ДОКЛАД «Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»
статья на тему

цамалаидзе ирина викторовна

Данный доклад рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов образовательных учреждений в рамках обмена опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_prob._obuch.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

ДОКЛАД

«Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков - лекций»

                                     Автор:

                                                                          Цамалаидзе Ирина Викторовна,

                                                   преподаватель химии

        Рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов  образовательных  учреждений  в рамках обмена опытом.

г. Владикавказ

2014г

В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся, будущих специалистов, творческого общего и профессионального мышления, способностей самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства. Происходящая сейчас научно-техническая революция ставит перед школьным обучением новые задачи. Дело в том, что труд человека все более приобретает такие функции, как управление, контроль рационализация. Следовательно, во всех сферах деятельности человеку нужны не только глубокие знания, но и умения творчески применять их в различных ситуациях. Поэтому в настоящее время школа должна дать учащимся определенную необходимую систему знаний, научить их мыслить, самостоятельно приобретать знания. Несомненно, что уже само содержание программы создает условие для развития активного творческого мышления учащихся. Но этого не достаточно. Одним из главных компонентов современного урока, я так считаю, является активизация знаний учащихся. Активизировать их внимание при обучении необходимо на всех этапах учебного процесса: будь то рассмотрение нового материала, закрепление, проверка знаний или повторение пройденного.

При разработке методов активизации необходимо опираться на выводы психологии. Они свидетельствуют о том, что основой любознательности является присущий живым существам рефлекс «Что такое?».  Исследования показывают, что активное внимание - это процесс, возникающий при получении информации, причем от степени заинтересованности им зависит уровень мыслительной деятельности.

Наибольшую потребность активно мыслить человек испытывает тогда, когда уже имеющиеся у него знания или представления приходят в противоречие с новой информацией.

Основываясь на выводах психологии, можно утверждать, что независимо от того, какими методами будет вестись изучение материала, исходным моментом должно быть возбуждение у учащихся активного внимания, для чего необходимо привлечь их внимание к изучаемому материалу, вызвать у них  живой интерес.

Решение поставленной методической задачи можно искать в разных направлениях, необходимо лишь оценивать возможности и целесообразность применения того или иного из них в данной ситуациях.

        Например, создание проблемной ситуации, какими бы приемами оно ни реализовалось, связано с определенными трудностями, поскольку требует наличие в новом материале элементов, уже знакомых учащимся.

Проблемное обучение - один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Этот поиск может происходить как во время аудиторных занятий совместно с преподавателем, так и при самостоятельных занятиях учащихся дома. Один из видов аудиторных занятий, который в настоящее время получает все большее признание, - школьная лекция. Лекция выполняет в обучении ряд функций: информативную, ориентирующую, стимулирующую познавательный процесс; методологическую, развивающую и воспитывающую.

Проблемная лекция предполагает мыслительный диалог преподавателя с учащимися: учитель постоянно обращается к ним с вопросами, возбуждающими мысль, мобилизующими к использованию имеющихся знаний для последующего познания нового материала. Умственная деятельность учащихся на информативных или ориентирующих лекциях не выходит за рамки репродуктивной. В лучшем случае это добросовестное осмысливание излагаемого материала. Почти полное отсутствие вопросов к учителю служит подтверждением этого. На проблемных лекциях учащиеся приобщаются к продуктивной деятельности, стремясь задать вопросы себе, своему товарищу, учителю, чтобы докопаться до истины. По данным В. И. Загвязинского, всех учащихся по характеру их деятельности на лекции можно разделить на три группы: 1) записывают материал механически, не осмысливая содержания, не вникают в проблемы; главное для них - записать материал, облегчающий сдачу зачета, экзамена при минимуме подготовки к нему; 2) добросовестно осмысливают, запоминают главное, выделяют его в конспекте, но, однако, остаются на уровне репродуктивной деятельности, вопросов задают мало, особой заинтересованности не проявляют; 3) стремятся выйти за рамки репродуктивной деятельности, возразить в каких-то вопросах учителю, применить в ходе лекции ранее усвоенный материал к познанию новых сведений, выявить возможные следствия. На проблемных лекциях легко вовлекаются в активную работу учащиеся, которых можно отнести не только ко второй и третьей группе, но и к первой. При проблемном построении лекции у учащихся резко повышается интерес к предмету, а знания усваиваются ими более прочно.

При проблемном обучении возрастает роль педагога как организатора и дирижера учебного процесса. Для эффективного проведения проблемной лекции учителю необходимо:

  1. подготовить учащихся к восприятию проблемы;
  2. создать проблемную ситуацию, построенную на несогласованности (часто кажущейся) известных учащимися знаний и фактов, которые сообщает в данный момент учитель;        
  3. сформулировать проблему;        
  4. выдвинуть гипотезу для разрешения, возникшего противоречия;
  5. обсудить гипотезы, отвергнуть одни и утвердить другие;
  6. сформулировать выводы.

        Таким образом, учитель играет главную роль в ходе организации проблемного обучения. Естественно, эффективность проблемной лекции зависит от того, сколько времени и творческой энергии тратит учитель на ее подготовку. Затраты немалые, и, чтобы большой труд не пропадал впустую, начать эту энергоемкую работу надо с решения вопроса о том, позволяет ли данный учебный; материал создавать проблемную ситуацию и есть ли необходимость в ее создании, поскольку не всякий учебный материал может быть лучше усвоен с помощью приемов проблемного обучения. Затем можно начать разработку самого сценария урока. Для этого необходимо подготовить ряд последовательных вопросов, начиная с точной формулировки проблемы для подбора способов проверки правильности ее решения. Учитель должен хорошо знать, какой из возможных вариантов решения оптимален, какая точка зрения в дискуссии правильна и, главное, какой учебный материал должен быть усвоен в результате решения проблемной ситуации. Творчески работающий преподаватель на занятиях думает не о том, что сказать, а о том, как создать активную поисковую  деятельность обучаемых и руководить ею, не подавляя их активность. В то же время и деятельность преподавателя должна носить также проблемно-поисковый характер.

В ходе проблемной лекции учитель руководит процессом разрешения проблемной ситуации, оказывает учащимся помощь в анализе условий и выборе плана решения, консультирует их в процессе решения, помогает в нахождении способов самоконтроля, разбирает ошибки с теми, кто их допустил, организует коллективное обсуждение проблемы.

Применяя метод проблемного обучения, учитель постепенно формирует у учащихся умение самостоятельно выделить проблему, а затем приступить к нахождению оптимального подхода к ее решению.

Не секрет, что главная беда нашей школы - инертность,  крайняя несамостоятельность учащихся, пассивно заглатывающих тщательно пережеванную преподавателем учебную пищу. Такое положение требует коренного изменения методики обучения и, в частности широкого внедрения в учебный процесс элементов проблемного обучения. Важно на каждом уроке приобщать учащихся к активной поисковой деятельности. Необходимо стимулировать у них находчивость и сообразительность, побуждать к глубокому творческому усвоению изучаемого материала. Внедрение в учебный процесс элементов  проблемного обучения ставит перед учителем задачу правильной оценки творческой активности учащихся на проблемной лекции. Учащийся получает отличную оценку в  том случае, если он предложил неординарный подход к  решению проблемы, а подчас и отличный от того, который ожидал преподаватель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обзор теоретических основ проблемного обучения, основные понятия и категории проблемного обучения, примеры проблемных заданий...

Урок с использованием элементов проблемного обучения

Урок-лекция с обратно связью, посвященный изучению 1 закона Ньютона...

Применение элементов проблемного обучения при проведении лабораторных работ по предмету «Основы технологии приготовления пищи»

Представлен пример применение проблемного обучения при проведении серии лабораторных работ по предмету  «Основы технологии приготовления пищи» на примере темы "Соусы"....

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АКТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ...

«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»

ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»   ДОКЛАД  на предметно-цикловой комиссии по теме:    «Использование и...

Элементы проблемного обучения на уроках физики

23.05.22г.    Элементы проблемного обучения на уроках физики.Актуально и применимо в прцессе обучения ....

Элементы проблемного обучения на уроках физики.

  20.09.2023год.  Элементы проблемного обучения на уроках физики.Дисциплина  физика давно отнесена к категории самых сложных. Перед преподавателем ставиться задача – пробуд...