«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»
статья

Захаркина Светлана Владимировна

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

на предметно-цикловой комиссии по теме:

 

 

 

 

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель специальных дисциплин

высшей категории

С.В. Захаркина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воронеж

«Хочешь быть богатым – учись ремеслу.

Богатство со временем иссякнет, а умение нет»

Абай Кунанбаев

 

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно — указать дорогу»

Ричард Олдингтон

 

 

Несмотря на то, что в учебном заведении среднего профессионального образования студенты приобретают специальность и, следовательно, заинтересованы в получении знаний, всё-таки необходимо разнообразить методы обучения. Ведь чем интереснее проведено занятие, тем оно доступнее для студентов, тем больше откладывается в памяти.

На занятиях необходимо уделять внимание творческому подходу к обучению, поддерживать и стимулировать познавательный интерес студентов.

Одним из приёмов, который заметно повышает интерес студентов к обучению, является использование элементов игры.

Проведение урока в игровой форме даёт возможность:

  • повысить интерес студентов к изучаемому материалу;
  • глубже раскрыть способности студентов;
  • развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

Игра может преследовать разные цели и занимать различное место в структуре урока, ее можно проводить в процессе всего занятия или в течение непродолжительного времени. Игра может проявляться как метод конкретных ситуаций, которые развивают способности анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи.

В форме деловой игры могут проводиться итоговые зачеты или фронтальные проверки знаний, используя метод педагогического моделирования.

В начале занятия происходит этап введения в учебную деятельность. Осознание цели, создание мотиваций и здесь я провожу несколько разновидностей такой игры.

Например, «срывание» с «дерева познания» вопросов для ответа. Например, каждой команде необходимо написать достоинства и недостатки методов очистки картофеля. Работа может выполняться как на доске, разбиваясь на части по количеству команд или же в письменном виде на бумаге.

По некоторым вопросам провожу опрос в форме эстафеты. Для этого группа разбивается на мини-группы. Доска разбивается на такое же количество секторов, сколько мини-групп, и каждой мини-группе предлагается записать, например, устройство определённого оборудования и т.д. Каждый студент группы за один выход к доске может написать только один этап. В качестве эстафетной палочки передается кусочек мела. Оценивается правильность и быстрота выполнения работы. Чтобы оценка была более объективная, каждому участнику эстафеты можно задавать вопросы по разъяснению своих записей (точнее их углублению). При этом исходной точкой отсчета должны быть итоги работы группы-победительницы. Если к качеству их работы замечаний нет, то их оценку можно ставить сразу, это будет в дальнейшем стимулом для студентов.

Ещё на уроках провожу тематические викторины, предлагаю студентам разгадывать предметные кроссворды, решение шарад, разгадывание ребусов по определенной тематике.

Составленные студентами кроссворды можно использовать в дальнейшем для контроля знаний по пройденным темам. Чаще на уроках не все время отводится игре, а в структуру урока вводятся отдельные игровые элементы.

На уроках специальных дисциплин я применяю различные формы активного обучения: ролевые игры, работа в малых группах с элементами проблемного обучения.

Главная функция игрового занятия – это обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект. Применяю этот метод чаще на практических занятиях.

Например, на практических занятиях группа делится на подгруппы, выбираются студенты на роль мастера – которые выдают задание студентам и принимают выполненную работу, выставляют оценки.

У студентов вызывают интерес такие виды заданий как тематические «домино», которые можно применять и для проверки знаний, и для закрепления материала – технологический процесс приготовления различных блюд, по списку предлагаемых продуктов назвать блюдо.

Игровые элементы очень разнообразны и их применение делает урок более интересным, ярким и запоминающимся. Но в их применении надо знать меру. Чрезмерное увлечение игрой на уроке может привести к поверхностному восприятию студентами материала. Хотя игра, как не многие другие приемы, повышает интерес студентов, заставляет (или точнее увлекает) их работать самостоятельно, искать правильный путь в решении поставленной задачи, т.е. игру можно рассматривать как начальный этап поискового метода.

Игра, не может заменить ни лекций, ни других форм занятий и, следовательно, не является универсальным методом обучения, однако и изменять ее значение в учебном процессе не стоит. Применение игры на уроках делает их более интересными и более эффективными.

Такой подход способствует развитию самостоятельности и активности студентов, повышает качество знаний. Студентам нравится игровая технология, которая дает не только качественную подготовку к экзамену, но и укрепляет память.

 

Доклад подготовила Захаркина С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

ДОКЛАД

на предметно-цикловой комиссии по теме:

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

Преподаватель специальных дисциплин

высшей категории

С.В. Захаркина

г. Воронеж

«Хочешь быть богатым – учись ремеслу.

Богатство со временем иссякнет, а умение нет»

Абай Кунанбаев

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно — указать дорогу»

Ричард Олдингтон

Несмотря на то, что в учебном заведении среднего профессионального образования студенты приобретают специальность и, следовательно, заинтересованы в получении знаний, всё-таки необходимо разнообразить методы обучения. Ведь чем интереснее проведено занятие, тем оно доступнее для студентов, тем больше откладывается в памяти.

На занятиях необходимо уделять внимание творческому подходу к обучению, поддерживать и стимулировать познавательный интерес студентов.

Одним из приёмов, который заметно повышает интерес студентов к обучению, является использование элементов игры.

Проведение урока в игровой форме даёт возможность:

  • повысить интерес студентов к изучаемому материалу;
  • глубже раскрыть способности студентов;
  • развить и закрепить умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

Игра может преследовать разные цели и занимать различное место в структуре урока, ее можно проводить в процессе всего занятия или в течение непродолжительного времени. Игра может проявляться как метод конкретных ситуаций, которые развивают способности анализировать и самостоятельно формулировать познавательные задачи.

В форме деловой игры могут проводиться итоговые зачеты или фронтальные проверки знаний, используя метод педагогического моделирования.

В начале занятия происходит этап введения в учебную деятельность. Осознание цели, создание мотиваций и здесь я провожу несколько разновидностей такой игры.

Например, «срывание» с «дерева познания» вопросов для ответа. Например, каждой команде необходимо написать достоинства и недостатки методов очистки картофеля. Работа может выполняться как на доске, разбиваясь на части по количеству команд или же в письменном виде на бумаге.

По некоторым вопросам провожу опрос в форме эстафеты. Для этого группа разбивается на мини-группы. Доска разбивается на такое же количество секторов, сколько мини-групп, и каждой мини-группе предлагается записать, например, устройство определённого оборудования и т.д. Каждый студент группы за один выход к доске может написать только один этап. В качестве эстафетной палочки передается кусочек мела. Оценивается правильность и быстрота выполнения работы. Чтобы оценка была более объективная, каждому участнику эстафеты можно задавать вопросы по разъяснению своих записей (точнее их углублению). При этом исходной точкой отсчета должны быть итоги работы группы-победительницы. Если к качеству их работы замечаний нет, то их оценку можно ставить сразу, это будет в дальнейшем стимулом для студентов.

Ещё на уроках провожу тематические викторины, предлагаю студентам разгадывать предметные кроссворды, решение шарад, разгадывание ребусов по определенной тематике.

Составленные студентами кроссворды можно использовать в дальнейшем для контроля знаний по пройденным темам. Чаще на уроках не все время отводится игре, а в структуру урока вводятся отдельные игровые элементы.

На уроках специальных дисциплин я применяю различные формы активного обучения: ролевые игры, работа в малых группах с элементами проблемного обучения.

Главная функция игрового занятия – это обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше познавательный эффект. Применяю этот метод чаще на практических занятиях.

Например, на практических занятиях группа делится на подгруппы, выбираются студенты на роль мастера – которые выдают задание студентам и принимают выполненную работу, выставляют оценки.

У студентов вызывают интерес такие виды заданий как тематические «домино», которые можно применять и для проверки знаний, и для закрепления материала – технологический процесс приготовления различных блюд, по списку предлагаемых продуктов назвать блюдо.

Игровые элементы очень разнообразны и их применение делает урок более интересным, ярким и запоминающимся. Но в их применении надо знать меру. Чрезмерное увлечение игрой на уроке может привести к поверхностному восприятию студентами материала. Хотя игра, как не многие другие приемы, повышает интерес студентов, заставляет (или точнее увлекает) их работать самостоятельно, искать правильный путь в решении поставленной задачи, т.е. игру можно рассматривать как начальный этап поискового метода.

Игра, не может заменить ни лекций, ни других форм занятий и, следовательно, не является универсальным методом обучения, однако и изменять ее значение в учебном процессе не стоит. Применение игры на уроках делает их более интересными и более эффективными.

Такой подход способствует развитию самостоятельности и активности студентов, повышает качество знаний. Студентам нравится игровая технология, которая дает не только качественную подготовку к экзамену, но и укрепляет память.

Доклад подготовила Захаркина С.В.

Захаркина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обзор теоретических основ проблемного обучения, основные понятия и категории проблемного обучения, примеры проблемных заданий...

Урок с использованием элементов проблемного обучения

Урок-лекция с обратно связью, посвященный изучению 1 закона Ньютона...

Применение элементов проблемного обучения при проведении лабораторных работ по предмету «Основы технологии приготовления пищи»

Представлен пример применение проблемного обучения при проведении серии лабораторных работ по предмету  «Основы технологии приготовления пищи» на примере темы "Соусы"....

ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом...

Элементы проблемного обучения на уроках физики

23.05.22г.    Элементы проблемного обучения на уроках физики.Актуально и применимо в прцессе обучения ....

Использование игровых технологий в организации урочной деятельности на уроках АФК

Адаптивная физическая культура дает возможность применять различные методы, средства и технологии на уроках. Одной из таких технологий, является — игровая....

Элементы проблемного обучения на уроках физики.

  20.09.2023год.  Элементы проблемного обучения на уроках физики.Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробуд...