерованием или шлифованием, протягиванием.

4

Виды насечек

4

Обработки неметаллов (дерево, оргстекло, кожа. кость).

5

Надфили– это…

5

Углеродистой инструментальной сталиУ10А, У13, У13А.

6

Напильники с рашпильной насечкой применяются для…

6

Обработки мягких материалов (латунь, медь, алюминий).

7

Получение зубьев у напильника выполняется…

7

Операция по снятию лишнего слоя металла режущим инструментом напильником.

 

1

2

3

4

5

6

7

7

5

6

1

2

4

3


Приложение 1

Тестовая контрольная работа по теме “Опиливание

2 вариант

П/п

Вопрос

№ п/п

Ответ

1

Напильник – это…

1

Обработки для твердых материалов (чугун, сталь)

2

Специальные напильники применяют для…

2

Напильники общего назначения, специальные напильники, надфили, рашпили, машинные напильники.

3

По форме напильники бывают..

3

Стальной стержень определенного сечения, на гранях которого выполнена насечка

4

Напильники с двойной (перекрестной) насечкой применяются для…

4

Обработки специальных сплавов.

5

Алмазные напильники применяют для…

5

Обработки мягких материалов (медь, алюминий).

6

Классификация напильников

6

Плоские, квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбические, ножовочные

7

Напильники с дуговой насечкой применяются для…

7

Обработки и доводки твердосплавных материалов.

 

1

2

3

4

5

6

7

3

4

6

1

7

2

5


Инструкционно-технологическая карта№1

Балансировка напильника

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

1.Стоять перед тисками прямо и устойчиво вполоборота к ним, под углом 450 к оси тисков.

2.Поставить ступни ног под углом 60-70 градусов одна к другой, расстояние между пятками 200-300 мм.

3.Установить высоту тисков по росту. В случае ослабления  нажима правой рукой и усиления левой может произойти завал вперёд, при усилении нажима правой рукой и ослаблении левой произойдёт завал назад.

Отработка рабочих движений и балансировка напильника

1.Взять правой рукой конец ручки так, чтобы её овальная головка упиралась в мякоть ладони.

2.Наложить большой палец вдоль оси, а остальными пальцами обхватить ручку, прижимая её к ладони.

3.Наложить левую руку ладонью поперёк напильника на расстоянии 20-30 мм от его конца, пальцы слегка согнуть, но не свешивать; локоть левой руки слегка приподнять.

4.Двигать напильником плавно делая 40-60 движений в минуту, строго горизонтально обеими руками вперёд ( рабочий ход) и назад (холостой ход) так, чтобы он касался обрабатываемой заготовки всей поверхностью; не отрывать напильник от заготовки во время холостого хода.

Усилия правой и левой рук распределять следующим образом:

а) нажимать на напильник только при его движении вперёд, строго соблюдая распределение усилий нажима на него правой  и левой руками, т.е. балансировку.

б) в начале рабочего хода основной нажим выполнять левой рукой, а правой поддерживать напильник в горизонтальном положении;

в) в середине рабочего хода усилия нажима обеими руками на напильник должны быть одинаковы;

г) в конце рабочего хода основной нажим выполнять правой рукой, а левой поддерживать его в горизонтальном положении; корпус слегка наклонить в сторону тисков; упор делать на левую ногу.

Верстак, тиски

напильник

Перед началом работы напильник должен находиться с правой стороны тисков рукояткой к работающему

Не доводить напильник до удара рукояткой о деталь, так как это может вызвать соскакивание рукоятки и вызвать ранение

Сила нажима зависит от насечки: чем меньше насечка, тем меньше должна быть сила нажима

Инструкционно-технологическая карта№2

Опиливание поверхностей, расположенных под углом

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

1.Проверить размеры заготовки по чертежу.

2.Произвести разметку.

Проверить правильность разметки.

З. Зажать размеченную заготовку горизонтально ( обрабатываемой поверхностью вверх) в тисках, чтобы обрабатываемая поверхность выступала выше уровня губок тисков на 8-10 мм; крепление заготовки в тисках должно быть прочным и надёжным.

4.Опилить поверхность  1 драчевым напильником.

5.Проверить прямолинейность поверхностей линейкой, а перпендикулярность их базовой поверхности - поверочным угольником.

6.Опилить поверхность начисто.

7.Проверить правильность опиливания линейкой и угольником до точной подгонки к базовой поверхности под угол 900.

8.В таком же порядке опилить сторону 2.

9.Взять в левую руку заготовку, а в правую- угольник; внутреннюю рабочую грань угольника приложить к базовой поверхности так, чтобы между второй гранью и опиливаемой поверхностью оставался зазор 2-3 мм.

10. Сдвигать приложенную к боковой поверхности грань угольника без нажима плавно, до соприкосновения второй грани с опиливаемой поверхностью и определять на глаз зазор (при правильном опиливании поверхности световой зазор должен быть узким и равномерным). Проверку угольником на «просвет» производить в нескольких местах на поверхности на уровне глаз. Опиленная окончательно личным напильником поверхность не должна иметь «завалов».

Слесарный верстак

Кернер, чертилка

Тиски

Напильник плоский

Штангенциркуль, угольник 900

Напильник

Штангенциркуль, угольник 900

Напильник

Штангенциркуль, угольник 900

Заготовка должна иметь припуск на обработку не менее 0,5мм. На заготовке не должно быть раковин выкрошенных мест

Разметку производить по чертежу

Опиленные плоскости должны быть прямолинейными, соответственно параллельными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы Учебная практика МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема: Контрольно-измерительные инструменты

формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля ПМ. 01. Подготовительно-сварочные работыППКРС по основным видам профессиональной деятельности для освоения ...

ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы Учебная практика МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока Профессия 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема: Правка, гибка

правила подготовки изделий под сварку;назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;средства и приёмы измерений линейных размеров, у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ 01.Подготовительно - сварочные работы ПМ 02.Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях по ОП 15.01.05 Сва

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета техникума и рекомендованы для проведения производственной практики  по ПМ 01.Подготовительно - сварочные работы; ПМ.02Сварк...