Из личного опыта «Интегрированный урок по материаловедению как вид учебного занятия»
материал на тему

Шахбанова Валентина Ивановна

Интеграция является одним из интересных и важных напрывлений современного образования. Интеграция-это нахождение новых фактов, которые подтверждают и углубляют наблюдения и выводы обучающихся в различных учебных дисциплинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov._urok.docx355.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

«Интегрированный урок по материаловедению  как вид учебного занятия»

F:\МЕТОД, РАБОТА 2015-2016г\Открытый урок 1 24.09.2015\DSCN4701.JPG

Белгород , 2017г

Оглавление

1.Вступление.

2. Цели и задачи интегрированных уроков.

3.  Бинарный урок как это один  из видов  интеграции предметов и реализации межпредметных связей.

4. Интегрированный урок как вид  учебного занятия.

5.Технология интегрированного обучения

6. Обобщение, варианты  учебного процесса на интегративной основе.

7. Варианты интегрированных уроков.

8.Заключение.

 

Вступление.

     Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в обучении.    Одной из главных задач образования является подготовка обучающегося к профессии и  к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на профессию.    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднение в реализации на практике принципа взаимосвязи спецпредметов предметов и предметов общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в конкретных учебных темах.    Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов.            Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должно быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

    Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагается отдельным  ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

    Оценка деятельности специфична: если обучающийсяя дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету, если по двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется по этим предметам.

    Опираясь на опыт других педагогов, и используя свой собственный, в данной работе я пыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, рассмотреть их виды, остановилась на методике их проведения.

Цели и задачи интегрированных уроков.

 

    Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых учебных дисциплин друг другу, а также специальных дисциплин с производственным обучением. Задача современной педагогики – соединить в восприятии обучающихся основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину, дать молодому специалисту единое представление о профессии,  своем месте в обществе. Общеобразовательный характер направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников независимо от будущей трудовой деятельности.

    Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

   Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе обучения и воспитания обучающихся играют специальные дисциплины.

   

 Бинарный урок как это один  из видов  интеграции предметов и реализации межпредметных связей

Сегодня методика обучения, как и всё в стране, переживает сложный период. Изменились цели среднего специального образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться.

Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо  частей или элементов. (сл.Ожёгова)

Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.

В первую очередь, это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три учителя.

Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Я хочу попытаться рассказать, что из себя должен представлять бинарный урок, и что необходимо, чтобы его методически грамотно спланировать и провести.

Цель любого бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений и дать возможность обучающимся увидеть результаты своего труда, получив от него радость и удовлетворение. Т.е. на таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.

Учитывая это – первая трудность для задумавших провести  такой урок – научиться выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу. Понятно, что психологическая и методическая совместимость преподавателей  играет не последнюю роль в решении этой проблемы. 

В какой последовательности идёт подготовка к проведению бинарных уроков?

Прежде всего, анализируется тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрим, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию обучения и служить предметом заинтересованного общения, при этом учитывается объём и уровень знаний учащихся по предмету, то есть совместно тщательно урок планируем.

Следующим шагом является поиск наиболее рациональной формы урока. Это может быть:

  • урок-диспут,
  • урок-диалог,
  • урок-пресс-конференция,
  • урок-игра,
  • урок-форум,
  • урок-исследование и т.д.

Далее, нужно определиться с типом урока. В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на  пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок;  повторительно-обобщающий урок; контрольный урок - урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.

Общая структура таких уроков включает:

вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;

основную часть - раскрытие содержания учебного материала;

заключение - подведения итогов, оценка работы обучающихся, определение домашнего задания.

Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обусловливается многими факторами, а именно:

  • объекты изучения бывают абстрактными и конкретными; характеристика одних требует преимущественно монолога изложения преподавателя, других - организации беседы с обучающимися;
  • ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность преподавателя.

Чтобы лишний раз подчеркнуть, что интегрированный урок - это специфическая форма занятия, и главное на нем - это изучение междисциплинарных объектов.

 Для грамотного проведения интегрированных уроков я должна ещё вам сказать то, что интеграционную взаимосвязь учебных предметов можно осуществлять на трёх уровняхвысший – уровень целостности, при котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового предмета – это сложно.

Второй уровень – уровень дидактического синтеза, при котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного из них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения.

Третий уровень – уровень межпредметных связей (МПС). Интегрирующим фактором являются общие элементы содержания предметов (приведенный пример урока).

В заключение несколько выводов. Итак, с точки зрения интеграции, методисты различают:

Бинарный урок – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла в одном уроке.

Его особенности – изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются  в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области.

Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Ведут его несколько преподавателей.

