Внедрение элементов дуального обучения в систему образования Хабаровского торгово-экономического техникума
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrugina_htet.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение элементов дуального обучения в систему образования Хабаровского торгово-экономического техникума
Подругина Екатерина Дмитриевна,
методист КГБ ПОУ
«Хабаровский торгово-экономический техникум»
Практико-ориентированность в системе профессионального образования – ключевая тенденция, направленная на обеспечение качества подготовки кадров для современной экономики.
Система дуального обучения является одной из самых практико-ориентированных систем профессиональной подготовки, т.к.:
- позволяет устранить рассогласованность производственной и образовательной областей по вопросам подготовки профессиональных кадров, создает условия реального производства, то есть использования в обучении оборудования, технологий конкретного рабочего места на конкретном производстве;
- повышает эффективность освоения студентами теоретических основ профессиональных отраслей знания и овладения компетенциями, действиями, трудовыми операциями;
- внедряет современные производственные технологии, совершенствуя образовательные технологии, а также технологии управления профессиональным образовательным учреждением и производством;
- осуществляет развитие системы непрерывного образования, так как студенты приобретают опыт профессионального взаимодействия со специалистами, принимают опыт профессионального общения как естественное состояние работающего в производственном коллективе человека;
- создает благоприятные условия для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения образовательных учреждений среднего профессионального образования;
- обеспечивает диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяет увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ;
- способствует разностороннему профессиональному развитию студентов;
- позволяет работодателю получить специалиста, детально знакомого с особенностями работы конкретного предприятия. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве, сокращаются издержки и сроки адаптации будущего работника.
Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая сочетает теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на базе предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения — это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. Именно эти субъекты процесса образования в большей степени заинтересованы результатами обучения, его организацией и содержанием.
В Хабаровском торгово-экономическом техникуме система дуального обучения введена сравнительно недавно. Дуальное обучение осуществляется согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальностям: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Техникумом заключены договоры об организации дуального обучения с такими предприятиями как ООО «Интел» и ООО «БалансФор».
Действующая в техникуме модель реализации и управления элементами дуального обучения объединяет всех участников процесса (студенты, техникум, предприятие) и позволяет повысить не только профессиональный уровень обучающегося, его дальнейшее трудоустройство по выбранной профессии, но и значимость работодателя в образовательном процессе, повышение престижа техникума.
Техникумом совместно с предприятиями разработаны программы дуального обучения, рабочие учебные планы по специальностям, годовые календарные графики. По итогам обучения студенты получат документ (свидетельство) об уровне квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена по модулю на освоение рабочей профессии. Процедура оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в процессе дуального обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и рабочими программами профессиональных модулей организовывается техникумом совместно с предприятием.
Контролирует выполнение студентами программы дуального обучения руководитель практики. За каждой группой обучающихся (обучающимся) закрепляется наставник из числа наиболее квалифицированных специалистов предприятия для обучения практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению программы дуального обучения. Наставник обеспечивает выполнение программы дуального обучения, должностной инструкции и обязанностей, в том числе по организации участия обучающихся в рабочем процессе и проведении инструктажа.
Подобная форма организации обучения требует дополнительных финансовых и трудовых затрат со стороны всех участников процесса, однако, она дает и дополнительные преимущества.
При дуальной подготовке обучающийся приобретает на ранних стадиях обучения определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осознает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Также будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, необходимый для трудоустройства.
Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность дополнить содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства. Партнерство с учебным заведением дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и в случае явного несоответствия заблаговременно отказать выпускнику в работе или же зачислить его на должность с меньшей заработной платой.
Техникум также заинтересован в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, региона. Для работодателей это возможность подготовить для себя кадры, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для студентов дуальное обучение — это хороший шанс приобрести самостоятельность и адаптироваться к взрослой жизни. В безусловном выигрыше остается и регион, который эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
Дальнейшая реализация в техникуме инновационной программы, основанной на дуальном обучении, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичного производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников техникума, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. А также развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация производственной практики с использованием элементов дуального обучения
В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подг...
Статья. Внедрение дуального обучения в производственную практику студентов СПб ГБПОУ КСиПТ на предприятии ООО «Балтийский завод – Судостроение».
Наш колледж, СПб ГБПОУ «Колледж судостроения и прикладных технологий», готовит рабочих для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга по таким востребованным профессиям, как «Судостроитель-судор...
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум» прошла стажировку
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ...
Проблемы и возможные пути трудоустройства выпускников-юристов системы СПО (На примере ГБПОУ Владикавказский Торгово-Экономический техникум).
В статье рассмотрены основные проблемы трудоустройства выпускников-юристов в регионе (РСО-А), работа, проводимая в ГБПОУ в данном направлении и предложения для более активного использования молодых сп...
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ХАБАРОВСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Школа начинающего преподавателя, являясь составной частью сложившейся в техникуме системы методов и форм повышения профессиональной компетентности преподавателя, призвана обеспечить прохождение этапа ...
Формирование мотивации педагогов Хабаровского торгово-экономического техникума к участию в конкурсном движении через работу творческой группы «Исследовательская деятельность преподавателей и студентов»
Участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности. Однако, к...
Опыт внедрения элементов дуального обучения на примере специальности СПО «Гостиничный сервис»: плюсы и минусы.
В статье рассмотрен и описан опыт сотрудничества Санкт-Петербургского технического колледжа и социального партнера гостиницы ООО «Виктория-Охтинская», этапы внедрения в учебный процесс эле...