конспект урока по материаловедению
план-конспект урока на тему

конспект урока по материаловедению на тему "физические свойства металлов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и утверждено на методической комиссии

Председатель комиссии

План урока.

Тема: Физические свойства.

Цель урока: Сформировать у обучающихся знания о физических свойствах материалов.

Задачи урока:

Образовательная: Активизировать познавательную активность. Paзвивать внимание, умение слушать м принимать участие в беседе. Научить работать с текстом, составлять схемы и таблицы.

Развивающая: Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, таблицами, схемами.

Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Прививать любовь к профессии и труду.

Формированию компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ПК 1.1. Выполнять работы при монтаже, ремонте и испытании оборудования в соответствии с технологическим процессом.

ПК 1.2. Выполнять слесарно-механические работы на промышленном оборудовании в соответствии с ремонтным технологическим процессом.

ПК 1.4. Применять технологическую оснастку и режущий инструмент.

ПК 2.1. Пользоваться эксплуатационной и технической документацией.

            ПК 2.3. Выполнять текущее обслуживание основного, вспомогательного оборудования и коммуникаций.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: свойства, физические свойства: плотность, пористость,  теплопроводность электропроводность. теплоемкость, морозостойкость, т(термическое) расширение, температура плавления.

Средства обучения: проектор, компьютер, презентационный материал, учебник, мел, доска.

Литература:   Ю. Г. Виноградов «Материаловедение» Москва «Высшая школа» 2009 г.

Структура урока.

Этапы:

  1. Организационная часть:  проверка готовности группы к уроку; сообщение темы, цели урока, плана работы на уроке.
  2. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний:
  3. Этап изучение нового материала: объяснение нового материала в виде беседы по плану:

- Свойство.

- Физические свойства.

самостоятельная работа учащихся:

   - Объяснение нового материала по каждому вопросу (учитель).

   - Изучение материала в тексте, запись в тетради (обучающийся).

   - Устное закрепление материала (обучающийся).

            составить конспект выполняя задания, используя текст.

            - Свойства – определение.

            - Заполнение таблицы.

Свойства материалов.

Свойство

Пример.

Физические свойства

  1. Этап закрепления новых знаний: проведение письменного теста с устной его проверкой.  

Проведение теста.

Критерии оценки:  «2» - 1-2 вопроса;  «3» - 3вопроса; «4» - 4вопроса;  «5» - 5 вопросов.

                                                                           Тест.

1. Что называется пористостью?

а) Способность металлов и сплавов проводить электрический ток через свои поры.

б) Степень заполнения объема материала порами.

в) Способность материалов изменять свои размеры  за счет пор в процессе нагревая при постоянном давлении.

            2. Способность материала в насыпном водой состоянии выдерживать  многократное число  циклов попеременного замораживания и оттаивания, без видимых признаков разрушения и без значительного понижения прочности называется   ….

а) тепловым расширением.

б) твердостью.

в) морозостойкостью.

              3. Способность материалов изменять свои размеры в процессе нагревая при постоянном давлении называется …..

а) тепловым расширением.

б) тепловым удлинением.

в) увеличением объема.

               4. Что называется температурой плавления?

а) Постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав.

б) Постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав при нормальном давлении.

в) Постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав при повышенном давлении.

                  5. Что называется свойствами.

а) Свойства – это количественная или качественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами.

б) Свойства –характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами.

в) Свойства – это количественная или качественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами и металлами.

1

2

3

4

5

а

+

+

+

б

+

в

+

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании и  инструктаж по его выполнению:  выучит записи в тетради,  изучить пр. 3.

Рефлексия: Подведение итогов урока. Дать обучающимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

1.На уроке я работал

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

интересным

скучным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

полезен

бесполезен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

8. Я считая, что я заработал оценку -

9. Мое мнение


Технологическая карта урока.

Этапы урока

Шаги (приемы)

Время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающего

Планируемый результат.

I этап.  Организационный момент.