Интегрированный урок предусматривает:

  • Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса обучающихся  к предмету;
  • Может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;
  • Позволяющих в большей степени проявить и самостоятельность в применении знаний, максимальном их углублении;
  • Оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.

Интегрированный урок как вид  учебного занятия.

    Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения  следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира.

    Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

    а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

   б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

   в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

   г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

   д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

    Преподаватель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности группы. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

    Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили обучающиеся, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

    Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.

    Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

    Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации: 

1.конструирование и проведение урока двумя и более преподавателями  разных дисциплин;

2.конструирование и проведение интегрированного урока одним преподавателем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; 

3.создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

    Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.        

 

Технология интегрированного обучения

Интеграция - способ формирования метопредметных навыков.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию и развитию способностей учащихся.

Преимущества интегрированных уроков.

Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

-весь урок подчинён авторскому замыслу,

-урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

-урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого, этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как "данное" и "новое".

Взаимодействие учителей может строиться по-разному.

Оно может быть:

паритетным, с равным долевым участием каждого из них, один из учителей может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы:

-планирование,

-организация творческой группы,

-конструирование содержания урока,

-репетиции.

Второй этап подготовки и проведения урока - исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа - вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры. В заключительной части урока необходимо: обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учащимися, сформулировать чёткие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Третий этап - рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

В результате осуществления интегрированного подхода в обучении физики и профцикла наблюдаются устойчивые положительные результаты.

Представляю обзор одного интегрированного урока по материаловедению и физике.

Обобщение, варианты  учебного процесса на интегративной основе.

  1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
  2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
  3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
  4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

Варианты интегрированных уроков.

               Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только  два, но и три и даже несколько предметов на одном или нескольких уроках.

    Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два преподавателя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными  учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, материаловедение и иностранный язык. На этих уроках формируются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться).

             После  проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися, и сделали определенный вывод: обучающимся такие уроки нравятся, поэтому они нужны. Эти уроки имеют свои    ценности и проблемы в организации проведения:

 

  • Формируют целостное мировоззрение;   несовпадение тем  во времени;
  •  Дают возможность интеллектуального    самосовершенствования;
  • актуализирует имеющиеся знания;
  • применение знаний в новых ситуациях.

 Я давно работаю по теме межпредметных связей. У нас с учителем физики Азаровым С.Н. в прошлом году был проведен бинарный, интегрированный урок. Используя образовательные стандарты по материаловедению и физике, нам удалось спланировать обобщающий урок по теме " Механические свойства металлов " в группе сварочного производства. Проведен он был как обобщающий  по перспективно-тематическому планированию. 

Заключение.

 

           Таким образом, интеграция обучения должна дать обучающимуся те знания, которые отражают связанность отдельных частей профессии как системы, научить  с первых уроков  обучения представлять профессию (специальность) как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений о профессии на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся  в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение обучающихся  за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, расширение сферы получаемой информации обучающимися, подкрепление мотивации обучения.

       Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.

В планах на будущее  я рассматриваю возможность привлечь к созданию таких уроков преподавателя  химии, например, создать интегрированный урок на тему «Коррозия металлов.  Методы борьбы с коррозией», «Химические свойства цветных металлов», с мастерами производственного обучения « Сварка низкоуглеродистых сталей» и т. д.

Для проведения такого урока требуется «повозиться», но как сказал Сухомлинский: «Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».

Список используемой литературы

1. Добров, Г. М. Наука о науке / Д. М. Добров. – Киев: Наукова думка, 2012. – 301с.

2. Зверев, Д. И. Взаимная связь учебных предметов / Д. И. Зверев. – М.: Знание, 2010. – 64 с.

3. Коменский, А. Я. Избранные сочинения / А. Я. Коменский. – М.: Учпедиздат, 1995. – 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.

Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....

Размышления по организации практики (из личного опыта)

Значение производственной практики в процессе обучения...

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте (из личного опыта)

Я, как педагог с 34 летним стажем работы в начальных классах, хочу привести примеры из опыта своей работы по обогащению обучения одаренных детей....

Эссе-повествование «Из личного опыта…»

Конкурсная работа для участия во Всероссийском конкурсе лучших практик наставничества в СПО "От поколения к поколению", номинация "Из личного опыта..."...

Дистанционное обучение. Из личного опыта преподавателя математики

Аннотация. В статье рассмотрены особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения на примере платформы ZOOM, широкое использование сетевых образовательных ресурсов. Сете...

Аттестация: 3.1 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения (методические разработки учебного занятия)

1. Методическая разработка практического занятия по английскому языку по теме: «История медицины»2. Методическая разработка теоретического занятия по основам латинского языка с  медиц...