Рабочая программа по материаловедению
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Обшаровский государственный техникум им. В.И. Суркова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
по специальности:
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
квалификация:
техник – механик
Срок обучения: 3 года и 10 месяцев
с. Обшаровка, 2015 г.
Рассмотрено Составлена на основании ФГОС
на заседании 3-го поколения
методической комиссии по подготовке специалистов
среднего звена по специальности:
35.02.07 Механизация
Протокол №___ сельского хозяйства
от «___»____________2015 г. и примерной программы
Председатель учебной дисциплины
____________ ____________ «Материаловедение»
подпись расшифровка
Разработчик: Утверждаю:
преподаватель Зам. директора по УМР
___________ Кузин Ю.А. ___________ Монина Е.В.
«___»______________2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по подготовке специалистов среднего звена по специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: ГБПОУ Обшаровский государственный техникум
им. В.И. Суркова
Разработчик:
Кузин Ю.А., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 7 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной программы в соответствии с ФГОС по подготовке специалистов среднего звена по специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, укрупненной группы 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;
определять твердость металлов;
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования;
виды обработки металлов и сплавов;
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием;
основы термообработки металлов;
способы защиты металлов от коррозии;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов;
характеристики топливных, смазочных, абразивных материалов и специальных жидкостей;
классификацию и марки масел;
эксплуатационные свойства различных видов топлива;
правила хранения топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей;
классификацию и способы получения композиционных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 82 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 82 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 55 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |
Значение и содержание учебной дисциплины «Материаловедение». Связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин. | 1 | 1 | |
Значение материаловедения в решении важнейших технических проблем. Новейшие достижения и перспективы развития в области материаловедения. | 1 | 1 | |
Раздел 1 Физико – химические закономерности формирования структуры материалов | 14 | ||
Тема 1.1. Строение и свойства материалов | Содержание учебного материала | 2 | |
Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия. Влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов; фазовый состав сплавов; диффузия в металлах и сплавах. | 1 | 1 | |
Жидкие кристаллы; структура полимеров, стекла, керамики, древесины: строение и свойства. | 1 | 1 | |
Тема 1.2. Формирование структуры литых материалов | Содержание учебного материала | 2 | |
Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. | 1 | 1 | |
Получение монокристаллов. Аморфное состояние материалов. | 1 | 1 | |
Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов. Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. | 1 | 1 | |
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей. | 1 | 1 | |
Тема 1.4. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов. | Содержание учебного материала | 2 | |
Пластическая деформация моно- и поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Пластическая деформация поликристаллических металлов. | 1 | 1 | |
Деформирование двухфазных сплавов. Свойства пластически деформированных металлов. Возврат и рекристаллизация. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино – и приборостроении | 16 | ||
Тема 2.1. Конструкционные материалы. | Содержание учебного материала | 4 | |
Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. | 1 | 1 | |
Методы повышения конструктивной прочности материалов. Их технические характеристики, критерии прочности, надежности, долговечности, экономической целесообразности и т.д. | 1 | 1 | |
Классификация конструкционных материалов и их технические характеристики. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. | 1 | 1 | |
Углеродистые стали: обыкновенного качества и качественные стали. Легированные стали. | 1 | 1 | |
Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами. Износостойкие материалы. | Содержание учебного материала | 2 | |
Стали с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами. | 1 | 1 | |
Медные сплавы: общая характеристика и классификация, латуни, бронзы. Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. | 1 | 1 | |
Тема 2.3. Материалы с высокими упругими свойствами. | Содержание учебного материала | 2 | |
Рессорном – пружинные стали. | 1 | 1 | |
Пружинные материалы приборостроения. | 1 | 1 | |
Тема 2.4. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | Содержание учебного материала | 2 | |
Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Жаростойкие материалы. | 1 | 1 | |
Жаропрочные материалы. Хладостойкие материалы. Радиационно – стойкие материалы. | 1 | 1 | |
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами. | 14 | ||
Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами. | Содержание учебного материала | 2 | |
Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Низкочастотные магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные магнитно-мягкие материалы. Материалы со специальними магнитными свойствами. | 1 | 1 | |
Магнитно-твердые материалы: общие требования, литые материалы, порошковые материалы, деформируемые сплавы. | 1 | 1 | |
Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми свойствами. | Содержание учебного материала | 2 | |
Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. | 1 | 1 | |
Сплавы с заданным температурным коэффициентом модуля упругости. | 1 | 1 | |
Практические занятия
| 3 3 | ||
Раздел 4. Инструментальные материалы. | 14 | ||
Тема 4.1. Материалы для режущих и измерительных инструментов. | Содержание учебного материала | 2 | |
Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченные твердые сплавы.
| 1 | 1 | |
Сверхтвердые материалы стали для измерительных инструментов. | 1 | 1 | |
Тема 4.2. Стали для инструментов обработки металлов давлением. | Содержание учебного материала | 2 | |
Стали для инструментов холодной обработки давлением. | 1 | 1 | |
Стали для инструментовгорячей обработки давлением: стали для молотовых штампов, стали для штампов горизонтально- ковочных машин и прессов. | 1 | 1 | |
Практические занятия
| 3 3 | ||
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы. | 8 | ||
Тема 5.1. Порошковые материалы. Композиционные материалы | Содержание учебного материала | 8 | |
Получение изделий из порошков. Метод порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. | 1 | 1 | |
Композиционные материалы, классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. | 1 | 1 | |
Практические занятия | 6 | ||
Определение удельного сопротивления проводниковых материалов. Определение удельного сопротивления диэлектриков. Испытание диэлектриков на пробой и определение электрической прочности различных диэлектриков. Микроисследование чугунов. Микроисследование металлов и сплавов Микроструктура цветных металлов и сплавов | 1 1 1 1 1 1 | ||
Раздел 6. Основные способы обработки материалов | 14 | ||
Тема 6.1. Литейное производство. | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность литейного производства. Технологический процесс получения отливок: в разовые формы и ручной или машинной формовкой. Дефекты в отливках. Специальные виды литья. Применяемое оборудование.
| 1 | 1 | |
Мероприятие по охране труда и окружающей среды в литейном производстве. | 1 | 1 | |
Тема 6.2. Обработка металлов резанием | Содержание учебного материала | 4 | |
Общие вопросы об обработке резанием. Принципы взаимозаменяемости. Понятие о допусках и посадках. Понятие и шероховатости поверхности. Процесс резания металла. Основные части и элементы резца. | 1 | 1 | |
Понятие о режимах резания. Методы обработки резанием. Классификация металлорежущих станков и их характеристика. Электрические методы обработки металлов. | 1 | 1 | |
Практические занятия | 3 | ||
| 1 2 | ||
Экзамен | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа: | 27 | ||
Повторение изученного материала, проработка конспекта занятий, рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, выполнение домашнего задания, составление отчетов по лабораторным занятиям, написание рефератов.
Темы для самостоятельного изучения: Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов. Определение и классификация видов термической обработки. Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Основное оборудование для термической обработки. Виды термической обработки стали: отжиг, нормализация, закалка, отпуск закаленных сталей. Поверхностная закалка сталей. Неметаллические материалы. Неметаллические материалы, их классификация, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. Пластмассы. Простые и термопластичные пластмассы: полиэтилен, полистирол, полихлорвинил, фтороплаты и др. Сложные пластмассы: гетинакс, тестолит, стеклотекстолит. Каучук. Процесс вулканизации. Метериалы на основе резины. Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура и применение. Древесина, ее основные свойства. Разновидности древесных материалов. Материалы с малой плотностью. Сплавы на основе алюминия: свойства алюминия; общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния: свойства магния: общая характеристика и классификация магниевых сплавов. Особенности алюминиевых сплавов Материалы с высокой удельной плотностью. Титан и сплавы на его основе; свойства титана, общая характеристика и класификация титановых сплавов; особенности обработки. Бериллий и сплавы на его основе; общая характеристика, классификация, применение бериллиевых сплавов; особенности обработки. Материалы с особыми электрическими свойствами . Материалы высокой электрической проводимости: электрические свойства проводниковых материалов, проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы: строение и свойства, методы получения, легирование полупроводников и получение p-n переходов. Диэлектрики, электроизоляционные лаки, эмали и компанды. Технологические процессы получения заготовок из конструкционных материалов. Формирование и формоизмерения заготовок. Виды и способы изготовления и обработки заготовок из конструкционных материалов. Получение заготовок литьем. Получение заготовок обработкой давлением. Кованные и штампованные заготовки. Сварные заготовки. Заготовки из неметаллических материалов. Основные способы получения заготовок из пластмасс, древесины и других материалов. Обработка металлов давлением. Сущность процесса обработки давлением. Нагрев металла и нагревательные устройства. Виды обработки давлением. Прокатное производство. Продукция прокатного производства производства. Волочение металла. Прессование металла и способы прессования. Свободная ковка. Горячая объемная штамповка. Холодная штамповка. Процессы формирования разъемных и неразъемных соединений. Классификация соединений, выполняемых при сборке машин и механизмов. Методы осуществления разъемных соединений. Требования, предъявляемые к разъемным соединениям. Методы осуществления неразъемных соединений. Требования, предъявляемые к разъемным соединениям. Инструмент, приспособления и оборудование, применяемые для получения разъемных и неразъемных соединений. | 6 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 | ||
Всего: | 82 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение»
Оборудование учебного кабинета:
– доска учебная;
– рабочее место преподавателя;
– столы учебные;
– стулья;
– вытяжной шкаф;
– макеты, модели.
Инструктивно нормативная документация
1. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников по дисциплине «Материаловедение» специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
2. Инструкция по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с профилем лаборатории.
3. Перечень материально-технического и учебно-методического оснащения лаборатории.
Учебно-программная документация
1. Примерная программа учебной дисциплины «Материаловедение» специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
2. Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
3. Календарно-тематический план.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Козлов Ю.С. Материаловедение. М.: «Агар», 1999
- Электротехнические и конструкционные материалы: Справочник, М.: Академия, 2000.
- Лахтин Ю.М. Основы металловедения. М: Металлургия, 1988.
- Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов. (4-е издание)- М.: Металлургия, 1994.
- Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1990.
Дополнительные источники:
- Кузьмин Б.А. Технология металлов и конструкционные материалы. – М.: Высшая школа, 1989.
- Справочник по электротехническим материалам. Т. 1,2,3. – М.: Энергоатомиздат, 1986-1988.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
Распозновать и классифисировать коструктивные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам | Лабораторная работа Практическое занятие |
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ | Практическое занятие |
выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов | Практическое занятие |
Определять твердость материалов | Лабораторная работа |
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали | Практическое занятие |
подбирать способы и режимы обработки метталов (литьем, давлением, сваркой, резанием др.) | Тестирование |
Знания: | |
основные виды конструкционных и сырьевых, метталлических и неметаллических материалов | Практическое занятие |
классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве | Практическое занятие |
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их произвоства | Практическое занятие |
особенности строения метталов и их сплавов, закономерности процессов кристализации и структурообразования | Практическое занятие |
виды обработки металлов и сплавов; | Тестирование |
сущность технологических процессов литья, сварки, обработки метталов давлением и резанием; | Тестирование |
основы термообработки металов | Практическое занятие |
способы защиты металлов от коррозии; - требования к качеству обработки деталей;виды износа деталей и узлов | Тестирование |
виды износа деталей и узлов | Практическое занятие |
особенности строения, назначения и свойства различных групп неметаллических материалов | Практическое занятие |
характеристики топливных, смазочных, абразивных материалов и специальных жидкостей; - классификацию и марки масел; - эксплуатационные свойства различных видов топлива; - правила хранения топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей; - классификацию и способы получения композиционных материалов | Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-597203-1444637520.jpg)
ОП.04 Рабочая программа "Электронное материаловедение" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-833679-1508049892.jpg)
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/16/picture-851966-1487224644.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Материаловедение» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея
В программе раскрываются основные сведения о текстильных волокнах; основах технологии производства текстильных материалов; составе и свойствах тканей; виды материалов для одежды, скрепляющих и о...