Цель активизация учащихся.

Тема, цель,  план

3 мин.

1. Проверяю готовность обучающихся к уроку.

2.  Сообщаю тему: Физические свойства.

Цель: изучить физические свойства материалов.

план работы.

1. Изучение нового материала.

2. Самостоятельная работа.

3. Закрепление пройденного.

3. Прошу записать тему в тетрадь и ознакомится с раздаточным  материалом.

Записывают тему, знакомятся с раздаточным материалом.

Полная готовность группы, быстрое включение в деловой ритм.

Активизация обучающихся.

Формулирование темы и целей урока.

II этап.

изучение нового материала:

Цель – изучить физические свойства материалов.

Произношение,

ведение беседы.

Работа с текстом.

31 мин.

1. Предлагаю учащимся следить за моим рассказом по тексту и презентации, принимая участие в беседе.

2. Провожу беседу одновременно используя текст и презентацию.

 - Свойства.

Свойства – это количественная или качественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами.

Предлагаю выполнить задание.

Задание 1.

Найти в параграфе определение свойству и записать  в тетради.

 Проверяем устно выполненное задание.

- Физические свойства.

К физическим свойствам, зависящим от внутреннего строения материалов, относятся:

Плотность — величина, равная отношению массы вещества к занимаемому им объему.

Характеризуются пределом прочности, т.е. наибольшим напряжением, соответствующим нагрузке, при которой материал разрушается. Прочность конструкционных материалов характеризуется маркой, которая, как правило, соответствует минимально допускаемому значению предела прочности при сжатии.

Плотность измеряется -  кг/м3

Плотность, кг/м3, железа равна 7800, меди —8900, чугуна —7000, латуни —8500.

По плотности металлы и сплавы делятся на две группы: легкие, плотность которых меньше 5000 кг/м3, и тяжелые, плотность которых больше 5000 кг/м3. К легким металлам относятся алюминий, магний, титан и сплавы на их основе, к тяжелым — медь, никель, цинк и сплавы на их основе. При производстве машин и механизмов, чтобы уменьшить их массу, используют металлы и сплавы меньшей плотности.

Пористость — степень заполнения объема материала порами.  

Теплопроводность, теплоемкость, морозостойкость, водопоглощение зависят от пористости материалов.

Поры могут быть открытыми и сообщающимися друг с другом или закрытыми – не сообщающимися друг с другом и не выходящими на поверхность материала. Для искусственных материалов (например, пенополистирола) возможность формировать закрытые поры позволяет повысить их прочность, водостойкость, морозостойкость и снизить теплопроводность.

Теплопроводность — способность   материала    передавать через свою толщу тепловой поток, возникающий в следствии разности температур на противоположных поверхностях.

Теплопроводность характеризуется количеством теплоты, проходящей в течение 1 ч через слой

материала толщиной 1 м, площадью 1 м2, при разности температур на противоположных плоскопараллельных поверхностях в один градус.

    Чем выше пористость материала, тем ниже коэффициент теплопроводности. Коэффициент теплопроводности материала резко возрастает с увеличением влажности. Теплоизоляционные материалы с чрезмерной влажностью перестают быть теплоизоляционным материалом.

   Высокая теплопроводность металлов и сплавов по сравнению с другими материалами объясняется тем, что тепловую энергию в металлах переносят свободные электроны, находящиеся в постоянном движении.  Это свойство учитывают при изготовлении нагревательных приборов, двигателей, которые нагреваются во время работы, при газовой резке металлов и сплавов, при обработке металлов режущим инструментом. Теплопроводность имеет большое значение при выборе материалов  для  теплоограждающих  конструкций, теплообменных аппаратов, изоляции труб.

   Теплоемкость — свойство материалов поглощать при нагревании определенное количество теплоты. Показателем теплоемкости служит удельная теплоемкость, равная количеству теплоты (в джоулях), которое необходимо для нагревания 1 кг материала на один градус. Удельная теплоемкость используется при расчете процессов нагрева или охлаждения материалов.

   Водопоглощение — способность материала впитывать и удерживать в своих порах воду. Водопоглощение материала зависит от его пористости; чем больше пористость, тем больше водопоглощение. Насыщение материалов водой изменяет их свойства: увеличивается теплопроводность, снижается морозостойкость.

   Влажность- материала определяется отношением влаги, содержащейся в образце, к массе этого образца в сухом состоянии.

  Водопроницаемость способность материала пропускать через себя воду под давлением.

  Морозостойкость — способность материала в насыпном водой состоянии выдерживать  многократное число  циклов попеременного замораживания и оттаивания, без видимых признаков разрушения и без значительного понижения прочности. Плотные материалы, а также материалы, обладающие малым водопоглощением, как правило, морозостойки.

  Тепловое (термическое) расширение — способность материалов изменять свои размеры в процессе нагревая при постоянном давлении. Это свойство учитывают при прокладке трубопроводов, рельсов железнодорожных путей. Длинные трубо- и паропроводы в нагретом

состоянии значительно увеличивают свои размеры. Поэтому, чтобы трубопроводы могли свободно удлиняться, оставаясь невредимыми, делают специальные устройства — компенсаторы, которые воспринимают удлинение трубопроводов при тепловом расширении.

Температура плавления — постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав при нормальном давлении.

Предлагаю выполнить задание используя учебник.

Задание 2.

- Заполнить таблицу

Свойства материалов.

Свойство

Пример.

Физические свойства

Проверяем устно выполненное задание.

Слушают следя по конспекту, просматривая презентацию, участвуя в беседе, выполняют задание в тетради.

Выполняют письменно задание используя учебник.

Задание 1.

   Свойства – это количественная или качественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами.

Задание 2.

Свойства материалов.

Свойство

Пример.

Физические свойства

Плотность — величина, равная отношению массы вещества к занимаемому им объему.

Метал большей плотностью, чем дерево.

Пористость  степень заполнения объема материала порами.  

Поролон обладает большей пористостью, чем резина.

Теплопроводность — способность   материала    передавать через свою толщу тепловой поток, возникающий в следствии разности температур на противоположных поверхностях.

Метал обладает большей теплопроводимостью, чем дерево.

Электропроводность — способность металлов и сплавов проводить электрический ток под действием внешнего электрического поля.

Металлы обладают большей электропроводимостью, чем другие материалы.

Теплоемкость — свойство материалов поглощать при нагревании определенное количество теплоты.

Чугун обладает большей теплоемкостью по сравнению с другими металлами.

Водопоглощение — способность материала впитывать и удерживать в своих порах воду.

Большим водопоглащением обладает дерево.

  Морозостойкость — способность материала в насыпном водой состоянии выдерживать  многократное число  циклов попеременного замораживания и оттаивания, без видимых признаков разрушения и без значительного понижения прочности.

Материалы обладающие малым водопоглащением, обладают высокой морозостойкостью.

Тепловое (термическое) расширение — способность материалов изменять свои размеры в процессе нагревая при постоянном давлении.

Металлы обладают тепловым расширением.

Температура плавления — постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав при нормальном давлении.

Каждый металл имеет свою температуру плавления.

Проявлять интерес к новым знаниям, понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить, выполнять с/р, вместе с учителем и группой выполнить проверку работы        

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий.

III этап.

Закрепление пройденного материала

Цель  закрепить полученные знания.

Произношение,

ведение беседы.

Устный опрос.

7 мин.

Выдаю задание, объясняю последовательность его выполнения.

Проведение теста.

Критерии оценки:  «2» - 1-2 вопроса;  «3» - 3вопроса; «4» - 4вопроса;  «5» - 5 вопросов.

Тест.

1. Что называется пористостью?

а) Способность металлов и сплавов проводить электрический ток через свои поры.

б) Степень заполнения объема материала порами.

в) Способность материалов изменять свои размеры  за счет пор в процессе нагревая при постоянном давлении.

            2. Способность материала в насыпном водой состоянии выдерживать  многократное число  циклов попеременного замораживания и оттаивания, без видимых признаков разрушения и без значительного понижения прочности называется   ….

а) тепловым расширением.

б) твердостью.

в) морозостойкостью.

              3. Способность материалов изменять свои размеры в процессе нагревая при постоянном давлении называется …..

а) тепловым расширением.

б) тепловым удлинением.

в) увеличением объема.

               4. Что называется температурой плавления?

а) Постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав.

б) Постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав при нормальном давлении.

в) Постоянная температура, при которой твердый материал переходит в жидкий расплав при повышенном давлении.

                  5. Что называется свойствами.

а) Свойства – это количественная или качественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами.

б) Свойства –характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами.

в) Свойства – это количественная или качественная характеристика материала, определяющая его общность или различие с другими материалами и металлами.

Проверяем устно выполненное задание.

Выполняют письменно задание используя выданные карточки с тестами.

Эталон ответов.

1

2

3

4

5

а

+

+

+

б

+

в

+

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

IV этап.

Информации учащихся о домашнем задании.

1 мин.

Предлагаю записать домашние задание.

Выучить записи в тетради,  изучить пр. 3.

Слушают, записывают.

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

IV этап.

Подведение итогов

Рефлексия.

Цель - подвести итог проделанной работе на уроке.

3 мин.

Предлагаю сделать вывод по изученному материалу.

Подвожу итог по изученному материалу.

Предлагаю провести самоанализ урока.

1.На уроке я работал

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

интересным

скучным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

полезен

бесполезен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

8. Я считая, что я заработал оценку -

9. Мое мнение

Записывают.

Вывод: Все материалы обладают физическими свойствами: плотность, пористость, теплопроводимость, электропроводимость, теплоемкость, водопоглащение,  влажность, морозостойкость, тепловое расширение,  температура плавления.

1.На уроке я работал

+

2.Своей работой на уроке я

+

3.Урок для меня показался

+

4.За урок я

+

5.Мое настроение

+

6.Материал урока мне был

+

7.Домашнее задание мне кажется

+

8. Я считая, что я заработал оценку - 4

9. Мое мнение

На уроке меня мало спрашивали.

Обучающиеся осознают  успешность  восприятия  и  осмысления  объектов  изучения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по материаловедению швейного производства "Натуральные волокна растительного происхождения. Их свойства"

на уроке рассматриваются натуральные растительные волокна, применяемые в текстильной промышленности, их свойства и применение...

Урок по материаловедению тема: Химико- термическая обработка

Химико-термическая обработка. Печи для проведения химико-термической обработки, режимы и краткое описание процесса...

Из личного опыта «Интегрированный урок по материаловедению как вид учебного занятия»

Интеграция является одним из интересных и важных напрывлений современного образования. Интеграция-это нахождение новых фактов, которые подтверждают и углубляют наблюдения и выводы обучающихся в различ...

Презентация к уроку по материаловедению "Легированые сплавы"

Легировать  - значит сплавлять, соединять, поэтому  химические элементы, вводимые в сталь, называются легирующими элементами, а стали, сплавленные с ними, получили название легированных стал...

Методическая разработка урока по материаловедению на тему: «Гидравлическое вяжущее вещество. Цемент и портландцемент».

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по спецтехнологии для обучающихся 1 курса, проходящих профессиональную подготовку по профессии «Штукатур» по адаптированно...

Методическая разработка открытого урока по материаловедению на тему: Диаграмма "железо-цементит"

Методическая разработка открытого урока по материаловедению на тему: Диаграмма "железо-цементит"...

Открытый урок по материаловеденью

Карта урокаУрок формирования умений и навыков по темеНарезание резьбы метчиком и плашкой вручнуюЦель:  сформировать навык нарезания внешней и внутренней резьбы вручную.Задачи урока через планируе...