Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.01 Технические измерения
методическая разработка на тему

Турчанинова Галина Александровна

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Технические измерения

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_ud_tehn.izmereniya_lzt.docx52.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг

Рассмотрено                                                              Утверждено

На заседании МК «Лесозаготовитель»                              Приказом директора

Протокол №1 от1.09.2015 г.                                               № 222 от  03.09 2015 г

                                                                             

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине

Технические измерения

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 151013.01 (15.01.09) Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Разработчик: Турчанинова Галина Александровна, преподаватель ГБПОУ ИО Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг

Общие положения

В результате  освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- систему допусков и посадок;

- квалитеты и параметры  шероховатости;

- основные принципы калибровки сложных профилей;

- основы взаимозаменяемости;

- методы определения погрешностей измерений;

- основные сведения о сопряжениях в машиностроении;

- размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;

- основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;

- стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;

- наименование и свойства комплектуемых материалов;

- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;

- методы и средства контроля обработанных поверхностей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать техническую документацию;

- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической  документации;

- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;

- определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;

- выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;

- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен освоить составляющие общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте трелевочных машин.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание тракторов, тягачей, сплоточных агрегатов, участвовать во всех видах ремонта.

Формой аттестации по учебной дисциплине  является дифференцированный зачет. Итогом дифференцированного зачета является    оценка.

1. Формы контроля и оценивания элементов учебной дисциплины

                                                                                        Таблица 1

Элементы учебной

дисциплины

Форма контроля и оценивания

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Раздел 1. Допуски и посадки

дифференцированный зачет

Оценивание знаний, умений и элементов  ОК и ПК

Тема 1.1. Допуски и посадки

гладких элементов деталей в  соответствии с ЕСДП

- оценка по результатам устного опроса,

- оценка за практическую работу,

 - оценка за самостоятельную работу,

Тема 1.2.Отклонения формы, расположения и шерохова-тость  поверхностей в соответствии с ГОСТом

- оценка по результатам устного опроса,

- оценка за практическую работу,

 - оценка за самостоятельную работу,

- оценка за контрольную работу.

Раздел 2. Основы технических измерений

дифференцированный зачет

Оценивание знаний, умений

и элементов  ОК и ПК

Тема 2.1. Измерения с помощью штангенциркуля и микрометра

- оценка по результатам устного опроса,

- оценка за практическую работу,

 - оценка за самостоятельную работу,

- оценка за лабораторную работу.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке на дифференцированном зачете.

         В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих  знаний и умений, общих  и профессиональных компетенций:

Таблица 2

Результаты обучения

(освоенные знания, умения, общие и профессиональные  компетенции)

Показатели оценки результата

Знания:

- систему допусков и посадок;

- квалитеты и параметры  шероховатости;

- основные принципы калибровки сложных профилей;

- основы взаимозаменяемости;

- методы определения погрешностей измерений;

- основные сведения о сопряжениях в машиностроении;

- размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;

- основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;

- стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;

- наименование и свойства комплектуемых материалов;

- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;

- методы и средства контроля обработанных поверхностей.

Умения:

- анализировать техническую документацию;

- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической  документации;

- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;

- определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;

- выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;

- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание и участвовать в ремонте трелевочных машин.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание тракторов, тягачей, сплоточных агрегатов, участвовать во всех видах ремонта.

- правильность выбора средств для измерения;

- точность (правильность) чтения чертежей;

- обоснованность принятия решения;

- совпадение результатов самоанализа и экспертной оценки;

- рациональное распределение времени на все этапы решения задачи;

- соответствие решения задач  с профессиональными стан-дартами и нормативными документами;

- результативность информационного поиска;

- обоснованность и опти-мальность выбора источников, необходимых для решения поставленной задачи;

3. Оценка освоения  учебной дисциплины

3.1. Типовые задания для оценки освоения  Раздела  1:

1) Вопросы для закрепления материала:

1. Что такое взаимозаменяемость?

2. Какая бывает взаимозаменяемость? Приведите примеры.

3. Что такое стандарт?

4. Какие существуют категории стандартов?

5. Что включает в себя понятие «качество продукции»?

6. Перечислите показатели качества продукции.

7. Какой размер называется действительным?

8. Какие размеры называются предельными?

9. Какой брак является исправимым?

10. Какой брак является неисправимым?

11. Какому размеру соответствует нулевая линия схемы?

12. Как называется зона, заключенная между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям?

13. Как может располагаться поле допуска относительно нулевой линии?

14. Каким образом можно получить посадку: с зазором? с натягом?

15. Какие группы посадок существуют?

16. Как образуются посадки в системе отверстия?

17. Как образуются посадки в системе вала?

18. Какая из систем посадок является предпочтительной и почему?

19. Как расположено поле допуска основного отверстия в системе отверстия?

20. Как расположено поле допуска основного вала в системе вала?

21. Что такое система допусков и посадок?

22. как называются ряды точности в ЕСДП?

23. Как влияют отклонения от формы на характер соединения деталей?

24. В каких единицах указывается отклонение от формы на чертеже детали?

25. Перечислите причины, по которым возникают отклонения от формы обрабатываемой поверхности.

26. Как влияют отклонения от расположения поверхностей на характер соединения деталей?

27. Что такое шероховатость?

28. Как влияет шероховатость деталей на работу механизма?

29. Назовите параметры шероховатости.

30. Какие знаки применяют при обозначении шероховатости?

31. В каких единицах выражаются параметры шероховатости?

2) Задания для контрольной работы

Вариант № 1

Задание 1

А. Перечислите виды взаимозаменяемости.

Б. Наибольший и наименьший размеры детали называются:

а) действительные        б) предельные                в) номинальные

В. По данной формулировке определите показатель качества.

Показатель, характеризующий затраты на изготовление продукции,- это показатель…

1) надёжности                2) экономичности                3) экологичности

Задание 2

А.  По формулировке определите тип размера.

Размер, полученный конструктором в результате расчетов или с учетом различных конструкторских или технологических соображений, - это размер…

а) номинальный

б) действительный

в) предельный

Б. Имеет ли допуск размера знак?

а) Да                        б) Нет

В. Расставьте правильно характеристики для размера 54-0,3+0,1

1) 54,1                        а) Наибольший предельный размер

2) 54,0                        б) Наименьший предельный размер

3) 53,7                        в) Номинальный размер

4) +0,1                        г) Верхнее  отклонение

5) 0,4                                д) Нижнее отклонение

6) -0,3                        е) Допуск размер

Ответ оформите в виде указанной таблице:

1

2

3

4

5

6

Задание 3

Изобразите графически размеры и определите допуск:

1)  10+0,1+02                      2) 16+0,3                   3) 12-0,1+0,2                

 Задание 4

Определите вид посадки (с зазором, натягом, переходная) для соединений:

1. Отв.∅12+0,1                вал ∅12-0,1+0,2

2. Отв.∅24+0,2                вал∅24-0,1-0,3

3. Отв.∅32+0,1                вал∅32-0,2-0,1

Ответ оформите в виде указанной таблице.

Номер сопряжения

1

2

3

Вид посадки

Задание 5

А). Определите отклонения для отверстий и валов: Е, Н, е, g, K, F, n, k

Ответ оформите в виде таблицы.

Отклонение отверстия

Отклонение  вала

Б) По записи размера определите посадку в системе отверстия и системе вала:

1) 45H7/g6                2) 20 N7/f6                3) 45H8/h7                4) 20 F8/e8

Ответ оформите в виде таблицы.

Система отверстия

Система вала

Задание 6

Проведите анализ размеров.

Контрольные

вопросы

Исходные данные

Размер к чертежу соединения деталей

∅45H7/g6

∅15H8/h7

Система посадки

Обозначение сопрягае-мого размера на чертеже детали?

Отв.

Вал

Отв.

Вал

Верхнее предельное отклонение

Нижнее предельное отклонение

Условное обозначение поля допуска

Тип соединения (группа посадки)?

Вариант № 2

Задание 1

А. Расшифруйте виды стандартов: ГОСТ, ОСТ, СТП

Б. Ответьте, какая взаимозаменяемость не предусматривает доработку деталей при сборке:

1) полная                        2) неполная

В. По данной формулировке определите показатель качества.

Показатель, характеризующий условия изготовления деталей,- это показатель…

1) назначения                2) эстетичности                3) технологичности

Задание 2

А.  По формулировке определите тип размера.

Размер, установленный измерением с допустимой погрешностью, - это размер…

а) номинальный

б) действительный

в) предельный

Б. Имеет ли допуск размера знак?

а) Да                        б) Нет

В. Расставьте правильно характеристики для размера 35-0,1+0,2

1) 35,2                        а) Наибольший предельный размер

2) 35                                  б) Верхнее  отклонение

3) 34,9                        в) Номинальный размер

4) +0,2                        г) Допуск размер

5) 0,3                                д) Нижнее отклонение

6) -0,1                        е) Наименьший предельный размер

Ответ оформите в виде указанной таблице:

1

2

3

4

5

6

Задание 3

Изобразите графически размеры и определите допуск:

1)  24-0,3-0,1                      2) 36+0,3                   3) 12-0,1                

 Задание 4

Определите вид посадки (с зазором, натягом, переходная) для соединений:

1. Отв.∅10+0,1                вал ∅10-0,2-0,1

2. Отв.∅20+0,2                вал∅20-0,1+0,3

3. Отв.∅30+0,1                вал∅30+0,2+0,3

Ответ оформите в виде указанной таблице.

Номер сопряжения

1

2

3

Вид посадки

Задание 5

А). Определите отклонения для отверстий и валов: D. Е, m, n, Н, F, f, k

Ответ оформите в виде таблицы.

Отклонение отверстия

Отклонение  вала

Б) По записи размера определите посадку в системе отверстия и системе вала:

1) 40H7/f6                2) 20 F8/h7                3) 45 E7/k6                4) 20 H6/e8

Ответ оформите в виде таблицы.

Система отверстия

Система вала

Задание 6

Проведите анализ размеров.

Контрольные

вопросы

Исходные данные

Размер к чертежу соединения деталей

∅45H8/f7

∅20F8/h7

Система посадки

Обозначение сопрягае-мого размера на чертеже детали?

Отв.

Вал

Отв.

Вал

Верхнее предельное отклонение

Нижнее предельное отклонение

Условное обозначение поля допуска

Тип соединения (группа посадки)?

  3.2. Типовые задания для оценки освоения  раздела   Раздела  2:

1)Вопросы для закрепления материала:

1.Что такое измерение?

2. Что такое результат измерения?

3. Что такое средства измерения?

4. Что такое метрология?

5. Что такое шкала, цена деления?.

6. Какая разница между прямым и косвенным измерениями?

7. Перечислить причины возникновения погрешностей.

8. Перечислите методы измерения.

9. Чем характерны штангенинструменты?

10. Какие существуют виды штангенциркулей?

11. Назовите конструктивные элементы штангенциркуля.

12. Как определяются целые миллиметры у штангенциркуля?

13. Как определяются дробные доли миллиметра у штангенциркуля?

13. Для чего служит штангенрейсмас?

14. Для чего служит штангенглубиномер?

15. Чем характерны микрометрические инструменты?

16. Из каких конструктивных элементов состоит микрометр?

17. Для чего служит трещотка?

18. Как производится чтение показаний на микрометрических инструментах?

2) Проверка степени усвоения материала

1- вариант

Выберите из правой колонки определение, относящееся к термину в левой колонке.

Термин

Определение

1

Метрология

А

Значение величины, которое вывели измерением

2

Средство измерения

Б

Нахождение значения физической величины опытным путем.

3

Результат измерения

В

Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, а также способах достижения требуемой точности.

4

Шкала

Г

Средство, с помощью которого выполняют измерения.

5

Пределы измерения

Д

Разность значения величины, соответствующих двум соседним отметкам шкалы.

6

Цена деления шкалы

Е

Это наибольшее и наименьшее значение диапазона  измерений.

7

Измерение

Ж

Ряд отметок (штрихов) и поставлен-ных около них чисел, положение и значение которых соответствуют ряду последовательных размеров.

8

Показания средства измерений

И

Значение измеряемой величины, определенное по отчетному устройству.

2-вариант

 Ответьте на вопросы:

  • В каких пределах производят измерения штангенглубиномером ШГ ?
  • С какой величиной отсчета по нониусу выпускаются штангенглубиномер ?
  • С какой величиной отсчета по нониусу выпускаются штангенрейсмас  ШР?
  • Назначение штангенглубиномера, штангенрейсмаса ?

3-вариант

 1.Заполните таблицу  № 1 в тетради:

Таблица № 1:

Штангенциркуль ШЦ-1  

Штангенциркуль ШЦ-II

Пределы измерений, мм

Точность измерений, мм

(величина отсчета по нониусу)

Назначение

 2. Запишите  в тетрадь конструктивные элементы штангенциркуля ШЦ-1 и  

 ШЦ-II  в виде таблицы. Укажите (подчеркните) разницу  в конструктивных элементах штангенциркулей.

Таблица  № 2:

№ элемента

штангенциркуль

ШЦ-1  

№ элемента

штангенциркуль

ШЦ-II

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

3. Заполните  таблицу №3  по теме «Штангенинструменты»

Таблица № 3

Штангенрейсмас (ШР)

Штангенглубиномер (ШГ)

Штангенциркуль ШЦ-1

Штангенциркуль ШЦ-II

Пределы   измерений, мм

Точность изме-рений, мм

Назначение

Что общего в штангенинстру-ментах ?

4. Критерии оценки

Выполнение задания:

1. Обращение в ходе задания к информационным источникам;

2. Рациональное распределение времени на выполнение задания

(обязательное наличие следующих  этапов выполнения задания: ознакомление с заданием; планирование работы;  поиск и получение информации; подготовка продукта; рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленного продукта перед сдачей)

Подготовленный продукт: ответ на вопросы задания 

Таблица 1  

Освоенные  умения

Показатель оценки результата

Оценка

- анализировать техническую документацию;

- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической  документации;

- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;

- определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;

- выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;

- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты.

- Обоснованность в выборе применения контрольно-измерительных инструментов;

- Результативность использо-вания технической и нормативной документации;

- Результативность в определении характера сопряжения по  данным чертежей и выполненным расчетам;

- Точность (правильность) в выполнении расчетов величин предельных размеров и допуска детали.

-Рациональность распреде-ления времени на выпол-нение заданий лабораторных и практических работ

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно 

Таблица 2  

Усвоенные знания

Показатель оценки результата

Оценка

- систему допусков и посадок;

- квалитеты и параметры  шероховатости;

- основные принципы калибровки сложных профилей;

- основы взаимозаменяе-мости;

- методы определения погрешностей измерений;

- основные сведения о сопряжениях в машиностроении;

- размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;

- основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;

- стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;

- наименование и свойства комплектуемых материалов;

- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;

- методы и средства контроля обработанных поверхностей.

- Обоснованность в выборе применения контрольно-измерительных инструментов;

- Результативность использо-вания технической и нормативной документации;

- Результативность в определении характера сопряжения по  данным чертежей и выполненным расчетам;

- Точность (правильность) в выполнении расчетов величин предельных размеров и допуска детали.

-Рациональность распреде-ления времени на выпол-нение заданий лабораторных и практических работ.

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно 

Таблица 3  

Освоенные (формируемые) ОК 

Показатель оценки результата

Оценка

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполне-ния профессиональных задач.

ОК 5. Использовать инфор-мационно-коммуникацион-ные технологии в профес-сиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

-Представление продукта деятельности с использованием современных знаний;

-Рациональность планирования и организации учебной деятельности  и самостоятельной работы;

 - Своевременность сдачи заданий;

- Соответствие выбранных методов и целям и задачам профессиональной деятельности

- Соответствие освоенных алгоритмов заданному регламенту и временным  параметрам;

-Результативность информа-ционного поиска;

 Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.02 Техническая графика

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.02 Техническая  графика программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.09  Машинист лесо...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Контрольно - оценочных средств по учебной дисциплине ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

   Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.03 Техническое оснащение и...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...