Урок с использованием элементов проблемного обучения
план-конспект урока по теме

Урок-лекция с обратно связью, посвященный изучению 1 закона Ньютона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_inertsiya_1_zakon_nyutona.docx18.68 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx278.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: инерция. Первый закон Ньютона.

Тип урока: лекция - беседа с обратной связью.

Используемые педагогические технологии: элементы проблемного обучения

Цель урока: продолжить формирование представления учащихся о взаимосвязанности явлений окружающего мира, рассмотрев суть инерционного механического движения

Задачи урока: образовательная – ввести понятие инерции, свободного тела, сформулировать основной принцип механики, первый закон Ньютона, дать определение ИСО, рассмотреть примеры ИСО, привести примеры действия инерции в технике и быту

Воспитательная -  учить находить практическую пользу знаний, формировать коммуникативные умения, выделить философское и мировоззренческое значение 1 закона Ньютона

Развивающая – углубить знания о механическом движении и СО, полученные ранее, развивать умения делать выводы из наблюдений, выдвигать гипотезы и проверять их правильность

Оборудование: компьютер, экран, презентация, штатив, груз на нити, стакан с водой, инерционная машинка, учебники

План: 1. Орг. момент (2 мин)

2. Актуализация знаний (5 мин)

3. Формулирование темы, задач урока, постановка проблемы (3 мин)

4. Изучение нового материала (25 мин)

5.  Подведение итогов (5 мин)

6. Д/з, обратная связь (5 мин)

Ход урока:

Слайд 1

2.Учитель: итак, ребята, на какой урок вы пришли?

Что изучает физика?

Какой раздел физики мы начали изучать?

Какие явления изучает механика?

Слайд 2

Какой раздел механики мы рассмотрели?

Что такое кинематика?

Какие основные понятия кинематики вы знаете? (механическое движение, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, система отсчета).

Слайд 3

3.В разделе кинематика мы рассмотрели основные закономерности движения тел. Сегодня мы начинаем рассматривать новый раздел механики, в котором изучаются причины движения тел. Что это за раздел? (Динамика).

Правильно, запишите и выделите в тетради название нового раздела (записывает на доске). А сформулировать тему урока поможет мысленный эксперимент.

Слайд 4

Почему человек, когда спотыкается, падает вперед, а когда поскользнется на льду, падает назад? Как движется тело человека после резкого торможения ног? (По инерции). 

Правильно, по инерции. С понятием «инерция» вы уже сталкивались и в 7, и в 9 классе. На сегодняшнем уроке углубим знания по этому вопросу и вспомним, какой вклад в формирование физической картины мира внес знаменитый английский ученый Исаак Ньютон.

Слайд 5

Итак, тема урока: «Инерция. Первый закон Ньютона» (записана на доске).

Демонстрация: шарик лежит на поверхности стола. Что я могу сделать, чтобы он пришел в движение? Толчок- шарик катится. Сегодня мы попробуем ответить на вопросы:

Что является причиной движения тел?

Что произойдет, если на движущееся или покоящееся тело не будут действовать другие тела?

Во всех ли системах отсчета тела будут двигаться одинаково? (вопросы записаны на доске в таблице из 2 столбцов и 3 строк, напротив вопросов – пустые строки).

4.. Что повлияло на скорость шарика? Что заставило ее увеличиться? Правильно, причина изменения скорости тела – действие на него других тел. 

Слайд 6

Вы пришли к такому же выводу, что и древнегреческий философ Аристотель, который жил в IV в. до н.э. (Слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»).

Слайд 7

Именно такое мнение составляет основной принцип механики: причина изменения скорости тела – действие на него других тел. Запишем это определение. На первый вопрос, поставленный в начале занятия, мы нашли ответ. (Ученики записывают в тетрадь, учитель - в таблицу на доске).

Рассмотрим еще один опыт.

Демонстрация: обрыва нижней нити на грузе, если резко ее дернуть, и верхней, если тянуть медленно. Стакан с водой, который остается на месте, если резко выдернуть лист из под него.

Почему в первом случае груз не изменил свою скорость, ведь я подействовала на него, потянув медленно нижнюю нить? Почему не упал стакан? Что это за явление?

Запишите: инерция – явление сохранения скорости тела или состояния покоя при отсутствии действия других тел. Тело, на которое не действуют другие тела, называется свободным.

Почему кулер в системном блоке продолжает вращаться еще некоторое время даже после выключения компьютера?

Демонстрация: Движение машинки с флажком по песку, затем – по гладкому столу. В каком случае скорость тела менялась медленнее? Почему? Что произошло бы, если на нее не действовали другие тела? (не менялась).

Слайд 7

К такому же выводу пришел итальянский ученый Галилео Галилей, наблюдая за движением шарика по наклонному желобу. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет свою скорость. Скажите, а что значит -относительность движения? Назовите предмет, относительно которого машинка сохраняла бы состояние покоя, даже двигаясь относительно стола равномерно прямолинейно (флажок).

Значит, есть такие системы отсчета, относительно которых тело либо покоится, либо движется равномерно прямолинейно, если на него не действуют другие тела (учитель записывает на доске в таблицу).

Слайд 8

Предположения Аристотеля и Галилея обобщил и возвел в ранг закона механики великий английский ученый – физик Исаак Ньютон. Всего же

их три, первый, который называют еще законом инерции, запишите в тетради:

Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя. Такие системы отсчета называются инерциальными.

А сейчас давайте прослушаем небольшое сообщение об Исааке Ньютоне (выступление ученицы с презентацией).

Слайд 9

Первый закон говорит о том, что равномерно прямолинейно двигаться или сохранять состоянии покоя тела могут только относительно ИСО. Условно, ИСО являются все СО, которые движутся друг относительно друга равномерно прямолинейно. Условно ИСО можно считать землю, хотя она, по большому счету, ИСО не является, поскольку вращается вокруг своей оси, а значит – движется с ускорением. Более точно ИСО является гелиоцентрическая СО, оси которой направлены на неподвижные звезды. Откройте стр.*** учебника, посмотрите на рисунок ***.

Слайд 10

5. Итак, какой была тема урока? Какие мы ставили вопросы? Что представляет собой ответ на первый вопрос? Второй вопрос? Третий вопрос? Приведите примеры ИСО.

Запишите домашнее задание: основные понятия темы, стр.***, выписать примеры, когда инерция полезна в технике и быту, а когда вредна.

6. У вас на столах лежат листки. Ответьте, пожалуйста, на предложенные в них вопросы и выразите свое эмоциональное отношение к уроку, дорисовав смайлик. Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЗИКА Механические явления Тепловые явления Электромагнитные явления Оптические явления Квантовые явления

Слайд 2

М еханика - раздел физики, в котором изучаются механические явления Механика Кинематика Законы сохранения Динамика Статика

Слайд 3

Динамика Динамика – раздел механики, в котором изучаются причины, вызывающие ускорение тел.

Слайд 4

Причина падения человека?

Слайд 5

ДИНАМИКА Тема урока: инерция. Первый закон Ньютона.

Слайд 6

Аристотель, IV в. до н.э. «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»

Слайд 7

Причина изменения скорости тела - действие на него других тел

Слайд 8

Галилео Галилей ( 1564-1642)

Слайд 9

Исаак Ньютон (1642-1727) Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя. Такие системы отсчета называются инерциальными.

Слайд 10

Инерциальные системы отсчета

Слайд 11

Домашнее задание: Основные понятия темы; Составить и заполнить таблицу: инерция в технике и быту;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обзор теоретических основ проблемного обучения, основные понятия и категории проблемного обучения, примеры проблемных заданий...

ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом...

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения"

Урок по коррекционной и специальной педагогике с использованием технологии проблемного обучения на тему: "Специфические и неспецифические методы коррекции нарушения поведения" для студентов, обучающих...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»   ДОКЛАД  на предметно-цикловой комиссии по теме:    «Использование и...

Элементы проблемного обучения на уроках физики

23.05.22г.    Элементы проблемного обучения на уроках физики.Актуально и применимо в прцессе обучения ....

Элементы проблемного обучения на уроках физики.

  20.09.2023год.  Элементы проблемного обучения на уроках физики.Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробуд...