Организация производственной практики с использованием элементов дуального обучения
статья на тему

Боталова Яна Викторовна

В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии, в дальнейшем получила широкую известность и признание в мировой практике профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dualnoe_obuchenie.docx57.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация производственной практики с использованием дуального обучения

По архивным данным «Колледж судостроения и прикладных технологий»  ведет свою историю с 15 мая 1880 года, за свою 135-летнюю историю наше образовательное учреждение ни разу не изменило своему профилю и всегда готовило кадры для судостроения.

Даже в самые тяжелые  годы связь образовательного учреждения с судостроительными предприятиями не прерывалась, и в настоящее время наши взаимоотношения строятся  на взаимовыгодных договорах.  

 Социальными партнерами колледжа являются крупнейшие судостроительные предприятия города – АО «Адмиралтейские верфи», ОАО СЗ «Северная верфь»,  ООО «Балтийский завод – Судостроение» и др.  

Сейчас наш колледж готовит рабочих по таким востребованным профессиям, как

  • СУДОСТРОИТЕЛИ – СУДОРЕМОНТНИКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ
  • СВАРЩИКИ
  • СУДОСТРОИТЕЛИ – СУДОРЕМОНТНИКИ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ
  • СТАНОЧНИКИ
  • СЛЕСАРИ-МОНТАЖНИКИ СУДОВЫЕ
  • НАЛАДЧИКИ СТАНКОВ И ОБОРУДОВАНИЯ В МЕХАНООБРАБОТКЕ
  • ЭЛЕКТРОМОНТАЖНИКИ СУДОВЫЕ
  • ЭЛЕКТРОМОНТЕРЫ по ремонту и обслуживанию электрооборудования и др.

Проблема  дефицита рабочих кадров на судостроительных предприятиях существует давно.

Колледж полностью удовлетворить потребность в рабочих кадрах не может, поэтому предприятия приглашают на работу рабочих других профессий, которых необходимо переобучить. При обучении этой категории студентов колледжем реализуются  элементы дуального обучения.

В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии, в дальнейшем получила широкую известность и признание в мировой практике профессионального образования.

Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения. Эта система включает две различные учебно-производственные среды –  предприятие и государственное образовательное  учреждение,  когда теория читается в колледже, а практика проводится на рабочих местах в цехах под руководством опытного наставника, который несет полную ответственность за качество практического обучения обучающегося.

В современных социально-экономических условиях деятельность образовательных  учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров для ведущих отраслей экономики, связана с решением целого ряда проблем.

Преодоление трудностей  возможно на основе интеграции профессионального образования и производства, включая дуальную форму подготовки квалифицированных рабочих.

Сейчас очень большое внимание уделяется дуальному образованию. Несмотря на хорошие результаты, система дуального образования пока используется лишь частично, поскольку новые ФГОСы были ориентированы на существенное превышение теоретического обучения по отношению к производственному: теория занимала 70 % времени обучения, практика - 30 %. А при подготовке рабочих кадров для высокотехнологичных производств куда ценнее оказывается обратное соотношение, которое и предполагается при дуальной образовательной системе.  В связи с внесением изменений в федеральные образовательные стандарты это соотношение изменено в сторону увеличения практического обучения, что позволит более широко использовать элементы дуального обучения при подготовке квалифицированных рабочих.

А вот программы профессионального обучения, согласно ст.73 ФЗ-273,  разрабатываются и утверждаются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) образовательной организацией самостоятельно, поэтому колледжем совместно с работодателями для обучения взрослых разрабатываются такие программы, которые позволяют применять элементы дуального обучения. При такой форме обучения предприятие набирает на работу молодых людей, не имеющих необходимой предприятию профессии, с которыми заключается ученический договор. Во время действия ученического договора обучающимся предприятием выплачивается стипендия. После заключения этого договора вновь принятые работники - обучающиеся направляются в цеха учениками. Это позволяет присмотреться к ним, определить их готовность работать на предприятии. Ведь не секрет, что очень часто молодые люди приходят устраиваться на верфь, не представляя себе специфики работы, их просто привлекают высокие зарплаты и гарантированные социальные льготы. Специалисты отделов кадров заводов совместно с мастерами отбирают из этой группы наиболее способную молодежь, которая направляется на теоретическое обучение в колледж.

Колледж несет полную ответственность за качество теоретической подготовки. Пройдя теоретическое обучение в колледже, студенты вновь возвращаются на практику на  предприятие,  которое назначает наставника за каждым обучающимся, обеспечивает их средствами обучения и расходными материалами. Работа наставника дополнительно оплачивается предприятием, поэтому наставник отвечает за качество практической подготовки.  

К проведению  квалификационного экзамена, который  включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний, привлекаются представители цехов предприятий.

С декабря 2012 года по настоящее время мы переобучили на базе колледжа 33 группы (более 633 человек), при обучении которых реализуются элементы дуального обучения, по профессиям слесарь-монтажник судовой, электросварщик ручной сварки,  сборщик корпусов металлических судов, трубогибщик судовой, сборщик-достройщик судовой, котельщик судовой

АО «АВ»- 283

ОАО СЗ « СВ»- 75

ООО «БЗ»- 121

Результаты за 3 года.

Качество подготовки при такой форме обучения возрастает, это подтверждается и закрепляемостью выпускников на предприятиях и отзывами работодателей об их работе.

Закрепляемость студентов на предприятии за 3 года.

АО «АВ»- 283/270 (13)

ОАО СЗ « СВ»- 75/61  (14)

ООО «БЗ»- 121/114 (7)

Из 633 обучающихся закреплены на судостроительной отрасли – 540 (85, 3%)

Таким образом, построение системы дуальной целевой подготовки будущих рабочих, ориентированной на реальные потребности  рынка труда, конкретных судостроительных предприятий, позволит на качественно новой основе обеспечить взаимодействие учреждений профессионального образования и предприятий и тем самым обеспечить современное качество подготовки  рабочих кадров.

Опыт внедрения элементов дуального обучения в нашем колледже показывает, что применение такого обучения позволяет преодолеть отставание в качестве подготовки рабочих кадров от реальных требований современного производства.

Анализ результатов применения элементов дуального обучения показывает, что

  1. Закрепляемость выпускников на предприятиях возрастает (около 85,3% выпускников остаются работать на предприятиях);
  2. Выпускники быстрее адаптируются в новых трудовых условиях;
  3.  Работодатель  имеет возможность "вмешаться" в процесс обучения, дополняя содержание обучения  кругом специфичных проблем для данного производства, поэтому профессиональная  подготовка выпускников соответствует запросам конкретного предприятия.

Мастер п/о Боталова Я.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием элементов проблемного обучения

Урок-лекция с обратно связью, посвященный изучению 1 закона Ньютона...

Использование элементов модульного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика»

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые умения и знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин, тем профессиональных модулей, выполнения сту...

ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом...

Внедрение элементов дуального обучения в систему образования Хабаровского торгово-экономического техникума

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая сочетает теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на базе предприятий. Ос...

Опыт внедрения элементов дуального обучения на примере специальности СПО «Гостиничный сервис»: плюсы и минусы.

В статье рассмотрен и описан опыт сотрудничества Санкт-Петербургского технического колледжа и социального партнера гостиницы ООО «Виктория-Охтинская», этапы внедрения в учебный процесс эле...

Разработка урока по аналитической химии и учебной практике (с использованием элементов кейс технологии) Тема: Аналитические реакции катионов

Урок учебной практики на тему «Аналитические реакции катионов» предусмотрен рабочей программой   ПМ 02. УП.02. разработанный преподавателем Островской Г.Е. и мастером п/о Хасанов...

Использование многофункционального веб-сервиса «online test pad» для организации и проведения тестирования как элемента дистанционного обучения.

Использование многофункционального веб-сервиса «online test pad» для организации и проведения тестирования как элемента дистанционного обучения....