Методическая разработка открытого производственного урока «Выполнение производственных работ 2-3 разряда» «Изготовление кернера»
методическая разработка на тему

1.Закрепить навыки, умений и знаний при обработке конических поверхностей, повторить алгоритм чтения чертежей.

2.Развивать техническое, логическое мышление.

3.Воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструменту, расходному материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

государственное образовательное учреждение

профессионального начального образования

«Профессиональное училище № 1»

Методическая разработка

открытого производственного урока

 

«Выполнение производственных работ 2-3 разряда»

«Изготовление кернера»


Разработали:

мастер производственного обучения

Колядова Н.В.

преподаватель специальных дисциплин

Митрофанова Л.А.

 Чита, 2012

План урока производственного обучения

Дата   28.04.12.   группа №    2-85

Тема 13: Выполнение производственных работ 2-3 разряда.

Изготовление кернера

Цель:  1.Закрепить навыки, умений и знаний при обработке конических поверхностей, повторить алгоритм чтения чертежей.

2.Развивать техническое, логическое мышление.

3.Воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструменту, расходному материалу.

Тип урока: 

  • П/о: закрепление навыков, умений и знаний трудовых приемов.

Форма организации урока: интегрированный.

Метод: проблемно – поисковый с элементами игры, репродуктивный.

Время: 6 часов.

Материальное и дидактическое оснащение:

Оборудование: токарно-винторезные станки, мультимедиа, проектор,           IP-камера,  карточки – задания, чертежи.

Инструмент:  резцы упорнопроходные, отрезные, проходной отогнутый, штангенциркуль, заготовка – шестигранник S 14.

Межпредметные связи: МДК, техническая графика, материаловедение, математика.

Литература: «Руководство для обучения токарей по металлу»                                    В.А. Слепин, М.: 2007г. – 254с.;  «Токарное дело» С.М.Денежный М.: 2005г. – 240с.» Техническое черчение» И.С. Вишнепольский, М.: 2008. – 208 с.

Эта тема имеет очень важное значение для токаря, т.к. многие  детали имеют конические поверхности. К началу проведения урока обучающиеся  обладают не только общими  умениями работы на токарном станке, но уже умеют самостоятельно принимать решения в технологическом процессе изготовления деталей, изготавливать небольшими партиями и поштучно. Интегрированный производственный урок  разработан для обучающихся 2 курса в рамках повышения интереса к своей будущей профессии.

На изучение этой темы отводится 336 часов, данный урок является 46. Основная его цель – повторить и обобщить знания по темам: «Конусность» и  «Обработка конических поверхностей». Урок проводится в игровой форме, что создает положительную, доброжелательную атмосферу среди обучающихся, высокий эмоциональный настрой. На доске обозначена тема урока. Материал  производственного урока дополнен  компьютерной презентацией,  что вызывает положительные эмоции обучающихся.

Для качественного усвоения практических умений и навыков на уроке применяются проблемные ситуации, с использованием информационно – коммуникативных технологий. Отличительной чертой этого метода является постановка перед обучающимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, и совместно с преподавателем и  мастером п/о в ходе изучения учебного материала последовательно и логично находят пути ее решения.

Ход урока:

I.Организационная часть (5мин)

1. Построение, раппорт.

2. Осмотр внешнего вида с учетом техники безопасности.

II. Вводный инструктаж (50мин)

  1. Сообщение  темы и цели урока.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний.

     4. Объяснение материала (интегрированное: черчение, практика).

     5. Закрепление материала (игра: Ромашка).

III. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся

  1. Организация рабочих мест, изготовление кернера.
  2. Обход №1. Проверка  рабочих мест с целью соблюдения организации рабочих мест,  соблюдения технологической дисциплины.
  3. Обход №2. Проверка соблюдения правил техники безопасности при работе на станках.
  4. Обход №3. Индивидуальное инструктирование (помощь отстающим в выполнении данного задания, заточки и установки резцов, настройка станков на режимы резания, контроль деталей и т.д.)

IV. Заключительный инструктаж (15мин)

  1. Подведение  итогов (выставить оценки, разобрать ошибки, указать их причины, меры их предупреждения, отметить лучшие работы).
  2. Домашнее задание: повторить тему  «Технологический процесс изготовления деталей».
  3. Уборка мастерской.              

  Урок традиционно начинается с построения группы, с учетом осмотра техники безопасности и сдачи раппорта старостой группы. Обучающиеся садятся на свои места. На экране написана тема урока: «Выполнение производственных работ 2-3 разряда». Урок начинает мастер п/о: «Урок у нас с вами не совсем обычный, вам  потребуются знания по черчению, и поэтому приглашен преподаватель черчения Митрофанова Людмила Александровна». (Преподаватель черчения идет к доске). В это время открывается дверь и забегает обучающийся 1 курса слесарь, у него проблема:  инструменты к практике не укомплектованы, не хватает кернера для разметки: «Мне подсказали, что в токарной мастерской можно изготовить кернер.  Помогите, пожалуйста». Просьба принимается. Объявляется тема и цель урока, начинается вводный инструктаж.

Прежде чем перейти к повторению материала по черчению, обучающимся предлагается посмотреть небольшой  фотофрагмент. (На экране идет шуточная  презентация об изобретении кернера), (прилагается презентация).

Мастер п/о Наталья Валерьевна Колядова после просмотра презентации предлагает обучающимся самим изготовить кернер. Далее с преподавателем по черчению обучающиеся применяя алгоритм чтения чертежа, читают чертеж по форме вопрос – ответ. (Чертеж и алгоритм чтения чертежа отображены на экране).  Преподаватель задает вопросы, обучающие отвечают, и правильные ответы выводятся на экран.  С преподавателем черчения обучающиеся повторяют тему «Конусность», пройденную на первом курсе (вопрос - ответ). (Вопросы изображены на экране, а ответы появляются для уточнения правильности ответов обучающихся): 

  • Что такое конусность?  (Ответ: Конусностью называется отношение диаметра основания конуса к высоте.)
  • Обозначение конусности на чертежах. (Преподаватель с обучающимися по чертежу повторяют обозначение конусности на внешней и внутренней поверхности детали).

Далее слово переходит к мастеру п/о, она продолжает урок по следующему плану:

  • Расчет формулы для угла конуса наладки станка.
  • Технологический процесс изготовления кернера.
  • Техника безопасности.

С преподавателем черчения вы повторили тему: «Конусность», теперь эти знания применим на практике.

Мастер объясняет, как изготавливается кернер, вспоминают, по какой формуле рассчитывается угол конуса для наладки станка.

 

2) К=, где 28,64 -  переводной коофициент.

Ответ: К=0

Обучающимся предлагается на доске по формуле рассчитать угол конуса.

После расчета, разбирается технологический процесс изготовления кернера (вопрос - ответ). Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, после чего на экране высвечиваются ответы.

Технологический процесс:

  • Установить и закрепить заготовку
  • Подрезать торец
  • Установить угол конуса
  • Точить конус L= 5о
  • Точить  угол 60
  • Переустановить заготовку
  • Точить конус L= 30
  • Точить сферу

 В виде игры «Ромашка» проводится закрепление материала и повторение техники безопасности. Игру  проводит мастер п/о. На доске из цветной бумаги лепестками выложена ромашка на внутренней стороне которой, вопросы. Обучающиеся срывают по лепестку и отвечают на вопросы или показывают ответ на станке.

Вопросы к ромашке:

  • Продемонстрируйте наладку станка на коническую обработку;
  • Расскажите технику безопасности;
  • Назовите формулу расчета угла конуса;
  • Выберите из предложенных резцов, необходимые для изготовления кернера;
  • Проставьте конусность на чертеже.

В заключение мастер демонстрирует изготовление кернера с использованием IP – камеры.

Перед самостоятельной работой обучающимся предлагается разобрать возможные виды брака при обработке конической поверхности по таблице:

 

Виды брака

Причины

Меры предупреждения

Угол конуса правильный, но не точны размеры большого и малого основания

Неточность установки по лимбу поперечной подачи

Тщательно установить размер по лимбу при окончательном проходе

Угол конуса не соответствует указанному в чертеже

Неточность поворота верхней части суппорта на заданный угол.

Отжим поворотной плиты в процессе обработки

Отрегулировать угол поворота плиты.

Надежно закрепить поворотную плиту

Угол конуса правильный, но не точен диаметр одного из оснований

Нарушена точность длины заготовки

Тщательно контролировать заготовку по длине

Практическая часть.

Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся

  1. Организация рабочих мест, изготовление кернера.
  2. Обход №1. Проверка  рабочих мест с целью соблюдения организации рабочих мест,  соблюдения технологической дисциплины.
  3. Обход №2. Проверка соблюдения правил техники безопасности при работе на станках.
  4. Обход №3. Индивидуальное инструктирование (помощь отстающим в выполнении данного задания, заточки и установки резцов, настройка станков на режимы резания, контроль деталей и т.д.)

Заключительный инструктаж (15мин):

  1. Подведение  итогов (выставление оценок, разбор ошибок, указание их причин, меры  предупреждения, отмечаются лучшие работы).
  2. Домашнее задание: повторить тему  «Технологический процесс изготовления деталей».
  3. Уборка мастерской.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Производственной практики "Выполнение малярных работ"

Программа производственной  практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (НПО), входящей в ...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению профессия 260807.01«Повар, кондитер» Тема: « БЛЮДА ИЗ РУБЛЕНОЙ МАССЫ»

Методическая разработка урока направлена: сформировать у обучающихся практические умения и навыки по приготовлению и отпуску блюд из рубленой массы, умения давать оценку качества приготовленному блюд....

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Изготовление переплетной крышки тип №7"

Методическая разработка содержит цели и материально-техническое обеспечение урока, ход урока, конспект урока, текущий и заключительный инструктаж, домашние задание, экран освоения трудовых приемов и н...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Шитье блоков проволокой"

Методическая разработка включает в себя цели урока, материально-техническое оснащение, конспект урока и инструкционную карту....

Технологическая карта урока производственного обучения «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

Цель урока:1) закрепить  знания обучающихся по разработке технологического процесса изготовления детали «Ключ для трехкулачкового патрона»; овладеть рациональными приемами труда при в...